Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV. Возвращение из вавилонского изгнанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Различные точки зрения на роль возвращения из Вавилонского изгнания В целом можно выделить два подхода к эпохе возвращения евреев из Вавилонского изгнания и основанию Второго храма, наличествующие в еврейской мысли: а) выяснение сути исторической действительности той эпохи и б) оценка смысла той эпохи на основании ее реконструированного облика. Легко видеть, что оба этих подхода дополняют друг друга. Что же касается различий между ними, то оно начинает проявляться уже на этапе выяснения сути исторической действительности той эпохи. Оказывается, что она имеет два лица: с одной стороны, это время отличается очень важными достижениями и в духовном, и в материальном аспектах возвращение в страну, строительство храма, относительная политическая независимость, примат духовного в жизни народа. Эта картина легко толкает к преувеличенной оценке той эпохи. Согласно этой точке зрения, в дни Второго храма наполняются реальным содержанием предсказания пророков насчет прихода Машиаха и полного освобождения. Однако у возвращения из Вавилонского изгнания есть еще одно лицо: вовсе не все пророчества осуществились, и та эпоха познала также провалы неудачи и унижения. Р. Й. Альбо анализирует основания для обеих точек зрения, и начинает с вопроса: в каком состоянии находится вера в момент прихода Машиаха? Он выясняет, что приемлемо в точке зрения, преувеличенно оценивающей возвращение в Цион, и что в ней не в состоянии устоять перед критикой. Становится ясно, что он также высоко оценивает эпоху Второго храма как определенной ступеньки в освобождении народа Израиля, однако он далек от того, чтобы придавать той эпохе значение "дней Машиаха". Его слова особенно поучительны в свете того факта, что исторический смысл эпохи Второго храма был камнем преткновения в споре между христианством и иудаизмом в его дни. Христианство утверждало, что во время существования Второго храма "мессия" уже пришел, в то время как иудаизм отрицал это и относил приход Машиаха в будущее. Альбо приходит к выводу, соответствующему позиции иудаизма в его споре с христианством. Выражая свою точку зрения, Альбо сопоставляет мнение наших мудрецов, отождествляющих эпоху Второго храма с "днями Машиаха", с источниками, которые не согласуются с ней: "Есть среди мудрецов Талмуда некоторые, кто все пророчества о приходе Машиаха считают уже осуществившимися в прошлом... Так, слова Йехезкеля "И сделаю Я его единым народом в стране, в горах Израиля, и царь один будет царем для всех" (37:22) они видят осуществившимися во времена Второго храма... Например, раби Акива относил это пророчество ко Второму храму... В царе же, который "один будет царем для всех" видели Зерубавеля, правителя Иудеи, или Нехемию... или главу Сангедрина, или царя из династии Хашмонаев. Также и некоторые комментаторы все пророчества Йешаи считают осуществившимися в эпоху Второго храма, построенного по приказу персидского царя Кореша (22). Например, пророчество "медь заменю Я золотом" исполнилось в том, что те, кто вернулся из Вавилона, были чрезвычайно бедны, а затем, во времена Хашмонаев, народ стал весьма богат... Как свидетельствует Талмуд, царь Янай пировал с мудрецами за золотыми столами. И храм, построенный царем Гордусом, был намного великолепнее того, что построил царь Шломо... И говорят также, что при Втором храме исполнилось предсказание: "И приведут всех ваших братьев из всех народов - как дар Г-споду"... А слова "Придет всякая плоть поклониться Мне" относятся не ко всему человечеству, а только к народу Израиля, и то же самое писал раби Хаим Галипапа (23)... Он доказывал, что все пророчества Даниэля относились только ко Второму храму, и что в них есть намеки на Антиоха и Хашмонаев... По его словам, видение четырех зверей намекает на Вавилон, Мидию, Персию и Грецию... И еще говорят эти комментаторы, что слова Малахи "И сядет плавильщик, очищающий серебро" указывают на Эзру... И в том же духе они все пророчества истолковывают применительно к прошлому... Это дает основание нашим противникам утверждать, что Машиах пришел во время после Онкелоса, и лишь из-за грехов не исполнились все добрые предначертания (24). И некоторые из мудрецов последнего времени привели доказательства словам этих комментаторов: что, например, рассказ о мертвецах, которых оживил Йехезкель, - это аллегория, рисующая положение евреев в Вавилонском изгнании, где они были подобны мертвецам, так как потеряли всякую надежду на избавление, и свое воскресение - то есть возвращение в Цион и достижение высших ступеней во времена Хашмонаев, когда было окончательно покончено с идолопоклонством, и все поняли и признали, что только Г-сподь - это Б-г" (25). А вот источники, не согласные с отождествлением эпохи Второго храма со "днями Машиаха": "Истинно, что есть в Торе и книгах пророков неопровержимые доказательства того, что никогда народ Израиля не достигал настоящей вершины расцвета - ни весь, ни даже часть его... Ни разу не было в Израиле царя, который бы властвовал над всем миром... И мы же находимся сегодня в изгнании - значит, очевидно, что освобождения не было... Следовательно, это неопровержимо доказывает, что достижение всем народом Израиля вершины своего предначертания еще впереди... И если бы ему было предназначено, вечно находиться в изгнании - это было бы проклятием... И то же самое относительно восстановления Храма: хотя пророчество Йехезкеля частично исполнилось на Втором храме, однако для каждого очевидно, что есть множество вещей, не осуществившихся во дни Эзры и во времена Второго храма вообще. И точно так же мы не видим, чтобы когда бы то ни было исполнилось пророчество Йехезкеля о Гоге: то, что пишет Йосеф бен Горьон Гакоген о войнах Антиоха, царя греков, против Иерусалима и о победе Хашмонеев, вовсе не соответствует тому, что предсказано о Гоге (26). А слова у пророка Ирмеягу "Не будет Он больше тебя изгонять" (Эйха, 4:22) могут относиться только к нашему, теперешнему изгнанию, потому что после возвращения из Вавилонского изгнания Всевышний снова изгнал нас руками Тита. И упоминание об Эдоме в словах "вспомнил твой грех, дочь Эдома" также ясно указывает на это последнее изгнание, в которое нас отправил Рим... И так же пророчество о четвертом звере у Даниэля совершенно не соответствует тому, что произошло до сих пор с Израилем (27)... Есть еще множество предсказаний пророков, которые не могут быть отождествлены с нашим прошлым, и в особенности - пророчество Малахи, последнего из пророков: "Вот, Я посылаю вам Элиягу-пророка перед наступлением Г-споднего дня, великого и грозного, и вернет он сердце отцов к сыновьям, а сердце сынов - к их отцам (3:23-24) - это еще никогда не сбывалось" (28). 2. Объяснение различных точек зрения на смысл событий эпохи Второго храма Истолкования, отождествляющие эпоху Второго храма со "днями Машиаха", опираются на пророчества Йешаи, Ирмеягу и Йехезкеля, Даниэля, Зехарии и Малахи, а также на то, что сказано в Торе, в разделе "Балак", о "конце дней". Картина конечного избавления рисуется с различных аспектов: тут и собирание народа из стран изгнания, социально-религиозное совершенство общества, духовное и политическое руководство, сливающиеся в одном идеале. Кроме того, рассматриваются те предсказания, которые относятся к прочим народам мира, например видение четырех зверей и пророчество Йехезкеля о Гоге. Комментаторы этой школы обращают все эти пророчества в прошлое, выискивая царей, личности, народы и события, относящиеся к эпохе Второго храма, аналогию которым можно найти у пророков. Идя по этому пути, они отождествляют "царя-спасителя" с Зерубавелем или Нехемией, "плавильщика, очищающего серебро" - с Эзрой, "святых Всевышнего" - с Хашмонаями. Они видят осуществление пророчества о возвращении из изгнания в строительстве Второго храма по приказу Кира (Кореша), о материальном изобилии - в богатстве царя Яная. И главное - в те времена было покончено с идолопоклонством и "все поняли и признали, что только Г-сподь - это Б-г". Тем не менее, экзегеза, отождествляющая "грядущее освобождение" с эпохой Второго храма, обязана признать, что есть множество пророчеств, которые, без всякого сомнения, не исполнились в период Второго храма. Например: "И многие из тех, кто спит во прахе, проснутся". Ответ этих комментаторов прост: подобные предсказания не следует понимать буквально, они - лишь аллегория. Аналогичен этому другой ответ: пророчество вообще не обязано всегда воплощаться в жизнь. Есть множество факторов, которые способны этому помешать. Поэтому нет противоречия между концепцией, отождествляющей эпоху Второго храма со "днями Машиаха", и подобными предсказаниями: "лишь из-за грехов не исполнились все добрые предначертания". Свою критику этой точки зрения Альбо обосновывает на двух тезисах: 1) слишком многочисленные предсказания о конечном освобождении в книгах пророков, которые не исполнились до сегодняшнего дня 2) согласно пророкам и самому определению "дней Машиаха" (или "конечного освобождения") - это время не может быть временем, обратимым вспять. Следовательно, нынешнее положение евреев в изгнании опровергает предположение, будто окончательное освобождение уже состоялось в прошлом. Альбо в принципе признает, что в эпоху Второго храма реализовались некоторые из пророчеств о грядущем освобождении, однако он категорически отвергает возможность полного отождествления эпохи Второго храма и "дней Машиаха". Самый главный его аргумент: элементы грядущего освобождения, проявившиеся в ту эпоху, недостаточно для создания исторической ситуации необратимого характера. Наше нынешнее изгнание - неопровержимое доказательство того, что обещание Всевышнего об окончательном и полном освобождении еще не осуществилось. Дополнительную опору Альбо находит в Йешае: "И еще мы находим у Йешаи описание жизни народа в "конце дней", когда он поднимется на недосягаемую высоту, - и если было бы возможно, что после этого снова придет изгнание, это означало бы проклятие" (29). 3. Эпоха Второго храма - "второе освобождение" после освобождения из Египта "Когда же вернулись из Вавилона, они сочли нужным увековечить память об этом освобождении. И сделали они это двумя способами: во-первых, заменили шрифт иври шрифтом ашури... Во-вторых, они прекратили счет месяцев года начиная с нисана (как это было принято до тех пор) - в знак напоминания об исходе из Египта, и начали счет месяцев с тишрей - в знак напоминания об исходе из Вавилона... Тем самым они осуществили пророчество Ирмеягу: "И больше не будут клясться Именем Г-спода, выведшего сынов Израиля из страны севера" (30). Возможно, что также от Ирмеягу узнали они, что со времен Моше-рабейну из поколения в поколение пророками передавалось, что следует сделать нечто для увековечения памяти о втором освобождении, - в то время как маца останется напоминанием об исходе из Египта” (31) В этих строках р. Й. Альбо четко определяет, в чем состоит особенность исхода из Вавилона - это "второе освобождение" народа Израиля после освобождения из Египта, это много раз повторяется в его книге. Больше того: из его слов ясно видно, что в исторической перспективе по своему значению Исход из Вавилона равен Исходу из Египта. По его мнению, это выражается в установлениях наших мудрецов, призванных увековечить память об этом Исходе. Причем он считает, что знак равенства между исходами из Египта и из Вавилона, как и необходимость, увековечить память о возвращении в Цион из Вавилона - элементы традиции, восходящей к самому Моше-рабейну. Еще одно основание для своей точки зрения о значении Исхода из Вавилона р. Й. Альбо находит у пророка Ирмеягу, предсказывающего, что настанут времена, когда клятва именем Всевышнего, выведшего народ Израиля из Египта, будет вытеснена клятвой именем Всевышнего, выведшего сынов Израиля из "страны севера", то есть из Вавилона. Подытожим сказанное. Выясняется, что концепция р. Й. Альбо об эпохе Второго храма базируется на трех основаниях: 1.Воссоздание широкой картины эпохи, включающей в себя перечисление событий, личностей, описание религиозно-социального бытия общества. Эта эпоха - первая в истории Израиля, прочно стоящая на чисто фактической почве. Отношение к ней автора - отношение реалистическое и суждения о ней выносятся на основании фактического материала. 2.Сравнение и критическое обсуждение альтернативных взглядов на смысл этой эпохи. 3.Выдвижение собственной точки зрения на смысл эпохи Второго храма в перспективе истории народа Израиля (32) как "второго освобождения" после освобождения из Египта, которая, в сущности, означает чрезвычайно высокую оценку значения эпохи Второго храма. V. УЧЕНИЕ О ГАЛУТЕ 1. Основные проблемы теории галута Проблема галута (изгнания) занимает в книге р. Йосефа Альбо особое место. Причина этого состоит в исключительном характере этого явления, не укладывающегося в обычные рамки истории. Следует отметить, что в этом у Альбо есть ряд предшественников из представителей еврейской мысли, в первую очередь его учитель - р. Хисдай Крескас. Уникальность эпохи галута выражается в трех основных моментах: а) необыкновенная тяжесть жизни, наполненной катастрофами, изгнаниями, преследованиями, попытками физического и духовного уничтожения народа б) выходящая из ряда вон длительность нынешнего изгнания в) высокий уровень духовной жизни в тяжелейших условиях существования - факт, не имеющий себе равных во всей истории человечества. Это - три основных аспекта нашей действительности. Разъясняя их смысл, р. Й. Альбо выявляет в них два пласта: пласт исторических фактов и пласт философский, на который он обращает особое внимание. Исследование его дает новый материал об уникальности судьбы и исторического предназначения народа Израиля, о Б-жественном милосердии, определяющем по отношению к нему проявления принципов воздаяния и детального наблюдения. В целом, эмоциональный тонус изложения р. Йосефом Альбо своей теории галута - раздражение, досада, временами переходящая в ропот на причины, так долго удерживающие народ Израиля в галуте. Галут как факт истории: "Мы достигли самого дна унижения и бедности, так что уже почти не существуем... Мы снова находимся в рабстве, и как рабы, потеряли всякую надежду... Раб не распоряжается самим собой, он не может исполнять предписания своей религии, у него нет детей, у него нет ни чести, ни достояния... Мы уже почти отчаялись, что когда-нибудь придет освобождение... Единственное наше желание - остаться в живых в этом изгнании (33). Иго изгнания, постоянные заботы и притеснения мешают человеку достичь того совершенства, которое предназначено ему по природе его (34). Еврейский народ, в свои хорошие дни, в дни своего процветания признававший, что все это приходит от Всевышнего, также и в дни бедствий не отступает от своего упования на Него и крепко держится за союз свой с Ним... Несмотря на то, что пришли на нас все эти беды, мы держимся за наш союз с Тобой, не изменяем вере нашей, ни в мыслях, ни делом... Хоть и очень тяжело иго изгнания, и смерть накрывает нас крыльями своими, мы не забываем Имя Твое... Хвала народу Израиля, терпящему беды и несущему иго изгнания ради любви к Всевышнему!" (35) Признание справедливости приговора: "Молитва Моше [Тегилим, гл.90] - молитва о сынах Израиля, находящихся в изгнании... Он говорит с самого начала: я признаю, что все, что Ты делаешь, - справедливо... Не пристало нам роптать на Твой суд... Ибо "прибежищем нашим Ты был из поколения в поколение - со времен, когда еще не были созданы горы, когда еще не сотворил Ты землю и Вселенную..." Ты - вечен... Поэтому пристало Тебе наказывать того, кто непокорен Тебе, тяжесть наказания - по величию чести Твоей... И знаю я, что все, что Ты делаешь... Ты делаешь ради блага: чтобы вернулись к Тебе сыны человеческие... Потому так долго изгнание, что еще очень далек весь народ от того совершенства, достигнув которое, он станет достойным освобождения" (36). Галут - пребывание в отчаянии Отчаяние сквозит в словах, которыми обрисовывает р. Й. Альбо положение еврейского народа в галуте. Нет ни одной области человеческого существования, в которую ни проникало бы страдание. Бедность, унижения, порабощение... И даже в духовной сфере галут оказывает свое ужасное воздействие: он "мешает человеку достичь того совершенства, которое предназначено ему по природе его". По словам р. Й. Альбо, галут подобен смерти - "мы... уже почти не существуем", и снова и снова Альбо сетует на необыкновенную продолжительность галута, вторя р. X. Крескасу. (37)Его ламентации напоминают нам о еврейских хрониках и, еще более, о поэмах-элегиях. Ясно, что эти горькие слова Альбо обращает прежде всего к Всевышнему, во власти Которого положить конец нашему изгнанию. Галут - экзамен нации Что касается другого аспекта галута - как испытания народа, достоин ли он своего высокого предназначения, - то здесь Альбо высказывается далеко не столь определенно, здесь господствует диалектичность. С одной стороны, здесь слышны хвалы народу Израиля, не отступающему от Торы, от своего союза со Всевышним в дни бед точно так же, как в дни благоденствия, с точки зрения здравого смысла, евреям давно уже следовало бы "забыть Имя Всевышнего" - "но, тем не менее, мы не сделали этого". Народ терпит беды и несчастья "ради любви к Всевышнему"... Однако, с другой стороны, мы находим у Альбо иное доказательство величия Израиля в плане признания справедливости сурового приговора Всевышнего, обрекшего народ на изгнание. Здесь нет места выражению досады, ропота, протеста против Небес. Более того: Альбо признает, что и здесь Б-жественное милосердие проявило себя, ибо по букве закона еврейский народ следовало бы наказать куда тяжелее. Всевышний - "прибежище наше из поколения в поколение". Осуждение на галут оправдывается с двух сторон: Всевышнему пристало наказывать того, кто Ему непокорен, с той степенью строгости, которой требует Его оскорбленная честь, а если освобождение еще не пришло - в этом виноват сам народ, не достигший еще требуемой степени совершенства. То есть: галут - наказание нам за наши грехи. Этот диалектический подход создает известное "напряжение сил" в философско-историческом определении ценности жизни народа Израиля в галуте. Вместе с тем в свете этого получает свое объяснение выражение ропота на Небеса - как выясняется, что сетования на непознаваемость воли Всевышнего, отнюдь не выражение недовольства тем, как Он ведет Свой народ. 2. Учение о галуте - итоги 1. Оригинальность теории р. Й. Альбо о нашем изгнании проявляется, главным образом, в мыслях о цели галута. Суть их выражается в категории "ропот", стоящей в центре внимания этого параграфа. Ясно, что речь не идет о целенаправленном исследовании смысла существования галута. Суть не в этом. Наоборот, "ропот" указывает на явления, исчезновение которых возможно только вместе с концом галута. Фактический исторический материал призван усилить и обосновать "ропот", изображая галут как "небытие" в бытии. 2. Однако, у категории "ропот" есть еще одно значение: молитвы и - если так можно выразиться - "увещевания", "уговоров" Всевышнего проявить Свое милосердие и всемогущество и положить конец галуту. Из этого видно, что Альбо прибегает к своего рода диалектическому доказательству: он выражает "ропот" на Небеса и "предостерегает", что продолжение галута грозит подорвать веру в высшую справедливость, однако в то же время он не доходит до прямого обвинения, например, того, что высшая справедливость несовершенна. То есть "ропот" - категория диалектическая, она - выражение напряженности между крайностями "отказ от обвинения" и "обвинение в несовершенстве". 3. Наконец, следует отметить отсутствие у Альбо представления о том, что галут народа Израиля направлен на совершенствование всего человечества - в отличие от р. Йегуды Галеви и учителя Альбо р. X. Крескаса. В этом пункте учение Альбо о галуте сближается с точкой зрения Рамбама. Это методологическое наблюдение помогает понять оригинальность р. Й. Альбо, выбиравшего свой путь между существовавшими школами и осуществлявшего синтез идей. Кроме того, заметим, что вообще представление галута как "небытия в бытие" несовместимо с истолкованием его как провозвестием всеобщего блага.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.217 (0.012 с.) |