Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Таким образом, в сознании мусульман с самого начала слились воедино вероисповедные и морально-правовые установления, религия и политика, духовная и светская власть.
Причины быстрого распространения ислама. Одно из основополагающих предписаний раннего ислама – обязанность каждого мусульманина и общины в целом вести священную войну за веру – джихад (газават). В течение восьми месяцев в году (четыре оставшихся считались “запретными”) надлежало воевать с идолопоклонниками и многобожниками, покорять или истреблять неверных, захватывать их имущество. В этом догмате проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам, свойственные раннему исламу. Сторонники иных религий – неверные (джяуры) должны были покориться исламу или подлежали уничтожению. Конечно, на протяжении веков этот догмат мусульманства претерпевал существенные изменения. В наше время многие исламские богословы и политики трактуют его как сугубо мирный призыв к распространению ислама словом, как призыв к моральному совершенствованию личности. Правда, догмат о джихаде дожил до нас не только в такой трактовке, но и в самом примитивном его понимании. В раннее Средневековье лозунг джихада отвечал интересам арабской кочевой знати, освящал захват чужих земель. Он поощрял разбой и рядовых “борцов за веру”, обещая в награду добычу оставшимся в живых и ласки райских гурий павшим. Уже при первых преемниках Мухаммада, халифах (халиф – заместитель) Абу- Бекре, Омаре, Османе и Али (632 – 661) были захвачены Сирия, Иран, Египет. Завоевания продолжались при халифах из рода Омейядов (661 – 750). Им покорились новые обширнейшие земли – Азербайджан, Закавказье, Средняя Азия, Афганистан, весь Север Африки и Испания. Сложилось огромное государство, которое позже европейцы назвали Арабским Халифатом. В середине VIII в. на волне народного недовольства к власти пришла династия Аббасидов (750 – 1258), столицей которых стал Багдад. Халифат Аббасидов просуществовал до монгольского нашествия. Оценивая в целом этику, обрядность и догматику раннего ислама как историко-культурный феномен, мы без труда обнаруживаем, что у этой религии много общего с иудейско-христианским мировоззрением. Однако идеология ислама проще, а потому понятнее для широкой массы обращаемых “на путь истинный. Важным был социальный фактор. Принявший ислам крестьянин и горожанин, мелкий феодал или правитель крупной имперской провинции на время освобождался от десятков налогов и сотен поборов в пользу своего прежнего повелителя. На первых порах завоеванные и новообращенные уплачивали только один вид налога – закят.
На протяжении многих веков в схватках ислама и христианства ислам почти всегда выходил победителем. Еще в раннем средневековье он вытеснил христианство из Сирии, Малой Азии, Египта, Северной Африки и Испании. Много позднее были исламизированы некоторые народы Кавказа, а на Балканах – отдельные группы болгар, македонцев, боснийцев и албанцев, бывших некогда христианами. Массового же обращения мусульман в христианство история не знает. В результате побед арабской сабли и купеческой проповеди синдбадов-мореходов ислам прокатился по всей Передней Азии и Южному Средиземноморью подобно степному пожару в июльский зной. В VIII – IX вв. ислам стал господствующей религией во всех землях Арабского Халифата – от Испании на Западе до Средней Азии на Востоке. В XI – XIII вв. он широко распространился в Северной Индии, в XIV – XVI вв. – в Индокитае, проник в Золотую Орду, к народам Поволжья и Причерноморья, а затем на Северный Кавказ и в Западную Сибирь. Возник исторический феномен, называемый мусульманской культурой. Этот термин слишком общий. Можно говорить об общей арабо-мусульманской культуре на ранней стадии ее исторического развития. В период с X до середины XIII в. наряду с арабской складываются другие национальные культуры в исламской идеологической оболочке: арабо-берберская, персидская, тюркская, северо-индийская и другие. Культура Арабского Халифата VIII-X в.в. Культура Арабского Халифата VII – XIII вв. представляла собой сложное сочетание арабо-мусульманской культуры и культур завоеванных арабами народов – арамейцев (Сирия), греков, персов (Иран), коптов (Египет), берберов (Тунис) и даже вестготов (Испания). Решающим вкладом арабов в этот сплав послужила религия ислама – философия и идеология того времени, а также классический арабский язык, ставший языком религии, государства, науки и искусства. Арабская культура Халифата прошла несколько этапов своего развития. В доисламский период главным достижением арабской культуры считается блестящая устная поэзия. Ей в истории повезло, в отличие, от древнерусской, к которой византийские священники отнеслись неодобрительно. Исламская культура восприняла устную по преимуществу поэзию как свою. Позднее, в VIII – IX в.в., она была записана со слов профессиональных декламаторов-рапсодов (по-арабски “рави”), как в свое время древние греки через несколько веков после Гомера записали и отредактировали “Илиаду” и “Одиссею”.
Наиболее известными из сборников староарабской поэзии являются три: “Муаллакат” (“Нанизанные”) – стихотворения семи прославленных бедуинских поэтов VI – VII вв. (Имруулькайса, Тарафы, Зухайра, Антары, Лабиды, аль Харисы ибн Хиллизы и Амр ибн Кульсума), «Хамаса» (“Доблесть”) – о военных подвигах, и огромная антология “Кита-ан-агани” – “Книга песен”. Из сюжетов “Книги песен” самый знаменитый – рассказ о трагической любви юного поэта к девушке по имени Лейла. Этот цикл стихов традиционно приписывается Кайсу ибн-аль-Мулавваху, получившему прозвище Маджнун (дословно – “обезумевший от любви”). Разлученный со своей возлюбленной врагами и злым роком, одержимый любовной страстью, юноша удаляется от людей в пустыню, где общается только с дикими зверями и в конечном итоге умирает с именем любимой на устах. До наших дней легенда о трагической любви Лейлы и Маджнуна остается любимым сюжетом всех восточных литератур, оказавшихся в зоне арабо-мусульманского культурного влияния. Он так же популярен на Востоке, как в Европе история Тристана и Изольды или Ромео и Джульетты. Староарабская поэзия явилась одной из основ сложившегося в VII - VIII вв. арабского литературного языка. Другой основой стал Коран (по-арабски «аль-куран» – «то, что читают») – священная книга мусульман и одновременно выдающийся памятник арабской и мировой культуры. Согласно мусульманской традиции, Коран был сообщен Мухаммаду самим Аллахом, а посланник-пророк пересказывал его божественные суры (название разделов Корана) единоверцам устно. Некоторые слушатели тут же записывали высказывания и откровения пророка. Сам Мухаммад ничего не писал, скорее всего, он был неграмотен. Через восемнадцать лет после смерти пророка записи его высказываний собрали воедино. Этот свод и составил священную книгу мусульман. Коран – произведение по преимуществу поэтическое, состоящее из стихов и рифмованной, ритмической прозы. “…Многие нравственные истины изложены в Коране сильным и поэтическим языком”, – отмечал А.С.Пушкин в примечаниях к своим “Подражаниям Корану”). Культура периода Аббасидов. Арабская культура оказала колоссальное влияние на покоренные мусульманами страны и народы, но было влияние и обратное. Особенно оно проявило себя на втором этапе развития средневековой арабо-мусульманской культуры, после падения Омейядов и прихода к власти в Халифате династии Аббасидов. Знакомство завоевателей с культурой народов Восточного Средиземноморья и Персии (Ирана) изменили образ жизни арабской аристократии, ее интересы и художественные вкусы. Центр культурной жизни переместился из кочевий в резиденции халифов и эмиров. Художественные средства и приемы поэзии обогатились, в них ощущается больше фантазии, поэтические образы живее и изящнее.
Вместе с тем, изменение социальной позиции поэта превращает его из гордого сына пустыни, свободного воина-песнопевца, в придворного стихотворца, служащего за плату. Однако и среди них были удивительно талантливые люди. Наиболее известен в IX в. Абу-л-Атахия, автор религиозно-аскетических поэм. Тогда же прославился любовной лирикой Ибн-ал-Мутазз, вошедший в политическую историю под прозванием “Однодневный халиф”. Но даже высокое положение наследника престола отнюдь не избавляло его от необходимости писать панегирики (панегирик – произведение хвалебного содержания). В переносе столицы Халифата при новой династии из Дамаска в Багдад сказался рост влияния местной, в первую очередь персидской по происхождению аристократии, которая начала оттеснять арабскую племенную знать. Выходцы из иранских семей, блестяще овладевшие арабским, выдвигаются в этот период на первый план и в поэзии. Из них особого внимания заслуживает лирик Абу Нувас (756 - 813) – независимый, насмешливый и прямодушный. В многочисленных изустных преданиях он выступает как вольнодумец, острослов и хитрец. Кое-кто склонен видеть в нем прообраз самого Ходжи Насреддина. Стихи его о радостях и бренности бытия, о любовных утехах и дружеских застольях положили начало многовековой поэтической традиции, продолженной в персоязычных стихах Омара Хайяма и Хафиза. Завершение арабская средневековая лирика нашла в творчестве слепого Абу-ль-Ала аль-Маари (973 - 1057). Поэт-философ, он размышлял о добре и зле, о тайне жизни и смерти. Человек универсальной по тому времени образованности и строжайших моральных правил, не пошедший в услужение ни к одному из земных владык, он порой доходил до отрицания всесильности и мудрости самого Аллаха, за что и получил прозвище “зиндик” (еретик):
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.006 с.) |