Критерии оценивания навыков по литературному чтению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценивания навыков по литературному чтению



В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

  • в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений;
  • во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
  • в третьем и четвертом классах наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя"); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений.

 

8.1. Нормы оценок по литературному чтению

Контрольная проверка навыка чтения проводится на конец полугодия у каждого обучающегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Проверка навыков чтения учащихся проводится на основе оценки классного и домашнего чтения и разбора текстов учебной книги. Навыки чтения оцениваются в пределах программных требований для каждого класса.

1-й класс

В течение первого года обучения проводится текущая проверка становления элементарного навыка чтения без выставления отметки. Основными объектами проверки в 1-м классе являются умения учащихся анализировать слого-звуковой состав слов, читать плавно, по слогам слова, предложения, короткие тексты с изученными буквами. В конце первого года обучения проверяется первоначальный навык в соответствии с требованиями программы, а именно: учащиеся должны овладеть правильным и плавным слоговым чтением текстов при темпе 20-25 слов в минуту (I уровень), 30-40 слов в минуту (II уровень).

Результаты проверки получают выражение в форме устных оценочных суждений учителя.

Й класс

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, понимает содержание прочитанного;

- в 1 полугодии читает плавно, по слогам, отдельные простые слова умеет читать целиком, темп чтения не менее 35 слов в минуту;

- во II полугодии читает плавно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по слогам), со скоростью не менее 50-60 слов в минуту, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах;

- правильно ставит ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения;

- умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно передать содержание прочитанного и иллюстрации к тексту;

- твердо знает текст стихотворения для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- понимает основное содержание прочитанного;

- в I полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 30 слов в минуту:

- во II полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова по слогам), со скоростью не менее 45 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударений и при соблюдении пауз и интонации конца предложения;

- правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;

- знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении наизусть перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- разбирается в прочитанном тексте только с помощью учителя:

- в I полугодии читает отрывисто, по слогам (отдельные слова читает целиком), со скоростью не менее 25 слов в минуту;

- во II полугодии читает плавно, по слогам (отдельные слова читает целиком), темп чтения не менее 40 слов в минуту, допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку слогов и слов, не соблюдает пауз между словамии предложениями;

- пересказывает текст, нарушая его последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;

- знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

- слабо разбирается в прочитанном тексте даже с помощью вопросов учителя;

- в I полугодии читает по буквам, темп чтения менее 20 слов в минуту;

- во II полугодии читает отрывисто, по слогам, с элементами побуквенного чтения, со скоростью менее 30 слов в минуту, допускает при чтении более 6 ошибок на замену, пропуск, перестановку слогов, не соблюдает пауз между словами и предложениями;

- не воспроизводит содержания текста с помощью вопросов учителя;

- при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного.

 

Класс

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- правильно понимает смысл прочитанного;

- в I полугодии читает целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам), без ошибок, со скоростью не менее 60 слов в минуту;

- во II полугодии читает целыми словами, темп чтения не менее 70-80 слов в минуту;

- читает текст выразительно; выделяет важные по смыслу слова и соблюдает паузы:

- пересказывает содержание прочитанного подробно и выборочно;

- самостоятельно делит небольшой текст на части и озаглавливает их, передает содержание прочитанного по простейшему плану, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков из текста;

- твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- правильно понимает основное содержание прочитанного:

- в I полугодии читает текст выразительно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 55 слов в минуту;

- во II полугодии темп чтения не менее 70 слов в минуту, при чтении допускает 1-3 ошибки;

- при самостоятельном делении текста на части в нахождении нужных эпизодов рассказа допускает 1-2 неточности, носам устраняет их;

- знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает при этом незначительные неточности (повтор, перестановку и др.).

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- смысл текста прочитанного устанавливает с помощью учителя;

- в I полугодии читает текст целыми словами, но с элементами слогового чтения, монотонно, со скоростью не менее 50 слов в минуту:

- во II полугодии темп чтения не менее 65 слов в минуту, при чтении допускает от 4 до 6 ошибок на замену, пропуск, искажение и перестановку букв, слогов, слов и ударений в словах;

- не умеет самостоятельно, без наводящих вопросов учителя, последовательно передать содержание прочитанного, делить текст на части и озаглавливать их, допущенные при пересказе речевые ошибки исправляет только с помощью учителя;

- воспроизводит наизусть стихотворение, но текст знает нетвердо.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

- в I полугодии читает монотонно, по слогам, темп чтения до 35 слов в минуту;

- во II полугодии читает по слогам, только отдельные слова читает целиком, темп чтения до 50 слов в минуту;

- при чтении допускает более 6 ошибок;

- искажает содержание прочитанного, не может разделить текст на части даже при помощи дополнительных вопросов учителя:

- при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

4-й класс

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- правильно и полностью понимает содержание прочитанного;

- читает бегло, целыми словами, с соблюдением основных норм литературного произношения;

- в 1 полугодии темп чтения не менее 80 слов в минуту;

- во II полугодии - не менее 90 слов в минуту;

- умеет самостоятельно подготовиться к выразительному чтению и передать с помощью интонации смысл прочитанного текста и свое отношение к его содержанию;.

- умеет полно, кратко и выборочно пересказать текст, выявляет основной смысл прочитанного и формулирует его своими словами;

- самостоятельно находит в тексте слова и выражения, характеризующие действующих лиц, события, картины природы;

- твердо знает и выразительно читает наизусть стихотворение.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- правильно понимает основное содержание прочитанного;

- читает целыми словами, используя основные средства выразительности;

- в 1 полугодии скорость чтения не менее 75 слов в минуту;

- во II полугодии - не менее 90 слов в минуту, при чтении допускает 1-3 ошибки;

- самостоятельно выделяет основную мысль прочитанного, но при ее формулировке допускает речевые неточности, которые может устранить без помощи учителя;

- при составлении полного, краткого и выборочного пересказа допускает незначительные неточности;

- знает наизусть стихотворение, но при чтении допускает 1-2 ошибки, которые исправляет самостоятельно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- понимает содержание прочитанного текста с помощью учителя:

- в I полугодии читает монотонно, целыми словами (единичные слова с элементами слогового чтения), скорость чтения не менее 70 слов в минуту:

- во II полугодии читает невыразительно, целыми словами, темп чтения не менее 85 слов в минуту, при чтении допускает от 4 до 6 ошибок;

- передает краткое содержание и основной смысл прочитанного только с помощью вопросов учителя;

- воспроизводит наизусть стихотворение, но при этом допускает ошибки, которые исправляет только с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

- слабо понимает прочитанное;

- в I полугодии читает текст в основном по слогам (только отдельные слова читает целиком), допускает большое количество ошибок на замену, пропуск, искажение слогов, слов, темп чтения до 60 слов в минуту;

- во II полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок, темп чтения до 75 слов в минуту;

- пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает много речевых ошибок;

- не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощь вопросов учителя;

- при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умения работать с текстом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.158 с.)