VI. Историческая концепция Р. Йосефа Альбо - итоги 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Историческая концепция Р. Йосефа Альбо - итоги



Историческая концепция р. Йосефа Альбо направлена на выявление смысла исторических событий в различных, диалектически сопряженных друг с другом аспектах. Основное диалектическое противопоставление "минус - плюс" служит для него средством истолкования судьбы народа Израиля, выражающегося в противопоставлении "галут - освобождение". Это обращено как в прошлое (египетское изгнание и исход из Египта), так и в будущее (нынешнее изгнание и освобождение из него).

Другой пласт диалектического напряжения, характерный для истории народа Израиля, - это сопряжение двух факторов исторического значения: Б-жественное управление всем миром и предназначение человека. Другими словами: сопряжение фактора теологического и телеологического.

Оригинальность философии истории у р. Й. Альбо выражается в безусловном примате фактора теологического: на примере первоначальной эпохи существования человеческого рода, Египетского изгнания, Исхода из Египта, эпохи странствований в пустыне и Первого храма он доказывает основные принципы иудаизма - веру в существование Творца Вселенной, в возможность Его откровения людям и Его детальный надзор над всем, что происходит в мире. Также его исследование нынешнего галута пронизано, с одной стороны, проявлением категории "ропота" на Небеса, а с другой - надеждой на помощь свыше. То есть, опять же концепция Альбо оказывается стоящей на теологической основе. Лишь описание эпохи Второго храма в известной мере выходит за эти рамки: ее облик воссоздается, главным образом, на основе исторических данных, касающихся деяний человека и его верности идеалам освобождения и совершенства. Безусловно, и здесь Альбо не уклоняется от линии теологической, видя в событиях этой эпохи проявление Б-жественного вмешательства. Однако даже если видеть главный акцент теории Альбо на теологическом аспекте истории, все же здесь явно проявляет себя иной аспект - аспект телеологический: аспект правильности выбора, совершаемого и человеком, и всей нацией, аспект соответствия этого выбора "конечной цели", то есть высшему совершенству. В известной мере этот аспект обнаруживает себя и в анализе первой эпохи в истории человечества -в обсуждении проблемы первого греха и перипетий последующих поколений. Период Египетского изгнания и Исход из него предстают перед нами как сопоставление еврейских духовных ценностей с египетским язычеством и образом жизни, эпоха странствований в пустыне и период Первого храма - как процесс, направленный к достижению народом "человеческого совершенства".

Еще один аспект концепции р. Й. Альбо заслуживает того, чтобы о нем упомянули: символическое истолкование исторических эпох. Так, события начальной эпохи существования человечества символизируют основные принципы иудаизма, эпоха Египетского изгнания - борьбу противоположностей, а эпоха дарования Торы и построения Храма трактуется вообще в категориях "не от мира сего" - мы переносимся в сферы пророчества и откровений свыше. Нет места в исторической концепции Альбо таким явлениям, как административное управление государством, институты священнослужения и монархии. В противоположность этому при воссоздании эпохи Второго храма он переносит центр своего внимания на событийную сторону эпохи. То же самое относится и к теории нынешнего изгнания, и потому здесь теологический анализ привязан именно к фактическому материалу.

В заключение следует отметить влияние, которое оказали на концепцию Альбо события его времени и его собственной жизни. "Книга основ", служащая нам источником для выяснения его мировоззрения, написана тогда, когда противоположность между иудаизмом и христианством достигла крайней степени напряженности. Отпечаток этого заметен во многих главах книги: полемика с христианской концепцией в трактовке "первого греха", первоначальной эпохи существования человечества, акцент на неповторимость дарования Торы и т.п. свидетельствуют об этом. Впрочем, несмотря на достаточно острую полемику, Альбо излагает мнения, с которыми он не согласен, спокойно и объективно, в плане исследования различных систем взглядов. Возможно, что в этом проявляется в соответствующие времена духовная высота: когда творческой личности - мудрецу Торы, ученому или художнику - отказывают в свободе высказать свое мнение открыто, он погружается в свой собственный мир - мир творчества, переживаний или исследований и тем самым доносит до мира истину, которой он посвятил свою жизнь.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Р.Йосеф Альбо, Книга основ, изд. Ицхака Гузика, Филадельфия, 5690 (1929-1930), ч.1, гл.11, с. 101-108.

(2) См. комментарий Раши к Бреишит, 1:1.

(3) Книга основ, ч.З, гл.14,15, с.118-119и 128-136.

(4) Тамже, ч.З, гл.15, с.134-135.

(5) Там же, ч.1, гл.14, с. 128.

(6) Там же, ч.З, гл.26, с.247-248.

(7) Тамже, ч.1, гл.14, с. 129.

(8) Тамже, ч.З, гл.18, с.163.

(9) Там же, ч.4, гл.41, с.409-410. И далее: "И еще был Египет наказан тем, что исчез с лица земли - лишь имя его осталось в памяти поколений" (с.425).

(10) Там же, ч. 1, гл. 17, с. 150.

(11) Там же, ч.4, гл.51, с.486-488.

(12) Там же, ч.2, гл.14, с.83.

(13) Там же, ч.З, гл.26, с.247. Далее Альбо связывает память об Исходе из Египта с памятью о сотворении мира.

(14) Там же, ч.З, гл.16, с. 142.

(15) Там же, ч.4, гл.13, с. 126.

(16) Там же, ч.З, гл.37, с.347-348.

(17) Там же, ч.З, гл.8, с.76.

(18) Там же, ч.З, гл.11, с. 100 (см. также с. 105).

(19) тамже, ч.З, гл.11, с.102-103.

(20) Там же, ч.З, гл.11, с. 106. По этой причине Барух бен Нерия не удостоился пророчества при помощи Ирмеягу, потому что Ковчег Завета был к тому времени спрятан, а сам он не был достаточно подготовлен. В противоположность ему Хагай, Зехария и Малахи удостоились пророчества, так как были готовы к этому более Баруха бен Нерии и учились у Ирмеягу и Йехезкеля (там же).

(21) Там же, ч.З, гл.12, с. 107. В словах Альбо здесь звучит воззрение универсальное: пророчество служит достижению совершенства не только народом Израиля, но и всем человечеством.

(22) Другое подтверждение этой точки зрения мы находим в продолжении слов Йешаи: "...И будут цари пествовать тебя".

(23) р. Х.Галипапа жил в Испании примерно в 1310-1380 гг. См. о нем: И.Бэр. Евреи в христианской Испании. Тель-Авив, 5719, с.208 и прим.40, а также с.271.

(24) Книга основ, ч.4, гл.42, с.414-423. Альбо критикует также ту точку зрения, что вера в приход Машиаха - один из принципов нашей веры, и подвергает сомнению обоснование ее на переводе Торы Онкелоса (см. с.423).

(25) Там же, ч.4, гл.35, с.349-351.

(26) Там же, ч.4, гл.35, с.427. Гузик отождествляет Йосефа бен Горьона с Иосифом Флавием, хотя вполне возможно, что Альбо имеет в виду так наз. "псевдо-Иосифа", автора "Йосипона". См. Книга основ, ч.4, гл.42, с.425, прим.5.

(27) Альбо придерживается толкования, что "четвертый зверь" в видении Даниэля символизирует Эдом, т.е. Рим. См.:Книга основ, ч.4, гл.42, с.428-429 и прим.4 там же.

(28) Книга Основ, ч.4, гл.42, с.428-430.

(29) Там же, ч.4, гл.42, с.426.

(30) Там же, ч.З, гл.17, с. 143, 146-147.

(31) Там же, ч.3,гл.22, с.198-199.

(32) У предшественников Альбо мы находим совершенно иные точки зрения об эпохе Второго Храма, и в их числе также его учитель р. X. Крескас. См.: Й. Бен-Сасон. Еврейская мысль. Иерусалим, 5747, с.176 и далее, где разбираются также точки зрения Рамбама и Абарбанеля.

(33) Книга основ, ч.4, гл.50, с.473-475.

(34) Там же, ч.4, гл.35, с.356, а также с.354.

(35) Там же, ч.4, гл.46, с.450, 455-456.

(36) Там же, ч.4, гл.37, с.365-367, 371.

(37) См. выше прим.32.

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

АЛЬ-ГАЗАЛИ, Мухаммад (1059-1111) - мусульманский теолог, философ, мистик полемизировал со всем!» философскими системами, в особенности с аристотелевской (однако данное им изложение ее признанно классическим). Жил в Иране.

ГАРАН, рабейну Нисим бен Реувен Герунди (13107-1375) - один из величайших галахических авторитетов Испании, комментатор Талмуда и поэт.

ДУРАН, р. Шимон Бен Цемах, или Рашбац (1361-1444) - кодификатор законов Торы, философ, ученый и поэт. Уроженец о. Майорка, в 1391 г. из-за антиеврейских гонений был вынужден переселиться в Алжир, который в то время стал центром Торы и еврейской мысли.

ИБН-РОШД (или Ибн-Рушд, а также Аверроэс) - арабский философ и врач XII в., живший в Испании и Марокко автор медицинской энциклопедии. Один из выдающихся представителей арабского аристотелизма, полемизировавший с АЛЬ-ГАЗАЛИ.

ИБН-СИНА (Авиценна) (ок. 980-1037) - исламский ученый, философ и врач, выдающийся представитель исламского аристотелизма и неоплатонизма. Жил в Ср. Азии и Иране.

ЛИПШИЦ, раби ГЕДАЛЬЯ БЕН ШЛОМО-ЗАЛМАН - философ, живший в г. Люблине во втор. пол. XVI - нач. XVII вв.

КРЕСКАС, р.Хисдай (?-1414?) - выдающийся философ и духовный руководитель испанского еврейства ХIV-XV вв. глава философской школы, отвергавшей систему Рамбама из-за его склонности к аристотелизму.

РАЛБАГ, раби Леви бен Гершон (1288-1344) - философ, комментатор Танаха, математик и астроном, поэт, Жил в Провансе.

РАСАГ - см. СААДИЯ-ГАОН.

РИБАШ, раби Ицхак бен Шешет (1326-1408) - один из величайших галахических авторитетов Испании, кодификатор законов Торы и комментатор Талмуда.

СААДИЯ-ГАОН, рав (882-942) - один из величайших еврейских мыслителей, "отец еврейской религиозной философии" авторитет Галахи, комментатор Танаха и Талмуда, грамматик и поэт духовный глава вавилонского еврейства своего поколения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.011 с.)