Надпочечники. Поджелудочная железа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Надпочечники. Поджелудочная железа



 

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Надпочечники. Классификация гормонов надпочечников. Механизм регуляции гормонов.

2. Глюкокортикоиды, их роль в регуляции функций организма. Регуляция продукции.

3. Минералокортикоиды, их роль в регуляции функций организма. Регуляция продукции.

4. Половые гормоны, их роль в регуляции функций организма. Регуляция продукции.

5. Функции мозгового вещества надпочечников. Регуляция продукции адреналина и норадреналина. Роль этих гормонов в стрессовых ситуациях.

6. Эндокринная функция поджелудочной железы. Регуляция продукции гормонов.

7. Роль гормонов поджелудочной железы в регуляции углеводного, белкового и липидного обменов.

8. Инсулин, механизм действия, эффекты гормона на клетки мишени.

9. Натрийуретический пептид. Роль в организме. Регуляция продукции.

 

Самостоятельная работа по теме: «Физиология эндокринной системы»

 

Корковое вещество надпочечников

Гормоны коркового вещества надпочечников:

1. глюкокортикоиды (основной представитель – ______________________).

2. минералокортикоиды (основной представитель – ___________________).

3. половые гормоны (основной представитель – _______________________).

 

Кортизол

Место синтеза: ________________________________________________________________.

 

Регуляция секреции:

гипоталамус

 

↓ _____________________________

аденогипофиз

 

 

↓ _____________________________

 

кора надпочечников

 

 

↓ _____________________________

 

Стимулируют активность этой регуляторной оси (гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников) стрессоры: сильная травма, пирогены, гипогликемия, электрошок, ожоги, кровотечение, физические нагрузки, инфекции, химическая интоксикация, боль, хирургическое вмешательство, психические нагрузки, холод.

В какое время суток (утренние часы или вечерние часы) уровень АКТГ и кортизола в норме выше? ________________________________________________________________________

Транспорт кортизола: 90% кортизола в плазме связано с белками (α-глобулины, альбумины), 10% – не связано с белками плазмы. Какой кортизол является физиологически активным? _________________________________

Если в плазме содержание не связанного с белками кортизола выше физиологической нормы, по механизму ________________ обратной связи дальнейшая выработка АКТГ ________ __________________ (но только не в состоянии стресса!).

 

 

Механизм действия и биологический эффект:

1. Влияние на углеводный обмен: уровень глюкозы в плазме __________________________.

2. Влияние на белковый обмен: в мышцах происходит ________________________________, а в печени ____________________________________________________________________.

3. Влияние на жировой обмен: ____________________________________________________ ______________________________________________________________________________.

4. Участвует в регуляции системного артериального давления (сосудо___________________ эффект, т.к. усиливает действие норадреналина).

5. Помогает адаптироваться к стрессам.

6. Снижает воспалительные и аллергические эффекты.

 

Мозговое вещество надпочечников

Гормоны мозгового вещества надпочечников: 70-90% _________________________________ остальное – ____________________________________.

 

Место синтеза катехоламинов: __________________________________________________ ______________________________________________________________________________

Схема синтеза: тирозин → ДОФА (дезоксифенилаланин) → дофамин → норадреналин → адреналин.

Регуляция секреции: Под влиянием внешнего или внутреннего стрессора (большое физическое и/или умственное напряжение, инфекция, травма, гипогликемия) резко ________________ секреция адреналина и норадреналина. Раздражитель → возбуждение структур ЦНС → возбуждение задних ядер гипоталамуса → возбуждение симпатических центров в _____________ мозге → _________________ волокна (их медиатор – ________________) → хромаффинные клетки _____________ вещества надпочечников → секреция __________________.

Время полужизни катехоламинов 30 с (в метаболизме участвуют ферменты МАО (моноаминоксидаза) и КОМТ (катехол-О-метилтрансфераза).

Механизм действия и эффект

Эффектор Тип рецептора Ответ
Глаз Радиальная мышца Цилиарная мышца   a b   ________________________________ ________________________________
Сердце Синоатриальный узел Атриовентрикулярный узел Предсердия Желудочки   b b b b   ЧСС ________________________________ Скорость проведения _________________ Сократимость ________________________ Сократимость ________________________
Кровеносные сосуды a b ________________ артериол и вен ____________________________________
Бронхиальные мышцы b ____________________________________
Желудочно-кишечный тракт Желудок Кишка Сфинктеры   b a,b a   ____________________ моторики ____________________ моторики ____________________
Мочевой пузырь m. detrusor Сфинктер   b a   ______________________ ______________________
Потовые железы a Селективная стимуляция
Матка a b ______________________ ______________________
Печень a Гликогенолиз
Мышцы b Гликогенолиз
Жировая ткань b Липолиз

Катехоламины повышают продукцию глюкагона, ренина и др., могут тормозить секрецию инсулина. Регулируют синтез адренорецепторов и включение их в мембрану клеток.

 

Регуляция уровня Na+ в крови

Концентрация Na+ в плазме в норме 135 – 145 мМ.

Увеличивают содержание Na+ в крови гормоны (указать механизм действия) Уменьшают содержание Na+ в крови гормоны (указать механизм действия)
   

Роль ионов Na+ в организме ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Поджелудочная железа

Гормоны поджелудочной железы: _________________________________________________

 

Инсулин

Место синтеза: __________________ островков Лангерганса.

 

Регуляция секреции: стимулируется высокой концентрацией в крови __________________, аминокислотами, свободными жирными кислотами, некоторыми гастроинтестинальными гормонами, _____________________________ нервной системой; угнетается катехоламинами, ______________________________нервной системой и, паракринно гормонами ______________________________________________________________________________

 

Механизм действия:

Инсулин – анаболический гормон (способствует синтезу гликогена, жиров, белка).

1. Влияние на углеводный обмен.

В норме содержание глюкозы в крови_____________ мМ.

Инсулин_________________ содержание глюкозы в крови, т. к.

а) в клетках печени глюкоза под влиянием инсулина превращается в ____________, тормозится процесс ______________________.

б) связываясь с рецептором на поверхности мышечных клеток, инсулин активирует механизм транспорта глюкозы через мембрану. В мышечных клетках образуется ________________.

Большинство других клеток тела отвечают на инсулин подобно мышечным клеткам.

 

Клетки центральной нервной системы свою высокую потребность в энергии почти целиком покрывают за счет глюкозы, причем ее потребление _____________ _______________ от инсулина!

 

2. Влияние на жировой обмен.

а) Печень запасает ограниченное количество гликогена. Излишки поступившей в печень глюкозы под действием инсулина превращаются в _________________, которые потом транспортируются в жировую ткань и там хранятся.

б) Инсулин действует и непосредственно на клетки жировой ткани. В клетках жировой ткани жирные кислоты хранятся в форме ________________.

 

3. Влияние на белковый обмен.

Инсулин обеспечивает активный транспорт в клетки аминокислот и способствует _________ ________________________ белка.

 

Клинические проявления недостатка и избытка гормона.

1. Инсулина вырабатывается слишком мало или он не может действовать на клетки-мишени → уровень глюкозы в крови __________________ → развивается заболевание ___________ _____________________.

Если содержание глюкозы в крови становится больше 10 мМ, избыточная глюкоза выводится с мочой, т.е. возникает ___________________________.

Глюкоза, как осмотически активное вещество, удерживает воду, поэтому объем конечной мочи увеличивается, т.е. возникает ________________________.

При большом дефиците инсулина вся неиспользованная глюкоза уже не может выводиться с мочой.

Недостаток инсулина → стимуляция липолиза → образование _______________________.

Если заболевание прогрессирует, может наступить _________________________кома.

В этой ситуации больному нужно ввести _________________________.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.009 с.)