Культура ближнего и среднего востока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура ближнего и среднего востока



КУЛЬТУРА БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА

В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Запад и Восток в мировой культурной традиции

Пророк Мухаммад и его учение

Культура Арабского Халифата VIII-X вв.

Культура Ирана XI –XV вв.

1. Запад и Восток в мировой культурной традиции

Интерес к Востоку у европейцев всегда был велик. Древние греки восхищались египетской цивилизацией. Древние римляне говорили: «С Востока свет». Заинтересованное отношение к Востоку сохранилось в Европе и в раннем средневековье, а затем усилилось в период крестовых походов. В Новое время колониальные захваты португальцев, голландцев, англичан и французов в Азии, разгром турок в 1683 г. под Веной предопределили политическое и экономическое доминирование Запада и в то же время пробудили общественную мысль Европы. Деятели эпохи Просвещения положили начало серьезному изучению “Восточной проблемы”. В XVIII в. возникла целая наука – ориенталистика, или востоковедение.

В XVII - XIX в.в. в европейских странах сложилась мода “на все восточное”. Свидетельством тому – появление переводов на европейские языки “Корана” и “Тысячи и одной ночи”, “Персидские письма” Монтескье, исторические драмы Вольтера. Поход Наполеона в Египет способствовал появлению в европейской литературе направления, названного экзотизмом. В его рамках возник лирический цикл Гете “Западно-восточный диван”. “Восточные стихотворения” Гюго утвердили во Франции романтическую поэзию. Без восточных поэм – “Гяур”, “Лара”, “Корсар” – был бы неполон творческий облик Байрона. В.А. Жуковский своим обращением к персидскому и индийскому эпосу (повесть в стихах “Рустем и Зохраб”, поэма “Наля и Даяманти”) укрепил романтическую поэзию в России.

Но, в XIX в. преобладающим в Европе было суждение, сформулированное автором “Книги джунглей” английским поэтом Редьярдом Киплингом: “Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись”. Жизнь опровергла этот постулат. В наше время народы Востока добились политической независимости от западных “цивилизаторов”, а ряд государств – и крупных экономических успехов. Их тысячелетнее культурное наследие вливается в океан общечеловеческой культуры большой полноводной рекой. В этом потоке мощные струи того источника, что пробился на поверхность из глубин Арабского Халифата, охватывавшего в VII - X в.в. территорию от Пиренеев на Западе до Средней Азии и Северной Индии на Востоке.

Средневековая культура Ближнего и Среднего Востока зародилась и выросла на той же интеллектуальной почве, что и культура европейских народов. Почва эта была обильно удобрена предшествующими цивилизациями Древнего Египта, Месопотамии, Восточного Средиземноморья и греко-римской античностью. Национальные семена молодых народов, дали обильные всходы и удивительные плоды. Многие из них до сих пор питают наш интеллект и доставляют неизъяснимое эстетическое наслаждение своим специфическим вкусом и ароматом. Но если в Европе цветы ее цивилизации опылялись идеалами христианства, то на Востоке такую роль играл ислам – самая молодая из мировых религий.

2. Пророк Мухаммад и его учение

История возникновения. Ислам возник и сложился в знойных полупустынях и оазисах Аравийского полуострова, заселенного кочевыми и оседлыми арабскими племенами. Это случилось в двадцатые годы VII столетия – совсем недавно по историческим меркам. Пророка Мухаммада отделяют от Иисуса Христа шестьсот лет, а от Будды двенадцать веков.

Мухаммад, что по-арабски значит “ хвалимый ” (в европейской транскрипции – Мохаммед, Мухамед, Магомед), родился в 570 г. в городе Мекке. Около 610 г. он получил от Аллаха (по-арабски Бог) Откровение, которое и стал проповедовать среди мекканцев и кочевников родного племени. Мекка в то время была крупным перевалочным пунктом на старинном караванном торговом пути из Индии и Византии в Африку и Европу. Она же была и значительным религиозным центром, в ней жили язычники, буддисты, иудеи и христиане. Правда, большинство аравитян до проповеди Мухаммада предпочитало поклоняться “своим” идолам – родоплеменным богам, среди которых значились небесные светила, источники, деревья, скалы и даже камни. В частности, почитался метеорит, и поныне сохраняемый как святыня в главном святилище ислама – в храме Кааба.

Первоначально в проповеди Мухаммада не было ничего принципиально нового по сравнению с вероучениями иудеев и христиан. Основное положение – отринуть старых богов и идолов и строго почитать только одного единственного бога Аллаха и быть покорным его воле (ислам в переводе с арабского – покорность, посвящение себя Богу). На практике это означало полное подчинение всех правоверных (по-арабски “муслим”, отсюда и второе название ислама – мусульманство) самому новому пророку. Это положение закреплялось формулой: “ Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммадпророк его ”.

Проповедь Мухаммада опрокидывала старые родоплеменные верования, и в этом смысле была революционной. Естественно, это не могло понравиться старой мекканской знати, опасавшейся, кроме прочего, потерять паломников к Каабе и связанные с этим доходы. Мухаммаду и его сторонникам пришлось бежать в соседний город Ясриб, позднее переименованный в Медину (“город пророка”). В 622 г совершилось это переселение (хиджра), и эта дата стала началом мусульманского летоисчисления. Здесь пророку повезло больше: на его сторону вскоре перешли кочевые племена, и к 630 г. его власть признала практически вся Аравия. С мекканской знатью был достигнут компромисс: та признала новое вероучение, а Мухаммад объявил Каабу главным святилищем ислама, паломничество к которому (хадж) обязательно для каждого мусульманина хотя бы раз в жизни.

Догматика и обрядность. С самого своего зарождения ислам был тесно связан с зарождавшимся арабским государством. В первых своих проповедях Мухаммад, как и другие пророки, возвещал близость Страшного суда и обещал праведникам рай с тенистыми садами и прохладными родниками (извечная мечта обитателя пустыни), а грешникам-идолопоклонникам – геенну огненную пострашнее раскаленных песков. Однако в последующем Мухаммад все чаще обращался к более насущным, земным заботам. Аллах продолжал посылать пророку все новые знамения, а тот с его слов разъяснял правоверным, как им следует почитать самого пророка, как им обращаться с иноверцами, делить военную добычу и наследуемое имущество, жениться и разводиться.

Ислам закреплял и освящал частную собственность, разделение мусульманской общины (уммы) и всего общества на богатых и бедных. “Мы, – говорится в Коране, – раздаем жизненные блага в этой дольной жизни, возвышаем одних над другими в степенях так, что одни держат других подвластными себе невольниками”. Освящая безусловное повиновение низших высшим и бедных богатым, ислам поощрял занятие торговлей, но осуждал ростовщичество, утверждал безраздельную власть мужчины над женщиной, запрещал азартные игры, свинину и алкоголь. Как и другие религии, он провозглашал определенные нравственные заповеди: не убий, не укради, не обмани, будь честным и т.п. Правда, относились эти заповеди только к “своим”, к правоверным, на идолопоклонников и иноверцев они не распространялись: для тех был уготован “ джихад ” – священная война за веру.

Мусульмане верили, что помимо всемогущего Аллаха существуют еще ангелы и джинны, которые, как и люди, полностью находятся во власти Аллаха и исполняют, в конечном итоге, его волю. Существует божественное предопределение – рок, ибо Аллах заранее назначил каждому человеку его судьбу. Он предназначил одних людей к праведной жизни на Земле и будущему райскому блаженству, тогда как других – к беззакониям в бренном мире и загробным мучениям. Тем не менее, в Коране, как в Библии, Бог многократно именуется милостивым, всепрощающим. Важнейшее же качество Аллаха есть его бесконечное могущество и величие.

Обрядность ислама сводится в основном к следующему: обязательная пятикратная молитва в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и после какого-либо загрязнения; налог (закят) в пользу бедных, а фактически в пользу государства; ежегодный пост (ураза) в течение месяца рамазана; уже упомянутое паломничество в Мекку. Правила эти отнюдь не трудны, но даже из них допускаются исключения. Например, больной может не поститься в рамазан, а отпоститься такое же количество дней после выздоровления и т.п.

Ранний ислам не признавал посредничества между Богом и человеком, и потому не создал организации типа христианской церкви. Сложившаяся первоначально вокруг Мухаммада община-умма состояла преимущественно из родственников, но доступ в нее был открыт для всех: кто принимал ислам и признавал Мухаммада духовным и светским вождем. Тем самым в арабском обществе разрушались родовые и племенные связи, на смену которым приходило деление его на правоверных и неверных, а внутри самой уммы деление шло уже по признаку классовому – на богатых и бедных, повелителей и подданных. Главой мусульман считался имам – буквально “ человек, стоящий впереди ”, который руководил коллективной молитвой. Поскольку Мухаммад и его первые наследники-халифы (заместители) сами руководили молитвой и одновременно возглавляли общину и государство, то имам стал восприниматься всеми мусульманами как носитель и духовной, и светской власти. Ислам со временем распался на ряд течений, главными из которых стали сунниты, шииты и хариджиты. Первоначально они отличались друг от друга политическими мотивами, а позднее стали отличаться и догматическими канонами.

Конечно, на протяжении веков этот догмат мусульманства претерпевал существенные изменения. В наше время многие исламские богословы и политики трактуют его как сугубо мирный призыв к распространению ислама словом, как призыв к моральному совершенствованию личности. Правда, догмат о джихаде дожил до нас не только в такой трактовке, но и в самом примитивном его понимании.

В раннее Средневековье лозунг джихада отвечал интересам арабской кочевой знати, освящал захват чужих земель. Он поощрял разбой и рядовых “борцов за веру”, обещая в награду добычу оставшимся в живых и ласки райских гурий павшим.

Уже при первых преемниках Мухаммада, халифах (халиф – заместитель) Абу- Бекре, Омаре, Османе и Али (632 – 661) были захвачены Сирия, Иран, Египет. Завоевания продолжались при халифах из рода Омейядов (661 – 750). Им покорились новые обширнейшие земли – Азербайджан, Закавказье, Средняя Азия, Афганистан, весь Север Африки и Испания. Сложилось огромное государство, которое позже европейцы назвали Арабским Халифатом. В середине VIII в. на волне народного недовольства к власти пришла династия Аббасидов (750 – 1258), столицей которых стал Багдад. Халифат Аббасидов просуществовал до монгольского нашествия.

Оценивая в целом этику, обрядность и догматику раннего ислама как историко-культурный феномен, мы без труда обнаруживаем, что у этой религии много общего с иудейско-христианским мировоззрением. Однако идеология ислама проще, а потому понятнее для широкой массы обращаемых “на путь истинный.

Важным был социальный фактор. Принявший ислам крестьянин и горожанин, мелкий феодал или правитель крупной имперской провинции на время освобождался от десятков налогов и сотен поборов в пользу своего прежнего повелителя. На первых порах завоеванные и новообращенные уплачивали только один вид налога – закят.

На протяжении многих веков в схватках ислама и христианства ислам почти всегда выходил победителем. Еще в раннем средневековье он вытеснил христианство из Сирии, Малой Азии, Египта, Северной Африки и Испании. Много позднее были исламизированы некоторые народы Кавказа, а на Балканах – отдельные группы болгар, македонцев, боснийцев и албанцев, бывших некогда христианами. Массового же обращения мусульман в христианство история не знает.

В результате побед арабской сабли и купеческой проповеди синдбадов-мореходов ислам прокатился по всей Передней Азии и Южному Средиземноморью подобно степному пожару в июльский зной. В VIII – IX вв. ислам стал господствующей религией во всех землях Арабского Халифата – от Испании на Западе до Средней Азии на Востоке. В XI – XIII вв. он широко распространился в Северной Индии, в XIV – XVI вв. – в Индокитае, проник в Золотую Орду, к народам Поволжья и Причерноморья, а затем на Северный Кавказ и в Западную Сибирь. Возник исторический феномен, называемый мусульманской культурой. Этот термин слишком общий. Можно говорить об общей арабо-мусульманской культуре на ранней стадии ее исторического развития. В период с X до середины XIII в. наряду с арабской складываются другие национальные культуры в исламской идеологической оболочке: арабо-берберская, персидская, тюркская, северо-индийская и другие.

Культура Арабского Халифата VII – XIII вв. представляла собой сложное сочетание арабо-мусульманской культуры и культур завоеванных арабами народов – арамейцев (Сирия), греков, персов (Иран), коптов (Египет), берберов (Тунис) и даже вестготов (Испания). Решающим вкладом арабов в этот сплав послужила религия ислама – философия и идеология того времени, а также классический арабский язык, ставший языком религии, государства, науки и искусства.

Арабская культура Халифата прошла несколько этапов своего развития. В доисламский период главным достижением арабской культуры считается блестящая устная поэзия. Ей в истории повезло, в отличие, от древнерусской, к которой византийские священники отнеслись неодобрительно. Исламская культура восприняла устную по преимуществу поэзию как свою. Позднее, в VIII – IX в.в., она была записана со слов профессиональных декламаторов-рапсодов (по-арабски “рави”), как в свое время древние греки через несколько веков после Гомера записали и отредактировали “Илиаду” и “Одиссею”.

Наиболее известными из сборников староарабской поэзии являются три: “Муаллакат” (“Нанизанные”) – стихотворения семи прославленных бедуинских поэтов VI – VII вв. (Имруулькайса, Тарафы, Зухайра, Антары, Лабиды, аль Харисы ибн Хиллизы и Амр ибн Кульсума), «Хамаса» (“Доблесть”) – о военных подвигах, и огромная антология “Кита-ан-агани” – “Книга песен”. Из сюжетов “Книги песен” самый знаменитый – рассказ о трагической любви юного поэта к девушке по имени Лейла. Этот цикл стихов традиционно приписывается Кайсу ибн-аль-Мулавваху, получившему прозвище Маджнун (дословно – “обезумевший от любви”). Разлученный со своей возлюбленной врагами и злым роком, одержимый любовной страстью, юноша удаляется от людей в пустыню, где общается только с дикими зверями и в конечном итоге умирает с именем любимой на устах. До наших дней легенда о трагической любви Лейлы и Маджнуна остается любимым сюжетом всех восточных литератур, оказавшихся в зоне арабо-мусульманского культурного влияния. Он так же популярен на Востоке, как в Европе история Тристана и Изольды или Ромео и Джульетты.

Староарабская поэзия явилась одной из основ сложившегося в VII - VIII вв. арабского литературного языка. Другой основой стал Коран (по-арабски «аль-куран» – «то, что читают») – священная книга мусульман и одновременно выдающийся памятник арабской и мировой культуры.

Согласно мусульманской традиции, Коран был сообщен Мухаммаду самим Аллахом, а посланник-пророк пересказывал его божественные суры (название разделов Корана) единоверцам устно. Некоторые слушатели тут же записывали высказывания и откровения пророка. Сам Мухаммад ничего не писал, скорее всего, он был неграмотен. Через восемнадцать лет после смерти пророка записи его высказываний собрали воедино. Этот свод и составил священную книгу мусульман.

Коран – произведение по преимуществу поэтическое, состоящее из стихов и рифмованной, ритмической прозы. “…Многие нравственные истины изложены в Коране сильным и поэтическим языком”, – отмечал А.С.Пушкин в примечаниях к своим “Подражаниям Корану”).

Культура периода Аббасидов. Арабская культура оказала колоссальное влияние на покоренные мусульманами страны и народы, но было влияние и обратное. Особенно оно проявило себя на втором этапе развития средневековой арабо-мусульманской культуры, после падения Омейядов и прихода к власти в Халифате династии Аббасидов.

Знакомство завоевателей с культурой народов Восточного Средиземноморья и Персии (Ирана) изменили образ жизни арабской аристократии, ее интересы и художественные вкусы. Центр культурной жизни переместился из кочевий в резиденции халифов и эмиров. Художественные средства и приемы поэзии обогатились, в них ощущается больше фантазии, поэтические образы живее и изящнее.

Вместе с тем, изменение социальной позиции поэта превращает его из гордого сына пустыни, свободного воина-песнопевца, в придворного стихотворца, служащего за плату. Однако и среди них были удивительно талантливые люди. Наиболее известен в IX в. Абу-л-Атахия, автор религиозно-аскетических поэм. Тогда же прославился любовной лирикой Ибн-ал-Мутазз, вошедший в политическую историю под прозванием “Однодневный халиф”. Но даже высокое положение наследника престола отнюдь не избавляло его от необходимости писать панегирики (панегирик – произведение хвалебного содержания).

В переносе столицы Халифата при новой династии из Дамаска в Багдад сказался рост влияния местной, в первую очередь персидской по происхождению аристократии, которая начала оттеснять арабскую племенную знать. Выходцы из иранских семей, блестяще овладевшие арабским, выдвигаются в этот период на первый план и в поэзии. Из них особого внимания заслуживает лирик Абу Нувас (756 - 813) – независимый, насмешливый и прямодушный. В многочисленных изустных преданиях он выступает как вольнодумец, острослов и хитрец. Кое-кто склонен видеть в нем прообраз самого Ходжи Насреддина. Стихи его о радостях и бренности бытия, о любовных утехах и дружеских застольях положили начало многовековой поэтической традиции, продолженной в персоязычных стихах Омара Хайяма и Хафиза.

Завершение арабская средневековая лирика нашла в творчестве слепого Абу-ль-Ала аль-Маари (973 - 1057). Поэт-философ, он размышлял о добре и зле, о тайне жизни и смерти. Человек универсальной по тому времени образованности и строжайших моральных правил, не пошедший в услужение ни к одному из земных владык, он порой доходил до отрицания всесильности и мудрости самого Аллаха, за что и получил прозвище “зиндик” (еретик):

Из множества философских стихов, литературных и научных сочинений аль-Маарри выделяется его «Послание о прощении», послужившее одним из прообразов и источников бессмертной «Божественной комедии» Данте. “Послание о прощении” – не только остроумная пародия на мусульманские представления о загробной жизни, но и тонкое осмеяние земной действительности, придворных нравов и обычаев. Слепой поэт духовным взором прозрел и социальную трагедию народа в то смутное время, и общий кризис мусульманского средневекового сознания.

В аббасидский период достигла расцвета арабская проза. В ней заслуживают внимания любовно-приключенческие бытовые новеллы, рассказы и анекдоты (макамы). Заслуживает упоминания еще один жанр прозы того времени – народный роман. Из дошедших до наших дней наиболее известно “Жизнеописание Антара”. Его герой, бедуинский поэт-воин из ничтожного раба становится знаменитым полководцем, возглавляющим войска арабов, против армий Ирана и Византии. Однако после всех походов и приключений Антар неизменно возвращается в родное становище, к своей возлюбленной, воссоединиться с которой ему мешают злая судьба и многочисленные враги и соперники. Но Антар, подобно героям эпосов других народов, в конечном итоге преодолевает все препятствия.

ёМежду X и XV вв. на Ближнем Востоке сложился впоследствии всемирно известный свод народных сказок “ Тысяча и одна ночь ”. Наряду с арабами в него внесли свой вклад все народы, волею истории оказавшиеся в составе Халифата. Блестящий знаток фольклора А.М. Горький однажды заметил: “Среди памятников устного народного творчества “Сказки Шахразады” являются памятником самым монументальным” Первый перевод сказок на французский язык в начале XVIII в., состоявший из 12 томов, потряс Европу. Упоминание этих сказок можно встретить у Жуковского и Пушкина, Толстого и Гете, Диккенса и Гоффмана. Сказки “ Тысячи и одной ночи” входят в первую десятку самых распространенных переводных изданий. Они живут и в научных академических изданиях, и в бесчисленных переложениях, пересказах для детей, обработках для сцены и кино, мультфильмах.

Изобразительное искусство и архитектура. Как и литература, изобразительное искусство арабо-мусульманского мира несет на себе отпечаток ислама. В отличие от христианства, ислам не допускал даже мысли о возможности внешнего сходства Аллаха с человеком или каким-либо другим земным существом. Считалось, что изображать человека или животное – прямой путь к идолопоклонству. В Коране прямо говорится, что вырезать идолов и ваять образ человека – дело дьявола. В преданиях о жизни пророка Мухаммада утверждается, что несчастье ждет того, кто посмеет изобразить живое существо.

В связи с этими представлениями, не изображение и не скульптура, а слово, в том числе художественно оформленное в виде надписи или графического символа, стало главным носителем религиозной идеи ислама. Живопись в Халифате, как и в других мусульманских странах, не получила развития, но зато орнаментальная роспись стен, порталов общественных зданий, растительный орнамент ковров, изделий художественного ремесла достигли необыкновенного совершенства. Эти орнаменты обычно сочетались со стилизованными узорными надписями – цитатами из Корана. Такие надписи, сочетавшиеся с геометрическими, звездчатыми и растительными орнаментами, получили в Европе название арабесок. В исламском мире очень высоко ценилось искусство каллиграфии, в котором арабы добились удивительного мастерства и совершенства. В этом с ними могут сравниться разве что китайские и японские мастера. В позднее средневековье появилась и книжная миниатюра, но не столько в арабском, сколько в персидском и индийском искусстве.

В отличие от живописи, строительное дело и архитектура в Халифате достигли очень высокого уровня. Арабы создали новые, до того времени неизвестные типы зданий – мечети, минареты, медресе (богословские школы разного уровня) и другие сооружения. Они же усовершенствовали уже известные типы дворцов и жилых зданий, караван-сараев.

Первоначально арабы в завоеванных странах ограничивались переделкой христианских и зороастрийских храмов в дома молитвы, а в полупустынях ограничивались обозначением на песке места моления (масджид) и направления (кибла) к Мекке и Каабе. Занимая древние города Палестины и Сирии, правители Халифата приспосабливали к своим нуждам городское хозяйство, руководствуясь при этом принципом: “Самая бесполезная вещь, пожирающая богатство верующего – строительство”. От этого утверждения веет древней привычкой кочевника долго не задерживаться на одном месте. Поэтому в VII - VIII вв. здания возводились арабами довольно редко. С ростом и укреплением государства положение стало меняться. В 687 - 691 гг. на месте разрушенного римлянами храма библейского царя Соломона была построена мечеть Куббат-ас-Сахра (“Купол скалы”). По преданию, на вершину этой голой скалы ангелы вознесли Мухаммада, и он ступил на нее своей ногой. Построенная в форме восьмигранника, увенчанная куполом (отсюда ее название), украшенная мозаиками и мраморными колоннами, она до сих пор поражает воображение и правоверных, и «гяуров». Вместе с близлежащей мечетью аль-Акса мечеть Куббат ас-Саура вошла в третий культовый комплекс мусульман “Благородное святилище” (первый – храм Кааба в Мекке, второй – могила пророка Мухаммада в Медине).

Еще одно прославленное сооружение, “Большая мечеть”, воздвигнута Омейядами в 705 -715 гг. в столице Дамаске. Она была перестроена из христианской базилики Иоанна Крестителя, в свою очередь воздвигнутой на месте римского храма Юпитера, основанием которому послужил фундамент капища арамейского бога Хаддада. “Большая мечеть”, щедро украшенная инкрустациями из мрамора, мозаикой и позолотой капителей древних ее колонн, ошеломляла современников.

К IX в. относится строительство грандиозной мечети в Самарре – любимом месте летнего отдыха халифов. К сожалению, к нашему времени от нее сохранился только уникальный минарет аль-Мальвийя высотой 50 метров в виде усеченного конуса, с наружной спиральной лестницей, ведущей на культовую площадку. Минареты, наряду с куполами – типичный признак мусульманского зодчества. Это высокие и стройные, стоящие рядом с мечетью башни, с которых специальные служители – муэдзины – возглашали призыв к молитве. В западной части Халифата минареты строили четырехугольной формы, в восточной – обычно круглоствольные. Минарет аль-Мальвийя, построенный наподобие библейского вавилонского столпа, был одним из немногих исключений.

Наука. В период Халифата огромных успехов добилась арабская наука. Переход от традиционного кочевого образа жизни и завоевание цивилизованных стран вели к усвоению арабами передовой научной мысли народов Передней Азии и Египта. Способствовало этому и то, что ислам, отличаясь в этом от христианства, относился к знанию как к одному из признаков всемогущества Аллаха, как к необходимому условию понимания и распространения истинной веры (искусство тоже считалось одним из видов знания).

Арабская традиция гораздо полнее средневековой европейской сохранила достижения античной науки. Центрами науки того времени были Басра, Куфа, Багдад, Александрия. Халиф ал-Мамун создал в Багдаде целый “Дом науки” – своего рода соединение Академии, библиотеки, обсерватории и коллегии переводчиков. Сирийцы-христиане в ранний период Халифата сделали много переводов с греческого и сирийского (арамейского) языков на арабский.

Тогда же было сделано большое число переводов на арабский язык разнообразных персидских сочинений. Через посредство персов в Халифате стали известны достижения индийской науки в области математики и астрономии, в том числе и труды знаменитого Ариабхаты (V в.). Основываясь на математических достижениях индийцев, арабы в 827 г. измерили дугу меридиана и определили размеры земного шара. Им же принадлежит введение в математику тригонометрических функций, разработка приемов решения алгебраических уравнений 1-й и 2-й степени.

Арабская наука того времени может особо гордиться успехами своей теоретической и практической медицины. В ее основу легли труды Галена и Гиппократа. Особое развитие получила офтальмология и связанные с нею достижения оптики; арабы делали даже операции по удалению катаракты. Известно им было и кесарево сечение.

Особую известность в области медицины получили тогда Абу Бекр ар-Рази (ум. в 925.) и знаменитый Ибн Сина (980 – 1037), которого европейцы называют Авиценной. Ибн Сина изложил свои философские (теоретические) знания в области лечебного дела в “Книге исцеления” и прославился во всем мире своим “Каноном врачебной науки”. По этой книге изучали медицину едва ли не все европейские врачи начиная с XI и до конца XVII вв.

Многие арабские ученые были энциклопедистами, занимавшимися с успехом самыми разными науками. Ибн Сина был не только светилом медицины, но и философом, поэтом, химиком. Знаменитый ал-Бируни (973 – 1050) был историком, математиком, астрономом, географом и физиком. Математиком, астрономом и географом был уже упомянутый ал-Хорезми (787 – 850).

С художественной образностью мир арабской учености предстает в одном из эпизодов “Тысячи и одной ночи”. “О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь?” – спросил халиф. И девушка отвечала: “О господин, я знаю грамматику, поэзию, законоведение, толкование Корана и лексику, и знакома с музыкой и наукой о долях наследства, и счетом, и делением, и землемерием, и сказаниями первых людей… Я изучала науки точные, и геометрию, и философию, и врачевание, и логику, и риторику, и изъяснение, и запомнила многое из богословия. Я была привержена к поэзии и играла на лютне, узнала, где на ней места звуков, и знаю, как ударять по струнам, чтобы были они в движении или в покое. Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке”.

4. Культура Ирана XI –XV вв.

Средневековая арабская культура оказала непосредственное воздействие на соседние народы: особенно те, которые входили в состав Халифата. В этом отношении заслуживает особого внимания культура Персии (Ирана) X - XV вв.

Прикладное искусство. В эти столетия Иран пережил множество разорительных набегов и нашествий. Но это не могло помешать значительному экономическому росту – развитию сельского хозяйства, росту городов и торговли. Благодаря созданию больших оросительных систем стали собирать по несколько урожаев в год. В Хорасане, главной провинции страны, выращивали до 100 сортов винограда, расширили посевы сахарного тростника, олив, красильных, масличных и пряных растений, появились цитрусовые. Процветало ремесло, а с ним и торговля – внутренняя и заморская. Вывозились парча и золотое шитье, льняные, шелковые и хлопчатобумажные ткани, шерстяные и шелковые ковры, глазурованная фаянсовая посуда, оружие и кожевенные изделия. Парфюмерия – цветочные масла, духи и эссенции из махровой розы, фиалки, нарцисса, апельсиновых и финиковых цветов – вывозилась морем даже в Китай. Самыми крупными городами Ирана того времени были Шираз, Исфахан, Рей и Нишапур. В последнем жило более 200 тысяч человек. Балх, Газна и Кабул были главными центрами караванной торговли с Индией. Важнейшими портами Персидского залива были Сираф и Ормуз, откуда иранские товары шли в Басру, порты Аравии, Индии и Китая. Через Каспийское море персы торговали с Хорезмом, странами Закавказья, с хазарами и Русью.

Иран всегда славился своим керамическим искусством, главными центрами которого были в рассматриваемое время Рей и Кашан. Здесь производили фаянсовые изделия с резными орнаментами и декоративными надписями. Наряду с ними массово производились кувшины, чаши, блюда, вазы и т.п. с поливной глазурью. Они часто расписывались либо по сырой глине (подглазурная роспись), либо уже по глазурованной поверхности (надглазурная роспись). Высшим достижением иранской керамики стала известная с XII в. надглазурная роспись люстром по беловатой или зеленоватой оловянной глазури.

Люстр – изобретение средневековой иранской алхимии – красочный золотистый состав с металлическим отблеском различных цветов, получаемый в результате сложного и длительного обжига в двух печах. В состав люстра входили медь, серебро, золото, мышьяковистый песок и другие компоненты. Позже люстр, несмотря на его дороговизну, стали применять даже при производстве архитектурной керамики. Эти керамические плитки разных форм применялись для облицовки фасадов культовых и гражданских зданий. Для такой облицовки изготовлялись также изразцы с рельефными изречениями из Корана.

Из прикладных искусств высокого мастерства достигла в Иране роспись тканей и украшения их узорными вышивками из золотых и серебряных нитей. Изготовлялись также орнаментованные металлические сосуды, богато украшенное оружие. Отличались высокими качествами и другие произведения художественного ремесла – бронзовые изделия с инкрустациями из золота и серебра, шелковые и шерстяные ковры разных типов, отличавшиеся исключительной красотой.

Литература. В это же время в иранских землях, параллельно с материальным производством, процветали науки, литература и искусство. Образованные слои населения, восприняв ислам и на время даже язык арабов, сумели сохранить многие самобытные черты древней иранской традиции. Поэты и ученые стали вспоминать и прославлять старину, призывали возродить былое величие Ирана. Это культурно-идейное движение слилось в IX - X вв. с мощными антиарабскими и антифеодальными народными восстаниями. На их гребне в Средней Азии и Восточном Иране (Хорасане) к власти пришла династия Саманидов, ведшая свою родословную от древних Сасанидов.

Саманидские монархи стали культивировать при дворе родной язык – фарси (парси), противопоставляя его арабскому. Он опирался на письменную традицию Сасанидов (III - VII вв.) и отличался от простонародной речи основной массы населения. Его стали называть дари, то есть дворцовый. В X - XV вв. он стал общим литературным языком для всех народов Ирана. На нем написана поэма "Шах - наме" – величайшее творение классика персидской, таджикской литературы Абу-л-Касима Фирдоуси (934 - 1025). Эта книга по праву вошла в сокровищницу мировой культуры. На основе древнеиранского поэтического эпоса и научных трудов Фирдоуси в поэтической форме изложил историю Ирана и Средней Азии с древнейших времен вплоть до арабского нашествия (по объему поэма превосходит «Илиаду» и «Одиссею», вместе взятые). “Шах-наме” проникнута пафосом героики и патриотизма, любовью к родине и глубокой ненавистью к арабским и тюркским поработителям, лиричность ей придают многочисленные любовные эпизоды. Она прославляет иранское рыцарство – дехкан. В ней с симпатией нарисован образ вождя народного восстания – Маздака. Написанная великолепным литературным языком, она на целые столетия стала образцом для поэтических подражаний. Сам же Фирдоуси многие годы провел в опале, вынужденный бежать и целых двадцать лет провести в нищете, скрываясь от ищеек султана. “Правоверное” суннитское духовенство даже отказалось хоронить его по мусульманскому обряду, обвиняя великого поэта в ереси и прославлении “нечестивых героев”.

С “Шах-намэ” начался подлинный взрыв ираноязычной поэзии, получившей признание во всем мире. Крупным поэтом XI в. был тонкий лирик и мастер пейзажа Фаррухи, сын раба. Фахр ад-дин Гургани прославился в то же время любовной поэмой “Вис и Рамин”.

В конце XI - XII вв. жил и творил поэт-философ Омар Хайям (1048 - 1123), человек универсальной образованности и энциклопедических знаний. Он был астрономом и соавтором самого точного в то время календаря. Философ и математик, он дал изложение решений алгебраических уравнений до 3-й степени включительно, и открыл бином, который несколько столетий спустя снова вывел Ньютон. Но больше всего Хайяма прославили четверостишия – рубаи, проникнутыми жизнерадостностью, пафосом свободной личности и антиклерикальным вольнодумством. Певец радостей жизни, любви и вина, отрицавший бессмертье и едва ли не самого Аллаха, Омар Хайям известен с тех пор во всем мире. Его рубаи переведены (и многократно!) на все европейские и сколь-нибудь значительные восточные языки, доставляя неизъяснимое наслаждение всем знакомым с поэзией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.253.195 (0.05 с.)