I. Начало истории человечества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Начало истории человечества



1. Первая эпоха существования человечества - отражение первооснов веры в Б-га

Согласно р. Й. Альбо, события первой эпохи существования человечества проникнуты глубоким смыслом: они - отражение первооснов веры в единого Б-га, первооснов иудаизма. Они раскрывают перед нами конечную цель, ради которой сотворен мир и человек в нем: "Первый раздел Торы указывает нам на первый из принципов - принцип существования Б-га, творящего по воле Своей все существующее... Вокруг него вращается весь рассказ Торы о сотворении мира... И из него следует, что самое главное из созданий, воплощающее в себе то намерение, с которым был мир сотворен, - это род человеческий... Ибо человек лишь один способен познавать окружающее... А следующий раздел Торы - до слов "И познал человек Хаву, жену свою" - намекает на второй из принципов, принцип Б-жественности Торы и существования пророчества... Он учит нас, что высшее предназначение человека в том, чтобы блюсти заповеди, которые заповедал ему Творец... А далее Тора намекает нам на третий из принципов - принцип воздаяния и скрупулезного наблюдения Всевышнего над всем, что свершается в мире... Она показывает нам, что случилось с Каином и Гевелем, и как было взыскано с Каина... и что Всевышний управляет Своим миром милосердием, открывая нечестивцам ворота тшувы (1) ".

Так объясняет р. Й. Альбо, почему Тора начинается с "В начале сотворения Б-гом небесного и земного", а не с "Месяц этот для вас" (2): в рассказе Торы об этих событиях раскрывается смысл сотворения человека и цель, поставленная перед человечеством. И, кроме того, тем самым р. Й. Альбо подтверждает истинность сформулированных им принципов иудаизма - они оказываются факторами действительности, а его термин "опыт", "традиция", "конвенциональный закон" наполняются историческим содержанием.

2. Б-жественные религии

Согласно Альбо, Б-жественные религии в этот период существования человечества - отражение тогдашней реальной действительности. Существовавшие до дарования Торы, они были даны как законы выдающимся историческим личностям. Альбо считает, что три Б-жественные религии той эпохи - религии Адама, Ноаха и Аврагама - давались свыше в связи со "сменой времен". Альбо детально рассматривает факторы, наложившие свой отпечаток на характер этих религий. Это дает достаточно материала для выявления его подхода к истории тех поколений, его представления об образе и содержании той эпохи. Особое значение имеет его внимание к ценностям нравственного и духовного характера:

"Со сменой Б-жественных религий в мире изменялись запреты и разрешения... Сначала Адам получил от Всевышнего ряд заповедей, которых придерживалось человечество... до Ноаха, которому Всевышний разрешил есть мясо животных, запрещенное Адаму... К прежним заповедям был добавлен запрет есть мясо живого животного... А Аврагаму, кроме этого, была дана заповедь обрезания. Моше же получил много новых заповедей, причем были запрещены браки между некоторыми видами родства, разрешенные потомкам Ноаха, и, наоборот, было разрешено некоторое из того, что было потомкам Ноаха запрещено...

И пристало нам дать объяснение этим изменениям: почему то, что было запрещено Адаму, было разрешено Ноаху, а некоторое из того, что было запрещено Ноаху, было разрешено народу Израиля... Укажем, что, кроме того, что убийство животных требует проявления жестокости и приучает человека к пролитию крови... оно порождает в душе бесчувственность, смуту и грубость. По этой причине первым людям было запрещено есть мясо животных... Суть греха Каина состояла в том, что он не думал о величии человека. Он полагал: убивать животных запрещено только потому, что он стоит с ними на одной и той же ступени и что человек умирает той же смертью, какой умирает скотина... А после него это вредное заблуждение перешло к его потомкам... Они не признавали величия человеческого облика, несущего на себе отблеск Б-жественного... А после того, как все человечество было стерто с лица земли, и остался лишь Ноах и те, кто с ним были в ковчеге, хотел Всевышний распространить на земле верное знание... Потому сразу после того, как Ноах принес жертвоприношения, Всевышний разрешил ему и потомкам его есть мясо животных... Когда же Тора была дана Израилю, о мнении Каина уже не помнил никто, и потому Израилю снова было запрещено есть многих из животных.

Все это ясно показывает, что Б-жественная религия изменялась в связи со сменой времен так обстояло дело до тех пор, пока не явился Моше" (3).

Иными словами, изменения в Б-жественных религиях р. Й. Альбо объясняет в духе социальной этики: от Адама в первую очередь требовалась верность принципам Б-жественной нравственности, исключавшей причинение страданий и убийство животных, соответствовавшей также высокой степени чистоты и духовности, которой тогда обладал человек. Поэтому Адаму было запрещено убивать животных. Однако впоследствии развилась "каинова" ветвь человеческого рода, не видевшая в человеке существа, превосходящего животных, и отрицавшая Б-жественную искорку в человеке. Это привело к первому в мире убийству, а затем - к тому, что "растлилась земля перед Б-гом и переполнилась грабежом". Назрела необходимость исправления мира новой религией, ставящей во главу угла величие человека как носителя Б-жественного образа. Такой религией стала религия Ноаха, разрешившая человеку есть мясо животных и чрезвычайно строго относящаяся к каким бы то ни было попыткам причинить человеку ущерб - включая имущественный. После этого Моше получил новую религию - Тору, разрешившую есть мясо только тех животных, которые не сообщают человеческой душе отрицательные качества. Кроме того, Тора очень внимательно относится к поддержанию душевного равновесия в человеке и разрешает ему некоторые запреты, против которых особенно сильно восстает злое начало в человеке (как, например, йефат тоар).

Итак: так же, как рассказ о сотворении мира отражает первоосновы веры, история религии является отражением борьбы за сохранение первостепенной ценности человеческого бытия - святости человеческой жизни.

3. Облик человеческого общества в начале истории человечества

Р. Йосеф Альбо находит в Торе также необходимые данные для воссоздания картины человеческого общества в начале его истории. Он полагает, что Тора указывает здесь на те социальные тенденции, которые определяют развитие человеческого общества до сегодняшнего дня. Таков, например, рассказ о трех сыновьях Адама - Каине, Гевеле и Шете: "И вслед за этими тремя - Каином, Гевелем и Шетом - все человечество оказалось разделенным на три части. Последователи Каина считают, что главное - обработка земли... Последователи Гевеля думают, что главное - политическая жизнь, и в этом видят тот идеал, к которому должен стремиться человек (как это видно из рассказов о некоторых из правителей Рима)... А те, кто приняли точку зрения Шета, убеждены, что суть человеческой жизни в служении Всевышнему" (4).

Хотя, на первый взгляд, может показаться, что экзегеза р. Й. Альбо имеет своей целью воссоздание образов трех сыновей Адама, она преследует также более глубокую цель: указать, какие факторы действуют в человеческом обществе. И в дальнейшем р. Й. Альбо связывает три эти точки зрения о предназначении человека с тремя основными типами религий. А именно: земледелие связано с "естественным законом", политика - с "конвенциональным законом", а служение Всевышнему - с "законом Б-жественным".

Подчеркнем, что, описывая эту эпоху, Альбо видит в ней одну неповторимую особенность, отличающую ее от всех прочих эпох истории человечества. Эта особенность заключается в неразрывной и очевидной связи всех событий того времени с сутью человеческой жизни, с верованиями и миссией человека. Иными словами, Альбо показывает, как смысл истории выражается в языке фактов и событий духовной жизни людей. Представляется верным, что по степени насыщенности внутреннего содержания эта эпоха перекликается с последней эпохой истории человечества - так называемым "концом дней". Недаром в еврейской традиции принято придавать столь высокое значение раскрытию смысла этой эпохи на всех уровнях понимания - от буквального значения слов Торы до их мистического, кабалистического истолкования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.52.45 (0.004 с.)