Ответственность предпринимателей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность предпринимателей



Правовой статус предпринимателя предусматривает не только широкие права, но и обязанности в различных сферах хозяйственной деятельности. Обязанности, связанные с государственным регулированием организации и деятельности предприятий различных форм собственности, предполагают выполнение необходимых условий для создания предприятия, недопущение монопольного положения отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции их на товарных рынках; соблюдение экологической безопасности, недопущение загрязнения окружающей среды; своевременное предоставление декларации о доходах и уплата налогов в порядке и размерах, определяемых законодательством Российской Федерации; соблюдение требований стандартизации и сертификации продукции, работ и услуг, а также в области ценообразования.

Нарушение этих обязанностей влечет ответственность предпринимателей, которая выражается в наступлении для них неблагоприятных имущественных последствий. Имущественная ответственность означает экономическую ответственность, что соответствует складывающимся в нашей стране рыночным отношениям, замене административных методов руководства народным хозяйством методами экономическими, связанными с имущественным воздействием на нарушителя порядка в предпринимательской деятельности, установленного законодательством.

Основные направления государственного регулирования предпринимательства

1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности предусматривает порядок создания предприятий и лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, а также ответственность за нарушение этих правил. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности незарегистрированного предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

2. Необходимым условием деятельности предпринимателя является ее лицензирование (ст. 49 ГК РФ). По отдельным видам предпринимательской деятельности порядок лицензирования и соответственно ответственности в виде лишения лицензии устанавливаются специальными законодательными актами.

3. Одними из важных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности являются правовые и организационные основы предупреждения и ограничения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, которые определены Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 25 мая 1995 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О конкуренции на товарных рынках“, и ограничении монополистической деятельности».

Государственный комитет по антимонопольной политике, его территориальные органы наделены полномочиями контроля и применения различных санкций к нарушителям, допускающим недобросовестную конкуренцию. Они вправе давать предпринимателям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о восстановлении первоначального положения, расторжении или изменении договоров, не соответствующих законодательству. В случае когда коммерческие и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный орган вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении их из состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений. Жалобы на действия антимонопольных органов рассматриваются в судебном порядке.

4. Ответственность за нарушение государственной дисциплины цен устанавливается с государственным регулированием цен и тарифов, предусмотренных рядом нормативных актов.

Ответить на вопрос

Какими полномочиями наделены Государственный комитет по антимонопольной политике и его территориальные органы?

Государственная система
антикризисного управления предприятием

Согласно Федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» (далее ¾ Закон о несостоятельности), внешним признаком банкротства (несостоятельности) является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по оплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены должником в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику ¾ юридическому лицу составляют не менее 500 минимальных размеров оплаты труда.

Ответить на вопрос

На каком этапе жизненного цикла предприятие признается банкротом?

Результатом банкротства может быть полное прекращение хозяйственной деятельности должника, а если банкротом является предприниматель без образования юридического лица, то его регистрация в качестве предпринимателя утрачивает силу. Таким образом, банкротство ¾ та грань, которая определяет прекращение конкретной предпринимательской деятельности.

Банкротство ¾ самое жесткое основание прекращения предпринимательской деятельности должника, поэтому оно требует особого правового регулирования, поскольку имеет негативные последствия не только для собственника имущества, но и для трудового коллектива, кредиторов, партнеров и т. п. В силу этого законодательство Российской Федерации о несостоятельности предусматривает меры по финансовому оздоровлению, восстановлению платежеспособности должника. В более сложных случаях закон предлагает реорганизацию предприятия-должника и как крайнюю меру ¾ его ликвидацию.

Помимо указанного выше Закона о несостоятельности и ГК РФ в настоящее время процесс банкротства в России регламентируют более 90 законодательных и нормативных актов. Действие Закона о несостоятельности распространяется на юридических лиц и граждан (включая индивидуальных предпринимателей), которые неспособны в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить свои обязательства по уплате в бюджет (или во внебюджетные фонды) обязательных платежей (ст. 2).

В Законе определены два принципиальных подхода к работе с неплатежеспособным должником, соответственно им выделяются две категории управляющих:

1) арбитражный управляющий ¾ лицо, осуществляющее одну из восстановительных процедур (внешнее управление имуществом должника);

2) конкурсный управляющий, назначаемый в целях ликвидации неплатежеспособного предприятия.

Необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 2 Закона о несостоятельности банкротство считается имеющим место только после:

¾ признания факта несостоятельности арбитражным судом;

¾ официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации.

Банкротство служит одним из оснований для ликвидации юридического лица. При этом принудительная ликвидация предприятия осуществляется только по решению арбитражного суда.

Российским законодательством предусмотрены следующие процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение (ст. 23 Закона о несостоятельности).

В ходе процедуры наблюдения временным управляющим осуществляется оценка существующего положения, финансового состояния предприятия, анализ имеющихся резервов для восстановления платежеспособности. По результатам данного обследования арбитражным судом выносится решение о введении внешнего управления либо конкурсного производства.

В случае невозможности восстановления платежеспособности предприятия применяется процедура конкурсного производства, в рамках которой определяется размер конкурсной массы, распродается имущество и удовлетворяются требования кредиторов, что по сути является ликвидацией предприятия.

При выявлении возможностей для выхода предприятия из кризиса вводится процедура внешнего управления, в процессе которой разрабатывается и реализуется план внешнего управления.

В подобных условиях диапазон возможных решений заметно сужен, действия по разработке и реализации плана внешнего управления ограничиваются временем (по Закону о несостоятельности ¾ максимум 18 месяцев) и средствами (чаще всего приходится ограничиваться оборонительной стратегией, основанной на сокращении издержек, выделении, ликвидации нерентабельных подразделений и активов). Вместе с тем введение процедуры внешнего управления имеет для предприятия и некоторые положительные моменты.

Существенным плюсом подобной процедуры является объявление моратория на удовлетворение требований кредиторов, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления, что, безусловно, облегчает деятельность по оздоровлению предприятия. Подобная практика существует и в других странах. В частности, в Германии в случае проведения санации, которая разрешается при удовлетворении требований кредиторов хотя бы на 35% и предоставлении предприятием реального плана развития, предприятию предоставляется возможность отсрочить выплаты по задолженности до тех пор, пока оно не начнет получать прибыль. В Италии, если предприятие временно затрудняется выполнить свои обязательства, законом предусмотрена процедура контролируемого управления. Управление предприятием передается на судебный контроль и предоставляется отсрочка платежей на период не более двух лет, если есть объективные возможности для санации предприятия.

Внешний управляющий в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров должника в случае, если исполнение договора повлечет убытки для должника и если договор является долгосрочным (заключен на срок более одного года).

По заявлению внешнего управляющего сделки должника, в том числе совершенные до момента введения внешнего управления, могут быть признаны арбитражным судом недействительными, тем самым в процедуре внешнего управления заложена возможность корректировки ошибочных или неправомерных действий прежнего руководства. Для осуществления преобразований в рамках арбитражного управления не требуется длительных согласований с собственниками (акционерами), их достаточно внести в план внешнего управления и утвердить на совете кредиторов.

Еще одним положительным моментом является замена руководящего лица предприятия временным управляющим. Зачастую старые управленческие структуры не в состоянии осознать ошибочность проводимого курса и радикально изменить его, поскольку на правильности решений прежнего руководства сказывается давление личных взаимоотношений. Внешний управляющий призван сыграть ключевую роль в оздоровлении предприятия, поэтому и предъявляемые требования к его кандидатуре должны быть достаточно жесткими: глубокая экономическая и юридическая подготовка, большой практический опыт решения проблем управления, высокий личный авторитет, умение работать с людьми и т. д.

Проблемы выбора участников
государственно-частного партнерства

Ответить на вопрос

Чем характеризуется период начала экономического роста в России?

Очевидно, наибольший эффект от государственно-частного партнерства (ГЧП) может быть достигнут лишь при создании экономической среды, благоприятной для реализации интересов и государства, и предпринимателей. Для государства основное значение имеют: рост налогооблагаемой базы, повышение уровня занятости и доходов населения, расширение числа рабочих мест, сокращение загрязнения окружающей среды, в итоге ¾ стабилизация экономики.

Для предпринимателей наибольшую актуальность имеют: увеличение функционирующего капитала и сокращение бездействующих активов, повышение конкурентоспособности продукции, а в итоге ¾ рост доходов. В конечном счете реализация задач бизнеса способствует реализации задач государства. В то же время предприятия с государственным участием не только имеют большую финансовую устойчивость за счет непосредственного «вливания» денежных средств, но и обладают большей инвестиционной привлекательностью долговременных бизнес-проектов, поскольку относительно высокая надежность государства косвенно распространяется и на эти предприятия.

Существует несколько критериев выбора участников взаимодействия региональных государственных структур и бизнеса, которыми должны оперировать государственные органы:

¾ финансовая устойчивость коммерческих организаций (фирм, предприятий);

¾ сопоставимость выпадающих бюджетных доходов с вероятными выгодами в будущем;

¾ принадлежность предприятий к базовым отраслям;

¾ отнесенность предприятий к перспективным секторам бизнеса;

¾ характеристика предприятий как социально значимых, в том числе градообразующих.

Состав критериев, как видно, изначально детерминирован интересами государства и крупного бизнеса. Безусловно, финансовая поддержка крупных фирм и предприятий может обеспечить высокий мультипликативный эффект, поскольку именно они являются региональными «точками роста», развитие которых повлечет за собой улучшение общей экономической ситуации в регионе и стране в целом.

Современные формы и методы государственной поддержки бизнеса чаще всего приводят к тому, что наибольшую выгоду от такого партнерства получают финансово устойчивые (насколько это возможно в условиях довольно нестабильной российской экономики), технологически развитые (опять же, насколько это возможно в условиях высокого уровня морального и физического устаревания основных фондов предприятий и недостаточности внедренных передовых технологий производства товара и оказания услуг) компании, занимающие лидирующее положение не только в системе отраслевых и региональных, но и макроэкономических связей.

В то же время подавляющее большинство крупных бизнес-проектов связано с добычей, первичной переработкой и продажей на экспорт природных ресурсов, преимущественно сырьевых и топливно-энергетических. Эта тенденция управления расходится со стратегиями государственного регулирования внешнеэкономической деятельности всех развитых стран мира, которые неизменно ориентированы на обеспечение продаж по высоким экспортным ценам конечного продукта, обладающего высокой добавленной стоимостью, что обеспечивает рост реального дохода и национального богатства, а также защищает национальные экономики от изменения конъюнктуры мировых цен на сырье.

Реализуемая же в России государственная поддержка предприятий, осуществляющих добычу, первичную переработку и продажу на экспорт природных ресурсов, противоречит общемировой практике. Большие опасения вызывает также возможное закрепление сырьевого характера экономики при вступлении России в ВТО. Разработанные в стране законы, в частности, в системе налогообложения прибыли, построенной на использовании единых для организаций любых отраслей и сфер хозяйствования нормативов отчисления в бюджет от общей массы налогооблагаемой прибыли, еще больше усиливают неэквивалентность обмена между конечными и сырьевыми (промежуточными) продуктами, не позволяя обеспечить равные экономические возможности для функционирования и развития всех организаций в различных сферах хозяйствования.

Ответить на вопрос

Почему необходимы мероприятия по ограничению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов?

Все вышеперечисленное делает целесообразным введение еще одного критерия, которым также должны руководствоваться государственные органы, определяя состав участников политики ГЧП, а именно критерия ориентации предприятий на создание высокотехнологичных производств и формирование инновационно-информационной инфраструктуры в регионах.

Ответить на вопрос

Какой характер экономики вызывает большие опасения при вступлении России в ВТО?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.019 с.)