Запад и Восток в мировой культурной традиции



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Запад и Восток в мировой культурной традиции



Пророк Мухаммад и его учение

Культура Арабского Халифата VIII-X вв.

Культура Ирана XI –XV вв.

1. Запад и Восток в мировой культурной традиции

Интерес к Востоку у европейцев всегда был велик. Древние греки восхищались египетской цивилизацией. Древние римляне говорили: «С Востока свет». Заинтересованное отношение к Востоку сохранилось в Европе и в раннем средневековье, а затем усилилось в период крестовых походов. В Новое время колониальные захваты португальцев, голландцев, англичан и французов в Азии, разгром турок в 1683 г. под Веной предопределили политическое и экономическое доминирование Запада и в то же время пробудили общественную мысль Европы. Деятели эпохи Просвещения положили начало серьезному изучению “Восточной проблемы”. В XVIII в. возникла целая наука – ориенталистика, или востоковедение.

В XVII - XIX в.в. в европейских странах сложилась мода “на все восточное”. Свидетельством тому – появление переводов на европейские языки “Корана” и “Тысячи и одной ночи”, “Персидские письма” Монтескье, исторические драмы Вольтера. Поход Наполеона в Египет способствовал появлению в европейской литературе направления, названного экзотизмом. В его рамках возник лирический цикл Гете “Западно-восточный диван”. “Восточные стихотворения” Гюго утвердили во Франции романтическую поэзию. Без восточных поэм – “Гяур”, “Лара”, “Корсар” – был бы неполон творческий облик Байрона. В.А. Жуковский своим обращением к персидскому и индийскому эпосу (повесть в стихах “Рустем и Зохраб”, поэма “Наля и Даяманти”) укрепил романтическую поэзию в России.

Но, в XIX в. преобладающим в Европе было суждение, сформулированное автором “Книги джунглей” английским поэтом Редьярдом Киплингом: “Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись”. Жизнь опровергла этот постулат. В наше время народы Востока добились политической независимости от западных “цивилизаторов”, а ряд государств – и крупных экономических успехов. Их тысячелетнее культурное наследие вливается в океан общечеловеческой культуры большой полноводной рекой. В этом потоке мощные струи того источника, что пробился на поверхность из глубин Арабского Халифата, охватывавшего в VII - X в.в. территорию от Пиренеев на Западе до Средней Азии и Северной Индии на Востоке.

Средневековая культура Ближнего и Среднего Востока зародилась и выросла на той же интеллектуальной почве, что и культура европейских народов. Почва эта была обильно удобрена предшествующими цивилизациями Древнего Египта, Месопотамии, Восточного Средиземноморья и греко-римской античностью. Национальные семена молодых народов, дали обильные всходы и удивительные плоды. Многие из них до сих пор питают наш интеллект и доставляют неизъяснимое эстетическое наслаждение своим специфическим вкусом и ароматом. Но если в Европе цветы ее цивилизации опылялись идеалами христианства, то на Востоке такую роль играл ислам – самая молодая из мировых религий.

2. Пророк Мухаммад и его учение

История возникновения. Ислам возник и сложился в знойных полупустынях и оазисах Аравийского полуострова, заселенного кочевыми и оседлыми арабскими племенами. Это случилось в двадцатые годы VII столетия – совсем недавно по историческим меркам. Пророка Мухаммада отделяют от Иисуса Христа шестьсот лет, а от Будды двенадцать веков.

Мухаммад, что по-арабски значит “хвалимый” (в европейской транскрипции – Мохаммед, Мухамед, Магомед), родился в 570 г. в городе Мекке. Около 610 г. он получил от Аллаха (по-арабски Бог) Откровение, которое и стал проповедовать среди мекканцев и кочевников родного племени. Мекка в то время была крупным перевалочным пунктом на старинном караванном торговом пути из Индии и Византии в Африку и Европу. Она же была и значительным религиозным центром, в ней жили язычники, буддисты, иудеи и христиане. Правда, большинство аравитян до проповеди Мухаммада предпочитало поклоняться “своим” идолам – родоплеменным богам, среди которых значились небесные светила, источники, деревья, скалы и даже камни. В частности, почитался метеорит, и поныне сохраняемый как святыня в главном святилище ислама – в храме Кааба.

Первоначально в проповеди Мухаммада не было ничего принципиально нового по сравнению с вероучениями иудеев и христиан. Основное положение – отринуть старых богов и идолов и строго почитать только одного единственного бога Аллаха и быть покорным его воле (ислам в переводе с арабского – покорность, посвящение себя Богу). На практике это означало полное подчинение всех правоверных (по-арабски “муслим”, отсюда и второе название ислама – мусульманство) самому новому пророку. Это положение закреплялось формулой: “Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад пророк его”.

Проповедь Мухаммада опрокидывала старые родоплеменные верования, и в этом смысле была революционной. Естественно, это не могло понравиться старой мекканской знати, опасавшейся, кроме прочего, потерять паломников к Каабе и связанные с этим доходы. Мухаммаду и его сторонникам пришлось бежать в соседний город Ясриб, позднее переименованный в Медину (“город пророка”). В 622 г совершилось это переселение (хиджра), и эта дата стала началом мусульманского летоисчисления. Здесь пророку повезло больше: на его сторону вскоре перешли кочевые племена, и к 630 г. его власть признала практически вся Аравия. С мекканской знатью был достигнут компромисс: та признала новое вероучение, а Мухаммад объявил Каабу главным святилищем ислама, паломничество к которому (хадж) обязательно для каждого мусульманина хотя бы раз в жизни.

Догматика и обрядность. С самого своего зарождения ислам был тесно связан с зарождавшимся арабским государством. В первых своих проповедях Мухаммад, как и другие пророки, возвещал близость Страшного суда и обещал праведникам рай с тенистыми садами и прохладными родниками (извечная мечта обитателя пустыни), а грешникам-идолопоклонникам – геенну огненную пострашнее раскаленных песков. Однако в последующем Мухаммад все чаще обращался к более насущным, земным заботам. Аллах продолжал посылать пророку все новые знамения, а тот с его слов разъяснял правоверным, как им следует почитать самого пророка, как им обращаться с иноверцами, делить военную добычу и наследуемое имущество, жениться и разводиться.

Ислам закреплял и освящал частную собственность, разделение мусульманской общины (уммы) и всего общества на богатых и бедных. “Мы, – говорится в Коране, – раздаем жизненные блага в этой дольной жизни, возвышаем одних над другими в степенях так, что одни держат других подвластными себе невольниками”. Освящая безусловное повиновение низших высшим и бедных богатым, ислам поощрял занятие торговлей, но осуждал ростовщичество, утверждал безраздельную власть мужчины над женщиной, запрещал азартные игры, свинину и алкоголь. Как и другие религии, он провозглашал определенные нравственные заповеди: не убий, не укради, не обмани, будь честным и т.п. Правда, относились эти заповеди только к “своим”, к правоверным, на идолопоклонников и иноверцев они не распространялись: для тех был уготован “джихад” – священная война за веру.

Мусульмане верили, что помимо всемогущего Аллаха существуют еще ангелы и джинны, которые, как и люди, полностью находятся во власти Аллаха и исполняют, в конечном итоге, его волю. Существует божественное предопределение – рок, ибо Аллах заранее назначил каждому человеку его судьбу. Он предназначил одних людей к праведной жизни на Земле и будущему райскому блаженству, тогда как других – к беззакониям в бренном мире и загробным мучениям. Тем не менее, в Коране, как в Библии, Бог многократно именуется милостивым, всепрощающим. Важнейшее же качество Аллаха есть его бесконечное могущество и величие.

Обрядность ислама сводится в основном к следующему: обязательная пятикратная молитва в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и после какого-либо загрязнения; налог (закят) в пользу бедных, а фактически в пользу государства; ежегодный пост (ураза) в течение месяца рамазана; уже упомянутое паломничество в Мекку. Правила эти отнюдь не трудны, но даже из них допускаются исключения. Например, больной может не поститься в рамазан, а отпоститься такое же количество дней после выздоровления и т.п.

Ранний ислам не признавал посредничества между Богом и человеком, и потому не создал организации типа христианской церкви. Сложившаяся первоначально вокруг Мухаммада община-умма состояла преимущественно из родственников, но доступ в нее был открыт для всех: кто принимал ислам и признавал Мухаммада духовным и светским вождем. Тем самым в арабском обществе разрушались родовые и племенные связи, на смену которым приходило деление его на правоверных и неверных, а внутри самой уммы деление шло уже по признаку классовому – на богатых и бедных, повелителей и подданных. Главой мусульман считался имам – буквально “человек, стоящий впереди”, который руководил коллективной молитвой. Поскольку Мухаммад и его первые наследники-халифы (заместители) сами руководили молитвой и одновременно возглавляли общину и государство, то имам стал восприниматься всеми мусульманами как носитель и духовной, и светской власти. Ислам со временем распался на ряд течений, главными из которых стали сунниты, шииты и хариджиты. Первоначально они отличались друг от друга политическими мотивами, а позднее стали отличаться и догматическими канонами.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.49.108 (0.012 с.)