ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система принципов административной юрисдикционной деятельности



Значимость принципов для современного правового режима разрешения административных споров заключается в том, что они определяют средства достижения целей административной юрисдикции.

Принципы административной юрисдикции обладают особенностями, которые, во-первых, отражают ее специфику, во-вторых, присущи государственно-управленческой деятельности в целом, и в-третьих, близки по своему характеру принципам правосудия.

К числу таких принципов относятся:

- законность;

- экономичность, эффективность и оперативность;

- непосредственность;

- равенство участников процесса;

- публичность;

- гласность;

- состязательность;

- национальный язык;

- объективность;

- диспозитивность и др.

Принцип законности. Сущность принципа законности состоит в том, что применение норм материального права или иных форм реализации во всех случаях должно быть законными, основываться на требованиях Конституции РФ и соответствующих ей законов.

Принцип законности находит свое выражение в том, что применение административного принуждения допустимо только на основаниях и в порядке, установленных законом. Это значит, что такие меры могут быть применены только к лицам, виновным в совершении противоправных деяний, за которые предусмотрена правовая ответственность при нарушениях законодательства. Однако административное принуждение может быть применено только компетентными органами (должностными лицами) с соблюдением материально-правовых и процессуально-правовых норм.

Реализация данного принципа предполагает соблюдение:

- требований норм о сроках рассмотрения материалов по привлечению к ответственности;

- административно-процедурных требований составления процессуальных документов по фактам выявленных нарушений законодательства;

- сроков рассмотрения административных дел и т. д.

Эти принципиальные положения подкрепляются четким указанием закона на то, что соблюдение требований законодательства при применении мер административного принуждения обеспечивается контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования в вышестоящие инстанции и т. д.

В соответствии с принципом законности особое внимание административно-процессуальным законодательством обращается на охрану прав и законных интересов граждан. В случае нарушения прав и законных интересов того или иного участника административно-юрисдикционного процесса лицо, привлеченное к ответственности, вправе обжаловать незаконные действия должностных лиц. Каждый гражданин имеет право обжаловать акты государственных органов ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц, если таковые, по их мнению, нарушают их права.

Принцип экономичности, эффективности и оперативности процесса. Этот принцип направлен на обеспечение такой организации административного юрисдикционного процесса, которая не требовала бы больших материальных затрат и вместе с тем обеспечивала бы его быстроту без излишнего обременения участников спора. Экономичности и эффективности административно-процессуальной деятельности во многом способствуют установленные законодательством строго определенный порядок проведения установленных процедур, круг привлекаемых к процессу участников, использование и применение которых позволит максимально сэкономить материальные и иные ресурсы в целях объективного рассмотрения и разрешения принятого к производству административного спора.

Оперативность выражается в краткости материально-правовых и процессуально-правовых сроков в сфере административной ответственности, в том числе срока давности привлечения к административной ответственности. В административно - юрисдикционном законодательстве содержатся процедурные нормы, регламентирующие порядок и сроки обжалования актов административных органов, действий (бездействия) должностных лиц в вышестоящие органы или вышестоящим должностным лицам. В ведомственных нормативных актах установлены сроки для направления соответствующих материалов для принятия решения по существу, а также сроки уведомления о результатах рассмотрения. Рассмотрение вышестоящим государственным органом (должностным лицом) может способствовать быстрому восстановлению нарушенных прав граждан.

Принцип непосредственности. Данный принцип заключается в том, что административные споры рассматриваются самими органами (должностными лицами), правомочными их разрешать. Этот принцип характеризуется и тем, что разбирательство по делу производится устно. Это дает участникам административного процесса возможность немедленного реагирования по ходу рассмотрения дела, т. е представлять возможные ходатайства, делать заявления и т. п. При рассмотрении административных споров коллегиальными органами ведется протокол заседания (ст. 29.8 КоАП РФ).

В производстве по делам об административных правонарушениях принцип непосредственности реализуется путем объявления дела, подлежащего рассмотрению, разъяснения прав и обязанностей участникам процесса, заслушивания их объяснений (выступлений), открытого исследования доказательств (ст. 29.7 КоАП РФ), немедленного объявления вынесенного постановления по окончании рассмотрения дела (ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ).

Принцип равенства участников процесса. Сущность данного принципа состоит в закреплении определенного административно-процессуального статуса, согласно которому каждый человек и гражданин независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, закрепленных в ст. 1.4 КоАП РФ, равен перед законом и органом, который разрешает то или иное административное дело. Кроме того, этот принцип предполагает необходимость оказания соответствующей правовой помощи участнику административного процесса, если он в ней нуждается, и вместе с тем обязанность органа, разрешающего дело, следить за тем, чтобы участники административного процесса надлежащим образом использовали предоставленные им права и возложенные на них обязанности.

Особое значение этот принцип приобретает в связи с требованием ст. 19 Конституции РФ, в которой более обстоятельно определены равенство всех перед законом и судом и государственные гарантии равенства прав и свобод независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также провозглашен принцип ответственности за нарушение равноправия граждан.

Принцип публичности. Этот принцип находит свое проявление в том, что применение административного принуждения в сфере административной юрисдикции осуществляется в интересах государства уполномоченными на это органами (должностными лицами). Меры административной ответственности за правонарушения устанавливаются законодательными органами государства. Применение мер административного воздействия осуществляется только уполномоченными на то государством органами и должностными лицами в пределах их компетенции и в точном соответствии с законодательством. Перечень органов и должностных лиц, правомочных рассматривать дела об административных спорах, установлен законом.

Принцип публичности наиболее ярко выражается в том, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено по инициативе органов, обладающих соответствующей компетенцией. Все дела о таких правонарушениях рассматриваются официально. Орган (должностное лицо), рассматривающий дело, в силу своих государственно-служебных обязанностей должен обеспечить полное, объективное и всестороннее его рассмотрение. По своей инициативе он принимает меры к собиранию доказательств по делу, а также меры по взысканию имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, иные меры по защите интересов государства и обеспечению правовых гарантий личности.

Принцип гласности. Принцип гласности заключается в общедоступности процесса всем гражданам. Процесс ведется, как правило, открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной тайны, а также сохранения сведений, об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц.

Участникам процесса предоставляется возможность беспрепятственно пользоваться процессуальными правами, знакомиться с материалами дела, документами и др. К участию в административном процессе могут привлекаться представители общественности, пресса. Заинтересованные в деле органы, организации и граждане могут знакомиться с материалами дела и принятыми по делу решениями.

Судопроизводство в Российской Федерации по общему правилу открытое.

Принцип состязательности. Этот принцип выражается в том, что лица, привлеченные к административной ответственности, и потерпевшая сторона, а также их представители, адвокат, прокурор, законные представители организаций, участвующие в рассмотрении дел, наделены законом равными процессуальными правами и свободны в выборе предусмотренных законом доказательств и средств доказывания. Они вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, участвовать в рассмотрении дела, приносить жалобы (протесты) на постановления. Прямо эти возможности регламентированы в отношении лиц, привлекаемых к ответственности, потерпевшей стороны и адвоката. По аналогии такие же права распространяются на других участников процесса. Требования закона обязывают органы, рассматривающие дело, учитывать позицию участников процесса и мотивировать в постановлении принимаемое решение по делу с учетом мнения участников процесса.

Принцип национального языка. Этот принцип означает, что процесс ведется на русском языке или на языке республики в составе Российской Федерации, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Лица, не владеющие языком, на котором ведется процесс, могут давать пояснения, заявлять ходатайства и т.п. на родном языке через переводчика. Особое значение принцип национального языка приобретает в современных условиях регулирования межнационального общения. На территории Российской Федерации официальное делопроизводство в государственных организациях, на предприятиях, в учреждениях ведется на русском языке как государственном языке. Официальное делопроизводство в республиках в составе Российской Федерации ведется также на государственных языках данных республик.

В ст. 25.10 КоАП РФ закреплено регламентированное правовое положение переводчика:

- он назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело;

- переводчик обязан явиться по вызову и полно и точно выполнить порученный перевод и удостоверить верность перевода своей подписью.

Это значит, что возможен перевод как письменных материалов дела, так и выступлений участников процесса при рассмотрении дела.

Принцип объективности. Данный принцип означает всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела. Для установления истины важно не ограничиваться заявлениями участников административного процесса, а проверять документы, подтверждающие факты, показания свидетелей и достоверность их показаний. Этот принцип обязывает субъекта управления при рассмотрении дела использовать все имеющиеся в его распоряжении доказательства, относящиеся к делу, учесть и правильно их оценить. В случае необходимости следует истребовать нужные документы, провести проверки, экспертизы и принять другие меры для объективного разрешения дела. Законодательство обязывает правоприменителя, субъекта управления внимательно разобраться в существе дела, оценить имеющиеся обстоятельства, смягчающие ответственность, полностью исключить односторонний, а также предвзятый подход к оценке фактов.

Данный принцип особенно важен, так как применение права субъектами управления сопряжено не только с установлением и анализом фактов и обстоятельств, но и с воздействием на эти факты и обстоятельства в процессе применения правовых норм.

Принцип объективности обеспечивается посредством строгого соблюдения порядка рассмотрения таких дел, установления фактических обстоятельств дела и оценки имеющихся в материалах дела доказательств.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ доказыванию и оценке, например, подлежат следующие обстоятельства:

- факт совершения правонарушения;

- виновность (невиновность) лица, привлекаемого к административной ответственности;

- смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства;

- основания для взыскания имущественного ущерба и его размер;

- основания для прекращения производства по делу и применения к виновному мер общественного воздействия и воспитания.

Доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются соответствующим органом (должностным лицом) по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП России). Это значит, что недопустимо немотивированное предпочтение одних доказательств перед другими или их игнорирование. В данном случае важны объективность, справедливость, законность получения доказательств, высокий уровень общественного сознания правоприменителя. Только при соблюдении таких правил можно гарантировать выполнение задач производства по делам об административных правонарушениях (в том числе и в области таможенного дела), установленных в ст. 24.1 КоАП России.

Принцип диспозитивности. Этот принцип проявляется в использовании участниками процесса предоставленной законом возможности распоряжаться своими правами. Например, участники процесса имеют право знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, пользоваться помощью переводчика, в предусмотренных законом случаях обжаловать постановления по делам об административных правонарушениях и т.п.

Раздел 2. Производство по делам об административных

Правонарушениях

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.247.17 (0.017 с.)