Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт 4. Оксидирование (воронение) железа

Поиск

Воронение железа – один из способов пассивирования: образования на его поверхности химическим путем оксидной пленки Fe3O4 (FeO· Fe2O3).

Выполнение опыта (под вытяжкой)

Отмерить в химический стакан 50см3 окислительной смеси (600г NaOH и 60г NaNO2 на 1л воды), поставить его на асбестовую сетку плитки и нагреть до кипения. Тем временем, железную пластинку зачистить наждачной бумагой, обмыть в воде и прикрепить к тонкой медной проволоке. Опустить железную пластинку в раствор соляной кислоты с массовой долей 5% для растворения оксидов. Через несколько секунд железную пластинку промыть водой. Когда окислительная смесь закипит, опустить туда железную пластинку. Через различные промежутки времени: 3, 5, 10 минут, вынимать ее из раствора и наблюдать изменение окраски поверхности в результате образования оксидной пленки Fe3O4 (отсюда – оксидирование).

Наблюдения и выводы

1.Отметить цвет образовавшегося оксидного покрытия. Почему процесс носит название «воронение» стали?

2.Исследовать прочность оксидной пленки соскребанием острым предметом. Пластинку сохранить для следующего опыта.

3.Описать процесс воронения химическим уравнением, если известно, что окислителем является нитрит натрия NaNO2, восстанавливающийся до NO; гидроксид натрия – NaOH – служит для создания щелочной реакции среды. Составить электронные уравнения к данной окислительно-восстановительной реакции.

Опыт 5. Исследование оксидной плёнки Fe3O4 на устойчивость к коррозии

Выполнение опыта

Для испытания применяется капельный метод Г.В.Акимова. Нанести по капле раствора, содержащего 40см3 0,4М раствора сульфата меди CuSO4, 20см3 10%-ного раствора хлорида натрия NaCl и 0,8см3 0,1М раствора соляной кислоты HCl, на поверхность железных пластинок: вороненой, полученной в опыте 4, и не подверженной обработке.

Наблюдения и выводы.

1.Отметить время до изменения цвета капли от сине-голубого до красного (или чёрного).

Продолжительность времени в минутах между моментом нанесения капли и изменением её цвета, служит характеристикой коррозионной устойчивости металла и покрытия. Время – 5 минут - является показателем хорошей устойчивости.

Опыт повторить 2 раза. Результаты занести в таблицу 20.1.

Таблица 20.1

Исследуемая поверхность железа Время, мин     Среднее значение, мин
   
Воронёная      
Не обработанная      

2.Сделать вывод коррозионной устойчивости металла и его оксидного покрытия(«воронёная» поверхность).

Опыт 6. Удаление нагара со стальных деталей (под вытяжкой)

В процессе эксплуатации двигателей внутреннего сгорания головки цилиндров, клапаны, выпускные трубы и др. покрываются смолистыми отложениями и нагаром, удаление которого представляет определённую трудность.

Выполнение опыта

Одним из способов удаления нагара является обработка деталей в расплаве, состоящем из гидроксида натрия (35% вес.), нитрата натрия (55% вес.) ихлорида натрия (10% вес.). Смесь химикатов (заранее взвешенную лаборантом) высыпать в неглубокую стальную ванну, ёмкостью приблизительно 1,5 литра (размер 20х10х7 см), заполнив её на 3/4 объёма. Поместить ее в муфельную печь, предварительно разогретую до 550-6000С. При температуре 4500С образуется расплав. Очищаемую от нагара деталь тигельными щипцами вносят в расплав. Идёт интенсивное разъедание и окисление смолистых веществ нагара, сопровождающееся бурлением и выделением газов (выгорание). В течение 2-10мин. процесс заканчивается (прекращается выделение газов и бурление). При этом удаляется не только нагар, но и накипь, продукты коррозии, полимерные покрытия и графит (углерод) поверхностного слоя стали.

Очищенную от нагара деталь извлечь из ванны.

Наблюдения и выводы

1. Отметить, что поверхность стальной детали очищается до такой степени, что можно производить пайку.

Происходят химические процессы:

- окисление углеводородов смолистых веществ с образованием продуктов сгорания CO2, H2O, SO2, и др.;

- окисление продуктов коррозии железа при сплавлении с гидроксидом натрия, сопровождающееся образованием ферратов:

Fe2O3 + NaOH + NaNO3 → Na2FeO4 + NaNO2 + H2O

2. Составить электронные уравнения (метод электронного баланса) и расставить коэффициенты в приведенной выше окислительно-восстановительной реакции.

Опыт 7. Фотометрическое определение ионов железа (Fe3+) в виде роданидного комплекса

Метод основан на том, что к кислому раствору, содержащему ионы трёхвалентного железа, прибавляют раствор роданида аммония (или калия). При этом образуется роданид железа (Ш) и раствор окрашивается в красный цвет. Интенсивность окраски измеряют и, по предварительно построенному калибровочному графику, находят содержание железа.

Использовать колориметр КФК-2 или другие марки.

Выполнение опыта

Определение оптической плотности стандартных растворов

В мерных колбах на 25см3 находятся пробы 0,20; 0,30; 0,45; 0,60; 0,90; 1,50; 2,25; 3,35; 5,00; 7,50; 10,00см3 стандартного раствора. Прилить в каждую колбу со стандартным раствором по 1см3 азотной кислоты (разведенной дистиллированной водой в соотношении 1:1) и по 4см3 роданида аммония (или калия). Долить до метки дистиллированной водой, перемешать (стандартный раствор и пробы готовит заранее лаборант).

Налить в фотоколориметрическую кювету(10мм) до метки стандартный раствор и измерить его оптическую плотность на фотоколориметре с синим светофильтром λ = 440нм.

Порядок работы на приборе следующий. После установления требуемой

длины волны ручкой 1 установить минимальную чувствительность колориметра (рис.20.1).

Для этого ручку 2 («чувствительность») установить в положение «1» черной шкалы, ручку 3 («установка 100 грубо») – в крайнее левое положение. В предварительно открытый кюветодержатель 4 установить кюветы с раство-рителем и со стандартным раствором. В световой пучок поместить кювету с растворителем. Закрыть крышку кюветного отделения. Ручками 2 и 3 установить отсчет «0» по нижней шкале колориметра 5.

 

Рис. 20.1.Колориметр КФК-2

 

Затем поворотом ручки 6 кювету с растворителем заменить кюветой со стандартным раствором. Снять отсчет по шкале оптической плотности. Измерения проводить 3-4 раза, и окончательное значение определить как среднее арифметическое из полученных значений. Результаты измерений занести в таблицу 20.2.

Определение оптической плотности исследуемого раствора

20 см3 исследуемого раствора (содержащего от 0,25 до 1мг железа) перенести в мерную колбу на 25 см3, подкислить 1 см3 азотной кислоты (1:1), прибавить 4 см3 роданида аммония (или калия), довести объём до метки дистиллированной водой и перемешать (исследуемый раствор готовится заранее лаборантом).

Оптическую плотность раствора измерить при тех же условиях, при которых измеряли ее для стандартных растворов (тот же светофильтр, при той же длине волны и та же толщина фотометрируемого слоя).

Наблюдения и выводы

1. Заполнить таблицу 20.2.

Выполнить соответствующие расчёты для определения содержания ионов железа Fe3+ в пробах стандартного раствора.

Таблица 20.2

Результаты измерения оптической плотности раствора

№ пробы Содержание стандартного раствора, см3 Содержание ионов железа Fe3+, мг Оптическая плот-ность раствора, D, нм
  0,20 0,020  
  0,30 0,030  
  0,45 0,045  
  0,60 0,060  
  0,90 0,090  
  1,50 0,150  
  2,25 0,225  
  3,35 0,335  
  5,00 0,500  
  7,50 0,750  
  10,00 1,000  

 

2. По полученным данным построить калибровочный график: оптическая плотность D - ось ординат, содержание железа в 25см3 - ось абсцисс. Содержание железа на графике откладывать в миллиграммах.

3. По калибровочному графику определить содержание (мг) ионов железа Fe3+ в исследуемом растворе.

4. Рассчитать ошибки: абсолютную (истинное значение массы ионов железа в исследуемом растворе взять у преподавателя) и относительную.

 

Опыт 8. Отношение алюминия к концентрированной азотной кислоте при различной температуре

Выполнение опыта

Для испытания действия на алюминий концентрированной азотной кислоты при комнатной температуре налить в пробирку 20 капель концентрированной азотной кислоты (плотность 1,4 г/см3) и опустить туда на 3-5 минут конец алюминиевой проволоки, предварительно зачищенной наждачной бумагой и промытой водой. По истечении указанного времени алюминиевую проволоку вынуть, избегая соприкосновения со стенками пробирки и, осторожно, не прикасаясь руками и не встряхивая, промыть водой.

Пассивированный алюминий опустить в пробирку с раствором соляной кислоты, массовая доля которой 12%.

Наблюдения и выводы

1. Чем объяснить пассивность поведения алюминия в соляной кислоте?

2. Подогреть пробирку(осторожно!).Что происходит? Какой выделяется газ?

3. Записать уравнение происходящей окислительно-восстановительной реакции и сопроводить его электронными уравнениями (метод электронного баланса).

Опыт 9. Отношение алюминия к разбавленным азотной и соляной кислотам

Выполнение опыта

В одну пробирку налить 20 капель раствора соляной кислоты с массовой долей 12%, в другую – 20 капель раствора азотной кислоты с массовой долей 12%. Опустить в них алюминиевые проволоки или кусочки алюминия. Слегка подогреть пробирку с раствором разбавленной азотной кислоты (выполнять под вытяжкой).

Наблюдения и выводы

1. Что наблюдаете? Какие газы выделяются?

2. Написать уравнения происходящих окислительно-восстановительных реакций, сопроводить их электронными уравнениями (метод электронного баланса).

Опыт 10. Отношение алюминия к гидроксиду натрия (амфотерные свойства.

Выполнение опыта

К кусочку алюминия или алюминиевой проволоке, помещённой в пробирку, прилить 20 капель раствора гидроксида натрия NaOH с массовой долей 20%.

Наблюдения и выводы

1. Наблюдать выделение пузырьков водорода с поверхности металла.

2. Объяснить процесс растворения алюминия в гидроксиде натрия.

3. Написать молекулярное и электронные уравнения, характеризующие этот процесс.

Опыт 11. Получение гидроксида алюминия и изучение его амфотерных свойств

Выполнение опыта

Внести в две пробирки по 10 капель 2н. раствора хлорида алюминия AlCl3 и добавить в каждую пробирку раствор гидроксида натрия с массовой долей 10%. Добавлять надо по каплям, пока не появится студенистый осадок. Пробирку необходимо встряхивать.

В одну из пробирок, к полученному осадку, прилить разбавленный раствор соляной кислоты HCl с массовой долей 12%, в другую – избыток раствора гидроксида натрия с массовой долей 10%.

Наблюдения и выводы

1. Записать молекулярное и ионно-молекулярные (полное и сокращенное) уравнения реакции получения гидроксида алюминия.

2. Записать молекулярные ионно-молекулярные уравнения взаимодействия гидроксида алюминия с соляной кислотой и избытком гидроксида натрия.

3. Сделать вывод о свойствах, которые проявляет гидроксид алюминия.

 

 

Контрольные вопросы к лабораторным работам

№1. Исследование соли карбоната кальция:

1.Какие вещества называются солями?

2.Какие бывают соли?

3.Как перевести кислую соль в среднюю?

4.Как перевести основную соль в среднюю?

5.Как по международной номенклатуре называются соли?

6.По какому закону делается перерасчет объема газа на нормальные условия?

7.Как определяются абсолютная и относительная ошибки (погрешности) опыта?

8.Что такое эквивалент?

9.Как определяется молярная масса эквивалента вещества?

10.Как определяется объем молярной массы эквивалента газообразного вещества?

11.Как формулируется и математически записывается закон эквивалентов?

№2. Способы выражения состава растворов:

1.Что называется раствором?

2.Что такое концентрация?

3.Какие основные способы выражения состава раствора применяются?

4.Какая концентрация называется массовой долей?

5.Чему равна молярная доля растворенного вещества?

6.Какая концентрация называется молярной и каковы единицы ее измерения?

7.Что показывает молярная концентрация эквивалента вещества и каковы единицы ее измерения?

8.Какая концентрация называется моляльностью?

№3. Энергетика химических процессов:

1.Что называется системой и какие бывают системы?

2.Какими параметрами характеризуют состояние системы?

3.Что такое - внутренняя энергия системы и можно ли определить ее абсолютное значение?

4.Что такое - энтальпия?

5.Как формулируется закон Гесса и каково его значение?

6.Что называется стандартной энтальпией образования и каковы единицы ее измерения?

7.Что называется тепловым эффектом химической реакции?

8.Как определяется тепловой эффект химической реакции?

9.Что называется стандартной энтропией вещества и в каких единицах она измеряется?

10.Как определяется изменение энтропии химической реакции?

11.Каким соотношением связана свободная энергия Гиббса с энтальпией и энтропией?

12.Каково условие самопроизвольного протекания химических процессов?

13.Какие термодинамические процессы протекают при растворении кристаллических солей?

14.Что собой представляет теплота растворения соли?

15.Что называется теплотой гидратообразования?

№4. Химическая кинетика и равновесие:

1.Какие реакции называются гомогенными и гетерогенными?

2.Что называется скоростью химической реакции и от каких факторов она зависит?

3.Как формулируется и математически записывается закон действия масс?

4.Каковы особенности применения закона действия масс для гетерогенных реакций?

5.Каков физический смысл костанты скорости химической реакции и от каких факторов она зависит?

6.Как формулируется и математически записывается правило Вант-Гоффа?

7.Каков физический смысл температурного коэффициента Вант-Гоффа?

8.Какие молекулы называются активными и что такое энергия активации?

9.Какое состояние химической реакции называется равновесным?

10.Что называется константой равновесия и от каких факторов она зависит?

11.Какой принцип определяет направление смещения равновесия химической реакции?

№5. Определение температуры замерзания антифриза:

1.Что такое антифриз и каким требованиям он должен удовлетворять?

2.Каков состав наиболее распространенного антифриза?

3.На чем основано действие антифризов?

4.Как формулируется и математически записывается второй закон Рауля?

5.Почему раствор закипает при более высокой температуре, а замерзает при более низкой по сравнению с чистым растворителем?

№6. Химические реакции в растворах электролитов:

1.Какой процесс называется электролитической диссоциацией?

2.Как диссоциируют слабые многоосновные кислоты и многокислотные гидроксиды?

3.В каких случаях реакции в растворах электролитов протекают до конца?

4.Какие вещества в ионно-молекулярных уравнениях записываются в виде молекул?

5.Какие ионы участвуют в реакциях между растворами электролитов?

№7. Гидролиз солей:

1.Что называют процессом гидролиза солей?

2.Что представляет собой гидролиз по первой ступени?

2.Какие соли подвергаются гидролизу?

3.К чему приводит гидролиз по катиону?

4.Какая реакция среды создается в растворе при гидролизе по аниону и почему?

5.Что определяет реакцию среды при гидролизе солей, образованных слабым

гидроксидом и слабой кислотой?

6.Как математически определяются константы гидролиза по катиону и аниону?

7.Что такое ионное произведение воды, чему оно равно и от чего зависит?

8.Что такое рН?

9.Что такое степень гидролиза и как она рассчитывается?

10.Как определяется изменение свободной энергии Гиббса реакции гидролиза?

11.Как практически можно определить реакцию среды в результате гидролиза соли?

№8. Определение жесткости воды:

1.Что такое жесткость?

2.Чем определяется жесткость воды?

3.Какая бывает жесткость и чем она обусловлена?

4.Почему жесткую воду нельзя применять для генерации пара на тепловых и атомных электростанциях?

5.Каие методы применяют для умягчения жесткой воды?

6.Каким методом можно определить общую жесткость воды? В чем суть данного метода?

7.Как определяются жесткость карбонатная и некарбонатная?

№9. Определение кислотности пищевых продуктов:

1.Что характеризует кислотность пищевых продуктов?

2.Как влияет кислотность на качество пищевых продуктов и на их сохранность?

3.Какими методами можно определить кислотность пищевых продуктов (окрашенных и неокрашенных или светлоокрашенных)?

№10. Комплексные соединения и их свойства:

1.Что представляют собой комплексные соединения?

2.Какова структура комплексного соединения?

3.Как называется центральный атом, вокруг которого координируются лиганды?

4.Какая связь осуществляется между комплексообразователем и лигандами?

5.Что называется координационным числом и какие значения оно чаще всего принимает?

6.Что образует внутреннюю и внешнюю сферы?

7.Какие комплексы различают по знаку электрического заряда?

8.Чем определяется заряд комплексного иона?

9.Как диссоциируют комплексные соединения в растворах?

10.Как диссоциируют комплексные ионы в растворах?

11.Что выражают собой ступенчатая и общая константы образования комплекса и чем является константа образования комплекса?

12.Какова роль и значение комплексных соединений?

№11. Грубодисперсные и коллоидные системы:

1.Как классифицируются гетерогенные дисперсные системы по степени дисперсности?

2.Что такое суспензия и эмульсия и где они находят применение?

3.Какие вещества применяются в качестве стабилизаторов суспензий и эмульсий?

4.Что представляют собой прямая и обратная эмульсии?

5.Чем отличаются коллоидные системы от истинных растворов?

6.Какова роль и значение золей?

7.Какими методами можно получить коллоидные растворы?

8.Из чего состоит мицелла и как называются ее составные части?

9.Что такое электрокинетический потенциал и что он определяет?

10.Какой процесс называется каогуляцией, чем она вызывается и что такое пептизация?

11.Что такое порог коагуляции и как влияет на его величину заряд иона-коагулянта?

№12. Окислительно-восстановительные реакции:

1.Какие реакции называются окислительно-восстановительными (ОВР) и какова их роль?

2.Что такое окислительное число и как оно определяется?

3.В чем заключается сущность окисления и восстановления?

4.Какие вещества называются окислителями и какие – восстановителями?

5.Может ли одно и тоже вещество быть окислителем и восстановителем?

№13. Определение электродных потенциалов металлов:

1.Что называется абсолютным скачком потенциала и как он обозначается?

2.Какова причина его возникновения?

3.Какие факторы влияют на его величину и можно ли измерить его абсолютное значение?

4.Как определяется стандартный электродный потенциал металла и как он обозначается?

5.Как вычисляется потенциал металла в растворе его соли с нестандартной концентрацией?

№14. Ряд напряжений. Гальванические элементы:

1.Что такое ряд напряжений металлов?

2.Как изменяются восстановительные свойства металлов и окислительные свойства их ионов в ряду напряжений?

3.Что такое гальванический элемент (ГЭ)?

4.Как записывается простейшая электрохимическая схема ГЭ?

5.Какой процесс протекает на катоде во внутренней цепи ГЭ?

6.Что происходит на аноде ГЭ?

7.Чему равна ЭДС гальванического элемента?

№15. Коррозия металлов:

1.Что называется коррозией и что является ее причиной?

2.Как классифицируются процессы коррозии по механизму ее протекания?

3.В чем отличие химической коррозии от электрохимической?

4.По какому механизму протекает коррозия при контакте двух металлов в токопроводящей среде?

5.Какая деполяризация происходит при электрохимической коррозии в нейтральной среде в присутствии кислорода и что является продуктом коррозии металла?

6.Какая деполяризация происходит при электрохимической коррозии в кислой среде в отсутствии кислорода и что является продуктом коррозии металла?

7.Какие показатели используют для оценки скорости коррозии?

8.Какие изоляционные методы защиты металлов от коррозии применяют?

9.В чем суть протекторной защиты металла?

10.В чем отличие катодной защиты (электрозащита) от протекторной?

11.Для чего используется и как осуществляется электродренаж?

12.Что такое ингибиторы и каково их действие?

№16. Электролиз водных растворов электролитов:

1.Что называется электролизом и для чего он применяется?

2.Какие процессы происходят на катоде и аноде при электролизе?

3.При каких условиях начинает протекать электролиз?

4.Как рассчитывается напряжение разложения электролита?

5.Что называется перенапряжением и от чего оно зависит?

6.Чему равен потенциал выделения вещества на электроде?

7.Каково условие восстановления ионов металлов (катионов) из водных растворов электролитов?

8.Какая существует последовательность восстановления катионов металлов в зависимости от их положения в ряду напряжений?

9.Какая существует очередность окисления анионов?

10.Как рассчитывается масса вещества, выделяющегося на электродах при электролизе?

11.Что такое выход по току?

№17. Нанесение гальванических покрытий:

1.Что такое электролиз с растворимым анодом и для чего он используется?

2.Какие процессы протекают на электродах при электролизе с металлическим (растворимым) электродом?

3.Для чего и как получают гальванические покрытия?

4.Каким требованиям должны удовлетворять защитные металлические покрытия и как это достигается?

5.Какие условия гальванизации должны соблюдаться?

6.Как рассчитать силу тока для нанесения гальванического покрытия?

7.Как рассчитать толщину покрытия?

№18. Приготовление электролита для свинцового аккумулятора:

1.Какие химические источники тока (ХИТ) применяются в настоящее время?

2.Чем отличается гальванический элемент от аккумулятора?

3.Какие аккумуляторы являются наиболее распространенными?

4.От чего зависит напряжение аккумулятора?

5.Почему нельзя применять концентрированную серную кислоту в кислотном аккумуляторе?

6.Какая оптимальная плотность серной кислоты должна быть в кислотном аккумуляторе?

7.Существует ли связь плотности раствора серной кислоты со степенью разряда кислотного аккумулятора?

8.В каком случае и почему следует подзаряжать аккумулятор?

9.Каким прибором определяется плотность раствора?

№19. Свойства свинца и свинцовый аккумулятор:

1.В каком периоде и группе периодической системы находится свинец?

2.Какую валентность он проявляет в нормальном и возбужденном состояниях? Ответ мотивируйте написанием электронной и электронно-графическими формулами.

3.В чем заключаются амфотерные свойства свинца?

4.Почему диоксид свинца проявляет окислительные свойства?

5.Что такое аккумулятор?

6.Что такое емкость аккумулятора?

7.Чем выражается коэффициент отдачи аккумулятора?

8.Что является электродами свинцового (кислотного) аккумулятора?

9.Что происходит на электродах аккумулятора при зарядке и разрядке?

10.Чему равно напряжение заряженного и разряженного свинцового аккумулятора?

11.Какую электрохимическую схему имеет заряженный свинцовый аккумулятор?

12.Что такое «перезарядка»?

№20. Свойства железа и алюминия:

1.В каком периоде, в какой группе и подгруппе периодической системы находится железо и каково его значение?

2.К какому электронному семейству принадлежит железо?

3.Какие степени окисления наиболее характерны для железа?

4.Способно ли железо вытеснять водород из кислот и каких?

5.Какую степень окисления приобретает железо при взаимодействии с разбавленной и концентрированной азотной кислотой?

6.Какие кислоты и в каких условиях пассивируют железо?

7.В чем суть процесса пассивации?

8.Какой характер проявляют оксид и гидроксид железа при разных степенях окисления?

9.При каких условиях можно получить соединения железа (VI)?

10.Почему железо подвергается коррозии и как его защитить?

11.Способно ли железо к комплексообразованию?

12.В каком периоде, в какой группе и подгруппе периодической системы находится алюминий и каково его значение?

13.В каком состоянии он проявляет высшую валентность и какую гибридизацию при этом претерпевает?

14.Может ли алюминий проявлять степень окисления +1 и в каких условиях?

15.Из каких соединений алюминий способен вытеснять водород?

16.Какие кислоты и в каких условиях пассивируют алюминий?

17.Какое характерное химическое свойство проявляет алюминий, его оксид и гидроксид?

18.Способен ли алюминий к комплексообразованию?

19.Как изменяют реакцию среды при гидролизе соли алюминия?

20.Подвержен ли алюминий коррозии?

ЛИТЕРАТУРА

1.Глинка Н.Г. Общая химия.М., 2002

2.Коровин Н.В. Курс химии.М., 2002

3.Корнилова Н.Н. Ряд напряжений. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Методические указания для самостоятельной подготовки к коллоквиуму и выполнению лаборатолрной работы по курсу «Общая химия». БГАТУ, 2002

4.Гайдым И.Л., Шаплыко О.А. Основные понятия и законы химии. Классификация и номенклатура неорганических соединений. Методические указания для самостоятельной подготовки по курсу «Общая химия». БГАТУ,2001

5.Соснина Т.В., Шаплыко О.А. Химическая кинетика и равновесие. Методические указания для самостоятельной подготовки и выполнения лабораторной работы по курсу «Общая химия». БГАТУ, 2001

6.Химия. Справочник. Харьков, 1997

7.Близнюк Н.И., Бурак Г.А., Гранщикова И.М., Яглов В.Н. и др. Методические указания к лабораторным работам по курсу общая химия. Белорусская государственная политехническая академия. 1996

8.Бесчастнов А.Г., Конопляник М.М., Полушкина С.И. Методические указания к практическому занятию, лабораторной работе и коллоквиуму по теме «Термохимия. Химическая кинетика.» БАТУ, 1993

9.Соснина Т.В. Методические указания к лабораторной работе «Определение концентрации рабочего раствора» БИМСХ,1992

10.Коноплянник М.М., Соснина Т.В., Полушкина С.И. Методические указания к лабораторным работам по теме «Электрохимия.» БИМСХ, 1990

11.Наумчик А.В., Полушкина С.И. Методические указания для самостоятельной работы студентов 1 курса факультета электрификации по изучению темы «Химия воды» курса «Общая химии». БИМСХ, 1989

12.Соснина Т.В. Методические указания к лабораторной работе, практическому занятию и коллоквиуму по теме «Растворы». БИМСХ, 1989

13.Наумчик А.В., Соснина Т.В. Окислительно-восстановительные реакции. Методические указания по курсу общей химии для студентов 1 курса. БИМСХ, 1985

14.Филиппова Т.Н. Методические указания к лабораторно-практическому занятию «Гидролиз солей. Коллоидные системы.» БИМСХ, 1984

15.Наумчик А.В., Полушкина С.И. Методические указания к лабораторной работе «Химические свойства алюминия и железа и их соединений» БИМСХ, 1984

16.Хмелевская А.В., Филиппова Т.Н. Методические указания к лабораторной работе «Комплексные соединения». БИМСХ, 1981

17.Бесчастнов А.Г. Методические указания к лабораторной работе «Защита деталей машин от коррозии электролитическим цинкованием.» БИМСХ, 1979

18.Хмелевская А.В., Полушкина С.И. Руководство к лабораторно-практическому занятию «Химические свойства железа и алюминия и методы очистки их от нагара». БИМСХ, 1970

19.Бесчастнов А.Г. Руководство к лабораторно-практическому занятию «Антифризы, их приготовление и свойства». БИМСХ,1970

20.Бесчастнов А.Г. Руководство к лабораторно-практическому занятию «Нанесение гальванических покрытий». БИМСХ, 1970

21.Бесчастнов А.Г. Инструкция к лабораторной работе «Реакции обмена в растворах электролитов. Ионные уравнения.» БИМСХ, 1968

22.Продукты переработки плодов и овощей. Методы определения титруемой кислотности. ГОСТ 25555.0-82

 

 

С о д е р ж а н и е

Введение………………………………………………………………………3

 

Лабораторная работа №1

Исследование соли карбоната кальция………………….……………5

Лабораторная работа №2

Способы выражения состава растворов…………………………….10

Лабораторная работа №3

Энергетика химических процессов…………………………………14

Лабораторная работа №4

Химическая кинетика и равновесие………………………………….18

Лабораторная работа №5

Определение температуры замерзания антифриза………………….23

Лабораторная работа №6

Химические реакции в растворах электролитов…………………….25

Лабораторная работа №7

Гидролиз солей………………………………………………………..28

Лабораторная работа №8

Определение жесткости воды………………………………………...33

Лабораторная работа №9

Определение кислотности пищевых продуктов…………………….38

Лабораторная работа №10

Комплексные соединения и их свойства…………………………….40

Лабораторная работа №11

Грубодисперсные и коллоидные системы…………………………...44

Лабораторная работа №12

Окислительно-восстановительные реакции…………………………47

Лабораторная работа №13

Определение электродных потенциалов металлов…………………50.

Лабораторная работа №14

Ряд напряжений. Гальванические элементы…………………………51

Лабораторная работа №15

Коррозия металлов……………………………………………………..54

Лабораторная работа №16

Электролиз водных растворов электролитов…………………………61

Лабораторная работа №17

Нанесение гальванических покрытий…………………………………66

Лабораторная работа №18

Приготовление электролита для свинцового аккумулятора…………71

Лабораторная работа №19

Свойства свинца и свинцовый аккумулятор…………………………..73

Лабораторная работа №20

Свойства железа и алюминия…………………………………………..76

Контрольные вопросы к лабораторным работам…………………………….87

Литература……………………………………………………………………...93

 

 

Составители: канд. хим. наук, доцент Корнилова Н. Н.,

старший преподаватель Полушкина С. И.

 

 

Лабораторный практикум по курсу «Общая химия»

для студентов очной и заоной форм обучения

 

 

Ответственный за выпуск:

зав.кафедрой физики и химии Малишевский В.Ф.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1009; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.32.53 (0.017 с.)