Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные реанимационные мероприятия↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Неотложная мера первой помощи при утоплении, удушении, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах, при некоторых отравлениях является искусственное дыхание. В случае клинической смерти, то есть при отсутствии самостоятельного дыхания и сердцебиения, искусственное дыхание проводят одновременно с массажем сердца. Длительность искусственного дыхания зависит от тяжести дыхательных расстройств, причем оно должно продолжаться до тех пор, пока не восстановится полностью самостоятельное дыхание. При появлении первых признаков смерти, например, трупных пятен, искусственное дыхание следует прекратить. Итак, если у пострадавшего нет своих дыхательных движений, то надо немедленно приступать к искусственному дыханию! Если есть сомнения, дышит пострадавший, или нет, то следует, не раздумывая, начинать "дышать за него" и не тратить драгоценные минуты на поиски зеркала, прикладывания его ко рту и т.д. Чтобы вдуть "воздух своего выдоха" в легкие пострадавшего, спасатель вынужден касаться своими губами его лица. Из гигиенических и этических соображений наиболее рациональным можно считать следующий прием, состоящий из нескольких операций: 1) взять носовой платок или любой другой кусок ткани (лучше марли); 2) прокусить отверстие в середине марли; 3) расширить его пальцами до 2-3 см; 4) наложить ткань отверстием на нос или рот пострадавшего (в зависимости от выбора способа искусственного дыхания); 5) плотно прижаться своими губами к лицу пострадавшего через марлю, а вдувание проводить через отверстие в ней. Искусственное дыхание изо рта в рот Спасатель стоит сбоку от головы пострадавшего (лучше слева). Если пострадавший лежит на полу, то приходится стать на колени. Быстро очищает рот и глотку пострадавшего от рвотных масс. Если челюсти пострадавшего плотно сжаты, то раздвигает их. Затем, положив одну руку на лоб пострадавшего, а другую на затылок, переразгибает (то есть откидывает назад) голову пострадавшего, при этом рот, как правило, открывается. Спасатель делает глубокий вдох, слегка задерживает свой выдох и, нагнувшись к пострадавшему, полностью герметизирует своими губами область его рта, создавая как бы непроницаемый для воздуха купол над ротовым отверстием пострадавшего. При этом ноздри пострадавшего нужно закрыть большим и указательным пальцами руки, лежащей на его лбу, или прикрыть своей щекой, что сделать гораздо труднее. Отсутствие герметичности - частая ошибка при искусственном дыхании. При этом утечка воздуха через нос или углы рта пострадавшего сводит на нет все усилия спасателя. После герметизации спасатель делает быстрый, сильный выдох, вдувая воздух в дыхательные пути и легкие пострадавшего. Выдох должен длиться около 1 с и по объему достигать 1,0-1,5 л, чтобы вызвать достаточную стимуляцию дыхательного центра. При этом необходимо непрерывно следить за тем, хорошо ли поднимается грудная клетка пострадавшего при искусственном вдохе. Если амплитуда таких дыхательных движений недостаточна - значит мал объем вдуваемого воздуха или западает язык. После окончания выдоха спасатель разгибается и освобождает рот пострадавшего, ни в коем случае не прекращая переразгибания его головы, иначе язык западет и полноценного самостоятельного выдоха не будет. Выдох пострадавшего должен длиться около 2 с, во всяком случае лучше, чтобы он был вдвое продолжительнее вдоха. В паузе перед следующим вдохом спасателю нужно сделать 1-2 небольших обычных вдоха-выдоха "для себя". Цикл повторяется с частотой 10-12 в минуту. При попадании большого количества воздуха не в легкие, а в желудок, вздутие последнего затруднит спасение пострадавшего. Поэтому целесообразно периодически освобождать его желудок от воздуха, надавливая на эпигастральную (подложечную) область. Искусственное дыхание изо рта в нос проводят, если у пострадавшего стиснуты зубы или имеется травма губ или челюстей. Спасатель, положив одну руку на лоб пострадавшего, а другую - на его подбородок, переразгибает голову и одновременно прижимает его нижнюю челюсть к верхней. Пальцами руки, поддерживающей подбородок, он должен прижать верхнюю губу, герметизируя тем самым рот пострадавшего. После глубокого вдоха спасатель своими губами накрывает нос пострадавшего, создавая все тот же непроницаемый для воздуха купол. Затем спасатель производит сильное вдувание воздуха через ноздри (1,0-1.5 л), следя при этом за движением грудной клетки пострадавшего. После окончания искусственного вдоха нужно обязательно освободить не только нос, но и рот пострадавшего: мягкое нёбо может препятствовать выходу воздуха через нос и тогда при закрытом рте выдоха вообще не будет. Нужно при таком выдохе поддерживать голову переразогнутой (то есть откинутой назад), иначе запавший язык помешает выдоху. Длительность выдоха - около 2 с. В паузе спасатель делает 1-2 небольших вдоха-выдоха "для себя". Искусственное дыхание нужно проводить, не прерываясь более, чем на 3-4 с, до тех пор, пока не восстановится полностью самостоятельное дыхание или пока не появится врач и не даст другие указания. Надо непрерывно проверять эффективность искусственного дыхания (хорошее раздувание грудной клетки пострадавшего, отсутствие вздутия живота, постепенное порозовение кожи лица). Следует постоянно следить за тем, чтобы во рту и носоглотке не появились рвотные массы, а если это произойдет, то надо перед очередным вдохом пальцем, обернутым тканью, очистить через рот дыхательные пути пострадавшего. По мере проведения искусственного дыхания у спасателя может закружиться голова из-за недостатка в его организме углекислого газа. Поэтому лучше, чтобы вдувание воздуха производили два спасателя, меняясь через 2-3 минуты. Если это невозможно, то следует через каждые 2-3 мин урежать вдохи до 4-5 в мин, чтобы за этот период у того, кто проводит искусственное дыхание, в крови и мозге поднялся уровень углекислого газа. Проводя искусственное дыхание у пострадавшего с остановкой дыхания, надо ежеминутно проверять, не произошла ли у него и остановка сердца. Для этого следует двумя пальцами прощупывать пульс на шее в треугольнике между дыхательным горлом (гортанным хрящом, который называют иногда кадыком) и кивательной (грудино-ключично-сосцевидной) мышцей. Спасатель устанавливает два пальца на боковую поверхность гортанного хряща, после чего "соскальзывает" ими в ложбинку между хрящом и кивательной мышцей. Именно в глубине этого треугольника и должна пульсировать сонная артерия. Если пульсации сонной артерии нет - надо немедленно начинать непрямой массаж сердца, сочетая его с искусственным дыханием. Если пропустить момент остановки сердца и 1-2 мин проводить пострадавшему только искусственное дыхание, то спасти его, как правило, не удастся. Особенности искусственного дыхания у детей Для восстановления дыхания у детей до 1 года искусственную вентиляцию легких осуществляют по методу "рот в рот и нос”, у детей старше 1 года - по методу "рот в рот”. Оба метода проводятся в положении ребенка на спине, детям до 1 года под спину кладут невысокий валик (сложенное одеяло) или слегка приподнимают верхнюю часть туловища подведенной под спину рукой, голову ребенка запрокидывают. Спасатель делает вдох (неглубокий!), герметично охватывает ртом рот и нос ребенка или (у детей старше 1 года) только рот и вдувает в дыхательные пути ребенка воздух, объем которого должен быть тем меньше, чем младше ребенок (например, у новорожденного от равен 30-40 мл). При достаточном объеме вдуваемого воздуха и попадании его в легкие (а не желудок) появляются движения грудной клетки. Закончив вдувание, нужно убедиться, что грудная клетка опускается. Вдувание чрезмерно большого для ребенка объема воздуха может привести к тяжелым последствиям - разрыву альвеол легочной ткани и выходу воздуха в плевральную полость. Частота вдуваний должна соответствовать возрастной частоте дыхательных движений, которая с возрастом уменьшается. В среднем частота дыханий в 1 мин составляет у новорожденных и детей до 4 мес. жизни - 40, в 4-6 мес. - 40-35, в 7 мес. -2 года - 35-30, в 2-4 года - 30-25, в 4-6 лет - около 25, в 6-12 лет - 22-20. в 12-15 лет - 20-18. К основным реанимационным мероприятиям относится и массаж сердца, представляющий собой ритмичное сжатие сердца, проводимое для восстановления его деятельности и поддержания кровообращения в организме. В основном прибегают к непрямому (закрытому) массажу сердца. Прямой (открытый) массаж сердца, осуществляемый при помощи непосредственного сжатия сердца, применяют обычно в тех случаях, когда необходимость в его проведении возникает во время операции на органах грудной клетки с вскрытием ее полости. При непрямом массаже сердца происходит его сдавливание между грудиной и позвоночником, благодаря чему кровь поступает из правого желудочка в легочную артерию, а из левого желудочка – в большой круг кровообращения, что приводит к восстановлению кровотока в головном мозге и коронарных артериях и может способствовать возобновлению самостоятельных сокращений сердца. Проведение непрямого массажа сердца показано в случаях внезапного прекращения или резкого ухудшения сердечной деятельности, например, при остановке сердца или мерцании (фибрилляции) желудочков у больных с острым инфарктом миокарда, электротравме и т. д. Определяя показания к началу проведения непрямого массажа сердца, ориентируются на такие признаки, как внезапное прекращение дыхания, отсутствие пульса на сонных артериях, сопровождаемые расширением зрачков, бледностью кожных покровов, потерей сознания. Обычно непрямой массаж сердца бывает эффективным, если он начат в ранние сроки после прекращения сердечной деятельности. При этом его проведение (пусть даже не совсем опытным человеком) сразу после наступления клинической смерти часто приносит больший успех, чем манипуляции специалиста-реаниматолога, проводимые спустя 5–6 мин после остановки сердца. Это объясняет необходимость хорошего знания техники непрямого массажа сердца и умения провести его в экстренных ситуациях. Перед проведением непрямого массажа сердца больного укладывают спиной на твердую поверхность. Если больной находится в постели, то его (при отсутствии твердой кушетки) перекладывают на пол. Пациента освобождают от верхней одежды, расстегивают поясной ремень. Очень ответственным моментом непрямого массажа сердца является правильная постановка рук человека, оказывающего помощь. Ладонь руки кладут на нижнюю треть грудины, поверх нее помещают вторую руку. Важно, чтобы обе руки были выпрямлены в локтевых суставах и располагались перпендикулярно поверхности грудины, а также, чтобы обе ладони находились в состоянии максимального разгибания в лучезапястных суставах, т. е. с приподнятыми над грудной клеткой пальцами. В таком положении давление на нижнюю треть грудины производится начальной частью ладоней. Надавливают на грудину быстрыми толчками, причем для расправления грудной клетки руки отнимают от нее после каждого толчка. Необходимая для смещения грудины (в пределах 4–5 см) сила надавливания обеспечивается не только усилием рук, но и массой тела человека, проводящего непрямой массаж сердца. Поэтому при положении больного на топчане или кушетке оказывающему помощь лучше стоять на подставке, а в случаях, когда больной лежит на земле или на полу, лучше стоять на коленях. Темп непрямого массажа сердца составляет обычно 60 сжатий в минуту. Если непрямой массаж проводят параллельно с искусственным дыханием (двумя лицами), то на один искусственный вдох стараются сделать 4–5 сдавливаний грудной клетки. Если непрямой массаж сердца и искусственное дыхание осуществляет один человек, то после 8-10 сдавливаний грудной клетки производят 2 искусственных вдоха. Эффективность непрямого массажа сердца контролируют не реже 1 раза в мин. При этом обращают внимание на появление пульса на сонных артериях, сужение зрачков, восстановление у больного самостоятельного дыхания, возрастание артериального давления, уменьшение бледности или цианоза. Если есть соответствующие медицинская аппаратура и лекарственные препараты, то проведение непрямого массажа сердца дополняют внутрисердечным введением 1 мл 0,1 % раствора адреналина или 5 мл 10 % раствора хлорида кальция. Иногда при остановке сердца удается добиться возобновления его работы с помощью резкого удара кулаком по центру грудины. При выявлении фибрилляции желудочков для восстановления правильного ритма применяют дефибриллятор. При неэффективности массажа сердца (отсутствие пульса на сонных артериях, максимальное расширение зрачков с утратой их реакции на свет, отсутствие самостоятельного дыхания) его прекращают, обычно это происходит через 20–25 мин после начала. Наиболее частым осложнением при проведении непрямого массажа сердца являются переломы ребер и грудины. Особенно трудно бывает избежать их у пожилых больных, у которых грудная клетка теряет эластичность и становится малоподатливой. Реже встречаются повреждения легких, сердца, разрывы печени, селезенки, желудка. Предупреждению этих осложнений способствуют технически правильное выполнение непрямого массажа сердца, строгое дозирование физической нагрузки на грудину.
Алгоритм выполнения практического задания
1. Изучить теоретический материал. 2. Получить задание (Приложение 8.1) и на его основе разработать мероприятия по оказанию первой медицинской помощи. 3. Оформить отчет о практической работе согласно предлагаемой Форме (Приложение 8.2) и защитить ее у преподавателя.
Приложение 8.1 Варианты заданий
1. Поверхностная рана конечности, инфицируемая гноеродными бактериями. 2. Глубокая колотая рана головы 3. Огнестрельная сквозная рана груди 4. Венозное кровотечение 5. Артериальное кровотечение 6. Внутреннее кровотечение в брюшную полость 7. Вывих нижней конечности 8. Растяжение связок голеностопного сустава 9. Открытый перелом руки 10. Перелом позвоночника 11. Ожог руки 2-3 степени 12. Поражение электрическим током 13. Ожог химическими веществами 14. Утопление 15.Сотрясение головного мозга 16.Обморожение 17. Обморок 18. Отравление угарным газом 19. Анафилактический шок, вследствие укуса пчелами 20. Укус бродячей собакой 21. Кровотечении из крупных подкожных вен 22. Повреждения при падении с высоты 23. Разрыв внутренних органов 24. Перелом обеих костей предплечья 25. Перелом костей таза 26. Травмы разных элементов кисти и пальцев 27. Рваная рана бедра с повреждением мышц и других тканей 28. Разрыв связок коленного сустава 29. Вывих плеча 30. Травма головы 31. Травма шеи и ее образований 32. Травма локтевого сустава 33. Потеря сознания вследствие солнечного удара 34. Пищевое отравление 35. Отравление лекарственными препаратами 36. Открытый перелом ноги 37. Ушиб головы 38. Солнечный ожог 39. Обморожение ног 40. Обморожение рук 41. Перелом ребер 42. Разрыв связок локтевого сустава 43. Перелом шейки бедра 44. Ушиб области живота 45. Растяжение мышц шеи 46. Отравление лекарственными препаратами 47. Внутреннее кровотечение 48. Ожог электрической дугой 49. Перелом кисти руки 50. Ожог химическим веществом
Приложение 8.2 Формы для оформления практического задания Цель работы…
Вариант задания № (Пример)
Вывод:…. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 1. Что изучает наука «Безопасность жизнедеятельности»? 2. Дайте понятие среды обитания человека, биосферы и техносферы. 3. Какие существуют формы трудовой деятельности человека? На сколько классов подразделяются условия труда в соответствии с гигиенической классификацией. 4. Что относится к параметрам микроклимата? Какое влияние оказывает отклонение параметров микроклимата на организм человека? 5. Какие существуют методы нормализации параметров микроклимата на рабочем месте? Классификация производственной вентиляции. 6. Назовите основные негативные факторы в системе «человек-среда обитания». Какие воздействия оказывают негативные факторы на человека и среду его обитания? 7. Приведите классификацию чрезвычайных ситуаций природного характера. 8. Назовите мероприятия по спасению населения во время землетрясения, извержения вулкана, снежной лавины, оползня и селевого потока. 9. Назовите признаки возникновения урагана, бури, смерча. Перечислите меры спасения населения при чрезвычайной ситуации метеорологического характера. 10. Дайте понятие следующим явлениям: наводнение, зажоры, заторы, нагоны, цунами. Назовите правила спасения и поведения населения при на-воднениях. 11. Назовите причины и виды природных пожаров в зависимости от характера возгорания и состава растительности. 12. Назовите особо опасные инфекционные болезни человека. Какие методы предотвращают распространение массовых заболеваний? 13. Приведите классификацию чрезвычайных ситуаций техногенного характера. 14. Перечислите меры и средства защиты, применяемые при аварии на ХОО для спасения персонала и населения. 15. Перечислите меры и средства защиты, применяемые при аварии на РОО для спасения персонала и населения. 16. Назовите основные этапы ликвидации последствий ЧС. 17. Классификация ОПФ и ВПФ. 18. Вредные вещества, классификация, пути попадания в производственную среду. Защита от вредных веществ. 19. Вредные виброакустические колебания. Методы борьбы с шумом. 20. Источники ЭМП. Виды, вредное действие ЭМП. Методы защиты. 21. Лазерное излучение. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. 22. Классы пожаров. Категории производств по пожарной опасности. Требования пожарной безопасности к электроустановкам. 23. Производственная вибрация: иcточники, действие на организм, норми-рование, меры защиты. 24. Нормирование ионизирующих излучений. Общие принципы и методы защиты. 25. Основные причины электротравматизма. Виды электрических травм. 26. Классификация помещений по электробезопасности. Электрозащитные средства. 27. Классификация средств индивидуальной защиты. 28. Понятие об опасной зоне технических систем и классификация защит-ных устройств. Сигнальные устройства. 29. Что составляет нормативно-правовые и организационные основы БЖД. 30. Дайте понятие РСЧС. Назовите основные задачи РСЧС. 31. Назовите условия и мероприятия установки режима функционирования РСЧС: повседневной деятельности; повышенной готовности; чрезвычай-ной ситуации. Назовите состав сил и средств РСЧС. 32. Назовите основные задачи, решаемые ГО. 33. Назовите нормативно-правовые и организационные основы охраны труда. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Библиографический список
1. Белов С. В.Безопасность жизнедеятельности: терминология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. 280100 "Безопасность жизнедеятельности" / С. В. Белов, В. С. Ванаев, А. Ф. Козьяков; под ред. С. В. Белова. - Гриф УМО. - М.: КНОРУС, 2008. - 389 с.: ил. - ISBN 978-5-85971-542-8: 163-64. 2. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник для бакалавров / Белов С. В. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2012. - 681 с.: ил. - (Бакалавр). - Библиогр. в конце кн. - ISBN 978-5-9916-1432-0. - ISBN 978-5-9692-1226-8. 3. Бычков, В. Я. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / В. Я. Бычков, А. А. Павлов, Т. И. Чибисова. – М.: МИСиС, 2009. – 147 с. 4. Юртушкин, В. И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий: учеб. пособие / В. И. Юртушкин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2011. – 368 с. 5. Переездчиков, И. В. Анализ опасностей промышленных систем человек-машина-среда и основы защиты: учеб. пособие / И. В. Переездчиков. – М.: КНОРУС, 2011.— 784 с. 6. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Л. А. Михайлов [и др.]; под ред. Л. А. Михайлова. - 2-е изд.; Гриф УМО. - СПб.: Питер, 2009. - 460 с.: ил. - (Учебники для вузов). - Библиогр.: с. 456-460. - Прил.: с. 442-455. - ISBN 978-5-91180-521-0: 179-82. - 280-00.
Интернет-ресурсы
1. www.consultant.ru/ - Консультант - плюс 2. http://www.garant.ru/doc/main/ - Гарант 3. http://www.kodeks.ru/ - Кодекс 4. http://ohranatruda.ru/ - Информационный портал "Охрана труда в России" 5. http://www.mchs.gov.ru/ - сайт МЧС России 6. http://novtex.ru/bjd/ - сайт журнала "Безопасность жизнедеятельности
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.135.201 (0.01 с.) |