Координация как центральная функция контроллинга




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Координация как центральная функция контроллинга



Многие экономисты главная задача контроллинга видят в координации различных функциональных блоков на предприятии, в частности отдельных звеньев системы управления. Необходимость функции координации вытекает из разделения системы управления на составляющие: организация, система планирования и контроля, информационная система, система управления персоналом, система целей и принципов управления.

Проблематика дефицита координации довольно часто проявляется при децентрализованного принятия финансовых решений и в случае если эти решения взаимосвязаны, что означает: результаты деятельности (достижение поставленных целей) одного носителя решений зависят от других децентрализованных носителей решений, и наоборот.

Выполняя функцию координации, контроллинга способствует построению «дерева целей», которые ставятся перед предприятием. «Дерево целей»- это графическое изображение подчиненности и взаимосвязи целей, демонстрирует распределение (декомпозицию) генеральной цели на подцели и отдельные задачи. Различают вертикальную и горизонтальную координацию целей: горизонтальная направлена на согласование различных видов деятельности, которыми занимается предприятие; вертикальная - на координацию деятельности различных подразделений, которые обеспечивают производство одного вида продукции (товаров, работ, услуг).

Особое проявления функция координации приобретает в процессе планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Говорится о необходимости:

а) согласование дерева целей с имеющимися у предприятия ресурсами;

б) согласование долгосрочных планов с определенными целями и стратегией развития предприятия;

в) приведение в соответствие оперативного планирования с долгосрочными планами;

г) координации отдельных планов предприятия и сведение их в единый план;

г) координации функции контроля и планирования;

д) координации системы обеспечения информации с информационными потребностями предприятия, которые возникают в ходе анализа и планирования;

е) согласование организационной структуры предприятия с производственными потребностями;

е) координация финансовых и производственных мощностей предприятия.

Следовательно, координация обеспечивает организацию эффективного использования всех видов ресурсов (финансовых, трудовых, производственных), которыми владеет предприятие. Важнейшими инструментами здесь выступают стратегическое, долгосрочное планирование и бюджетирование.

 

 

Увеличение уставного капитала без привлечения дополнительных взносов

Увеличение уставного капитала предприятия без привлечения дополнительных взносов собственников осуществляется путем повышения номинальной стоимости акций или на основе бесплатного размещения среди держателей дополнительных корпоративных прав (акций) пропорционально причитающейся каждому владельцу доли уставного капитала. При этом используются следующие основные источники:

1. Чистая прибыль отчетного периода (одновременно с тезаврацией увеличивает собственный капитал).

2. Дополнительный вложенный капитал или другой дополнительный капитал в пределах суммы дооценки необоротных активов.

3. Прибыль, тезаврированная в предыдущих периодах (резервный капитал или нераспределенная прибыль прошлых лет).

В последних двух случаях изменяются пропорции собственного капитала: тот, что приносит дивиденды, и тот, на который они не начисляются, а курс корпоративных прав имеет тенденцию к падению. Резервный капитал можно направлять на выплату дивидендов или на увеличение уставного капитала в сумме, превышающей минимально установленный (законодательством или уставом предприятия) его объем. Имущественное положение владельцев в результате увеличения капитала за счет средств предприятия не меняется, поскольку трансформация резервов и нераспределенной прибыли в номинальный капитал есть ничто иное как финансирование увеличения капитала за счет невыплаченного владельцам прибыли (дивидендов) или совершенных ими же взносов в дополнительный капитал. Рыночный курс реагирует на эмиссию дополнительных (бесплатных) акций уменьшением рыночной цены корпоративных прав. Рыночная цена увеличивается в период тезаврации прибыли в другие позиции собственного капитала: резервы, страховые фонды и т.д.. С теоретической точки зрения, капитал акционера (количество акций, умноженное на их рыночную стоимость) к увеличению уставного капитала равен объему капитала после его увеличения.

увеличение номинального капитала осуществляется не с целью привлечения дополнительных средств на предприятие (привлечение произошло при формировании резервов и нераспределенной прибыли), а по другим причинам, например с целью уменьшения рыночной цены акций. Высокий курс имеет недостаток: это препятствует широкой диверсификации акций, поскольку частные инвесторы, как правило, опасаются вкладывать средства в акции с высокой покупательной цене. Эффекта снижения курса можно достичь и без увеличения номинального капитала. Это можно сделать путем уменьшения номинальной стоимости акций с одновременным увеличением их количества.

Другой причиной увеличения уставного капитала данным методом может быть расширение базы для начисления дивидендов - с целью проведения политики стабильной ставки выплаты дивидендов с одновременным увеличением абсолютной суммы дивидендных выплат (высокая ставка дивидендов свидетельствует о рискованность предприятия).

Если раньше тезаврированная прибыль направляется на увеличение уставного капитала, то объем активов не меняется, если на выплату дивидендов - то активы уменьшаются. При трансформации резервов и нераспределенной прибыли в другие позиции собственного капитала эффекта финансирования не возникает. При направлении их на покрытие убытков объем капитала приводится в соответствие с имеющимися активами.

 

Методы контролинга

В контролинге используют общеэкономические и специализированные методы. Общеэкономические методы: наблюдения, сравнения, группировки, анализ, трендовый анализ, синтез, систематизация, прогнозирование. К основным специфических методов контролинга относятся:

· анализ точки безубыточности;

· бенчмаркинг;

· стоимостный анализ;

· портфельный анализ;

· SWОТ-анализ (анализ сильных и слабых мест);

· АВС-анализ;

· методы финансового прогнозирования (экспертные, экстраполяции...)

Точка безубыточности характеризует объем реализации продукции за которого прибыль предприятия равна нулю, т.е. выручка от реализации продукции соответствует валовому затратам на ее производство и реализацию. Точку безубыточности называют также точкой «порогового» прибыли или точкой равновесия. Рассматриваемый метод построен на тезисе, что с увеличением объемов реализации величина условно постоянных затрат на единицу продукции уменьшается.

Составным элементом анализа точки безубыточности является расчет суммы покрытия (маржинальной прибыли). Маржинальная прибыль - это показатель, который характеризует часть выручки, направляемой на замещение условно постоянных расходов и формирования прибыли от реализации. Сума покрытия – разница между выручкой предприятия и условно-переменными расходами предприятия. Условно-переменные расходы - величина которых растет с увеличением объема выпуска продукции и уменьшается с ее понижением. К ним относятся расходы на сырье, топливо, энергию, оплату труда работников, занятых производством продукции. Условно - постоянные расходы не зависят от объема производства( зарплата административному персоналу).

точка безубыточности

Бенчмаркинг (от англ. Benchmarking - установление контрольной точки) – это непрерывный процесс сравнения товаров (работ, услуг), производственных процессов, методов и других параметров исследуемого предприятия (структурного подразделения) с аналогичными объектами других предприятий или структурных подразделений.

Различают три вида бенчмаркинга:

1. Внутренний бенчмаркинг, который сводится к анализу и сравнению показателей деятельности различных структурных подразделений одного и того же предприятия.

2. Бенчмаркинг, ориентированный на конкурентов, - сконцентрирован на сравнительном анализе товаров (работ, услуг), производительности производственных процессов и других параметров исследуемого предприятия с аналогичными характеристиками предприятий-конкурентов.

3. Функциональный бенчмаркинг, при котором анализируются отдельные процессы, функции, методы и технологии по сравнению с другими предприятиями, которые не являются конкурентами рассматриваемого. Фирмы, применяют похожие методы, приемы или технологии и не являются конкурентами, охотно идут на взаимный обмен первичной информацией и заинтересованы в реализации совместных проектов, направленных на совершенствование тех или иных операций, которые сравниваются.

Стоимостной анализ - это метод контроллинга, заключается в исследовании функциональных характеристик производимой продукции, на предмет эквивалентности их стоимости и полезности. Итак, в центре внимания стоимостного анализа находятся функциональные и стоимостные параметры продукции (работ, услуг), именно поэтому этот вид анализа обозначают также как функционально-стоимостный. В ходе анализа осуществляется классификация функций продукта в разрезе функциональных классов:главные, дополнительные и ненужные. На основе этого разрабатываются предложения по минимизации затрат на выполнение каждой функции, а также об аннулировании второстепенных функций, требующих значительных затрат.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.005 с.)