Первоосновы Б-жественной религии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первоосновы Б-жественной религии



Определение понятия "первооснова "

Первооснова - это фундамент, на котором стоит все здание и который обеспечивает его существование: при устранении его все здание рушится.

Так ствол дерева - его первооснова. Невозможно представить себе дерево без ствола. Наши, благословенной памяти, учителя часто пользуются этим понятием, говоря: "Для этого есть основание в Торе", или: "Для этого нет основания в Торе". Поэтому понятие "первооснова" можно применить для исследования принципов религии, того, что обеспечивает ее существование. Например, существование Б-га - это первооснова нашей веры в Б-жественность Торы совершенно очевидно, что невозможно представить себе Б-жественную Тору без принятия принципа о существовании Б-га.

В свете этого становится ясной необходимость исследования какие именно понятия должны быть рассматриваемы как первоосновы Б-жественной религии -как тот фундамент, на котором она стоит (там же, гл.З) (31).

Три первоосновы Б-жественной религии

Б-жественная религия имеет три первоосновы: 1) существование Б-га, 2) Б-жественность Торы и 3) воздаяние за добро и зло. Нет сомнения, что эти три принципа являются такими первоосновами Б-жественной религии, от которых зависит ее особенность именно как Б-жественной религии: потому что если мы представим себе, что исчез хотя бы один из них, все здание религии рухнет.

Совершенно очевидно, что без веры в существование Б-га нет и Б-жественной религии. Но даже если принять принцип существования Б-га, но отрицать, что Тора нам дана с Небес, - опять-таки Б-жественной религии нет. Если же принять оба эти принципа, но нет воздаяния человеку на этом свете и душе его после смерти, к чему давать ему Б-жественную религию? Может быть для того, чтобы регламентировать жизнь людей с целью усовершенствования их политической общности? Для этого вполне достаточно конвенционального закона! Но ясно, что Б-жественная религия дает человеку возможность достигнуть той цели, к которой конвенциональный закон не может его привести, а именно: человеческого совершенства, зависящего от совершенства души. Отсюда следует, что принцип воздаяния душе человека - это первооснова Б-жественного закона, а физическое воздаяние в этом мире праведнику за исполнение заповедей - его подтверждение. Поэтому принцип воздаяния - такая основа Б-жественной религии, без которой она не может существовать (там же, гл. 10) (32).

КОРНИ Б-ЖЕСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ

Соотношение между "корнем" и "первоосновой"

Не всякая религия, основывающаяся на вышеуказанных трех первоосновах является Б-жественной религией во всех отношениях - чтобы ее адепт считался верящим в Б-жественную Тору и, безусловно, имел удел в будущем мире. Да, эти три первоосновы - общие принципы Б-жественной религии вообще отрицая, хотя бы один из них человек исключается из числа приверженцев Б-жественной религии и лишается удела в будущем мире, поскольку он отрекается от Б-жественного закона. Но чтобы заслужить удел в будущем мире, мало признавать только эти три первоосновы, необходимо еще принять "корни" религии, ответвляющиеся от них и зависящие от них. Эти корни настолько тесно связаны с первоосновами, из которых вырастают, что отрицание хотя бы одного из них означает отрицание той первоосновы, с которой он соединяется /там же, гл.13/.

Заповеди Торы - ни "первооснова", ни "корень"

Теперь нам следует наметить путь для изучения "корней", ответвляющихся от трех вышеуказанных первооснов. Это даст возможность сразу отличать отступника, отрицающего хотя бы одну из них, от верующего, признающего все три. Необходимо сразу заметить, что ни одна из заповедей Торы не может рассматриваться ни как первооснова, ни как корень, потому что тот, кто преступает одну из заповедей Торы, не исключается из-за этого из круга верующих в Б-га и Его Тору. Хотя он, без сомнения, - грешник и заслуживает наказания, которое Тора предусматривает за его грех, но не становится отступником и не теряет своего удела в будущем мире.

Исключением является случай, когда причиной нарушения заповеди Торы оказывается сомнение в том, действительно ли она заповедь Всевышнего или действительно ли она дана Моше на Синае. Тогда преступивший ее причисляется к отрицающим Б-жественность Торы, причем не имеет значения, какая именно это заповедь: пусть даже заповедь отпустить птицу, сидящую на гнезде [Сангедрин, 99а]. Если же мы примем во внимание этот случай и все же посчитаем каждую заповедь принципом, то тогда количество принципов вырастет до числа заповедей Торы. А если мы сочтем принципом или хотя бы корнем те из заповедей, которые непосредственно связаны с вышеуказанными тремя первоосновами, то все равно их число будет очень значительным, потому что в него войдут все заповеди, связанные с запретом идолопоклонства, и вообще все заповеди, касающиеся оснований Торы, а это только лишь те, которые ответвляются от первого из трех главных принципов - принципа существования Б-га. Однако истина состоит в том, что нельзя считать ни корнем, ни принципом, ни одну из частных заповедей, которые предписывает Тора (там же, гл.14) (33).

Корни, относящиеся к принципу существования Б-га

От вышеупомянутых трех первооснов, ответвляются восемь корней: четыре - от принципа существования Б-га, три - от принципа Б-жественного происхождения Торы и один - от принципа воздаяния.

Корни принципа существования Б-га включают в себя все основные категории существования Б-га: Его единство, Его бестелесность, Его независимость от времени и Его совершенство. Очевидно, что каждый из них необходим: если Он, благословенный, не будет един, если у Него будет тело или Он будет силой, действующей через тело - Его первичность не будет бесспорной также если Он будет зависим от времени (то есть Вневременной будет хоть как-то связан со временем: или время будет предшествовать Ему, или Он будет предшествовать времени), то Он не будет ни первичным, ни вечным (34)". И еще мы видим корень принципа существования Б-га в Его совершенстве: это означает, что про Него нельзя сказать, что Он "спит", или что-то "забыл", или "устал" и т.п., напротив, следует отнести к Нему все мыслимые позитивные качества вроде "всемогущество", "воля" и т.п. Потому что, если Он не будет обладать хотя бы одним из них - Он не будет обладать истинным совершенством. Но, в каком именно смысле возможно приписывать Всевышнему все положительные качества будет разъяснено ниже, во второй части книги. (35)

Корни, относящиеся к принципу Б-жественного происхождения Торы

От второго принципа, принципа Б-жественного происхождения Торы ответвляются три корня: всеведенье Б-га, существование пророчества и истинность миссии пророка. Необходимость каждого из них очевидна: если Всевышний не знает всего, происходящего в самом нижнем из миров, - пророчества нет и нет Торы с Небес, если же принять всеведенье Всевышнего, но отрицать возможность пророчества и получения человеком знаний непосредственно от Всевышнего - также невозможно, чтобы к человеку с Небес снизошла Тора. Даже если допустить возможность пророчества, то есть принять, что Всевышний сообщает человеку знание о будущем или дает частные повеления, которые обязан выполнить человек, его семья и потомки (вроде заповеди об обрезании, данной Аврагаму) - это еще не обяжет людей слушаться пророка до выяснения, действительно ли он Б-жий посланник, отправленный Всевышним к людям, чтобы передавать им Его повеления. Безразлично, будет ли посланник величайшим из великих или не будет таковым, он сможет дать людям Б-жий устав, вполне достаточный, чтобы привести их к вечному совершенству, только в том случае, если люди поверят, что этот человек - действительно посланник Всевышнего.

Это - суть принципа Б-жественногопроисхождения Торы (36).

Корень, относящийся к принципу воздаяния

Корень, безусловно, необходимый для существования принципа воздаяния, - это скрупулезное наблюдение Всевышнего над всеми делами людей.

Этот корень отличается от упомянутого раньше корня всеведенья Всевышнего. Дело не только в том, что Он знает все дела людей и дает им с небес Свою Тору, чтобы укрепить существование их общества и усовершенствовать их жизнь. Корень скрупулезного наблюдения Всевышнего опровергает ошибочное представление о том, что человек настолько низок и ничтожен, что Всевышний не обращает на него никакого внимания и не дает ему никакого частного воздаяния за исполнение заповедей, но отдельный человек как частица общества, якобы получает лишь частицу общей награды или общего наказания, которыми Всевышний награждает или наказывает общество (37).

Поэтому мы рассматриваем скрупулезное наблюдение Всевышнего над делами людскими как корень и неотъемлемую часть принципа воздаяния человеку за исполнение или за нарушение Б-жественных заповедей, чтобы подчеркнуть, что Всевышний внимательно следит за всеми делами каждого отдельного человека. Это относится и к выполнению человеком своего долга по отношению к Самому Всевышнему (как сказано в Торе: "И соблаговолил Г-сподь к Гевелю и к его дару, а к Каину и к его дару не соблаговолил" - [Брейшит,4:4-5], и к выполнению человеком своего долга по отношению к своему ближнему (как говорит пророк:

"Велик и в замыслах, и в делах, глаза Которого устремлены на все пути сынов человеческих, дабы каждому воздать за поступки его и за плоды деяний его" - Ирмеягу, 32:19).

Что же касается награды и наказания, то они - суть двух типов: физические и духовные, и принцип воздаяния подразумевает и то и другое. /.../

Укорня нет статуса первоосновы

Очевидно, что не следует смешивать корни и первоосновы, потому что их обязательность для Б-жественной религии неодинакова. Например, если кто-нибудь поверит в дуализм, или в то, что у Всевышнего есть тело, что Он есть сила, действующая через тело, или что Всевышний не независим от времени, - не из-за этого он будет считаться вероотступником. А оттого, что все эти корни тесно связаны с принципом существования Б-га и отрицание одного из них означает отрицание самого принципа существования Б-га. Человек этот будет считаться отступником от Б-жественной религии не потому, что отрицает один из корней, а потому, что отрицает одну из первооснов Б-жественной религии. Вот поэтому-то мы не возводим корни в ранг принципов, как это сделал Рамбам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.110 (0.008 с.)