Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VI. Историческая концепция Р. Йосефа Альбо - итоги↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Историческая концепция р. Йосефа Альбо направлена на выявление смысла исторических событий в различных, диалектически сопряженных друг с другом аспектах. Основное диалектическое противопоставление "минус - плюс" служит для него средством истолкования судьбы народа Израиля, выражающегося в противопоставлении "галут - освобождение". Это обращено как в прошлое (египетское изгнание и исход из Египта), так и в будущее (нынешнее изгнание и освобождение из него). Другой пласт диалектического напряжения, характерный для истории народа Израиля, - это сопряжение двух факторов исторического значения: Б-жественное управление всем миром и предназначение человека. Другими словами: сопряжение фактора теологического и телеологического. Оригинальность философии истории у р. Й. Альбо выражается в безусловном примате фактора теологического: на примере первоначальной эпохи существования человеческого рода, Египетского изгнания, Исхода из Египта, эпохи странствований в пустыне и Первого храма он доказывает основные принципы иудаизма - веру в существование Творца Вселенной, в возможность Его откровения людям и Его детальный надзор над всем, что происходит в мире. Также его исследование нынешнего галута пронизано, с одной стороны, проявлением категории "ропота" на Небеса, а с другой - надеждой на помощь свыше. То есть, опять же концепция Альбо оказывается стоящей на теологической основе. Лишь описание эпохи Второго храма в известной мере выходит за эти рамки: ее облик воссоздается, главным образом, на основе исторических данных, касающихся деяний человека и его верности идеалам освобождения и совершенства. Безусловно, и здесь Альбо не уклоняется от линии теологической, видя в событиях этой эпохи проявление Б-жественного вмешательства. Однако даже если видеть главный акцент теории Альбо на теологическом аспекте истории, все же здесь явно проявляет себя иной аспект - аспект телеологический: аспект правильности выбора, совершаемого и человеком, и всей нацией, аспект соответствия этого выбора "конечной цели", то есть высшему совершенству. В известной мере этот аспект обнаруживает себя и в анализе первой эпохи в истории человечества -в обсуждении проблемы первого греха и перипетий последующих поколений. Период Египетского изгнания и Исход из него предстают перед нами как сопоставление еврейских духовных ценностей с египетским язычеством и образом жизни, эпоха странствований в пустыне и период Первого храма - как процесс, направленный к достижению народом "человеческого совершенства". Еще один аспект концепции р. Й. Альбо заслуживает того, чтобы о нем упомянули: символическое истолкование исторических эпох. Так, события начальной эпохи существования человечества символизируют основные принципы иудаизма, эпоха Египетского изгнания - борьбу противоположностей, а эпоха дарования Торы и построения Храма трактуется вообще в категориях "не от мира сего" - мы переносимся в сферы пророчества и откровений свыше. Нет места в исторической концепции Альбо таким явлениям, как административное управление государством, институты священнослужения и монархии. В противоположность этому при воссоздании эпохи Второго храма он переносит центр своего внимания на событийную сторону эпохи. То же самое относится и к теории нынешнего изгнания, и потому здесь теологический анализ привязан именно к фактическому материалу. В заключение следует отметить влияние, которое оказали на концепцию Альбо события его времени и его собственной жизни. "Книга основ", служащая нам источником для выяснения его мировоззрения, написана тогда, когда противоположность между иудаизмом и христианством достигла крайней степени напряженности. Отпечаток этого заметен во многих главах книги: полемика с христианской концепцией в трактовке "первого греха", первоначальной эпохи существования человечества, акцент на неповторимость дарования Торы и т.п. свидетельствуют об этом. Впрочем, несмотря на достаточно острую полемику, Альбо излагает мнения, с которыми он не согласен, спокойно и объективно, в плане исследования различных систем взглядов. Возможно, что в этом проявляется в соответствующие времена духовная высота: когда творческой личности - мудрецу Торы, ученому или художнику - отказывают в свободе высказать свое мнение открыто, он погружается в свой собственный мир - мир творчества, переживаний или исследований и тем самым доносит до мира истину, которой он посвятил свою жизнь. ПРИМЕЧАНИЯ (1) Р.Йосеф Альбо, Книга основ, изд. Ицхака Гузика, Филадельфия, 5690 (1929-1930), ч.1, гл.11, с. 101-108. (2) См. комментарий Раши к Бреишит, 1:1. (3) Книга основ, ч.З, гл.14,15, с.118-119и 128-136. (4) Тамже, ч.З, гл.15, с.134-135. (5) Там же, ч.1, гл.14, с. 128. (6) Там же, ч.З, гл.26, с.247-248. (7) Тамже, ч.1, гл.14, с. 129. (8) Тамже, ч.З, гл.18, с.163. (9) Там же, ч.4, гл.41, с.409-410. И далее: "И еще был Египет наказан тем, что исчез с лица земли - лишь имя его осталось в памяти поколений" (с.425). (10) Там же, ч. 1, гл. 17, с. 150. (11) Там же, ч.4, гл.51, с.486-488. (12) Там же, ч.2, гл.14, с.83. (13) Там же, ч.З, гл.26, с.247. Далее Альбо связывает память об Исходе из Египта с памятью о сотворении мира. (14) Там же, ч.З, гл.16, с. 142. (15) Там же, ч.4, гл.13, с. 126. (16) Там же, ч.З, гл.37, с.347-348. (17) Там же, ч.З, гл.8, с.76. (18) Там же, ч.З, гл.11, с. 100 (см. также с. 105). (19) тамже, ч.З, гл.11, с.102-103. (20) Там же, ч.З, гл.11, с. 106. По этой причине Барух бен Нерия не удостоился пророчества при помощи Ирмеягу, потому что Ковчег Завета был к тому времени спрятан, а сам он не был достаточно подготовлен. В противоположность ему Хагай, Зехария и Малахи удостоились пророчества, так как были готовы к этому более Баруха бен Нерии и учились у Ирмеягу и Йехезкеля (там же). (21) Там же, ч.З, гл.12, с. 107. В словах Альбо здесь звучит воззрение универсальное: пророчество служит достижению совершенства не только народом Израиля, но и всем человечеством. (22) Другое подтверждение этой точки зрения мы находим в продолжении слов Йешаи: "...И будут цари пествовать тебя". (23) р. Х.Галипапа жил в Испании примерно в 1310-1380 гг. См. о нем: И.Бэр. Евреи в христианской Испании. Тель-Авив, 5719, с.208 и прим.40, а также с.271. (24) Книга основ, ч.4, гл.42, с.414-423. Альбо критикует также ту точку зрения, что вера в приход Машиаха - один из принципов нашей веры, и подвергает сомнению обоснование ее на переводе Торы Онкелоса (см. с.423). (25) Там же, ч.4, гл.35, с.349-351. (26) Там же, ч.4, гл.35, с.427. Гузик отождествляет Йосефа бен Горьона с Иосифом Флавием, хотя вполне возможно, что Альбо имеет в виду так наз. "псевдо-Иосифа", автора "Йосипона". См. Книга основ, ч.4, гл.42, с.425, прим.5. (27) Альбо придерживается толкования, что "четвертый зверь" в видении Даниэля символизирует Эдом, т.е. Рим. См.:Книга основ, ч.4, гл.42, с.428-429 и прим.4 там же. (28) Книга Основ, ч.4, гл.42, с.428-430. (29) Там же, ч.4, гл.42, с.426. (30) Там же, ч.З, гл.17, с. 143, 146-147. (31) Там же, ч.3,гл.22, с.198-199. (32) У предшественников Альбо мы находим совершенно иные точки зрения об эпохе Второго Храма, и в их числе также его учитель р. X. Крескас. См.: Й. Бен-Сасон. Еврейская мысль. Иерусалим, 5747, с.176 и далее, где разбираются также точки зрения Рамбама и Абарбанеля. (33) Книга основ, ч.4, гл.50, с.473-475. (34) Там же, ч.4, гл.35, с.356, а также с.354. (35) Там же, ч.4, гл.46, с.450, 455-456. (36) Там же, ч.4, гл.37, с.365-367, 371. (37) См. выше прим.32. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН АЛЬ-ГАЗАЛИ, Мухаммад (1059-1111) - мусульманский теолог, философ, мистик полемизировал со всем!» философскими системами, в особенности с аристотелевской (однако данное им изложение ее признанно классическим). Жил в Иране. ГАРАН, рабейну Нисим бен Реувен Герунди (13107-1375) - один из величайших галахических авторитетов Испании, комментатор Талмуда и поэт. ДУРАН, р. Шимон Бен Цемах, или Рашбац (1361-1444) - кодификатор законов Торы, философ, ученый и поэт. Уроженец о. Майорка, в 1391 г. из-за антиеврейских гонений был вынужден переселиться в Алжир, который в то время стал центром Торы и еврейской мысли. ИБН-РОШД (или Ибн-Рушд, а также Аверроэс) - арабский философ и врач XII в., живший в Испании и Марокко автор медицинской энциклопедии. Один из выдающихся представителей арабского аристотелизма, полемизировавший с АЛЬ-ГАЗАЛИ. ИБН-СИНА (Авиценна) (ок. 980-1037) - исламский ученый, философ и врач, выдающийся представитель исламского аристотелизма и неоплатонизма. Жил в Ср. Азии и Иране. ЛИПШИЦ, раби ГЕДАЛЬЯ БЕН ШЛОМО-ЗАЛМАН - философ, живший в г. Люблине во втор. пол. XVI - нач. XVII вв. КРЕСКАС, р.Хисдай (?-1414?) - выдающийся философ и духовный руководитель испанского еврейства ХIV-XV вв. глава философской школы, отвергавшей систему Рамбама из-за его склонности к аристотелизму. РАЛБАГ, раби Леви бен Гершон (1288-1344) - философ, комментатор Танаха, математик и астроном, поэт, Жил в Провансе. РАСАГ - см. СААДИЯ-ГАОН. РИБАШ, раби Ицхак бен Шешет (1326-1408) - один из величайших галахических авторитетов Испании, кодификатор законов Торы и комментатор Талмуда. СААДИЯ-ГАОН, рав (882-942) - один из величайших еврейских мыслителей, "отец еврейской религиозной философии" авторитет Галахи, комментатор Танаха и Талмуда, грамматик и поэт духовный глава вавилонского еврейства своего поколения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.119.34 (0.007 с.) |