Проверка и оценка устных ответов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проверка и оценка устных ответов



Устный опрос является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии:

· полнота и правильность ответа;

· степень осознанности усвоения излагаемых знаний;

· последовательность изложения;

· культура речи.

Полный ответ ученика, особенно 3-4-х классов, должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные грамматические категории (члены предложения, части речи, склонение, падеж, род, число и др.), слова на определенные правила; умении объяснять их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений и, прежде всего, при проведении разного рода разборов слов (звуко-буквенного, по составу, морфологического) и предложений.

Уже в начальной стадии формирования речи младших школьников их устные ответы должны быть доказательными, в достаточной мере самостоятельными и правильными в речевом оформлении (соблюдена последовательность изложения мыслей, не нарушены нормы литературного языка в употреблении слов, построении предложений и словосочетаний).

Оценка «5» ставится, если ученик дает полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распозна­вании в тексте изученных грамматичес­ких категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочетов или допускает не более одной неточности в речи.

Оценка «4» ставится, если уче­ник дает ответ, близкий к требова­ниям, установленным для оценки "5", но допускает 1-2 неточности в речевом оформлений ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов и предложений, которые лег­ко исправляет сам или с неболь­шой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если уче­ник в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошиб­ки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке пра­вил, определений, искажающие их смысл, в анализе слов и предло­жений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.

Грубыми считаются ошибки в изложении основных программных правил и теорети­ческих положений, которые к моменту про­верки должны быть основательно изучены и закреплены. Наиболее распространен­ными из них являются механическое запоминание (зазубривание) правил, определений, понятий, неумение подобрать свои примеры, применить их на практике.

Знания учащихся по вопросам программы, которые рассматриваются только в оз­накомительном плане, не оцениваются.

Проверка и оценка письменных работ

В качестве контрольных работ (текущих и итоговых) во 2-4-х классах проводятся обычно диктанты (списывание) с грамма­тическим заданием (полным или частич­ным разборами слов и предложений), за которые ставятся две оценки, отдельно за каждый вид работы.

Со 2-го класса появляется также необходимость в проведении и оценке спе­циальных упражнений по каллиграфии. Они проводятся с целью проверки качества письма с позиций его соответствия каллиграфическим требованиям, основными из которых являются правильное, четкое начертание всех букв, соблюдение одинако­вой высоты и наклона букв на всей строке, параллельности одинаково направленных штрихов, равного расстояния между элементами в букве, между буквами в слове, между словами на строке, достижение плавности и достаточной скорости письма.

По мере необходимости могут быть выставлены следующие оценки.

Оценка «5» ставится, если письмо соответствует основным требованиям каллигра­фии. Допускается 1-2 негрубых недочета.

Оценка «4» ставится, если в письме имеются одно из существенных отклонений от нормы (несоблюдение наклона, равно­го расстояния между буквами, словами) и

1-2 негрубых недочета.

Оценка «3» ставится, если в письме имеются 2-3 существенных недочета (не­соблюдение наклона, нечеткое написание отдельных букв, несоблюдение пропорций букв по высоте, ширине и др.) и 1-2 негрубых недочета.

Оценка «2» ставится, если в целом письмо не соответствует многим из перечисленных выше требований.

К числу отдельных негрубых недочетов относятся:

· частичные искажения формы букв (угловатость букв, легкий изгиб некоторых штрихов­, петельных элементов, овалов и др.);

· несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв;

· наличие нерациональных соедине­ний, не искажающих формы букв;

· выход за линию рабочей строки (вер­хнюю, нижнюю), недописывание до нее;

· крупное или мелкое письмо;

· отдельные случаи нарушения накло­на; равного расстояния между буквами и словами.

При проверке следует словесно поощрять обучающихся, которые могут соблюдать каллиграфические требования при доста­точно скором письме. В случае наличия грубых недочетов, вызванных индивидуальными особенностями организма обучающегося, следует выставлять удовлетворитель­ную оценку.

Количество и виды контрольных письменных работ определяются необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным существенным вопросам программы или в целом по небольшой теме.

Общие итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее зна­чительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и. как пра­вило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам. Количество итого­вых работ не должно превышать следующие нормы (см. табл. 1)

Таблица 1

Виды контрольных работ Классы
1-й 2-й 3-й 4-й
I полу­годие II полу­годие I полу­годие II полу­годие I полу­годие II полу­годие I полу­годие II полу­годие
Диктанты (с грамматическ им заданием) -              
Списывание текста -              
Изложение - - -   -      
Примечание. Сочинения в начальной школе проводятся по мере необходимости

 

Контрольный диктант

Требования к тексту диктанта

Текст диктанта подбирается средней трудности, с расчетом на возможность выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Для диктантов (списывания) целесообразно использовать связные тексты. Эти тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, носить воспита­тельный, познавательный характер, быть доступными по содержанию и структуре обучающимся данного класса.

Для 1-го класса подбираются тексты, включающие в себя слова, в которых написание не расходится с произношением. Если же в текстах диктантов (1-4-е классы) встречаются слова или знаки препинания на прави­ла, которые не изучаются в данном клас­се, они записываются на доске или четко проговариваются учителем.

Объем диктанта и текста для списыва­ния должен быть следующим (см. табл. 2)

Требования к количеству слов в диктанте

Таблица 2

  Первое полугодие Второе полугодие
1 класс - 15-20 слов
2 класс 25-35 слов 35-45 слов
3 класс 45 -55 слов 55-65 слов
4 класс 65-70 слов 70-80 слов

 

На проведение контрольных работ, включающих в себя грамматические зада­ния, отводится 35-40 минут во 2-4-х клас­сах, 25-30 минут в 1-м классе.

В 1-м классе используется только сло­весная оценка, а ее критериями являются соответствие или несоответствие требова­ниям программы. Работа может быть при­знана удовлетворительной, если количе­ство недочетов не превышает пяти как при письме под диктовку, так и при списывании текста.

При оценке диктанта во 2-4-х классах следует руководствоваться следующими критериями:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений орфограмм. Работа написана аккуратно, четко. Письмо в целом соответствует требованиям каллиграфии (соблюдение правильного начертания формы букв, одинаковой высоты, наклона, равного расстояния между буква­ми и др.). Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а так­же одно исправление (вставка пропущен­ной буквы, исправление неточно написан­ной буквы и т.п.).

Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических (фонетико-графических) ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографической, и 2 пунктуационных ошибок. Работа выпол­нена аккуратно, но имеются незначитель­ные отклонения от норм каллиграфии. До­пускается дополнительно по одному ис­правлению любого характера.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено от 3 до 5 орфографических (фонетико-графических) ошибок в следую­щих возможных вариантах: а) 3 орфографи­ческие и 2-3 пунктуационные, б) 4 орфографические и 2 пунктуационные, в) 5 орфографических и 1 пунктуационная ошибка. Работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно по одно­му исправлению любого характера.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено более 5 орфографических (фонетико-графических) ошибок. Работа выполнена небрежно, имеется много серьез­ных отклонений от норм каллиграфии.

Ошибкой в диктанте следует считать:

• нарушение правил орфографии при написании слов;

• неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями;

• пропуск, перестановка, замена букв, слогов в словах;

• замену слов;

• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

За ошибку в диктанте не считаются:

• ошибки на те, разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего

предложения записано с заглавной буквы;

• единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

• два исправления;

• две пунктуационные ошибки;

• повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

• повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);

• дважды записанное одно и то же слово в предложении;

• неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;

• перенос слова.

Грамматические задания

Задания для грамматического разбора (примерно 3 задания) должны быть связаны с текстами диктанта (списывания), с изучен­ным материалом по грамматике и правописанию, поскольку ставят своей целью определить степень осознанности изученного грамма­тического материала и проверить умения школьников использовать полученные знания в практике письменной и устной речи.

При оценке выполнения грам­матического задания рекомендуется руководствоваться сле­дующим.

Оценка «5» ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка «4» ставится, если уче­ник обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применить свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правиль­но выполнил не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного мате­риала, не справился с большинством грамматических заданий.

Словарный диктант

Содержание словарных диктантов составляют слова, правописание которых не регулируется правилами. Словарный диктант проводится 1-2 раза в месяц с целью осуществления текущего контроля. Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ. Их со­держание составляют слова, написание ко­торых не регулируется правилами (списки таких слов даны в программе каждого клас­са). Объем словарных диктантов должен быть следующим (см. табл. 3)

Таблица 3

Требования к количеству слов в словарном диктанте

  Первое полугодие Второе полугодие
1-й класс - 5-6 слов
2-й класс 8-10 слов 10-12 слов
3-й класс 10-12 слов 12-15 слов
4-й класс 12-15 слов 15-18 слов

 

Оценки за словарный диктант во 2-4-х классах выставляются в соответствии со следующими нормами:

Оценки:

«5» – без ошибок.

«4» – 1 ошибка и 1 исправление.

«3» – 2 ошибки и 1 исправление.

«2» – 3–5 ошибок.

Ошибкой считается любая допущенная орфографическая ошибка, включая пропуск и замену букв.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.63.120 (0.031 с.)