Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценностное измерение человеческого бытия

Поиск

ЦЕННОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ В МИРЕ: ОСНОВЫ АКСИОЛОГИИ

КУЛЬТУРЫ

В статье представлено рассмотрение и обоснование аксиологического понимания

культуры как актуальной системы ценностей, с позиции которого осуществляется

интерпретация феномена культурного пространства человеческой жизнедеятельности

и человеческого бытия в мире.

человек,

сознание,

смысл,

ценность,

жизнедеятельность,

культура,

культуротворчество, культурное пространство, аксиология

Изучение социокультурного пространства как такового, во всех его

существенных аспектах, является главной задачей

(П.Сорокин)

Актуальность. Именно ценность придает предметный смысл всей

доступной человеку действительности, поэтому ценность представляет

собой

основоположный

атрибут

человеческого

бытия

в

мире,

конструктивным доминионом которого на протяжении всей его истории

является культура как мир предметного воплощения творческих потенций

человеческой природы. Поэтому философская аналитика феномена

ценности и антропологического феномена культуры с данной -

аксиологической

исследовательской

позиции

имеет

важнейшее

теоретическое и вместе с тем дидактическое значение. Ведь ценности есть те

актуальные значимости, которые определяют собой содержание предметной

человеческой деятельности, и быть для человека - это значит жить и

действовать

в

детерминируемом

ценностями

конкретном

сегменте

культурного пространства (как сферы человеческого бытия в мире).

Философской проблемой ценностей специально занимались такие

западноевропейские философы, как: Г.Лотце (фундатор аксиологического

направления в философии), Г.Риккерт и В.Виндельбанд (представители

Баденской

школы

неокантианства);

М.Шелер

(основоположник

современной философской антропологии), Г.Мюнстенберг; а также

немецкий социолог М.Вебер. Среди современных украинских мыслителей,

изучающих ценности, следует выделить: С.Крымского, М.Поповича,

В.Табачковского, Ф.Лазарева. Среди современных российских философов,

исследующих ценности надо отметить: Л.Столовича, М.Кагана и В.Ильина.

Вместе с тем очень важна дальнейшая многомерная концептуальная


 

разработка понятия ценности, с адаптацией его эксплицированного


 

 

39 философские основы глобализации.

Одной из особенно актуальных тем в современной социальной философии является тема глобализации. Активно обсуждаются в рамках этой весьма широкой темы вопросы о причинах, сущности, начале глобализации, о её субъектах, направленности, об особенностях развития глобального мира, о взаимодействии культур, о структуре глобального мира, об управлении мировым сообществом и построении нового мирового порядка, а также о негативных явлениях, порождаемых глобализацией, таких как усиление неконтролируемой миграции, национализм, хаос, международный терроризм, антиглобалистские выступления. Причём, единство мнений по различным аспектам глобализации отсутствует, что свидетельствует не только о новизне этого явления, но и о недостаточной изученности этой темы и настоятельной необходимости её исследования.

Республика Узбекистан является активным членом мирового сообщества и поэтому основные тенденции и последствия глобализации неминуемо проецируются во все сферы социальной жизни нашего общества. Для наиболее адекватного восприятия глобализационных процессов необходимо, в первую очередь, иметь представление об основных аспектах самой глобализации. Социально-философский анализ таких аспектов позволяет выявить специфические закономерности глобализационного развития и антиглобалистских тенденций в мире.

Глобализация представляет собой объективный, следовательно, необходимый процесс в жизни человечества. Она порождается, прежде всего, характером производства, не умещающегося в границах отдельных стран и требующим интеграции национальных хозяйств в мировую экономику. Интеграция в мировую экономику считается сегодня основным стимулом экономического развития стран. К глобализации ведут потребности торговли, неравномерное расположение на Земле природных ресурсов, растущее международное разделение труда, подгоняемое законом сравнительного преимущества. Глобальные связи создаются также развивающейся сетью глобальных коммуникаций, военными и военно-техническими факторами, экологическими проблемами, миграционными процессами, расширяющимися международными контактами всякого рода, особенно культурными, системой международных отношений, необходимостью регулировать процессы в мировом сообществе.

Перечисленные факторы ведут к расширению и углублению связей между государствами и усилению их влияния друг на друга, что собственно и есть процесс глобализации. Таким образом, в структуре глобальных связей основным субъектом выступает государство (страна), поскольку именно государство с самого начала глобализации является единственной целостной конкретной формой существования человеческого общества. Государство имеет свои границы, защищает их, устанавливает на своей территории определённые порядки для всех своих граждан. Основой государства как социального организма при самых развитых международных связях является собственный сбалансированный хозяйственно-географический комплекс. Нарушение этого баланса угрожает безопасности государства, несёт ему многие беды. Более широкие общности: этнические, культурные, религиозные являются односторонними и подлежат адаптации внутри государства, а более широкие экономические, политические или военные структуры принадлежат отдельным государствам или образуются союзами государств. Итак, единственной целостной конкретной формой существования общества, в которой люди живут и удовлетворяют свои потребности, остаётся государство.

К началу XXI столетия человечество вступило в качественно иную фазу. По мнению многих авторов, в постиндустриальном обществе источником основных конфликтов станет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, и основные источники конфликтов будут определяться культурой.

Чрезвычайно важным представляется осознание и переосмысление того, как происходит взаимодействие цивилизаций, какую роль играет культура в отношениях между людьми и их общностями и какие шаги нам как представителям человечества необходимо предпринять, дабы избежать «столкновения» цивилизаций.

В современных условиях культурные аспекты общественного бытия станут играть всё более определяющую роль в отношениях внутри и между цивилизациями в наступившем XXI веке. Очевидно, что именно в сфере культуры лежит ключ к решению многих сегодняшних проблем.

Кризис, которым сегодня объясняются многие затруднения, стоящие перед обществом, зародился в финансово-экономической сфере и ей принадлежит. Гораздо важнее понимать, что существует возможно более глубокий кризис – кризис сознания, кризис культуры и кризис, связанный с падением нравов. Духовное начало практически исчезло из жизни современного общества – что в особенности относится к «золотому миллиарду».

Вопрос о значимости культурных, идейных и духовных аспектов глобализации и их влиянии на жизнь современного общества принимает особую актуальность. Растущая духовная скудость, усиление эсхатологических настроений, преобладание материального начала в жизни людей – вот на фоне чего происходит современный кризис.

Важно понимать, что духовный кризис поразил не только сферу искусства, морали или ценностных ориентаций людей, но и экономическую сферу, где господствуют своекорыстие и алчность, и сферу политическую, всё более характеризующуюся прагматизмом, сиюминутным интересом, а не более высокими устремлениями.

Становится очевидным, что, когда перестают функционировать устаревшие системы социально-экономических и социокультурных отношений, существует необходимость предложить новые механизмы взаимодействия людей и их общностей. Культура как стремление к идеалу есть «большое подспорье нам в дни наших трудностей». По глубокому убеждению некоторых авторов, решение многих проблем, совершенно не обязательно имеющих свои корни в лоне культуро-цивилизационного бытия человечества, может быть найдено, если сильные мира сего и обычные граждане обратятся именно к культурной сфере социального бытия. Особенно чётко социальное бытие проявляется в целостном мире.

Структура целостного мира отличается двумя основными чертами. Во-первых, тем, что создаются крупные региональные объединения, экономического прежде всего характера, такие как Европейский союз, Североамериканская ассоциация свободной торговли, организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, на каждую из которых приходится более 20% мирового ВВП, более 300 млн. жителей. В настоящее время в мире насчитывается более 10 региональных объединений, которые начинают играть все большую роль в мировой экономике, ограничивая суверенитет государств.

Во-вторых, что является определяющим для возникновения целостного мира, — создаются глобальные структуры, связывающие государства и региональные объединения в единое целое. Глобальные структуры представляют собой организации экономического, политического, социального и культурного характера, действующие во всех или в большинстве стран мира. Благодаря им, мир функционирует как единое целое по своим законам, которые не сводятся к законам функционирования отдельных стран или региональных объединений, хотя роль отдельных образований в формировании целостного мира далеко не равноценна и может меняться.

Основу целостного мира образуют транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ), создающие вместе с другими связями мировую экономику. ТНК и ТНБ действуют в большинстве стран, но принадлежат они отдельным странам. Они составляют важнейшую часть сбалансированного хозяйственно-географического комплекса этих стран. Большая часть продукции ТНК производится для собственной страны, а транснациональные банки три четверти финансовых операций осуществляют внутри своей страны и лишь одну четвёртую за её пределами.

Всего в мире действует около 40 тысяч ТНК с 200 тысяч филиалов в 150 странах. Ядро мирохозяйственной системы составляют около 500 ТНК, обладающих неограниченной экономической властью. ТНК контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута, железной руды, 85% рынка меди и бокситов, 80% — чая и олова, 75% — бананов, натурального каучука и сырой нефти. Половина экспортных операций США осуществляется американскими и иностранными ТНК. В Великобритании их доля достигает 80%, в Сингапуре — 90%. Пять крупнейших ТНК контролируют более половины мирового производства товаров длительного пользования, а также самолетов, электронного оборудования, автомобилей, 2-3 компании контролируют всю международную сеть телекоммуникаций.

Хотелось также обратить внимание на соотношение понятий глобализация и локализация.

В современном социальном анализе выделяются три позиции в интерпретации глобализации:

1. радикально-глобалистская, утверждающая постепенное сближение национальных государств и культур в единое сообщество и культуру;

2. умеренно-глобалистская, утверждающая, что наряду со сближением, будет иметь место и противоположно направленный процесс;

3. антиглобалистская, отстаивающая тезис о том, что глобализация только усиливает демонстрацию различий между культурами и может вызвать конфликт между ними (конфликт цивилизаций С.Хантингтона).

Факторы глобализации: экономический, предопределяющий перспективу движения культур в границах модернизации; социальный, предопределяющий глобализацию социального действия; фактор риска, переходящий из локального в глобальный. В зависимости от того, какие процессы – гомогенизации или фрагментации – будут преобладать в ходе глобализации, выделяются концепции:

1. глобализация на основе идей прогресса, приводящая к гомогенизации мира (концепция универсализации);

2. глобализация на основе реального многообразия мира (мультикультурализм);

3. концепция локализации как гибридизации, которая представляет собой попытку синтеза глобального и локального. Для социальной структуры глобализация означает увеличение возможных видов организаций: транснациональных, международных, макрорегиональных, муниципальных, локальных. Важны не только эти виды организаций, но и те неформальные пространства, которые создаются внутри них, в промежутках: диаспоры, эмигранты, беженцы и т.п. Другое измерение гибридности связано с понятием смешанных времен (mixed times): чередованием предсовременности, современности, постсовременности (например, в Латинской Америке). В границах этого направления глобализация рассматривается как межкультурализм;

4. несмотря на ряд плодотворных моментов в исследовании глобализации и локализации вышеизложенные теории имеют общий недостаток: рассмотрение проблемы ведётся на эмпирическом, внешнем, феноменальном уровне.

Глобализация по своей сути процесс мирный, хотя и агрессивный, поэтому глобализация чаще всего осуществляется в процессе мирной экспансии норм доминирующего сообщества на другие сообщества (хотя история культуры демонстрирует и примеры военной глобализации – Древний Рим). Мирная форма глобализации более характерна для эпохи модернизма. «Процесс глобализации делает войны бессмысленными и уж никак не прибыльными для большинства стран» (Чарльз Мэйнс). Глобализация, осуществляющаяся в мирной форме, представляет собой более продвинутый процесс по сравнению с военной глобализацией. Война приводит к временному приближению достижения равновесия в мире, и, если происходит резкое отставание в духовном развитии доминирующего сообщества, цивилизация гибнет из-за недостижения равновесия между материальным и духовным развитием. Через насилие – войну – возможно лишь временное развитие процесса глобализации.

Отсюда понятно, почему империи (и древние, и новые) гибли, поскольку не обеспечили сбалансированного развития (равновесия) материального и духовного развития во всех сообществах, подвергшихся глобализации (например, в римских провинциях в Древнем Риме). При достижении баланса материального и духовного развития глобализация может приводить к постепенному выравниванию уровня развития, всех сообществ в случае, если духовное начало человека будет доминировать над материальным началом, что обеспечит процветание цивилизации. Создание прогрессивных, продвинутых законов развития сообществ внутри цивилизации будет устранять противоречие материального и духовного и мешать их столкновению в процессе развития цивилизации. Если процесс глобализации будет способствовать достижению равновесия между материальным и духовным во всех включённых в этот процесс сообществах, то тенденция глобализации и, следовательно, процветания цивилизации будет сохраняться. Это будет происходить до тех пор, пока не наступит резкий дисбаланс между этими двумя началами. Когда материальное будет доминировать над духовным, возникнет обратная тенденция – локализация, приводящая к деглобализации, провинциализму и распаду цивилизации. Если глобализация основана на ненасильственном (духовном) распространении цивилизационных норм через развитие наук, культуры, духовности, материального обеспечения народов и сообществ, то положительная тенденция процветания цивилизации будет развиваться. Если же будет нарушено равновесия между материальным и духовным в пользу материального, начнётся процесс деглобализации, локализации, распада цивилизации. В то же время гибель определённой цивилизации не означает исчезновения цивилизации вообще, она представляет собой начало формирования новой цивилизации. Таким образом, нужно отметить двойственное значение глобализации. С одной стороны, глобализация представляет собой позитивный феномен в качестве социального регулятора сохранения энергетического баланса цивилизации, т.е. поддержания её равновесного состояния. С другой стороны, глобализация имеет негативные аспекты, т.к. обычно представляет собой бездуховный феномен, т.е. проявление бурного развития материального начала цивилизации, в связи с чем в процессе глобализации в зачатке, в скрытой форме находится другой процесс, разрушающий её изнутри – процесс локализации.

В прогностическом плане правомерно представление о сосуществовании и приближенном равновесии между глобализацией (агрегацией) и локализацией (раздроблением). Это равновесно-неравновесное состояние будет зависеть от влияния двух факторов; внешнего состояния окружающей среды и её влияния на развитие цивилизации; внутреннего – состояния духовности человечества в целом и отдельных его частей (социальных страт, групп, государств, сообществ). Будут возникать новые передовые сообщества, которые будут влиять на отсталые сообщества путем обмена высокими технологиями. Поэтому доминирование единой цивилизации под эгидой одного сообщества не может быть долгим, но новые материальные технологии будут сближать и отталкивать разнородные мировые сообщества, т.е. мировое развитие будет пульсирующим, с проявлением флуктуаций глобализации и локализации в ускоренном темпе.

Итак, процесс глобализации имеет положительные и отрицательные черты. Противники глобализационных процессов – антиглобалисты – имеют свои аргументы, с которыми нельзя не соглашаться. Но, тем не менее, процессы глобализации во всех сферах жизни социума позволяют расширить рамки узконациональных или узкогосударственных интересов и выйти на более высокий планетарный уровень. На фоне глобальных проблем современности глобализация в её наилучшем варианте может рассматриваться как способность принимать решения сообща, не нанося тем самым ущерб отдельному государству, обществу в целом и, конечно же, окружающей среде. Поэтому в Узбекистане процессы глобализации тщательно изучаются и вкупе с национальными и общенародными интересами и общечеловеческими ценностями являются неотъемлемой чертой развития и совершенствования нашего общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.232.137 (0.014 с.)