ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Общая характеристика



ВВЕДЕНИЕ

Необходимость оперативного государственного реагирования на административно - правовые споры обусловила наделение административно-юрисдикционными полномочиями значительного круга федеральных органов исполнительной власти. Широкими полномочиями в этой области обладают и таможенные органы, которые в соответствии с законодательством являются субъектами административно-юрисдикционной деятельности. Значительное место среди этих полномочий отводится порядку осуществления производства по делам об административных правонарушениях. Новое административно -деликтное законодательство расширило диапазон их правоприменительной деятельности в области указанного вида юрисдикционного производства. Наряду с традиционными нарушениями таможенных правил КоАП РФ отнес к их ведению расследование и рассмотрение отдельных дел об административных правонарушениях области налогов и сборов, охраны интелектуальной собственности, установленного порядка управления и т.д.

Существенно перераспределена предметная юрисдикционная компетенция с другими субъектами административной юрисдикции.

В структуре противоправных деяний административные правонарушения стабильно занимают одно из ведущих мест. Известно, что «ежегодно в Российской Федерации только регистрируется более 3,5 миллионов административных правонарушений практически во всех сферах общественной жизни, которые рассматриваются в судебном и чаще всего во внесудебном порядке»[1]. Количество административных правонарушений в таможенной сфере в последние годы также значительно (в 2005 году таможенными органами РФ возбуждено 64852 дела об административном правонарушении, в 2006 году - 70129, в 2007 году – 80423, в 2008 году – 83700, в 2009 году – 89081; в 2010 году – 72701, в 2011году - 72591дело об административном правонарушении)[2].

Масштабность административной деликтности в области таможенного дела, значительный ущерб экономическим интересам государства, причиняемый нарушениями таможенных правил, обусловливают необходимость адекватной реакции государства на эти противоправные проявления.

Для противодействия таким административным правонарушениям государство использует весь имеющийся у него арсенал политических, идеологических, экономических, организационных и правовых средств. Значительное место среди юридических средств занимают меры административной ответственности. Их применение оказывает не только превентивное воздействие на лиц, совершающих административные правонарушения, но и способствует предупреждению преступных деяний. Сегодня КоАП РФ[3] существенно расширил административно-юрисдикционную защиту общественных отношений в области таможенного дела. Причем под административно-правовую охрану взяты как публичные отношения (таможенное дело, экономическая безопасность), так и интересы физических лиц, предпринимателей, юридических лиц, как участников внешнеэкономической деятельности. Таким образом, потребности эффективного использования административных наказаний в укреплении правопорядка в области таможенного дела вновь актуализируют проблему административной юрисдикции. Именно в процессе осуществления таможенными органами этого вида правоохранительной деятельности реализуются практически меры административной ответственности, обеспечивается их превентивное воздействие на правонарушителей и иных лиц и обеспечивается экономическая безопасность.


Раздел 1. Общая характеристика

Административно-юрисдикционной деятельности

Понятие и виды административно-юрисдикционной деятельности

С момента принятия Конституции РФ, в которой прямо предусмотрено административное судопроизводство, среди ученых и практиков нет единого мнения по вопросам понятий «административная юрисдикция», «административная юстиция» и «административно-юрисдикционный процесс».

Рассматривая понятие административно-юрисдикционной деятельности, прежде всего, следует определиться с тем, что понимается под юрисдикцией вообще и административной юрисдикцией в частности. Для ответа на данный вопрос сначала обратимся к «Толковому словарю русского языка» под авторством Сергея Ивановича Ожегова и Наталии Юльевны Шведовой, где под юрисдикцией понимается: - «Правомочие производить суд, решать правовые вопросы»[4]. Таким образом, юрисдикция в традиционном понимании этого термина - это суд, судопроизводство (от лат. "jurisdictio"), а также круг полномочий судебного или административного органа по правовой оценке конкретных фактов, в том числе по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций[5].

Следовательно, говоря об административной юрисдикции, необходимо учитывать, что под это понятие можно подвести все имеющие место в государственно-управленческой практике и соответствующим образом урегулированные случаи применения органами исполнительной власти (должностными лицами), а также и субъектами судебной власти всех мер административного принуждения.

В теории административного права административная юрисдикция определяется как административно-процессуальная деятельность, осуществляемая во внесудебном либо судебном порядке с целью рассмотрения и разрешения административно-правовых споров и применения административно-принудительных мер[6]. При обилии различных точек зрения все сходятся в едином мнении о том, что одной из сторон всегда выступает орган, осуществляющий управленческую деятельность, и отношения между данным органом и гражданами носят сложный императивный характер.

Исходя из предмета административно-правового регулирования, можно сделать вывод, что административная юрисдикция – это деятельность органов исполнительной власти и суда по разрешению административно-правового спора и по правовой оценке конкретных фактов вытекающих из управленческих правоотношений.

Таким образом, для системы административной юрисдикции, характерно отнесение к ее ведению административно-правовых споров, которые связаны с защитой прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц. Подобные споры имеют свой специфический административно-правовой характер, особое положение его субъектов (участников спорного правоотношения), особый порядок рассмотрения и разрешения и т.д., что обусловливает необходимость их специального правового и процессуального правового урегулирования.

Сущность административно-правового спора состоит в том, что он возникает между участниками управленческих отношений по случаю нарушения либо ущемления прав и законных интересов одного участника действиями другого, либо один из них усматривает в действиях другого признаки правонарушений, что вызывает необходимость применения мер административного принуждения.

Учитывая особенность административно-правового регулирования, характеризующегося воздействием норм права на достаточно обширный спектр общественных отношений, следует сделать вывод, что административно-правовые споры могут возникать по широкому кругу вопросов в рамках указанных отношений и по различным основаниям. Эти споры могут быть выражены конкретным действием или бездействием (деянием) субъектов управленческих правоотношений. Деяние управляемых участников этих отношений, как основание возникновения административно правового спора может иметь место, например, в случае обжалования гражданином неправомерных управленческих действий или решений, а деяние управляющих может выражаться, например, возбуждением дела об административном правонарушении.

Следует также заметить, что административно-правовые споры могут возникать и в рамках прокурорского надзора, например, в случае опротестования прокурором правовых актов управления или применения надзорными органами мер административного принуждения. Возможны также спорные ситуации и в отношениях между органами исполнительной власти, например, по поводу разграничения полномочий в сфере государственного управления, для разрешения которых Конституцией РФ предусмотрены согласительные процедуры, используемые Президентом РФ и Правительством РФ.

Таким образом, административно-правовые споры явление достаточно сложное и многогранное всецело зависимое от предмета административно-правового регулирования.

Любой спор, по своей сути, предполагает наличие, как минимум двух противоположных точек зрения на одно и то же явление. Так, привлекаемое к ответственности лицо может не согласиться с решением государственного органа или должностного лица по поводу применения административного наказания, и обжаловать такое решение. В данном случае, налицо противопоставление субъективно-волевого восприятия конкретного факта, могущего стать основанием административной ответственности.

При наличии любого спора, возникает потребность в появлении третьей стороны, способной решить данный спор. В разрешении административно - правовых споров эта сторона должна быть наделена официальными полномочиями, дающими ей возможность разобраться в существе спора и, соответственно, сформировать основу для принятия того или иного решения по данному делу. Разрешение спора, возможно, лишь на основе правовой оценки деяния каждого из его участников. Именно в этом суть юрисдикционной деятельности. Таким образом, административно-юрисдикционная деятельность получает свое завершение в вынесении судом или другим полномочным органом, должностным лицом (субъектами административно-юрисдикционной деятельности) одностороннего юридически властного решения, содержание которого находится в зависимости от результатов, достигнутых в ходе правовой оценки поведения участников данного административно-правового спора.

В таком понимании административная юрисдикция по своему содержанию, а также по назначению имеет отчетливо выраженный правоохранительный характер.

Субъекты административно-юрисдикционной деятельности осуществляют юрисдикционные полномочия в пределах установленных нормативными правовыми актами полномочий. Для многих из них непосредственное участие в осуществлении административной юрисдикции ограничивается разрешением административно-правовых споров, возникающих в результате обжалования гражданами и организациями действий или правовых актов подчиненных им исполнительных органов и должностных лиц. К их компетенции отнесено также разрешение споров, имеющих место при применении ими дисциплинарной ответственности.

В обобщенном варианте к числу субъектов административно-юрисдикционной деятельности относятся: все исполнительные органы (должностные лица), наделенные полномочиями контрольно-надзорного характера (например, внутренних дел, пожарного надзора, контроля и надзора на транспорте, в сфере охраны окружающей среды, пограничной и таможенной службы, санитарного надзора и т.п.); административные комиссии районных, городских администраций; главы местных администраций и другие.

Административная юрисдикция, тем не менее, не является исключительной прерогативой субъектов исполнительной власти. Значительная роль в ее осуществлении отводится органам судебной власти, которые в соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ реализуют свою компетенцию, в частности, в рамках административного судопроизводства. Это означает, что административно-правовые по своему характеру споры могут разрешаться судами. Так, Конституционный суд РФ вправе разрешать споры о компетенции между различными органами исполнительной власти, а также жалобы граждан по поводу нарушения их конституционных прав и свобод; арбитражные суды разрешают споры, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, вытекающие из административно-правовых отношений; суды общей юрисдикции разрешают жалобы по вопросам нарушения прав и свобод граждан и т.д.

В настоящее время специальная система административных судов, рассматривающих административные споры по правилам особого административного судопроизводства, отсутствует.

Конституции РФ (ст.118) предусматривает, что административное судопроизводство является самостоятельной формой правосудия, оно призвано осуществлять защиту конкретных физических и юридических лиц от административного произвола. Такое конституционное положение является одним из основных элементов правового государства.

Судебная статистика свидетельствует о том, что в последние годы параллельно со снижением числа дел искового и особого производств возросло число дел, возникающих из административно-правовых (публичных) отношений. К ним относятся такие категории дел, как рассмотрение заявлений граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; заявлений о защите избирательных прав и прав граждан России на участие в референдуме; заявлений об оспаривании постановлений органов и должностных лиц, управомоченных рассматривать материалы об административных правонарушениях.

Все это подчеркивает актуальность решения вопроса о создании административной юстиции в России, разработку и принятие закона об административных судах, а также Административно-процессуального кодекса. В данном случае речь идет о создании новой отрасли права - административного процессуального - со своими, только ему присущими задачами, принципами, нормами и институтами.

На основании вышеизложенного, следует выделить характерные черты административно-юрисдикционной деятельности:

1. Это деятельность по рассмотрению и разрешению индивидуального административно - правового спора, сущность которого составляет либо спор о праве, вытекающем из норм административного права, либо возможность применения мер административного принуждения;

2. Содержанием административно-юрисдикционной деятельности является правовая оценка совокупности фактов, имеющих отношение к рассматриваемому индивидуальному административно – правовому спору;

3. Субъектами административно-юрисдикционной деятельности выступает суд, а также иные органы (должностные лица) государственных органов в пределах своей компетенции;

4. Административно-юрисдикционная деятельность урегулирована нормами административного права, наделяющими ее участников особыми процессуальными правами и обязанностями;

5. Результатом административно-юрисдикционной деятельности является принятие властного решения о разрешении спора либо применении (отказе от применения) мер административного принуждения;

6. Основной целью административно-юрисдикционной деятельности является восстановление нарушенного права;

7. Административно-юрисдикционная деятельность имеет срочный характер и сопровождается процессуальным оформлением.

Таким образом, следует заключить, что административно - юрисдикционная деятельность - это урегулированная нормами права деятельность суда и других специально на то уполномоченных государственных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению административно - правовых споров и применению мер административного принуждения, протекающая в особой процессуальной форме и предусматривающая восстановление нарушенного права.

Как уже было отмечено административно – юрисдикционная деятельность характеризуется достаточно обширным спектром рассматриваемых и разрешаемых административно-правовых вопросов, представляя собой особый вид административно-процессуальной деятельности. Эта процессуальная деятельность в теории административного права подразделяется на некоторое количество видов или административно - юрисдикционных производств.

Так, Ю.М. Козлов выделяет в структуре административно - юрисдикционного процесса:

- производство по делам об административных правонарушениях;

- дисциплинарное производство;

- производство по жалобам[7].

И.В. Панова подразделяет административно - юрисдиционный процесс на большее количество производств, а именно:

- исполнительное производство;

- производство по применению мер административного принуждения, не являющихся мерами ответственности;

- дисциплинарное производство;

- производство по жалобам;

- производство по делам об административных правонарушениях[8].

Последняя классификация представляется более полной, поскольку учитывает такие своеобразные виды производств, как исполнительное и производство по применению мер принуждения, отличных от мер административной ответственности, однако и небесспорной, с точки зрения науки административного права. Так, производство по делам о применении мер административного принуждения, не являющимся мерами административной ответственности, является органичной частью производства об административных правонарушениях, поскольку меры административного принуждения служат мерами обеспечения указанного производства.

Административно – юрисдикционная деятельность в рамках указанных производств осуществляется по следующим основным стадиям:

1. исследование и анализ ситуации (в разных производствах она может называться по-разному: административное расследование, проверка жалобы, обсуждение правового акта и др.), в ходе которого собирается, изучается информация о фактическом положении дел, о реальных фактах, о существующих проблемах. Эта информация фиксируется на материальных носителях в виде протоколов, актов. справок, схем, отчетов и т. п. и кладется в основу управленческих решений;

2. принятие решения (приказа, постановления, инструкции), в котором фиксируется воля субъекта власти. Решение - сознательно-волевой акт выбора одной из существующих возможностей. В нем содержится императивная, новая информация, созданная субъектом власти. Будучи административным актом, оно, как правило, носит обязательный характер: обязывает, запрещает, уполномочивает, лишает, прекращает;

3. исполнение решения. Решение — это, как правило, идеальная модель будущего, информация о том, что должно быть. Большое значение имеет материализация предписаний, превращение их в реальные действия, права, отношения, процессы, блага. В правотворческих процессах заключительной является стадия об­народования акта, доведения его до сведения.

В ряде случаев признается целесообразным усложнение процедуры решения исполнительной властью определенных категорий дел, установления дополнительных стадий. Так, ряд производств (приватизационное, по жалобам и др.) дополнены стадиями возбуждения дела, в производстве по делам об административных правонарушениях признана необходимой стадия пересмотра постановлений.

В большинстве стадий нетрудно выделить этапы - совокупность действий, преследующих какую-то внутристадийную промежуточную цель. Например, во второй стадии производства по делам об административных правонарушениях - рассмотрении дела - есть такие этапы: подготовка к рассмотрению дела, анализ имеющихся данных, принятие постановления, доведение постановления до сведения правонарушителя, потерпевшего, орга­низаций.

Таким образом, процесс, его производства имеют четырехуровневую структуру: действия - этапы - стадии - производство (процесс).

Наиболее полно, в системе административно-юрисдикционного процесса, законом регламентировано производство по делам об административных правонарушениях.

Правонарушениях

 

Правонарушениях

Правонарушениях

Правонарушении

Возбуждение дела об административном правонарушении является самостоятельной стадией производства по делам об административных правонарушениях и представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта административного правонарушения, а также определение подведомственности (подсудности). Возбуждение дела об административном правонарушении включает процессуальную деятельность по получению информации об административном правонарушении, её оформлению и регистрации. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Большинство дел об административных правонарушениях, как мы уже отмечали, приходятся на 16 главу КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность за нарушения таможенных правил.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения[115].

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении таможенными органами являются:

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 КоАП РФ)[116].

Указанные выше материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях[117]. Проведение проверочных мероприятий до возбуждения дела об административном правонарушении возможно в установленном порядке в двух случаях[118]:

- при поступлении из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- при сообщении и заявлении физическими и юридическими лицами, а также сообщениями в средствах массовой информации (далее - СМИ), данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Информация об административном правонарушении, поступившая в таможенный орган, регистрируется в соответствии с установленным порядком.

При обращении физических лиц с устным заявлением, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, должностное лицо таможенного органа оформляет протокол заявления о совершении административного правонарушения[119]. Протокол подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее заявление.

При обращении физических лиц с устным заявлением, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в таможенный орган в нерабочее время оформление протокола заявления о совершении административного правонарушения осуществляется оперативно - дежурной службой таможенного органа.

Сбор и анализ сообщений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, опубликованных или распространенных в СМИ, осуществляется в таможне пресс - секретарем таможни либо иным должностным лицом, назначенным начальником таможни, в зоне деятельности которой находится юридический адрес СМИ.

Учет поступившей информации об административных правонарушениях осуществляется в ФТС России – Главным управлением таможенных расследований и дознания; в Региональном таможенном управлении и оперативной таможне - учетно-регистрационным отделением (далее - УРО) оперативной таможни; в таможне - УРО таможни, на таможенном посту – УРО таможенного поста.

Если полученные материалы, сообщения, заявления содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, должностное лицо таможенного органа, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, возбуждает дело об административном правонарушении.

В иных случаях, должностное лицо таможенного органа, проводившее рассмотрение, принимает следующие решения:

- при установлении в ходе рассмотрения информации об административном правонарушении обстоятельств, исключающих производство по делу, выносит мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;

- при наличии признаков контрабанды или иных преступлений, производство по которым отнесено к компетенции таможенных органов РФ, вопрос о возбуждении уголовного дела решается в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ;

- при обнаружении других правонарушений, не отнесённых к компетенции таможенных органов, направляет соответствующую информацию и имеющиеся данные по подведомственности.

Если для установления события административного правонарушения необходимо провести мероприятия в рамках таможенного или валютного контроля, соответствующая информация направляется начальнику таможенного органа либо его заместителю, курирующему определённое направление, для организации проведения таможенного или валютного контроля в установленном порядке. Результаты контроля направляются в подразделение административных расследований незамедлительно для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

Направление в подразделение административных расследований либо истребование из функциональных подразделений таможенного органа документов, составленных при проведении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, необходимых для установления события административного правонарушения, осуществляется в порядке, установленном Типовой инструкцией по делопроизводству и работе архива в таможенных органах, утверждённой приказом ФТС России от 18 октября 2004г. № 160 «О типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах».

Состав сотрудников, осуществляющих рассмотрение информации об административном правонарушении, сроки рассмотрения устанавливает должностное лицо таможенного органа, назначившее рассмотрение, с учётом конкретных задач и характера поступившей информации.

Сроки рассмотрения материалов не должны превышать сроков, установленных для рассмотрения обращений физических и юридических лиц (не более 30 дней со дня регистрации письменного обращения, в исключительных случаях срок может быть продлен руководителем таможенного органа, давшим соответствующее поручение на рассмотрение материалов, но не более чем на один месяц)[120]. Если рассмотрение проводится по поручению вышестоящего таможенного органа, вопрос о продлении сроков заблаговременно согласовывается с органом, назначившим его проведение.

Если сообщения, опубликованные или распространенные в СМИ, содержат данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, имевшего место в зоне деятельности нескольких таможен Регионального таможенного управления, материалы рассмотрения направляются в соответствующее Региональное таможенное управление; нескольких Региональных таможенных управлений - материалы рассмотрения направляются в ФТС России.

В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

- составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения[121];

- составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ;

- составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

- вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ;

- вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 КоАП РФ[122].

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении[123].

При непосредственном обнаружении должностными лицами таможенных органов, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностные лица нередко испытывают затруднения, связанные с правовой неурегулированностью различных вопросов и нестандартностью возникающих ситуаций. Учитывая это, во исполнение пункта 3 Решения коллегии ФТС России от 01.07.2005 «Об актуальных проблемах судебной практики по спорам в сфере таможенных правоотношений», в целях исключения фактов принятия неправомерных решений о возбуждении дел об административных правонарушениях ФТС России были направлены в таможенные органы для использования в практической деятельности методические рекомендации по взаимодействию подразделений таможенных органов при выявлении административных правонарушений[124].

Согласно данным методическим рекомендациям для эффективного взаимодействия подразделений таможенных органов при привлечении лиц к административной ответственности должностные лица подразделений административных расследований оказывают на постоянной основе структурным подразделениям практическую и методическую помощь по вопросам возбуждения дел об административных правонарушениях и осуществления административного производства.

В случае обнаружения должностными лицами функциональных подразделений таможенных органов нарушения таможенного законодательства либо законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, когда его правовая оценка (квалификация деяния и (или) субъект правонарушения) не вызывает затруднения, этими лицами незамедлительно возбуждается дело об административном правонарушении.

При выявлении должностными лицами функциональных подразделений таможенных органов нарушения таможенного законодательства либо законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в случае, когда имеются сложности в определении квалификации деяния и (или) субъекта административного правонарушения в соответствии с КоАП РФ, все материалы с необходимыми пояснениями незамедлительно передаются в находящийся в месте расположения указанных подразделений подразделение административных расследований либо должностному лицу подразделения административных расследований, закрепленному куратором за этим функциональным подразделением, для изучения на предмет установления признаков административного правонарушения. Материалы могут передаваться с нарочным либо с использованием иных доступных средств связи (например, факсимильной, электронной почты) по служебной записке, рапорту.

Должностное лицо подразделения административных расследований изучает представленные материалы и информацию, по результатам дает правовую оценку на предмет наличия признаков административного правонарушения. В случае установления достаточности данных, свидетельствующих о совершении правонарушения, должностное лицо подразделения административных расследований возбуждает дело об административном правонарушении. Если после изучения материалов должностное лицо подразделения административных расследований установит, что в них не содержатся достаточные данные, свидетельствующие о совершении административного правонарушения, представленные документы возвращаются в функциональное подразделение с мотивированным заключением об этом.

При неполноте собранных материалов и сведений о возможно совершенном правонарушении должностное лицо подразделения административных расследований в заключении указывает на действия и мероприятия, которые необходимо провести функциональному подразделению в рамках своей компетенции для сбора недостающих доказательств.

После сбора должностными лицами функциональных подразделений таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, недостающих сведений и информации в зависимости от установленных обстоятельств ими повторно совершаются указанные выше действия по возбуждению дела.

При возбуждении дела об административном правонарушении особое значение имеет процессуальное оформление протокола об административном правонарушении[125].Под протоколом об административном правонарушении понимается такой процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния и характеризующие нарушителя.

В соответствии с КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором или же рассматриваются в рамках упрощенного производства.

В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (постановление); сведения о лице; в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; место, время совершения и событие административного правонарушения; статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, нормативный акт, предусматривающие ответственность за данное правонарушение; объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чём делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему (на практике, в делах об административных правонарушениях, относящихся к компетенции таможенных органов, такая сторона по делу, как потерпевший появляется при возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 14.10 и 7.12 КоАП РФ) вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об администр





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.023 с.)