Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гипоталамо-гипофизарная система. Щитовидная железа↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Гипоталамо-гипофизарная система. Щитовидная железа Кальциевый обмен
К данному занятию должна быть выполнена самостоятельная работа: заполните таблицу «Гормональная регуляция физиологических функций» (С. 20-24). Информация в конспекте должна быть краткой и четкой. Итоговую оценку за раздел студент получает только после предъявления данной таблицы. Примечание: информацию о гормонах – инсулине, катехоламинах, мелатонине, кортизоле, трийодтиронине (Т3) и тироксине (Т4) – вносите в конспект, который находится в Практикуме.
Реферативные доклады (Темы докладов согласовать с преподавателем, ведущим группу) 1. Функции семенников в различные возрастные периоды. Андрогены и половое поведение. 2. Гормональный контроль овуляции и женского полового цикла. 3. Гормональная регуляция в период беременности и лактации. 4. Недостаток и избыток инсулина – причины и последствия. 5. Обмен кальция и схема гормонального контроля. 6. Эффекты гормонов мозгового вещества надпочечников. Вопросы для самостоятельной подготовки: 1. Принципы гуморальной регуляции. Физиологические эффекты гормонов. 2. Железы внутренней секреции. Методы исследования. 3. Гормоны – понятие, значение, классификации: (1) химическая; (2) по железам; (3) по функциям. 4. Цикл жизни гормона. 5. Обратная связь (понятие, значение). Особенности отрицательной и положительной обратной связи. Примеры. 6. Гипоталамо-гипофизарная система. Нейросекреты гипоталамуса: либерины и статины. Функциональные связи гипоталамуса с адено- и нейрогипофизом. 7. Гипофиз. Гормоны аденогипофиза. Регуляция их секреции и эффекты на клетки мишени. 8. Окситоцин. Антидиуретический гормон. Эффекты на клетки мишени. 9. Щитовидная железа. Тиреоидные гормоны и их роль в регуляции обмена веществ и энергии, в росте и развитии организма. Регуляция деятельности щитовидной железы. 10. Регуляция содержания в плазме крови Са2+ и фосфатов, роль кальцитонина, паратгормона и кальцитриола. 11. Половые железы. Мужские и женские половые гормоны, их роль в регуляции обмена веществ и функций организма. Регуляция эндокринной функции половых желез. 12. Женский половой цикл. Гормоны, их эффекты на клетки мишени. 13. Эндокринная функция плаценты. Гормональное обеспечение беременности, родов, лактации. Менопауза. 14. Эпифиз. Гормон эпифиза, его роль в регуляции функций организма (биологические часы и др.). Рассмотреть задачи к разделу и ответить на вопросы, маркированные аббревиатурой Э.
Основная литература по изучаемой теме: 1. Лекции. 2. Физиология человека. Учебник / Под ред. В.М. Покровского и Г.Ф. Коротько. М.: Медицина 1997. Т. 1. С. 242-275; Т. 2, С.182-200. 3. Физиология человека. Учебник / Под ред. Н.А. Агаджаняна, Н. Новгород: Издательство НГМА, 2001. С. 122-130, 140-148. 4. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. М.: Высшая школа,1987. С. 190-209.
Дополнительная литература: 1. Гайтон А.К. Медицинская физиология. Учебник / Пер. с англ. М.: Логосфера 2008. С. 697-710, 1029-1041. 2. Фундаментальная и клиническая физиология. / Под ред. А. Камкина и А. Каменского, М.: ACADEMIA 2004. C.859-914. 3. Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология. Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. С. 256-308. 4. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Физиология человека. Учебник. М.: МИА, 2007. 5. Регуляторные системы организма человека / В.А. Дубинин с соавт. М.: Дрофа, 2003. С. 314-365. 6. Рафф Г. Секреты физиологии / Пер. с англ. СПб.: Невский диалект, 2001. С. 233-292.
Информация для подготовки к занятию: Химическая классификация гормонов Моноамины: Дофамин, норадреналин, адреналин, мелатонин. Йодтиронины: Тетрайодтиронин (тироксин, Т4), трийодтиронин (Т3). Белково-пептидные: рилизинг-гормоны гипоталамуса, гормоны гипофиза, гормоны поджелудочной железы и желудочно-кишечного тракта, ангитензины и др. Стероиды: глюкокортикоиды, минералокортикоиды, половые гормоны, метаболиты холекальциферола (витамин D). Цикл жизни гормона 1. Синтез. 2. Секреция. 3. Транспорт. Аутокринное, паракринное и дистантное действие. Значение белков-переносчиков для стероидных и тиреоидных гормонов. 4. Взаимодействие гормона с рецепторами клеток-мишеней. а) водорастворимые гормоны (пептиды, катехоламины) соединяются с рецепторами на мембране клеток-мишеней. Мембранные рецепторы для гормонов: хемочувствительный ионный канал; G -белки. В результате в клетке-мишени появляются вторичные посредники (например, цАМФ). Изменение активности ферментов → биологический эффект. б) жирорастворимые гормоны (стероидные, йодсодержащие тиреоидные) проникают сквозь клеточную мембрану и соединяются с рецепторами внутри клетки-мишени. Комплекс «гормон-рецептор» регулирует экспрессию → развитие биологического эффекта. 5. Биологический эффект (сокращение или расслабление гладких мышц, изменение скорости обмена веществ, проницаемости клеточной мембраны, секреторные реакции и др.). 6. Инактивация гормонов и/или их экскреция (роль печени и почек). Обратная связь Скорость секреции гормона точно контролируется внутренней системой контроля. В большинстве случаев секреция регулируется механизмом отрицательной обратной связи (хотя крайне редко имеет место и положительная обратная связь). Итак, эндокринная клетка способна воспринимать последствия секреции определенного гормона. Это позволяет ей приспособить уровень секреции гормона для обеспечения желаемого уровня биологического эффекта. Женские половые гормоны °С
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
Дни от пика ЛГ
Дни от начала цикла
Рис. 1. Изменение уровня гонадотропинов аденогипофиза (ЛГ, ФСГ), гормонов яичников (прогестерона и эстрадиола) и базальной температуры тела во время женского полового цикла. Укажите рядом с графиками названия гормонов. В яичнике в период женского полового цикла (продолжительностью в 28 дней) различают: 1. Фолликулярную фазу, которая длится с ______ по ______ день цикла. В эту фазу в яичнике ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Овуляция (О) происходит на _____ день цикла. Овуляция – это ______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Овуляции предшествует пик _______________________________ гормона. 3. Фазу желтого тела, которая длится с ______ дня по ________ день. В эту фазу в яичнике ______________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ В матке в период женского полового цикла различают: 1. Менструацию (М) – ____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 2. Пролиферативную фазу – ______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Секреторную фазу – __________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Пользуясь рис. 1, дополните предложения: 1. Наибольшая концентрация в плазме эстрадиола на _______ день цикла, т.е. в ________________________ фазу. 2. Наибольшая концентрация в плазме прогестерона на ________ день цикла, т.е. в ________________________ фазу. 3. Непосредственно перед овуляцией наблюдается пик гормонов __________________. 4. Подъем базальной температуры тела во время овуляции и в фазу желтого тела связан с секрецией гормона ________________________________.
Менопауза Менопауза – это ________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ В менопаузу секреция: а) прогестерона, эстрадиола ________________________ б) ФСГ, ЛГ ________________________ в) половых гормонов (андрогенов) в корковом веществе надпочечников _________________ В период менопаузы изменяется деятельность систем организма: ______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эпифиз (шишковидная железа) Гормон эпифиза: __________________________________________ (аминокислота триптофан → серотонин → ____________________)
Регуляция секреции: Темнота (стимулирующее влияние) → сетчатка глаза → ретино-гипоталамический тракт → латеральная область гипоталамуса → спинной мозг → симпатические нервы (преганглионарный нейрон) → верхний шейный ганглий → постганглионарный нейрон → пинеалоциты эпифиза → увеличение синтеза и секреции мелатонина. Примечание: 1) медиатор постганглионарного нейрона, который взаимодействует с β-адренорецепторами пинеалоцитов эпифиза, _____________________________________ 2) свет оказывает _________________________ влияние на синтез и секрецию мелатонина 3) на ночные часы приходится 70% суточной продукции гормона 4) стресс ___________________________ секрецию мелатонина Механизм действия и эффект 1. Мелатонин _____________ секрецию гонадолиберинов гипоталамуса и ________________ аденогипофиза → снижение половых функций. 2. Введение мелатонина вызывает легкую эйфорию, сон. 3. К началу полового созревания уровень мелатонина _______________________________. 4. Во время женского полового цикла уровень мелатонина изменяется: во время менструации – ___________________________, а во время овуляции – _________________________. 5. Эпифиз – биологические часы, т.к. благодаря ему происходит временная адаптация.
Клинические проявления недостатка и избытка гормона: 1. Опухоли, разрушающие эпифиз, _______________________ половую функцию. 2. Опухоли, происходящие из пинеалоцитов, сопровождаются______________________ половой функции.
Регуляция уровня Ca2+ в крови Щитовидная железа Гормоны щитовидной железы: ____________________________________________________ Место синтеза: ________________________________________________________________ Для синтеза тиреоидных гормонов требуется аминокислота ______________ и ___________.
Регуляция секреции: стимулируют:тормозят: стресс-реакция, снижение Т3, Т4, ТТГ, гормон роста температуры тела
↓ _____________________________
↓ ___________________
↓ 10% и 100%. 80-90% Т3 образуется в крови в результате дейодирования ____________________________ Биологически активным является __________________________________________________
Кортизол Место синтеза: ________________________________________________________________.
Регуляция секреции:
↓ _____________________________
↓ _____________________________
↓ _____________________________
Стимулируют активность этой регуляторной оси (гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников) стрессоры: сильная травма, пирогены, гипогликемия, электрошок, ожоги, кровотечение, физические нагрузки, инфекции, химическая интоксикация, боль, хирургическое вмешательство, психические нагрузки, холод. В какое время суток (утренние часы или вечерние часы) уровень АКТГ и кортизола в норме выше? ________________________________________________________________________ Транспорт кортизола: 90% кортизола в плазме связано с белками (α-глобулины, альбумины), 10% – не связано с белками плазмы. Какой кортизол является физиологически активным? _________________________________ Если в плазме содержание не связанного с белками кортизола выше физиологической нормы, по механизму ________________ обратной связи дальнейшая выработка АКТГ ________ __________________ (но только не в состоянии стресса!).
Механизм действия и биологический эффект: 1. Влияние на углеводный обмен: уровень глюкозы в плазме __________________________. 2. Влияние на белковый обмен: в мышцах происходит ________________________________, а в печени ____________________________________________________________________. 3. Влияние на жировой обмен: ____________________________________________________ ______________________________________________________________________________. 4. Участвует в регуляции системного артериального давления (сосудо___________________ эффект, т.к. усиливает действие норадреналина). 5. Помогает адаптироваться к стрессам. 6. Снижает воспалительные и аллергические эффекты.
Механизм действия и эффект
Катехоламины повышают продукцию глюкагона, ренина и др., могут тормозить секрецию инсулина. Регулируют синтез адренорецепторов и включение их в мембрану клеток.
Регуляция уровня Na+ в крови Концентрация Na+ в плазме в норме 135 – 145 мМ.
Роль ионов Na+ в организме ______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поджелудочная железа Гормоны поджелудочной железы: _________________________________________________
Инсулин Место синтеза: __________________ островков Лангерганса.
Регуляция секреции: стимулируется высокой концентрацией в крови __________________, аминокислотами, свободными жирными кислотами, некоторыми гастроинтестинальными гормонами, _____________________________ нервной системой; угнетается катехоламинами, ______________________________нервной системой и, паракринно гормонами ______________________________________________________________________________
Механизм действия: Инсулин – анаболический гормон (способствует синтезу гликогена, жиров, белка). 1. Влияние на углеводный обмен. В норме содержание глюкозы в крови_____________ мМ. Инсулин_________________ содержание глюкозы в крови, т. к. а) в клетках печени глюкоза под влиянием инсулина превращается в ____________, тормозится процесс ______________________. б) связываясь с рецептором на поверхности мышечных клеток, инсулин активирует механизм транспорта глюкозы через мембрану. В мышечных клетках образуется ________________. Большинство других клеток тела отвечают на инсулин подобно мышечным клеткам.
Клетки центральной нервной системы свою высокую потребность в энергии почти целиком покрывают за счет глюкозы, причем ее потребление _____________ _______________ от инсулина!
2. Влияние на жировой обмен. а) Печень запасает ограниченное количество гликогена. Излишки поступившей в печень глюкозы под действием инсулина превращаются в _________________, которые потом транспортируются в жировую ткань и там хранятся. б) Инсулин действует и непосредственно на клетки жировой ткани. В клетках жировой ткани жирные кислоты хранятся в форме ________________.
3. Влияние на белковый обмен. Инсулин обеспечивает активный транспорт в клетки аминокислот и способствует _________ ________________________ белка.
Клинические проявления недостатка и избытка гормона. 1. Инсулина вырабатывается слишком мало или он не может действовать на клетки-мишени → уровень глюкозы в крови __________________ → развивается заболевание ___________ _____________________. Если содержание глюкозы в крови становится больше 10 мМ, избыточная глюкоза выводится с мочой, т.е. возникает ___________________________. Глюкоза, как осмотически активное вещество, удерживает воду, поэтому объем конечной мочи увеличивается, т.е. возникает ________________________. При большом дефиците инсулина вся неиспользованная глюкоза уже не может выводиться с мочой. Недостаток инсулина → стимуляция липолиза → образование _______________________. Если заболевание прогрессирует, может наступить _________________________кома. В этой ситуации больному нужно ввести _________________________.
Лабораторная работа АНКЕТА для доврачебного диагностирования диабета (отвечая на вопрос, выберете ответ и в конце суммируйте соответствующие коэффициенты оценочной шкалы)
Итоговая оценка _________________ Результаты: Моя суммарная оценка _________________________________________________________ Выводы: К группе риска относятся лица, получившие суммарную оценку +3 и более. Я (отношусь, не отношусь) к группе риска.
Подпись преподавателя __________________
Для заметок: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Гипоталамо-гипофизарная система. Щитовидная железа Кальциевый обмен
К данному занятию должна быть выполнена самостоятельная работа: заполните таблицу «Гормональная регуляция физиологических функций» (С. 20-24). Информация в конспекте должна быть краткой и четкой. Итоговую оценку за раздел студент получает только после предъявления данной таблицы. Примечание: информацию о гормонах – инсулине, катехоламинах, мелатонине, кортизоле, трийодтиронине (Т3) и тироксине (Т4) – вносите в конспект, который находится в Практикуме.
Реферативные доклады (Темы докладов согласовать с преподавателем, ведущим группу) 1. Функции семенников в различные возрастные периоды. Андрогены и половое поведение. 2. Гормональный контроль овуляции и женского полового цикла. 3. Гормональная регуляция в период беременности и лактации. 4. Недостаток и избыток инсулина – причины и последствия. 5. Обмен кальция и схема гормонального контроля. 6. Эффекты гормонов мозгового вещества надпочечников. Вопросы для самостоятельной подготовки: 1. Принципы гуморальной регуляции. Физиологические эффекты гормонов. 2. Железы внутренней секреции. Методы исследования. 3. Гормоны – понятие, значение, классификации: (1) химическая; (2) по железам; (3) по функциям. 4. Цикл жизни гормона. 5. Обратная связь (понятие, значение). Особенности отрицательной и положительной обратной связи. Примеры. 6. Гипоталамо-гипофизарная система. Нейросекреты гипоталамуса: либерины и статины. Функциональные связи гипоталамуса с адено- и нейрогипофизом. 7. Гипофиз. Гормоны аденогипофиза. Регуляция их секреции и эффекты на клетки мишени. 8. Окситоцин. Антидиуретический гормон. Эффекты на клетки мишени. 9. Щитовидная железа. Тиреоидные гормоны и их роль в регуляции обмена веществ и энергии, в росте и развитии организма. Регуляция деятельности щитовидной железы. 10. Регуляция содержания в плазме крови Са2+ и фосфатов, роль кальцитонина, паратгормона и кальцитриола. 11. Половые железы. Мужские и женские половые гормоны, их роль в регуляции обмена веществ и функций организма. Регуляция эндокринной функции половых желез. 12. Женский половой цикл. Гормоны, их эффекты на клетки мишени. 13. Эндокринная функция плаценты. Гормональное обеспечение беременности, родов, лактации. Менопауза. 14. Эпифиз. Гормон эпифиза, его роль в регуляции функций организма (биологические часы и др.). Рассмотреть задачи к разделу и ответить на вопросы, маркированные аббревиатурой Э.
Основная литература по изучаемой теме: 1. Лекции. 2. Физиология человека. Учебник / Под ред. В.М. Покровского и Г.Ф. Коротько. М.: Медицина 1997. Т. 1. С. 242-275; Т. 2, С.182-200. 3. Физиология человека. Учебник / Под ред. Н.А. Агаджаняна, Н. Новгород: Издательство НГМА, 2001. С. 122-130, 140-148. 4. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. М.: Высшая школа,1987. С. 190-209.
Дополнительная литература: 1. Гайтон А.К. Медицинская физиология. Учебник / Пер. с англ. М.: Логосфера 2008. С. 697-710, 1029-1041. 2. Фундаментальная и клиническая физиология. / Под ред. А. Камкина и А. Каменского, М.: ACADEMIA 2004. C.859-914. 3. Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология. Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. С. 256-308. 4. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Физиология человека. Учебник. М.: МИА, 2007. 5. Регуляторные системы организма человека / В.А. Дубинин с соавт. М.: Дрофа, 2003. С. 314-365. 6. Рафф Г. Секреты физиологии / Пер. с англ. СПб.: Невский диалект, 2001. С. 233-292.
Информация для подготовки к занятию:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.80.90 (0.01 с.) |