Изменение слов моше возможно только тогда, когда доказательство необходимости этого столь же бесспорно, как доказательство истинности пророчества моше 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение слов моше возможно только тогда, когда доказательство необходимости этого столь же бесспорно, как доказательство истинности пророчества моше



Итак, мы не будем слушаться ни одного пророка, который придет, чтобы отменить Тору Моше, если не услышим непосредственно из уст Всевышнего, что этот пророк послан Им с этой целью. Потому что тот, кто послушается и нарушит установление Моше, будет равен преступившему заповедь Всевышнего, о которой сам услышал из уст Б-га. Например, пророк Идо, был убит львом за то, что послушался другого пророка и преступил повеление Всевышнего, услышанное им из уст Самого Б-га [см. Млахим 1,13]. Поэтому ясно, что не следует верить ни одному человеку - будь он в действительности пророк, или только хвастающийся, что он пророк, - если он скажет, что он послан Всевышним отменить Тору Моше, которая, якобы, дана лишь на время и теперь время ее истекло. Для того, чтобы мы поверили в это, необходимо подтверждение миссии этого человека Всевышним столь же открыто и всенародно, как Он подтвердил миссию Моше в присутствии 600 000 человек.

Мудрецы наши считают, что в будущем Всевышний откроется так же, как при даровании Торы

Наши учителя, память о которых благословенна, говорят, что в будущем снова произойдет такое же откровение Всевышнего, как на горе Синай: что весь Израиль услышит голос Его из среды огня. Сказано в Мидраше"Хазит": "Сказал раби Йегуда: В тот момент, когда евреи услышали "Я - Г-сподь Б-г твой" и "Да не будет у тебя других богов", Тора укоренилась в их сердцах, они учили ее и не забывали. Но когда они пришли к Моше и сказали ему: Моше-рабейну, будь ты посредником между нами и Б-гом, "говори ты с нами, и мы будем слушать" [Шмот, 20:19], - стали опять учить и забывать выученное. Как Моше, человек из плоти и крови, преходящ, так и Тора его преходяща, - решили они. Снова пришли к Моше и сказали ему: Моше, может быть, Всевышний еще раз откроется нам, и мы не будем забывать выученное? Ответил он им: Теперь - нет, но в будущем - да".

Вот - это буквальное свидетельство, по мнению мудрецов наших, что в будущем снова весь Израиль услышит Тору прямо из уст Всевышнего без всяких посредников.

Повторение дарования Торы в будущем зависит только от воли Всевышнего

Согласно моему разумению, поскольку об этом прямо нигде не сказано в Священном Писании, правильнее сказать, что повторение синайского откровения зависит только от воли Всевышнего. Однако нет уверенности, произойдет ли это обязательно, хотя, согласно традиционному истолкованию Торы, вовсе не исключено, что это действительно произойдет. Поэтому сегодня мы в положении пророка, который сам слышал приказ из уст Всевышнего и потому не может послушаться другого пророка и сделать нечто противоположное тому, что было ему приказано Самим Всевышним, пока сам не услышит от Б-га, что такова его воля. /.../

И потому следует отвечать тем, кто нам возражает и утверждает, что слова Торы: "пророка поставлю Я им из среды их братьев, подобного тебе, и вложу слова Мои в его уста, и будет он передавать им все, что Я повелю" [Дварим, 18:18], нужно понимать в том смысле, что в будущем, мол, явится пророк и даст новую Тору подобно тому, как прежняя Тора была дана руками Моше. Мы скажем: но ведь по вашим собственным словам получается, что поскольку сказано "пророка поставлю Я им, подобного тебе", то необходимо, чтобы способ каким Всевышний поставит нового пророка, и подтверждение его пророчества и миссии (что является принципом Б-жественной религии) были такого же рода, как это было с Моше: в присутствии шестисот тысяч, устраняя малейшее сомнение и подозрение (ч.З, гл.19).

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Акциденция - случайное, несущественное свойство. Например: цвет, величина, характер внешней поверхности предмета (шероховатый или гладкий). Изменение акцидентальных свойств не касается сущности объекта (субстанции).

(2) Перводвигатель - Б-г, первопричина всякого движения. Ср.: "Морэ невухим", ч.2, начало - где перечисляются 26 основных положений на основе аристотелевской физики, из которых вытекает существование Б-га.

(3) Это положение (как и весь отрывок) базируется на классификации наук Аристотеля, из которой, впрочем, Альбо делает выводы, служащие обоснованием его собственных взглядов, отличных от взглядов Аристотеля.

(4) См. раздел первый, сноску 28.

(5) Согласно Рамбаму, верному в этом пункте аристотелевской традиции, пророчество - это предел совершенства, уготовленного естественному интеллекту человека ("Морэ невухим", ч.2, гл.32). Однако согласно точке зрения других еврейских религиозных философов, пророчество - это слово Всевышнего, воспринимаемое сверхъестественным образом (ср., например, "Кузари", гл.1, §1, за которым следует здесь Альбо). И еще: философы школы Аристотеля считают, что Б-жественное управление миром тождественно природному миропорядку - в то время как еврейская, религиозная философия видит его в активном вмешательстве Всевышнего в естественный исторический процесс или в естественное течение жизни человека.

(6) Аскомония - род лекарства. Опыт мы также приобретаем, понятно, благодаря органам чувств. Однако второй вид очевидного базируется на нашем знании о природе наблюдаемого явления (например, что в перце есть вещества, вызывающие ощущение жара), в то время как в явлениях, относящихся к третьему виду, мы ничего не знаем об их причинах, поскольку они недоступны нашему восприятию. Эта классификация имеет большое значение при обсуждении чуда откровения Всевышнего, необъяснимого рационально.

(7) Альбо имеет в виду те религии, истинность которых он признает: Тору потомков Ноаха, религию Аврагама и религию Моше.

(8) Териак - древнее универсальное лекарство, состоящее из 70 компонентов. В частности, действует как противоядие.

(9) Оба эти вида доказательств соответствуют второму и третьему пунктам вышеприведенной классификации: знаниям, получаемым через органы чувств и знаниям, приобретаемым через опыт.

(10) Намек на чудеса, приписываемые Иисусу.

(11) Ср.: Рамбам, "Мишне-Тора", кн.1, "Законы об основах Торы", гл.8 "Морэ невухим", ч.2, гл.33. В противоположность этому: "Кузари", гл.1, §§87-90 комментарий Рамбана к Торе "Шмот" 19:9. Внимательный читатель заметит, что хотя внешне Альбо следует Рамбаму, по своим взглядам он близок "Кузари", в особенности Рамбану. Потому что Рамбам считает, что при даровании Торы единственным пророком был лишь Моше, а весь народ удостоился лишь услышать звук, сотворенный Всевышним, не разделявшийся на слова, однако р.Йегуда Галеви и Рамбан говорят, что весь народ удостоился пророчества в полном смысле этого слова. Ср. также со сноской 5 этого раздела.

(12) Ср. со словами Рамбама в "Морэ невухим", ч.1, гл.З, а с другой стороны - со словами "Кузари", гл.1, §5. Точка зрения Альбо соответствует "Кузари", и даже более радикальна.

(13) Имеется в виду, что согласно воззрениям кабалы все души сотворены Всевышним при сотворении мира. В каждом поколении в мире присутствуют все типы душ - так что 600 000 человек, присутствовавших при даровании Торы, были представителями всего духовного мира - то есть всех душ, существующих в мире. Таким образом, при даровании Торы присутствовало максимальное количество свидетелей, вообще возможное в сотворенном мире.

(14) В этом отрывке - явное влияние кабалы испанской школы. Однако Альбо крайне осторожен в выражениях, избегая явных реминисценций.

(15) Например: треугольник, сумма углов которого больше 180°. Невозможность сотворения подобных вещей нисколько не умаляет всемогущества Всевышнего, потому что причина не в Нем, а в самой вещи.

(16) Здесь Альбо резко полемизирует с Рамбамом (ср. Шмона праким, 1).

(17) Согласно Аристотелю, у каждого физического тела есть "естественное место". Земля окружена сферой воды, сферой воздуха и сферой огня. Каждое тело стремится вернуться на свое "естественное место", поэтому камень, брошенный вверх, падает снова на землю. С точки зрения этой теории совершенно необъяснимо, почему железо притягивается магнитом (ср. "Кузари" гл 1 §5).

(18) Согласно Аристотелю, все люди в равной степени принадлежат к роду человеческому, но отличаются друг от друга степенью своего совершенства и акцидентальными свойствами.

(19) То есть: доказательства, подтверждающие истинность миссии посланника Всевышнего, не должны быть одними и теми же в различных истинных религиях.

(20) Альбо не признает изменения, способствующего дальнейшему развитию: он допускает лишь изменение, исправляющее то, что было искаженным. Возможно, что здесь он выступает против притязаний христианства, якобы, оно - более высокая ступень в познании истины, нежели иудаизм.

(21) Например, небесным светилам или ангелам, потому что это - основа идолопоклонства.

(22) Альбо снова возвращается к идее, что первоосновы Б-жественной религии не могут измениться, однако аргументирует иначе. Теперь он говорит: то, что народ услышал из уст Всевышнего, не может быть изменено (см. далее, раздел третий).

(23) Поскольку разные народы живут в разных условиях и обладают разной историей. Здесь Альбо имеет в виду те из заповедей, смысл которых ясен человеческому разуму, поскольку они обеспечивают нормальную жизнь человеческого общества.

(24) Снова намек на чудеса, якобы сотворенные Иисусом.

(25) Эта глава не включена в настоящее издание. В ней доказывается, что поскольку и христианство, и ислам признают истинность религии Моше-рабейну, то только из нее следует выводить методы доказательства истинности Б-жественной религии вообще.

(26) Явные чудеса - вроде рассечения моря Ям-Суф - рушат рамки законов природы очевидным для всех образом. Скрытые же чудеса - например, излечение от болезни в награду за праведность - не нарушают рамки законов природы и потому не видны для всех. И, тем не менее, они тоже представляют собой прямое вмешательство Всевышнего в естественный ход событий. Наиболее полно эта идея представлена в трудах Рамбана - в частности, в его комментарии к Торе.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ, КОТОРЫЙ УКАЗЫВАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ТОРА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.01 с.)