ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкурентная среда и перспективный бизнес



В мировой практике хозяйствования существует мнение, что финансовая поддержка не должна использоваться для привлечения компаний, которые будут конкурировать с компаниями, существующими на региональном рынке. Полагаем, что это условие может быть оправданным для стран с высококонкурентной экономикой. Для России, напротив, создание конкурентной среды является одним из необходимых ожидаемых результатов взаимодействия государства и бизнеса.

В условиях формирования рыночных отношений привлечение фирм, конкурирующих на региональном рынке, с одной стороны, инициирует постоянную инвестиционную активность субъектов хозяйствования; с другой ¾ ограничивает монополистические тенденции, активно складывающиеся на современном этапе развития экономики в стране. Таким образом, формирование конкурентной среды с учетом преимущества различных сфер перспективного бизнеса ¾ одна из важнейших функций государства.

Понятием «перспективный» можно определить бизнес, удовлетворяющий определенным критериям. В числе основных: соответствие процессов его становления и роста общемировым тенденциям социально-экономического развития; наличие потенциала для удовлетворения не только частных, но и общественных интересов; способность генерировать мультипликативный эффект у контрагентов и партнеров; возможность создавать и распространять положительные внешние эффекты бизнес-процессов.

В сложившейся ситуации администрация каждого региона помимо ориентации на поддержку крупного, нередко градообразующего предприятия должна выделять и поддерживать перспективные предприятия различных сфер деятельности, ориентированные в первую очередь на создание конечного продукта, основной объем которого будет реализован на местном рынке. Именно тогда, в условиях крайней ограниченности бюджетных средств, будут реализованы такие противоречивые задачи регионального развития, как поиск и приоритетное развитие «точек роста» (задача, поставленная в Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации) и «формирование во всех регионах многоукладной экономики» (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 марта 1996 г. № 327 «Основные положения региональной политики в Российской Федерации»).

Ответить на вопросы

1. Что сдерживает развитие малых и средних предприятий наряду с отсутствием эффективной государственной поддержки?

2. Каковы критерии ожидаемых результатов взаимодействия государства и бизнеса в России?

Безусловно, в целях обеспечения равенства условий для участников экономических процессов, максимального ограничения субъективизма и повышения эффективности использования ограниченных государственных ресурсов финансирование частного бизнеса должно осуществляться на конкурсной основе. Зарубежный опыт показывает, что такое кредитование явилось одним из рычагов переориентации предприятий на новые, высокотехнологичные отрасли. При этом на участников государственно-частного партнерства накладывается ряд обязательств:

¾ финансовые отчеты предприятий должны быть «прозрачны»;

¾ должна быть обеспечена информированность предпринимателей, потребителей и государственных служащих о политике партнерства и ее преимуществах.

Позитивным моментом может быть условие использования контрактных требований к реципиенту. Последнее предполагает возврат части льгот, если фирма закрывается, покидает регион или не выполняет в полном объеме условия, на которых ей были предоставлены соответствующие субсидии и (или) льготы. В то же время, согласно рейтингам компании А. Т. Кеаrney, рассчитанным на основе опросов руководителей, членов советов директоров и старших стратегических аналитиков 1000 крупнейших мировых компаний, наиболее сильное отставание России от большинства стран с развивающимися рынками отмечается по такому параметру, как «уровень частных предпочтений при принятии решений государственными органами. По этому же параметру в последние четыре года наблюдается наиболее интенсивный регресс».

Альтернативный выбор и характер государственной поддержки

На практике в процессе взаимодействия государства и бизнеса региональные органы власти выбирают вариант действий из следующего набора альтернатив:

¾ избирательного или сквозного характера государственной поддержки бизнеса;

¾ непрерывности или дискретности этой поддержки.

Несомненным достоинством сквозного характера поддержки является обеспечение равных для всех субъектов предпринимательской деятельности условий, а также высокий уровень прогнозируемости экономических ситуаций для субъектов бизнеса. К недостаткам такого варианта взаимодействия государства и бизнеса следует отнести отсутствие его связи с перспективными «точками роста» в отраслевых и региональных системах.

Кроме того, сквозной характер поддержки распыляет всегда ограниченный объем бюджетных ресурсов. При этом некоторые фирмы могут быть не заинтересованы в государственной поддержке, поскольку подобное сотрудничество налагает дополнительные обязательства, которые руководство не готово принять, а ряд фирм не сможет эффективно использовать дополнительные государственные инвестиции в силу объективных и субъективных причин. Те же компании, финансовое вливание в которые позволило бы успешно развить бизнес, недополучат средства в полном объеме. В результате полезность государственных инвестиций для фирм, а значит, и для региона будет минимальной.

Ответить на вопрос

Какие факторы обусловливают достоинства и недостатки государственной поддержки бизнеса?

Безусловно, российские предприятия заинтересованы в притоке крупных инвестиционных ресурсов со стороны государства. Причем на регулярной, непрерывной основе и в течение длительного периода времени. Однако с позиций органов власти предпочтительность непрерывности или дискретности поддержки не может быть определена однозначно. Непрерывность поддержки повышает предсказуемость и устойчивость среды функционирования бизнеса, упрощает процесс планирования регионального бюджета.

Очевидны и ее недостатки. Прежде всего непрерывная, запланированная, практически гарантированная государственная поддержка снижает активность бизнеса в поисках внутренних резервов развития. Кроме того, при таком варианте обеспечения поддержки региональные власти не имеют возможности оперативно реагировать на изменения в приоритетах развития отраслевых и региональных систем.

Практика непрерывной поддержки способствует консервации устаревающей структуры экономики и ограничивает возможности проникновения на рынок новых, инновационных, высокотехнологичных отраслей, нуждающихся, как никакие другие, в дополнительных средствах на начальном этапе развития. Эти недостатки становятся все более значимыми в условиях глобализации, в значительной степени ограничивающей возможности самостоятельного формирования независимой макроэкономической стратегии экономического развития на национальном уровне.

Дискретность предоставления поддержки, отчасти снимая указанные недостатки, порождает новые. Они повышают уровень неопределенности условий предпринимательской деятельности, инициируют финансовые войны между разными группами бизнеса и территориями, актуализируют лоббирование интересов отдельных групп бизнеса или предприятий.

В погоне за государственной поддержкой предприятия вынуждены прибегать к взяткам, повышая уровень коррупции. По официальным данным МВД России, из 1123 преступных группировок, выявленных в середине 90-х гг. ХХ в., 374 использовали связи с коррумпированными чиновниками. К концу 90-х гг. этот показатель увеличился почти вдвое. В 2000 году в России было совершено около 52 тыс. экономических преступлений; в 2006 г. ¾ более 100 тыс. Увеличение количества заведенных уголовных и административных дел на российских чиновников в какой-то степени связано с интенсификацией антикоррупционной деятельности, инициированной высшей властью страны.

Вместе с тем очевидно, что системный характер проявления коррупции в органах власти и управления не позволяет отследить по официальным данным реальный масштаб коррупционной деятельности.

Можно предположить, что коррупционный характер управления в России является одним из самых значимых факторов, препятствующих эффективному развитию экономики и социальной сферы. Коррупция снижает инвестиционную привлекательность национального бизнеса для частного российского и зарубежного капитала, уменьшает возможности предпринимательской деятельности, ухудшает общий социально-экономический климат страны. Без разработки и внедрения действенных механизмов, норм, правил взаимодействия государства и бизнеса подобное сотрудничество будет малоэффективным и может привести к очередной растрате бюджетных средств, которые в конечном итоге осядут на счетах олигархов, владельцев крупного бизнеса и недобросовестных государственных чиновников.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.004 с.)