Группировка затрат по признаку их экономической однородности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группировка затрат по признаку их экономической однородности.



Цель такой группировки: определение полной себестоимости всего объема продукции, анализ структуры затрат. Документ, в котором осуществляется такая группировка, называется сметой затрат на производство. В смету сводятся затраты всех цехов, участков, отделов, служб.

В смете затраты группируются по следующим экономическим элементам:

а) материальные затраты;

б) расходы на оплату труда;

в) отчисления на социальные нужды;

г) амортизация основных фондов и нематериальных активов;

д) прочие затраты.

 

 

2) По способу отнесения на себестоимость продукции затраты делятся на 2 группы:

— прямые расходы;

— косвенные расходы.

Прямые расходы – это такие расходы, которые могут быть сразу, непосредственно отнесены на себестоимость конкретного изделия или услуги. К ним относятся покупное сырье, основные материалы; полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические нужды, заработная плата основных производственных рабочих

Если предприятие производит несколько видов продукции, то некоторые расходы нельзя сразу отнести на себестоимость конкретных изделий или услуг. Это – косвенные расходы. К ним относятся содержание административно-управленческого персонала, специалистов, занятых в управлении производством, расходы на отопление, освещение помещений, оплата за канализацию, амортизация оборудования, его ремонт, заработная плата других работников, которые не изготавливают продукцию (вспомогательные рабочие и др.) и другие виды затрат.

 

3) В зависимости от изменения объема производимой продукции различают такие виды затрат:

 

— переменные;

— постоянные (условно-постоянные) расходы.

Переменные затраты изменяются пропорционально изменению объема производства. К ним относятся затраты сырья, материалов, топлива и электроэнергии на технологические нужды, заработная плата рабочих-сдельщиков.

Постоянные (условно-постоянные) затраты либо не изменяются, либо изменяются незначительно в связи с изменением объема производства. К ним относятся затраты топлива на отопление зданий, другие коммунальные услуги, электроэнергия на освещение помещений, заработная плата рабочих-повременщиков, административно-управленческого персонала, амортизация и др.

 

4) В зависимости от периода возникновения и отнесения на себестоимость:

— расходы текущего периода;

— расходы будущих периодов.

 

5) По степени целесообразности:

— производительные расходы;

— непроизводительные расходы (потери) – это расходы, связанные с изготовлением бракованной продукции и последующим исправлением брака.

 

18. Финансовый план предприятия. Структура финансового плана

Основная задача финансового планирования — поиск и выбор наиболее выгодного и финансово-устойчивого варианта финансового плана (бюджета) фирмы.

Финансовый план — это комплексный план функционирования и развития предприятия в стоимостном (денежном) выражении. В финансовом плане прогнозируются эффективность и финансовые результаты производственной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы.

 

Финансовый план - это важнейший элемент бизнес-плана, который служит как для обоснования конкретных инвестиционных проектов, так и для управления текущей и стратегической финансовой деятельностью

 

Этот раздел бизнес-плана включает такие составляющие:

• прогноз объемов реализации;

• баланс денежных поступлений и расходов;

• таблицу доходов и расходов;

• прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия;

• расчет точки безубыточности.

 

При составлении финансового плана непременно должны учитываться имеющиеся резервы производства, так как в нем устанавливаются задания по улучшению использования ресурсов, повышению рентабельности производства. Поэтому перед разработкой финансового плана необходимо всесторонне проанализировать имеющиеся отчетные и другие материалы по выполнению производственного плана.

 

Структура финансового плана:

Финансовый план составляется в виде баланса доходов и расходов, который выражает в денежной форме результаты хозяйственно-финансовой деятельности, взаимоотношения с бюджетом, банками, вышестоящими организациями.

Финансовый план (баланс доходов и расходов) предприятия состоит из четырех разделов:

- доходы и поступления средств,

- расходы и отчисления,

- кредитные взаимоотношения,

- взаимоотношения с бюджетом.

Размер плановых доходов и расходов определяется на основе обоснованных расчетов, которые составляются по каждой статье баланса.

 

В разделе «Доходы и поступления средств» отражается доход в виде прибыли, амортизационных отчислений, других внутренних доходов предприятия, а также разного рода поступлений из внешних источников. В составе прибыли основную часть занимает прибыль от реализации товарной продукции. В общую балансовую прибыль предприятия входит прибыль от реализации прочей продукции и услуг непромышленного характера. Планирование амортизационных отчислений осуществляется по каждому виду или группе основных фондов, числящихся на балансе предприятия. Сумма амортизационных отчислений определяется умножением среднегодовой стоимости этих фондов на соответствующие нормы амортизационных отчислений.

 

В разделе «Расходы и отчисления средств» предусматриваются централизованные капитальные вложения, затраты на капитальный ремонт, расходы на прирост норматива собственных оборотных средств, убытки от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства, расходы на содержание зданий и сооружений, отчисления на образование фондов экономического стимулирования расходы на НИОКР, подготовку кадров и премирование работников за создание и внедрение новой техники, для оказания финансовой помощи, другие расходы и отчисления.

 

Примерное содержание разделов финансового плана можно представить следующими основными статьями доходов и расходов.

I. Доходы и поступления средств

1. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг.

2. Прибыль от прочей реализации (основных средств, других активов).

3. Планируемые внереализационных доходы, в том числе:

- доходы от долевого участия в уставном капитале других предприятий;

- доходы, полученные от ценных бумаг;

- доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях;

- доходы от сдачи имущества в аренду.

4. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и нематериальных активов.

5. Поступления средств от других предприятий.

 

II. Расходы и отчисления средств

1. Налоги, уплаченные из прибыли (по видам налогов).

2. Распределение чистой прибыли, в том числе:

- на накопление (по направлениям использования);

- на потребление (по направлениям использования).

3. Долгосрочное инвестирование (по формам инвестиций), в том числе:

- за счет амортизационных отчислений;

- за счет других источников финансирования (по видам источников).

4. Прочие расходы.

 

19. Рентабельность производства. Показатели рентабельности, используемые в планировании

 

 

Рентабельность производства - коэффициент равный отношению общей (балансовой) прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных и нормируемых оборотных средств. Данными для его расчета служит бухгалтерский баланс. Или представляет собой величину прибыли, приходящуюся на каждый рубль себестоимости проданной продукции (производственных расходов).

Рентабельность производства служит одним из важнейших показателей эффективности конечной деятельности предприятий и фирм, а также конкурентоспособности и доходности производства товаров и услуг.

В планировании используются следующие показатели рентабельности:

 

Рентабельность различных видов продукции может быть рассчитана по формуле:

 

Ри = (Ци - Си)/ Си * 100%, где

Ри - рентабельность изделия;

Ци - рыночная цена изделия;

Си - полная себестоимость изделия.

 

Рентабельность производства является относительным показателем эффективности использования основных фондов и оборотных средств предприятия. Она показывает степень общей прибыльности на 1 рубль затрат всех производственных ресурсов. Общая рентабельность производства определяется по следующей формуле:

Ро = П / (Фо + Ос) *100%, где

Ро - общая рентабельность производства;

П - совокупная прибыль предприятия;

Фо - среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия;

Ос - среднегодовой норматив оборотных средств предприятия.

Рентабельность товарооборота или продаж,

Рт = Пр / Срп *100, где

Рт - рентабельность товарооборота;

Пр - общая прибыль от реализованной продукции;

Срп - производственная себестоимость реализованной продукции.

Применение показателя рентабельности продаж в процессе внутрифирменного планирования служит своего рода индикатором ценообразования на новые товары и услуги.

Рентабельность собственных средств или капитала, Этот показатель выступает для всех акционеров и высшего руководства одним из главных критериев эффективности компании. Высокий коэффициент чистой рентабельности является важным стимулом для привлечения новых акционеров и расширения деятельности фирм и компаний. Рентабельность капитала можно представить формулой:

Рк = Пч / К * 100%, где

Рк - рентабельность собственного капитала;

Пч - чистая прибыль от продажи продукции;

К - стоимость собственного капитала.

 

Рентабельность основных производственных фондов, Этот показатель служит для сопоставления эффективности использования основного капитала или производственных фондов в отдельных корпорациях и отраслях промышленности. В общем случае рентабельность основных фондов предприятия можно выразить формулой:

Рф = Пб / Фо * 100%, где

Рф - рентабельность основных производственных фондов;

Пб - балансовая прибыль предприятия;

Фо - среднегодовая стоимость основных фондов.

 

При планировании рентабельности предприятия, кроме рассмотренных коэффициентов, могут применять показатели активности, доходности, покрытия, оборачиваемости, ликвидности, риска, платежеспособности и другие финансовые нормативы и экономические критерии.

Планирование прибыли предприятия

Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.

Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:

· прибыль от продажи продукции и товаров;

· прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;

· прибыль от реализации основных средств;

· прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;

· прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;

· прибыль (убыток) от внереализационных операций.

 

Основными методами планирования прибыли являются:

ü метод прямого счета;

ü аналитический метод;

ü метод совмещенного расчета.

 

Метод прямого счета

Данный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования с небольшим ассортиментом. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью.

Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:

П = (О × Ц) - (О × С),

где О — объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С — полная себестоимость единицы продукции.

Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.

 

Аналитический метод

Этот метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:

1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

2) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.

Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.

После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.

Метод совмещенного расчета

В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.

Планирование доходов предприятия.

 

Планирование прибыли - это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективном использовании в соответствии с целями и задачами развития предприятия.

Основным видом текущего плана прибыли является план доходов и расходов предприятия. Оперативное планирование формирования и использования прибыли заключается в разработке системы бюджетов (бюджетировании).

Планирование прибыли на предприятии осуществляется раздельно по видам:

- от реализации товарной продукции;

- от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;

- от реализации основных средств и другого имущества;

- от внереализационных операций

Основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции:

метод прямого счета и аналитический.

Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях и наиболее точен. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах (В) и полной ее себестоимостью (С) за вычетом НДС и акцизов.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.

Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

1. Определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период.

2. Исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности.

3. Учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.27 с.)