Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уникальность человека - в его интеллектеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Поскольку в человеке заложены потенции, позволяющие ему как воспринимать интеллектуальные знания, так и открывать новые и воплощать их в действительность более, чем в любом другом живом существе, очевидно, что совершенство человека зависит именно от силы его разума. А поскольку эта сила проявляется в двух аспектах - теоретическом и практическом (10), то, по-видимому, достижение человеком совершенства зависит в большей степени от теоретического аспекта его интеллекта, нежели от практического, поскольку в нем наиболее полно отражается природа человека. Потому что нельзя предположить, что главная цель, ради которой человек одарен разумом, это практика, то есть исполнение различных видов работ или ремесел. Уже давно доказано /../ (11), что любые животные обладают - каждое в своей области - большим совершенством, нежели человек. Кроме того, исходя из того, что всякая цель важнее средства, ведущего к ней, можно было бы сказать, что практическая деятельность важнее теоретической, но тогда окажется, что те виды теоретической деятельности, которые не имеют непосредственного практического применения, - бессмысленное, пустое занятие. А это - прямая противоположность и всему, что является основой существования человека на земле, и общепринятому мнению. Ибо все согласны, что теоретическая деятельность выше практической. Кроме того, настоящую радость приносит лишь достижение цели, а покуда она не достигнута, то, что находится к ней ближе, доставляет большую радость, нежели то, что находится дальше от цели. А мы испытываем несравненно большую радость, несравненно большее удовлетворение от постижения даже какой-то малости из теоретических знаний, нежели от любой практической деятельности. Это - указание на то, что главная цель человеческого существования связана именно с теоретическим аспектом его умственной силы. /.../ Две степени совершенства Человек не в состоянии достичь совершенства, если не выявит потенции, заложенные в нем. Таким образом, достижение человеком совершенства включает в себя два этапа, которые мы назовем достижениями первой и второй степени совершенства. Первая выявляется в действующем объекте немедленно, как только он реализуется, и может быть названа реальным совершенством. Вторая же, более высокая степень совершенства не выявляется сразу, но остается в потенции и достигается лишь тогда, когда эти потенции реализуются. Поэтому эта степень совершенства должна называться окончательным совершенством. И именно эта степень совершенства уготована человеку (12) (там же, гл.2). Реализация потенции - оправдание существования Всякая потенция должна быть реализована. Нереализованная потенция пропадает втуне и будто не существует (13). Поэтому ясно, что если конечная цель существования человека не будет достигнута, то все существование человеческого рода окажется напрасным, так как тогда окажется, что у человека нет преимущества перед животными. Поэтому нам надлежит разъяснить подробно, в чем состоит это совершенство - чтобы побудить людей стремиться достигнуть его (14). В чем состоит совершенство человека? По мнению философов, совершенство человека состоит в постижении понятий. Они считают, что именно разум, приобретаемый в результате этого, остается существовать и после смерти человека (15). Несостоятельность мнения философов Сразу же скажем, что стоит чуть внимательнее изучить эту точку зрения, как тут же выявляется ее несостоятельность. С одной стороны, она противоречит сама себе - то, чего пытаются избежать, и становится причиной гибели. С другой стороны, она абсолютно несовместима с мнением Б-жественной Торы. Одно из двух: или эта конечная цель человеческого существования достижима, или недостижима. Если она недостижима, то существование человека не имеет смысла, и нет у него преимущества перед ослом или свиньей. Если же она достижима, то нет никакого сомнения в том, что большинство людей (не говоря уж о всем человечестве) никогда не смогут достигнуть ее -разве что один человек из тысячи, а то и один-единственный во всем поколении - вроде Сократа, или Платона, или кого-нибудь подобного им (16). Однако все остальное человечество, не поднявшееся до уровня их интеллекта, по сравнению с ними будет в положении ослов или свиней, поскольку, в силу своих умственных возможностей, не достигло цели человеческого существования. И окажется, что все оно существует напрасно, за исключением какого-нибудь человека, единственного в своем поколении. А если появится такое поколение, в котором не будет такого совершенного человека, как, например, Сократ, - значит, в это время существование всего человечества будет напрасным?! То, чего эти философы стараются избежать, как раз и становится их ошибкой. Потому что, по их словам, получается, что деяние Б-га не достигает своей цели - получается, что деяние Б-га не достигает своей цели - как правило, в огромной степени, а иногда и совершенно. Но ведь подобное недостойно любого мало-мальски умелого работника - тем более, нельзя подобное приписать Всевышнему, Причине всех причин! (Там же, гл.З) Достижение естественного совершенства легче более одаренному Каждому существу тем легче достичь совершенства какого бы то ни было вида, чем более оно развито по своей природе. Это ясно видно при рассмотрении тех видов совершенства, которые присущи человеческому роду. Мы видим, что есть люди, совершенные по строению тела и сильные по своей природе, обладающие безупречным здоровьем, не прилагая к тому ни малейших усилий, - оно словно неотъемлемое качество их организма (17). Есть другие люди, не столь здоровые, чтобы поддержать себя им необходимо прилагать усилия. А есть люди, здоровье которых еще слабее, они вынуждены постоянно заботиться о нем, и благодаря их усердию здоровье их нормальное. Есть, наконец, люди столь слабые, что никакое усердие, никакие старания не приносят им здоровья. Однако лишь одним усилием или немногими действиями они достигают не здоровья, но чего-то похожего на него - то есть, например, их болезнь не прогрессирует, или они не заболевают другими болезнями. Точно так же обстоит дело в отношении знаний или в отношении богатства. В этом также есть много различных ступеней: один человек легко приобретает их, другой должен для этого тяжко трудиться, а иной не приобретет их даже ценой неимоверных усилий - однако, все же благодаря затраченным силам, он достигнет какого-то уровня знаний или какой-то степени состояния. Достижение совершенства связано с приложением определенных усилий И то же самое относится ко всем созданиям в мире: они достигают уготованного им совершенства в зависимости от их природы. Первопричина всего (18), самодостаточность Которой постоянно обеспечивает Ей наиболее полную степень проявления совершенства, присущего Ей по Ее природе, не нуждается ни в каких усилиях ни со своей стороны, ни со стороны кого бы то ни было. Духовные же создания (19), свободные от оков материи, обладающие совершенством по самой своей природе, для поддержания высшей степени его проявления в себе должны прилагать только одно усилие - и не к себе, а к другому, а именно: двигать небесные сферы. А сами эти сферы, обладая разумной душой (в чем согласны все мудрецы), уже в большей степени связаны с материей и для поддержания той степени совершенства, которая присуща им по их природе, им уже надо воздействовать на самих себя, а именно - постоянно находиться в движении. Поскольку их разумная душа облечена в тело, для того, чтобы достичь присущего ей по природе совершенства, она нуждается в деятельности тела (20). Это указывает на то, что ни одно материальное существо не в состоянии достигнуть совершенства, присущего его душе по природе, иначе, как только при помощи своего материального тела, совершающего определенные действия. Поэтому, например, небесные сферы должны постоянно находиться в движении, чтобы их душа, двигая тело, смогла достичь предназначенного ей совершенства. Отсюда следует, что человеку, отягощенному материей гораздо более грубой, нежели та, которая составляет тело небесных сфер, необходимо гораздо больше трудиться, чтобы ценою многих усилий достигнуть того совершенства, которое присуще ему по природе его. И это совершенство - совершенство его разумной души. Если бы было возможно достичь этого только при помощи интеллекта и не прибегая к физической деятельности, то небесные сферы опередили бы в этом человека, поскольку они обладают качествами, гораздо более сообразными этому, нежели человек. Чтобы достичь совершенства души, они не должны были бы двигаться, то есть нуждаться в деятельности своего тела. Однако, как сказано, ни одно материальное создание не может достичь какой бы то ни было степени душевного совершенства иначе, как только при помощи деятельности своего тела. Человеку требуется интенсивная и многосторонняя деятельность для достижения совершенства Животные, лишенные дара речи, гораздо больше, чем человек, удалены от уровня, на котором находятся духовные создания, и для них невозможно достижение индивидуального совершенства, поскольку они лишены разума, им дано другое. Индивидуальное существование у них уступает место существованию вида, для поддержания которого требуется лишь одно усилие или всего лишь несколько. Это не настоящее совершенство, но нечто, напоминающее его, - поскольку животные не обладают душой, обеспечивающей личное бессмертие. Однако на человека (которому обеспечивает индивидуальное существование имеющаяся у него разумная душа наподобие небесных сфер, которая, однако, невероятно далека от их уровня) возложена необходимость долго и упорно трудиться, восполняя то, чего ему не хватает. Благодаря интенсивной и многосторонней деятельности человек имеет возможность достигнуть уровня наподобие уровня небесных сфер, достигающих совершенства лишь одним или немногими усилиями (21). Лишь сочетание физической деятельности тела и интеллектуальной работы души обеспечивает человеку достижение совершенства Ясно, что далеко не любые действия приносят совершенство душе, но лишь надлежащие. Также нельзя предположить, что даже надлежащие действия оказывают такое воздействие только потому, что исполняются материальным телом, - потому что тогда бы все материальные существа, обладающие животной душой, также достигали такого же совершенства. Но, с другой стороны, поскольку человек имеет материальное тело, он не в состоянии достичь человеческого совершенства лишь одной только умственной деятельностью, без обращения к физической деятельности (как мы показали на примере небесных сфер). Поэтому необходимо, чтобы способ достижения человеком совершенства объединял бы и физические действия тела, и интеллектуальную работу души, то есть, чтобы действия тела были осмысленными и проникнутыми духовностью. Именно такое сочетание приносит совершенство душе человека (22) (там же, гл.4). Участие разумной души в физическом действии - это намерение, с которым это действие исполняется Разумное участие души в физическом действии, о котором мы сказали как о необходимом условии достижения совершенства, это не постижение каких-то глубоких понятий. Оно состоит лишь в том, что, совершая какое-то физическое действие, человек имеет намерение послужить этим Б-гу. Другими словами, человек сознает, что он делает то, что в глазах Всевышнего является хорошим и верным, - но не преследует лишь свои личные или какие-либо другие цели (23). Необходимо, чтобы все поступки человека приближали его к этой цели: исполнить волю Всевышнего, не ожидая никакого вознаграждения, - ибо только такой образ действия угоден Всевышнему. Мудрецу, например, хотя и дана мудрость в первую очередь для его личного совершенства, тем не менее, приличествует воздействовать на другого человека, делясь с ним своею мудростью. А богатырю для того и дано больше силы, чем любому другому, чтобы он употреблял ее для помощи ближнему (хотя, правда, в первую очередь сила эта дана ему для самозащиты). Так же и богатство дается человеку в первую очередь для удовлетворения его собственных нужд, но вместе с тем и для того, чтобы он проявлял сострадание к своему ближнему и творил добро. В этом-то и состоит смысл слов пророка: что все, что делает человек - оказание милости, восстановление справедливости, проявление сострадания к ближнему - должно быть проникнуто намерением сделать то, что угодно Всевышнему: "Что именно это угодно Мне, - молвит Г-сподь". Отсюда следует, что любое дело, совершаемое человеком, должно быть осознанно, проникнуто намерением сделать лишь то, что угодно Всевышнему, как сказано устами пророка: "Осмысливай и постигай, что Я, Г-сподь, творю добро, что именно это угодно Мне, - молвит Г-сподь". Настоящее знание достигается лишь тогда, когда к теоретическому знанию присоединяется практика, - не ранее этого. Об этом говорит Ирмеягу: "Ведь отец твой и ел, и пил, но творил правосудие и справедливость... разбирал он тяжбу бедного и нуждающегося - потому и хорошо ему было" [22:15-16]. Из этого ясно видно, что величие сильного человека (то есть царя) состоит не в чем ином, как в деле восстановления справедливости, оно-то и называется "постижением Б-га" (24). Ясно, что нет у человека цели более высокой в достижении человеческого совершенства, чем познание Б-га. Но Сам Всевышний говорит, что только образ действий, совершаемых с намерением исполнить волю Всевышнего, называется познанием Б-га и лишь через него достигаемо высшее человеческое совершенство, то есть существование души в будущем мире (там же, гл.5)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.100 (0.012 с.) |