От позитивизма к неопозитивизму: эволюция «позитивной ф-и». Постпозитивизм в проблемах развития научного знания



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От позитивизма к неопозитивизму: эволюция «позитивной ф-и». Постпозитивизм в проблемах развития научного знания



Позитивизм

ПРЕДПОСЫЛКИ:

1.Ускорение социального прогресса;

2.Изменение соц. Структуры общества

3.Развития естествознания

4.Рост пром. производства

П - фил позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и умозрения как средства получ знания.Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т.о. если ф. научна то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом.3 этапа в эволюции позитивизма:1.Собственно позитивизм (классич) (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер2. Эмпириокритицизм (психологический) (конец 19в) - Мах, Авенариус.3. Неопозитивизм (логический) (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап ,Нейроз , Витгенштейн, Б.Рассел.Основатель поз О.Конт (1798-1857). его работа: “Курс позитивной филос” Основные идеи:1.Попытка классиф наук. Иеархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при кот логическое производит историческое. Низшая ступень - наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика, химия, физиология, социальная физика - социология) 2.Пытался определить науку по ее предмету. Однако он исходил при этом из кантовского идеализма, предполагая, что науки имеют дело с метафизика с вещью. Так как вещи нельзя познать, то метаф должна быть отвергнута.3 Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответств типы мировоззрения. а)Телеологическая когда поведение чел определяется буйством фантазии, верой в богов... б)Метафизическая - бог становится субъстанцией... в) Позитивная стадия - это стадия становления научного взгляад на вещи. Начинается с соединения опыта с абстр мышлением.

4.Позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие этой рел - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое чел-во результат, но не предпосылка истор процесса

Эмпириокритицизм (нет принципиальной разницы между наукой и природой - теория критики опыта. Главное назначение этой критики - выяснение существа дел. ЕЕ цель - очистить опыт от метафизики. Основатели Авенариус и Мах считали осн законом познания - экономию мышления. Пытались очистить понимание опыта от таких понятий как материя, субстанция, необходимость причинность и др рассудочных понятий. В итоге эмпириокр. выдвигает представление о мире как сов-ти нейтральных эл-тов и ничьих ощущений. Мир - это опыт, а структуру опыта составл ощущения.

Сами по себе эл-ты мира нейтральны (к материи сознанию), различие их функционально: одни и те же эл-ты мира составл физ реальность, и в этом случае они связ цепью физ причинности. Психолог эл-ты связаны цепью мнемонической причинности и проявл в том, что мы наз памятью. Т.о. Э. исходит из феноменологического понимания псих и физического понимания того, что непостредственно дано нашему сознанию, но не учитывает генезис самого сознания. - субъективный идеализм.

Во 2-й половине 19 века позитивизму симпатизировало большое количество ученых. В 20 веке это направление получает название логического позитивизма (неопозитивизма).

Неопозитивизм

Представители: Б. Рссел, Л. Витгенштейн, Р. Карнат (“Венский кружок”)

Неопозитивизм выдвинул программу анализа научного знания с целью очистить науку от вненаучных и философских допущений.

Выдвигалось 2 приема:

1. Определить в каждой области знаний исходные предложения, которые констатируют исходные факты.

2. Принцип верификации – проверки. Вводился тройственный критерий:

истинное, ложное, бессмысленное, для которых можно дать эмпирические указания. Положение, которые в принципе не поддаются такой проверке – бессмысленны. Т.е. предполагалось создать строго научную систему знаний.

Гл идейным источником нп. был махизм. Но если махисты отстаивали “биолого -экономическую” теорию познания и видели в науке метод упорядочивания ощущений(элементов), то нп выдвинули новое понимание научного познания, как лог конструкции на основе чувственных содержаний (чувств данных). Изгоняли из ф. метафизику. нп.- заявляют, что и осн вопрос ф. и вообще пробл, считавшиеся ранее фил, - это мнимые проблемы, кот нужно отбросить как лишенные научного смысла.

Задача фил. - лог анализ и прояснение полож науки, в кот выражаются знания о мире. Сведению фил к лог анализу нп обязан Б Расселу, кот воспользовался при этом достиж матем логики. Попытавшиь дать строгие определ матем понятий он пришел к ыводу , что вся матем м.б сведена к логике. Далее Р придал более шир значение методу лог анализа и объявил, что “логика - это сущность фил”. Нп различают 3 типа осмысл предложений 1.высказывания об эмпир фактах (если говорят о фактах и ни о чем более) 2. предлож, содержащие лог следствия этих высказываний и построенные в соотв с лог правилами (могут быть сведены к выск о эмпир фактах) 3. предложения логики и матем ( не содержат выск о фактах, не дают нового знания о мире, неободимы для формального преобраз уже имеющегося знания) Кризис. 1.В том что исходные протокольные предложения оказались фикцией, т.к. их невозможно выделить. 2. Изображался процесс познания по схеме: от фактов к их обобщению.

Реальное научное познание развивается по - другому. Т.е. позитивизм не объяснил рождение познания и движения новых идей. В частности характер выдвижения гипотез.

постпозитивизм 50-60г в рез-те критики и ревизии неопоз-ма (Поппер) основ-ся на что метафиз-е термины не явл альтернативой научным. Это привило к тому что между позитив наукой и ф-й не может быть жесткой демаркационной линии. Первич пунктом познания явл теория.

 

35.. Закат позитивизма (философия истории науки). Постпозитивизм

В 50-70 гг делаются попытки переосмысления позитивистского способа мышления. Это привело к возникновению целой группы критических направлений или постпозитивизма (ф-я истории наук), которые в себя включают критический рационализм Поппера, методологического фальсификационализм Локатотес, историческая школа методологии Ф и науки или теория революций в науке Томаса КУНА (США), и на конец методологический анархизм Фиерабена. Суть критического рационализма Поппера состоит в том, что он отказывается считать истину целью познания. Он подменяет понятие истины понятием правдоподобия, т.к. мы не можем доказать истинность. Поппер отрицает связь между знанием и реальным миром, и одновременно отделяет знания от человека (субъекта). Кун ставит вопрос о том, что понять сущность знаний не возможно вне исторических контекстов науки. Если кто-то рассматривает знания как устоявшиеся данные, то Кун говорит, что надо рассматривать динамику развития научного знания. Как оно возникло, формировалось т.е. исторический подход, а не только логический. На необходимость учета исторического момента развития научного знания обращает внимание и Лакотес. Но вместо Куновских научных революций дает другое понятие - научно-исследовательская программа. Дальше всех постпозитивистов на пути ограничения позитивистского империзма пошел один Ф. Фейерабен Он предлагает дополнить принципы империзма принципом теоретического плюрализма. Суть этого принципа состоит в том, чтобы принимать не одну теорию и исходя из нее что-то доказывать, а работать одновременно со многими теориями, которые могут даже противоречить друг другу. Он предлагает свой путь методологизации науки и этот путь получил название методологический анархизм. Основной принцип которого - все подходит. Он говорит, что если отметать все точки зрения и стоять на одной и так сделает каждый то в суммекаждый по своему прав и не прав одновременно а истина дается в комплексе.

Проблемы постпозитивизма:

1.Проблема рациональности.

Узкое понимание рациональности как соответсвие логико методологическим стандартам подверглось в постпозитивизме критике и было заменено более расплывчатым понятием рациональности, значение которого досихпор не вполне ясно (наука-это тип рац.) Понятие рациональности носит ценностный характер: научная рациональность понимается как высший тип сознания и деятельности, образец для всех сфер современной культуры. Следует научная рациональность, как универсальное средство организации деятельности отождествляется с целесообразностью.

Культ научнотехнического разума

Иррациональная трактовка рациональностей- утверждении о “кризисе” рациональности равноправие научной религиозной, магической и других типов рациональности.

Иррациональное – лежащее за пределами досегаемости разума, недоступное в рамках логического мышления, противоположное рационализму.

2.Сближение философии науки с герменефтикой

3.Проблема социального знания

 

36.Филос. иррационализма. А.Шопенгауэр о мире и жизни людей

РАЦИОНАЛИЗМ-совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок – с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей – с объективной.ЭЛЕАТЫ-чувства нас обманывают;ПЛАТОН(удвоение мира);НЕПЛАТОНИКИ-удвоение мира;ЭМПИРИЗМ-знания приходят из опыта;РАЦИОНАЛИЗМ;ЭПОХА просвещения-метод мышления эпохи разделяющий оптимизм этого мышления;Ф-я КАНТА- устраняет противоположность эмпиризма и рационализма в высшем синтезе своего критицизма;Ф-я ГЕГЕЛЯ- частично возвращаются к объективистскому рационализму; Целиком рационалистичными являются исторический материализм, позитивизм, прагматизм и те направления современной философии, которые зависят от философии рационализма и находятся под его влиянием: марксизм.Основной принцип систематизм.

Иррационализм(ф-яиндивидуализма).Под иррационализмом имеется в виду философское учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведении людей, в мировоззрении, в ходе исторического процесса и общественного развития играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный). На передний план выдвигаются внемыслительные аспекты духовной жизни — воля, непосредственное созерцание, чувство, интуиция, бессознательное, мистическое озарение, воображение, инстинкт и т.п. Принципом иррационализма пользовались многие философские направления, в частности, философия жизни, экзистенциализм и др. Но иррационализм существовал как особое философское учение XIX в. Основным его представителем был А. Шопенгауэр.

Иррационализм в нач. XX в. выделил из себя еще целый ряд течений и школ

В своей концепции Шопенгауэр исходит из кантовской «вещи в себе», но дает ей собственную трактовку. Она представляет собой бессознательную «волю к жизни», внеразумную силу. Эта сила объективируется в многочисленных формах, определяя стремление к ничем не ограниченному господству. Человек не может постичь направленность влечений собственной воли и существует в мире иллюзий и миражей.

Жизнь, по мнению Шопенгауэра, полна страданий и воплощается у человека в «войне всех против всех», наполняя его существование глубоким унынием: пессимизм. Таким образом, преодолевается индивидуальное, усмиряется воля к жизни, исчезают порождающие страдания явления и происходит полное успокоение духа. Шопенгауэр был одним из первых философов, который указал на важную роль в жизни человека бессознательного, инстинктивных импульсов, связанных с биологическим происхождением человека. Подобные идеи были впоследствии использованы Фрейдом при создании его теории. В трактате о любви он говорил, что любовь - это сильное влечения, возникающее между двумя людьми противоположного пола. Человек как животное действует необходимо и импульсивно. Человек как явление подчинен тем же законам, что и явление. Ноуменальная сущьность человека это его шанс. Тело человека- это ощутимая и видимая воля, т.о. тело страдает тело наслаждается, стремится к самосохранению. Человек является самым жаждующим животным. Человек способен достовлять страдания другим людям. Прогресс – это иллюзия. Любое иллюзорное счастье негативно. Нежелание спасет человека.

 

Выход для человека:

1.Формирования философского отношения к жизни. 2.Этический путь.3.Путь художника или эстетический

 

37-38.философия жизни» о проблеме человека

К середине XIX в. западноевропейская философская мысль оказалась в глубоком кризисе. Он был обусловлен в первую очередь разложением гегелевской философской школы. Философия Гегеля, которая оказалась не в состоянии ответить на практические вопросы современности.

Возникла потребность «выхода» из тупика традиционной философии, поиска новых подходов, основанных на ином мировоззрении и миросозерцании.

Одним из вариантов этого «выхода» является «философия жизни», которая на исход. Опирается не на абстрактное познание мира, а на философствование, вытекающее из полноты переживания жизни, где центром размышления является человек. Богатство понятия «жизнь» позволило разнообразить его трактовку. Так, акцент на биологических аспектах привел к обоснованию культа силы, сведению источника развития к волевым усилиям по обеспечению абсолютного освобождения индивида, к формированию идей «сверхчеловека». Внимание к историческим аспектам позволило трактовать жизнь как целостный духовный процесс в условиях реконструкции особенностей эпохи. Этот акт осуществляется интуитивно.

Понятие жизнь многозначно:

1.Жизнь в биологическом смысле (Ницше)

2.Жизнь в космологическом смысле (Бергсон)

3.Жизнь в культурно-историч. плане (Шпенглер, Дильтей)

Философия жизни. Это философское направление конца XIX — начала XX вв., основным понятием и предметом философствования в котором является понятие «жизнь» как, во-первых, органическая целостность и во-вторых — творческая динамика бытия. Основные способы познания — иррационализм и интуиция.

Жизнь целостна и находится в непрерывном становлении. Поскольку она целостна, ее нельзя познать рациональными, а потому односторонними методами науки. Поскольку она развивается, в нее не входит все застывшее, остановившееся в развитии (например, у Шпенглера это цивилизация как застывшая форма культуры). Поскольку жизнь — это спонтанный поток становления живого, она не имеет целесообразности, а соответственно в истории как части целостной жизни нет объективных законов. История, как и человек, имеет только свою судьбу.

Что же делает человек в этом неуправляемом, спонтанном потоке жизни? Он ее переживает, инстинктивно чувствует. Но он не пассивен. Его постоянное стремление — вырваться за рамки своего бытия, особенно социального, возвыситься над собственной судьбой. Отсюда трагичность его существования, ибо судьбу победить нельзя. Однако человек должен быть горд, аристократичен, силен волей, благороден. Такой человек стремится к целостной жизни, не боится смерти, желает быть сильнее других, постоянно ищет целостность своего существования, максимально приближает его к целостности жизни.

Различия в философских воззрения Шопенгауэра и Ницше

Шопенгауэр Ницше

1. Первооснова мира и человека. «Воля к жизни» - демиург Вселенной. «Воля к власти» - ничем причинно не обусловленное явление.

2. Общая характеристика мира. Мир един, поскольку является «объективацией» единой «воли к жизни». Мир дискретен, так как существует множество «воль к власти».

3. Саморазвитие мира. Мир динамичен, так как «воля к жизни» обеспечивает его переход от одной ступени «объективации» к другой. Прогресс отсутствует, есть только «вечное возвращение».

4. Пути «освобождения человека». Нравственное и эстетическое прозрение. Освобождение от индивидуальности и «воли к жизни». Утверждение индивидуальности посредством борьбы с коллективно значимыми формами морали и религии.

5. Итог самосовершенствования человека. Осознание надиндивидуальной ценности человеческой жизни. Отказ от «воли к жизни». Выращивание индивидуальных качеств «сверхчеловека» как полной реализации «воли к власти».


38. Сущность сознания.

Сущность сознания имела несколько трактовок. Прежде всего трактовались с двух противоположных мировоззренческих позиций:

1-ая позиция

в большинстве мировых религий мира “сознание” есть бессмертная душа, отличная от тела и способная существовать вне ее после смерти

в рамках философской (идеалистической) системы “сознание” - особая субстанция (Декарт), особая сущность отличная от материальных объектов и их свойств.

Фактически при такой позиции - основным методом является интроспекция (самонаблюдение, самосозерцание), т.е. словесное описание понятное другому исследователю.

2-ая позиция

Материальные убеждения стремятся понять “сознание” как одно из свойств материи, точнее как одно из свойств особых материальных систем.

Материалисты определяют сознание как “функцию мозга”. Среди многообразии процессов материального мира обнаруживается некоторый особый тип взаимодействия, при котором объекты передают свои свойства и состояние друг другу. Эти свойства могут запечатлеваться в другом - свойство отражения.

Сущностью созн является его идеальность, кот выражается в том, что составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Ощущ составляют нач форму психики.

В классических традициях вплоть до конца XIX в. предметная специфика сознания как одной из фундаментальных и сложнейших категорий философии не вызывала сомнений, то затем — положение резко меняется. В XX в. сторонники аналитической философии (Витгенштейн, Остин, Райл) говорят о проблематичности и понятийной неопределенности сознания. Они предлагают искать ответы на вопросы о природе сознания за ее пределами. Распространяется и крепнет иллюзия, что сознание — это фиктивное понятие, не обладающее никакими особенностями. Слова одного из основателей прагматизма Джеймса о том, что он «усомнился в существовании сущего, именуемого сознанием», выразили отказ изучать сознание методами самонаблюдения.

Спустя несколько десятилетий джеймсовский тезис был поддержан влиятельнейшим теоретиком экзистенциализма Ж.-П. Сартром: — у сознания нет собственных структур и субстанций, оно лишено своей природы, неуловимо. Сознание— это феномен «ничто», о котором нельзя сказать ничего специфического. Различные философские взгляды, представленные аналитической, прагматической и экзистенциалистской философиями обретают общность на основе отрицания специфики сознания. Разнородность действия субъективных факторов породили большое число вариантов на темы сознания в философии и науке.

 

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (бессознательное психическое) - состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания. ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (лат. intentio - стремление, внимание) – основное понятие феноменологии Гуссерля. Этот термин, который был введен в средневековой философии использовался для описания психических переживаний. Гуссерль, заимствовав понятие И. у объявил его фундаментальным свойством феноменологического сознания. Феноменологическое сознание всегда обладает изначальной отнесенностью к предметности, т.е. интенциональностью. Интенциональность как "сознание о", полагание предметности, выражает несамодостаточность сознания, которое может существовать лишь при осознании предмета, а не собственных актов.

 

40.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.191.202 (0.025 с.)