Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Запад и Восток в мировой культурной традицииСодержание книги Поиск на нашем сайте
Пророк Мухаммад и его учение Культура Арабского Халифата VIII-X вв. Культура Ирана XI –XV вв. 1. Запад и Восток в мировой культурной традиции Интерес к Востоку у европейцев всегда был велик. Древние греки восхищались египетской цивилизацией. Древние римляне говорили: «С Востока свет». Заинтересованное отношение к Востоку сохранилось в Европе и в раннем средневековье, а затем усилилось в период крестовых походов. В Новое время колониальные захваты португальцев, голландцев, англичан и французов в Азии, разгром турок в 1683 г. под Веной предопределили политическое и экономическое доминирование Запада и в то же время пробудили общественную мысль Европы. Деятели эпохи Просвещения положили начало серьезному изучению “Восточной проблемы”. В XVIII в. возникла целая наука – ориенталистика, или востоковедение. В XVII - XIX в.в. в европейских странах сложилась мода “на все восточное”. Свидетельством тому – появление переводов на европейские языки “Корана” и “Тысячи и одной ночи”, “Персидские письма” Монтескье, исторические драмы Вольтера. Поход Наполеона в Египет способствовал появлению в европейской литературе направления, названного экзотизмом. В его рамках возник лирический цикл Гете “Западно-восточный диван”. “Восточные стихотворения” Гюго утвердили во Франции романтическую поэзию. Без восточных поэм – “Гяур”, “Лара”, “Корсар” – был бы неполон творческий облик Байрона. В.А. Жуковский своим обращением к персидскому и индийскому эпосу (повесть в стихах “Рустем и Зохраб”, поэма “Наля и Даяманти”) укрепил романтическую поэзию в России. Но, в XIX в. преобладающим в Европе было суждение, сформулированное автором “Книги джунглей” английским поэтом Редьярдом Киплингом: “Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись”. Жизнь опровергла этот постулат. В наше время народы Востока добились политической независимости от западных “цивилизаторов”, а ряд государств – и крупных экономических успехов. Их тысячелетнее культурное наследие вливается в океан общечеловеческой культуры большой полноводной рекой. В этом потоке мощные струи того источника, что пробился на поверхность из глубин Арабского Халифата, охватывавшего в VII - X в.в. территорию от Пиренеев на Западе до Средней Азии и Северной Индии на Востоке. Средневековая культура Ближнего и Среднего Востока зародилась и выросла на той же интеллектуальной почве, что и культура европейских народов. Почва эта была обильно удобрена предшествующими цивилизациями Древнего Египта, Месопотамии, Восточного Средиземноморья и греко-римской античностью. Национальные семена молодых народов, дали обильные всходы и удивительные плоды. Многие из них до сих пор питают наш интеллект и доставляют неизъяснимое эстетическое наслаждение своим специфическим вкусом и ароматом. Но если в Европе цветы ее цивилизации опылялись идеалами христианства, то на Востоке такую роль играл ислам – самая молодая из мировых религий. 2. Пророк Мухаммад и его учение История возникновения. Ислам возник и сложился в знойных полупустынях и оазисах Аравийского полуострова, заселенного кочевыми и оседлыми арабскими племенами. Это случилось в двадцатые годы VII столетия – совсем недавно по историческим меркам. Пророка Мухаммада отделяют от Иисуса Христа шестьсот лет, а от Будды двенадцать веков. Мухаммад, что по-арабски значит “ хвалимый ” (в европейской транскрипции – Мохаммед, Мухамед, Магомед), родился в 570 г. в городе Мекке. Около 610 г. он получил от Аллаха (по-арабски Бог) Откровение, которое и стал проповедовать среди мекканцев и кочевников родного племени. Мекка в то время была крупным перевалочным пунктом на старинном караванном торговом пути из Индии и Византии в Африку и Европу. Она же была и значительным религиозным центром, в ней жили язычники, буддисты, иудеи и христиане. Правда, большинство аравитян до проповеди Мухаммада предпочитало поклоняться “своим” идолам – родоплеменным богам, среди которых значились небесные светила, источники, деревья, скалы и даже камни. В частности, почитался метеорит, и поныне сохраняемый как святыня в главном святилище ислама – в храме Кааба. Первоначально в проповеди Мухаммада не было ничего принципиально нового по сравнению с вероучениями иудеев и христиан. Основное положение – отринуть старых богов и идолов и строго почитать только одного единственного бога Аллаха и быть покорным его воле (ислам в переводе с арабского – покорность, посвящение себя Богу). На практике это означало полное подчинение всех правоверных (по-арабски “муслим”, отсюда и второе название ислама – мусульманство) самому новому пророку. Это положение закреплялось формулой: “ Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – пророк его ”. Проповедь Мухаммада опрокидывала старые родоплеменные верования, и в этом смысле была революционной. Естественно, это не могло понравиться старой мекканской знати, опасавшейся, кроме прочего, потерять паломников к Каабе и связанные с этим доходы. Мухаммаду и его сторонникам пришлось бежать в соседний город Ясриб, позднее переименованный в Медину (“город пророка”). В 622 г совершилось это переселение (хиджра), и эта дата стала началом мусульманского летоисчисления. Здесь пророку повезло больше: на его сторону вскоре перешли кочевые племена, и к 630 г. его власть признала практически вся Аравия. С мекканской знатью был достигнут компромисс: та признала новое вероучение, а Мухаммад объявил Каабу главным святилищем ислама, паломничество к которому (хадж) обязательно для каждого мусульманина хотя бы раз в жизни. Догматика и обрядность. С самого своего зарождения ислам был тесно связан с зарождавшимся арабским государством. В первых своих проповедях Мухаммад, как и другие пророки, возвещал близость Страшного суда и обещал праведникам рай с тенистыми садами и прохладными родниками (извечная мечта обитателя пустыни), а грешникам-идолопоклонникам – геенну огненную пострашнее раскаленных песков. Однако в последующем Мухаммад все чаще обращался к более насущным, земным заботам. Аллах продолжал посылать пророку все новые знамения, а тот с его слов разъяснял правоверным, как им следует почитать самого пророка, как им обращаться с иноверцами, делить военную добычу и наследуемое имущество, жениться и разводиться. Ислам закреплял и освящал частную собственность, разделение мусульманской общины (уммы) и всего общества на богатых и бедных. “Мы, – говорится в Коране, – раздаем жизненные блага в этой дольной жизни, возвышаем одних над другими в степенях так, что одни держат других подвластными себе невольниками”. Освящая безусловное повиновение низших высшим и бедных богатым, ислам поощрял занятие торговлей, но осуждал ростовщичество, утверждал безраздельную власть мужчины над женщиной, запрещал азартные игры, свинину и алкоголь. Как и другие религии, он провозглашал определенные нравственные заповеди: не убий, не укради, не обмани, будь честным и т.п. Правда, относились эти заповеди только к “своим”, к правоверным, на идолопоклонников и иноверцев они не распространялись: для тех был уготован “ джихад ” – священная война за веру. Мусульмане верили, что помимо всемогущего Аллаха существуют еще ангелы и джинны, которые, как и люди, полностью находятся во власти Аллаха и исполняют, в конечном итоге, его волю. Существует божественное предопределение – рок, ибо Аллах заранее назначил каждому человеку его судьбу. Он предназначил одних людей к праведной жизни на Земле и будущему райскому блаженству, тогда как других – к беззакониям в бренном мире и загробным мучениям. Тем не менее, в Коране, как в Библии, Бог многократно именуется милостивым, всепрощающим. Важнейшее же качество Аллаха есть его бесконечное могущество и величие. Обрядность ислама сводится в основном к следующему: обязательная пятикратная молитва в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и после какого-либо загрязнения; налог (закят) в пользу бедных, а фактически в пользу государства; ежегодный пост (ураза) в течение месяца рамазана; уже упомянутое паломничество в Мекку. Правила эти отнюдь не трудны, но даже из них допускаются исключения. Например, больной может не поститься в рамазан, а отпоститься такое же количество дней после выздоровления и т.п. Ранний ислам не признавал посредничества между Богом и человеком, и потому не создал организации типа христианской церкви. Сложившаяся первоначально вокруг Мухаммада община-умма состояла преимущественно из родственников, но доступ в нее был открыт для всех: кто принимал ислам и признавал Мухаммада духовным и светским вождем. Тем самым в арабском обществе разрушались родовые и племенные связи, на смену которым приходило деление его на правоверных и неверных, а внутри самой уммы деление шло уже по признаку классовому – на богатых и бедных, повелителей и подданных. Главой мусульман считался имам – буквально “ человек, стоящий впереди ”, который руководил коллективной молитвой. Поскольку Мухаммад и его первые наследники-халифы (заместители) сами руководили молитвой и одновременно возглавляли общину и государство, то имам стал восприниматься всеми мусульманами как носитель и духовной, и светской власти. Ислам со временем распался на ряд течений, главными из которых стали сунниты, шииты и хариджиты. Первоначально они отличались друг от друга политическими мотивами, а позднее стали отличаться и догматическими канонами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.174 (0.012 с.) |