Внутренняя среда предпринимательского предприятия




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренняя среда предпринимательского предприятия



Значительное влияние на деятельность предпринимательского предприятия оказывают составляющие внутренней среды предприятия. Внутренняя среда предприятия (организации) ¾ это совокупность ряда взаимосвязанных факторов, зависящих от деятельности самого предприятия, порожденных им, в свою очередь оказывающих непосредственное воздействие на деятельность предприятия. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги).

Факторы внутренней среды предприятия можно сгруппировать следующим образом:

¾ производственно-технические;

¾ социальные;

¾ экономические;

¾ информационные;

¾ маркетинг;

¾ организация управления.

Рассмотрим кратко содержание этих факторов.

Производственно-технические факторы включают в себя основные и оборотные средства предприятия ¾ совокупность машин, оборудования, инструментов, приспособлений, с помощью которых изготовляется продукция, а также средства, из которых создается продукция,¾ сырье, материалы, полуфабрикаты; эти же факторы учитывают технологии производства продукции.

От состава машин и оборудования, инструментов и приспособлений, их прогрессивности, уровня физического и морального износа, интенсивности применения, технологии и качества обслуживания во многом зависит успех деятельности предприятия: количество и качество выпускаемой продукции, уровень рентабельности и размер прибыли.

Не меньшее влияние на эти показатели деятельности предприятия оказывают состав и качество используемых сырья и материалов, полуфабрикатов. Значительную роль в воздействии на все составляющие внутренней среды предприятия играют применяемые на предприятии технологии. В современных условиях, когда все большее применение на предприятиях находят высокие технологии, эта роль и воздействие многократно возрастают. Применяемые на предприятии технологии оказывают влияние на все составляющие внутренней среды, они взаимосвязаны с ними. В данном случае имеется в виду персонал предприятия, его квалификация и уровень образования, методы стимулирования труда, культура поведения.

Ответить на вопрос

Что включают в себя производственно-технические факторы?

Основу предприятия (организации) составляют люди с определенными профессиональными навыками, квалификацией, интересами. Это руководители, специалисты, рабочие. В понятие социальных факторов внутренней среды предприятия входит весь сложный комплекс отношений между людьми, работающими на предприятии. От их способностей, усилий и умения, отношения к труду, мотивации, поведения во многом зависят результаты работы предприятий. Не случайно во всех промышленно развитых странах, включая и Россию, уделяется большое внимание подбору кадров, их расстановке на предприятии, повышению их квалификации, созданию ясной и четкой системы продвижения по служебной лестнице.

В последние годы большое внимание уделяется формированию организационной культуры. Высокая организационная культура помогает предприятию успешно достигать поставленных целей и задач. Важное значение приобретает профессиональная этика, отражающая особенности нравственного сознания, поведения и взаимоотношений людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности. В современных условиях выделяются три наиболее важные и сложные проблемы на пути формирования деловой этики любого предприятия:

1) выполнение деловыми партнерами взаимных обязательств;

2) применение силовых методов в деловых отношениях;

3) взаимоотношения с властными структурами и коррупция.

Чем выше образовательный и квалификационный уровень предпринимателей, тем нетерпимей относятся они к недобросовестности партнеров. Что касается второй проблемы, то, к сожалению, организованное насилие стало почти обычной практикой для российского бизнеса.

В наличии третьей проблемы ¾ коррупции и вымогательства чиновников ¾ одинаково виновны и чиновники, и предприниматели. Нередко предприниматели используют корыстолюбие чиновников, чтобы добиться определенных льгот, выгод.

Немаловажную роль также играют деловые отношения и поведение сотрудников. Многие предпринимательские предприятия теряют значительную долю успеха из-за несложившихся деловых отношений и поведения сотрудников. В процессе деловых отношений выделяют ряд этапов: установление контакта, ориентация в ситуации, обсуждение вопроса, проблемы, принятие решения, выход из контакта. Задача делового общения ¾ не только успешно общаться с людьми, но и влиять на них в нужном направлении.

Экономические факторы представляет собой совокупность экономических процессов, включающих движение капитала и денежных средств, экономические показатели деятельности предприятия. Среди последних следует выделить показатель рентабельности ¾ соотношение затрат и доходов. Для расчетов за поставки необходимых материалов, оборудования, энергоресурсов, для выплаты заработной платы работникам и осуществления прочих платежей предприятию необходимы деньги, которые накапливаются на его расчетном счете в банке и частично в кассе предприятия. При отсутствии достаточной суммы собственных денег предприятие прибегает к кредитам.

Особое место в ряду факторов внутренней среды предприятий занимают информационные, т.е. совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети предприятия соответствующей информацией для эффективных коммуникаций в управлении предприятием. С появлением и развитием информационных сетей, включая Интернет, успех предприятия все в большей степени определяется уровнем используемых им информационных технологий.

Ответить на вопрос

Какие этапы выделяются в процессе деловых отношений?

Основное назначение информационных технологий ¾ максимальное приближение управленческого персонала к выполнению им основной функции ¾ принятию решений. Информационные технологии освобождают работников от рутинных операций подготовки информации для принятия решения и выработки соответствующих рекомендаций. С позиций управления выделяют три уровня информации ¾ коммерческую, техническую и оперативную. Коммерческая информация отвечает на вопросы: какую продукцию и в каком количестве необходимо изготовить; по какой цене и кому ее реализовать; какие расходы потребуются для ее производства? Техническая информация дает исчерпывающую характеристику продукции, описывает технологию ее изготовления, устанавливает, из каких частей и материалов нужно производить каждое изделие, при помощи каких машин, оборудования, инструментов и приемов, в какой последовательности должна вестись работа. На основе оперативной информации выдаются задания персоналу, производится его расстановка по рабочим местам, осуществляются контроль, учет и регулирование хода производственного процесса, а также корректировка управленческих и коммерческих операций. При помощи информации все структуры действующего предприятия связываются в единый синхронно функционирующий комплекс, нацеленный на производство заданного вида продукции соответствующего количества и качества.

Ответить на вопрос

В чем состоит основное назначение информационных технологий?

Важную роль среди факторов внутренней среды предприятия играет маркетинг. Он предусматривает обеспечение потребностей покупателей в товарах или услугах предприятия путем изучения рынка, создания эффективной рекламы и системы сбыта. Маркетинг предполагает также активное воздействие на рынок, на существующий спрос в целях увеличения рыночной доли предприятия и повышения рентабельности продаж.

Заключительным и самым существенным фактором внутренней среды является организация управления. В конечном итоге именно от того, как организовано на предприятии управление денежными потоками, финансовым мониторингом, технологическими процессами, кадровой политикой, зависит успех любого предпринимательского проекта.

Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективные. Возникновение объективных факторов внутренней среды предприятия не зависит от субъекта управления. К объективным факторам внутренней среды предприятия можно отнести факторы, связанные:

¾ с ограничениями и преимуществами организационно-правовой формой хозяйствования;

¾ с ускорением НТП;

¾ со спецификой производства и отрасли.

Субъективные факторы составляют абсолютное большинство, они полностью зависят от субъекта управления и способностей предпринимателя. К таким факторам, которые должны быть всегда в поле зрения и анализа, можно отнести факторы, связанные:

¾ с личностью руководителя, а также способностью его команды управлять предприятием в условиях рынка;

¾ инновационной политикой предприятия;

¾ совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием;

¾ созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

¾ качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлением издержками и ценовой политикой;

¾ амортизационной и инвестиционной политикой.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.009 с.)