Реализм и номинализм в среднев. ф-и



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализм и номинализм в среднев. ф-и



Платонический тип мышления - это тип мышления при котором всегда общее преобладает над единичным, т.е. получается что социальное отображается от общего. Общие понятия это универсалии, например не одно яблоко, а фрукты в целом, и Платон придерживался этой концепции, что общее выше чем единичное, вот поэтому потом уже и возникли два этих течения реализм и номинализм

Аристократический тип мышления – это тип мышления при котором всегда частное преобладает над общем, так как только в частном можно найти признаки общего и, соединив их, получить универсалии. (0бщее преобладает над единичным)

Схоластика: IX-XV вв. Главный вопрос: отношение знания к вере, основной тезис – вера выше разума, Основной философский вопрос – отношение общего к единичному. Схоластика – учение вести длительные споры и логически выводить требуемые доказательства, основываясь на религиозных текстах. Два течения: реализм (понятия существуют реально, порождая вещи Ф. Кентерберийский) и номинализм (понятия – лишь названия, реальны лишь отдельные вещи Д. Скотт). Реализм – идеалистическая тенденция, номинализм – материалистическая тенденция. Отличительная черта средневековой схоластики - острая борьба реализма и номинализма. Вопрос: обладают ли общие понятия реальным существованием. Представители реализма считают, что подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия - универсалии, существующие вне сознания, независимо от него и материального мира. Крайний реализм: сторонники Платона, напр. Ансельм Кентерберийский. Универсалии образуют особый идеальный мир, пребывающий в отрыве от конкретных вещей. Умеренный реалист - Фома Аквинский. Идеи Аристотеля. Признавали реальность общих понятий, но и не отрицали их присутствие в конкретных вещах. Фома: универсалии существовали до вещей (как идеи в божественном разуме), в вещах (неотъемлемой формы единичного) и после вещей (понятия в человеческом разуме - результат абстрактного мышления). Противоположное направление - номинализм. Полагали, что реально существуют единичные вещи, а универсалии - это наименования, имена, обозначающие вещи и существующие только в языке. Росцелин: звуки голоса, сотрясения воздуха. Влияние номинализма сказалось в последние века, что объясняет близостью к материалистическим взглядам и ориентацией на опыт. Традиции средневекового номинализма во многом восприняли Бэкон, Гоббс, Локк, Юм.

Концептуализм – компромиссное решение, решившее объединить реализм и номинализм (И.Д.Скот). Каждая вещь – единство общего и частного, частности и явления. Общее отражает сущность вещей, а конкретное – проявление этой сущности.

 

16Добро и зло в философии Августина

Добро от бога, зло от недостатка добра (связано с отсутствием воли человека). Бог предопределил, кто будет спасен, а кто будет в аду, и никакие добрые дела помочь не могут. Человек совершает злые дела, так как проклят богом. Бог приходит в мир и он может спасти избранных. А кто будет спасен - неизвестно. Поэтому зачем нужна церковь, раз она не знает, кто будет спасен?. Апофатика. Отрицательная теология. Мы можем говорить, что бог не может делать. Все это заставляет бояться бога. С одной стороны бог подчиняет человека, но зачем тогда церковь, которая объявляет себя непогрешимой. Все до конца знает только бог, но человек совершая добрые дела, может повысить шансы на спасение. Церковь объясняет, что есть добрые дела, так как церковь непогрешима.

Оценка добра и зла в мире, их различение были наиболее проблематичными в философии Августина. С одной стороны, мир как творение бога не может быть недобрым. С другой стороны, существование зла несомненно. При определении понятия теодицеи, или защиты совершенства творения. Августин исходил из того, что зло не принадлежит природе, но является продуктом свободного творчества. Бог создал природу доброй, но отравила ее злая воля. С этим связан другой тезис: зло не является чем-то, что абсолютно противоположно добру, оно есть лишь недостаток добра, его релятивная ступень. Нет абсолютного зла, лишь добро абсолютно. Зло возникает там, где ничто не делается хорошо, зло - это отвращение от высших целей, это либо гордыня либо вожделенность. Гордыня проистекает из стремления обойтись без бога, вожделенность - из страстей, направленных на преходящие вещи. Следующий аргумент теодицеи Августина состоит в том, что зло не нарушает гармонии мира, но необходимо для нее. Наказание грешников так же не противоречит этой гармонии, как и вознаграждение святых. Августин, таким образом, не отрицает наличия зла в мире, однако понимает его чисто негативно, как отсутствие добра.

Этике Августина присуще то, что он приписывал злу другое происхождение, чем добру. Зло происходит от человека, имеет земной характер, добро же проистекает от бога, продукт божьей милости. Человек отвечает за зло, но не за добро.

Христианское учение о творении находится в непосредственной связи с вопросом о природе зла. Святые Отцы церкви ясно понимали эту связь и видели в ней ключ к решению вопроса. Не является исключением в этом отношении и Августин. Христианская трактовка зла противопоставлена гностицистской и манихейской. Она отрицает дуализм, т.е. признание добра и зла в качестве двух равноправных субстанций. Зло не субстанциально, не имеет собственных источников существования. Оно не есть бытие, но лишенность бытия, его отсутствие.

Три уровня зла в философии Августина

Августин выделяет три уровня зла: метафизический, моральный, физический.

Метафизическое зло

С метафизической точки зрения зла как такового нет в Космосе. Поскольку зло возникает вследствие пустот или нестроения бытия, то оно может существовать лишь в отдельной части Вселенной, когда мы рассматриваем ее отдельно от других частей и от целого. Однако то, что представляется нарушением порядка в пределах одной части, в рамках всего целого не является таковым. С точки зрения целого любая тварь и любое событие имеют свое предназначение. Это относится ко всему, кажущемуся нам уродливым, страшным, ничтожным и др., поскольку все имеет свой смысл. Мы же воспринимаем только часть, доступную уму, поэтому склонны впадать в иллюзию. Однако мы должны предположить, что во всем присутствует знак целого, указание на некий высший смысл.

Моральное зло

С точки зрения моральной зло есть нарушение человеком божественных заповедей, т.е. грех. Оно исходит от порочных устремлений и желаний, следовательно, от порочной воли. Остается выяснить, откуда исходит порочная воля. Августин дает следующий ответ. Воля по своей сущности стремится к благу, поскольку человек как таковой не зол по природе, но стремится к добру. Но он может предпочесть высшему благу — низшее и тем самым нарушить божественную иерархию. Такое «перепутывание» ценностей, когда низшее начинает незаконно занимать место высшего, обусловлено свободой человека и целиком ложится на его совесть. Люди склонны стремиться не к злому, а к земному, ощутимому, приносящему скорый результат, забывая о божественном. Порочность, однако, состоит не в обращенности к земному, а именно в забвении о божественном. Отпадение от добра и есть коренной источник порочной воли. Добро есть «норма бытия», зло — изъян, нарушение нормы. Добро — адекватная реализация божественного плана. Моральное зло — человеческий грех. Это предательство добра, измена ему.

Физическое зло

С точки зрения физической зло представлено болезнями, недугами и наконец смертью. Причина этого вида зла вполне определенна — она в грехопадении первых людей. Совершенство созданного Богом мира было разрушено фактом грехопадения. Через него в мир вошли несовершенства, муки, страдания и смерть. Преодоление этого вида зла, впрочем, как и зла морального, — на пути возвращения к Богу. Особую роль, согласно Августину, в этом играет воля. Его учение о свободе воли получило широкую известность и надолго стало отправным пунктом для философского осмысления данной темы.

17Философия Возрождения о природе 15-16 век

Итальянское возрождение

Первые ростки культуры Возрождения в сфере изобразительного искусства возникли в Италии в XIV веке, в архитектуре же они обнаружились только в начале следующего столетия. Появление нового стиля впервые именно в Италии объясняется тем, что в XIV—XV веках она была передовой страной, через нее проходили в это время торговые пути, связывавшие Европу со странами Востока, что привело к развитию мануфактурной промышленности, значительному увеличению класса ремесленников, обогащению общественной верхушки, обострению классовой борьбы. В Италии быстро растут города — промышленные, такие, как Флоренция, портовые — Генуя, Венеция. Городская жизнь здесь носила развитые формы. Идеи гуманизма, характеризующие эпоху, нашли конкретное выражение в области литературы, философии, во всех сферах искусства. Ранний период связан с провинцией Тоскана и ее главным городом Флоренцией — колыбелью искусства и архитектуры итальянского Ренессанса. Первые сооружения с чертами нового стиля здесь появились в начале XV века, в Северной Италии и Венеции они отмечаются лишь в середине столетия. Дальнейшее перемещение центра архитектурной деятельности Италии в начале XVI века в Рим объяснялось ростом политической активности папства. Рим сохраняет свою роль архитектурной столицы Италии на протяжении последующих веков. Значительные архитектурные памятники были созданы в XVI веке и в других районах Италии — на Севере и в Венеции.

3 этапа:

1.Гумастический (Франческо Петрарка, Лоренцо Валла)

2.Неоплатоническая систематизация элементов философии Платона с добавлением учений Аристотеля (Франческо Патрици, Николай Кузанский).

3.Натурфилософский философия природы (Джордано Бруно)

Основной принцип возрожденческой философии - это антропоцентризм, который реализуется в совокупности антропоцентрических неоплатонических построений. В эпоху Возрождения человеческая личность по преимуществу является творческой, она как бы перенимает на себя творческую функцию Бога и способна овладеть и собой, и природой. Человек олицетворяет собой творческое начало, будь это искусство, политика, религия и даже техническое изобретение. Эпоха Возрождения (Ренессанс) в XV-XVIв.в., означала кризис феодального строя и зарождение в Европе капитализма. Для философии это время стало своеобразным переходным периодом - от теоцентризма к рационализму, к исследованию мира средствами научного познания. Эпоха Возрождения была периодом органичного синтеза философской мысли, науки и искусства.

Н.Кузанский: Учение о человеке в пантеистической космологии Кузанского устанавливает непосредственную связь с абсолютной природой Христа, которая есть свернутое состояние человеческой природы. Человек силой своего ума раскрывает Мир в его понятиях, только соприкасаясь с миром природы. Бесконечная сущность вещей указывает познанию процесс восхождения от конечного, чувственного мира к постижению бесконечной его сущности. Он считает, что путь разума не следует смешивать с путем веры.

 

На примере этого философа хочу подтвердить

Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель Никколо Макиавелли

Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту — воплощение человеческой энергии, умения, таланта.

Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для Макиавелли политика, в которой существуют «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Задачу политической науки Макиавелли видит в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснить действительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Именно Макиавелли решительно разорвал узы, которые в течение столетий связывали вопросы политики с нравственностью: теоретическое рассмотрение политики было освобождено от абстрактного морализирования.

Освобождая политику от морализирования, Макиавелли наносил удар по религии и церкви, что и вызвало негативную реакцию черной гвардии римских пап.

Макиавелли если и освобождает политического деятеля от непременного следования моральному закону, то это происходит в силу необходимости и объясняется противоречиями социальной действительности.

Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но несомненная заслуга мыслителя состоит в том, что он низвел политику с высот заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее в объект беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до науки, с другой — до искусства возможного.

18-23вопрос

Философия нового времени

Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европы капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник. Основной темой философии Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания. Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона. Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики. Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения "подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинную. В 17 веке широкое распространение получило "юридическое" мировоззрение. В его рамках развивалась теория "общественного договора" (Гоббс, Локк). Она объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности. Это мировоззрения исповедовало идею естественных прав человека на свободу и собственность. Юридическое мировоззрение выражало настроения молодой буржуазии, как класса, сформировавшегося в Новое время.

18Ф.Бэкон о природе знания и становление экспериментальной науки

· XVII – эпоха революций

· развитие экономики, политики, социальной жизни, стремление к практическим знаниям, точным наукам.

· завершение гелиоцентрической модели, формулировка законов движения планет, основы физики и естествознания

· толчок к атеистическому мировоззрению

Ф.БЭКОН - основатель материализма и экспериментальной науки нового времени. "Новый органон" - сборник статей по логике. Эмпиризм - не только наблюдение, но и опыт. Родоначальник материализма: основа всего сущего - материя (многокачественная, наделенная ощутительной деятельностью). Цель знания - способность науки увеличивать власть человека над природой. Резко выступал против схоластики. Наука должна быть рациональной переработкой фактов опыта. Исключительное значение наук. Создал свою классификацию на основе памяти, воображения, разума. Учение о 2 истинах: теологической и философской, их предметы различны. Признает только науки, построенные на эксперименте и опыте. Новые знания о природе можно получить лишь исследуя ее саму. Преграда на пути к истинному познанию - теория идолов:

- идол рода (приписывание чел. своих свойств природе вещей, которые он изучает);

- идол пещеры (ошибки, связанные с субъективным взглядом чел., с его эмоциями);

-идол площади (ошибки, связанные с общественным мнением);

- идол театра (внекритическое усвоение ложного мнения, спекуляции в науке, существование авторитетов, влияние традиции).

Учение о 4 принципах, связанных с наукой - материя, форма, движущая причина, цель. В связи с тем, что был сторонником эмпирического знания, выработал 3 таблицы учета наблюдении:

1.Таблица позитивных инстанций: обзор всех известных случаев в обл. изучаемого процесса.

2.Таблица негативных инстанций.

3.Сравнение + вывод о том, что превалирует.

Две части души - чувственная и разумная.

Общество: описал утопическое общество на острове Новая Атлантида (идеализированное общество, под руководством философов, без воровства, но остались классы). Заслуга Б. в развитии философского заключения в том, что он

1) восстанавливает материальные традиции и произвел переоценку фил. учений прошлого, возвысил ранний греч. материализм и вскрыл заблуждения идеализма

2) выработал собств. материалистическое понимание природы, положив в основу взгляд на материю как совокупность частиц, а на природу - как на совокупность тел, наделенных разными качествами.

- Широко применял метод индукции – от частного к общему. Схема познания явления:

1. наблюдение фактов

2. их систематизация и классификация

3. отсечение ненужных фактов

4. проверка

5. обобщение

 

19Учение о субстанции в философии Нового времени

Субстанция - сущность, нечто, лежащее в основе. Известно, что слабым местом в учении Декарта был неопределенный статус субстанции. С одной стороны, подлинным бытием обладает только бесконечная субстанция - Бог, а с другой стороны, все остальные субстанции (сотворенные и бесконечные) находятся в зависимости от первой. Выходит, статус субстанций является неодинаковым. Этот дуализм (двойственность, раздвоенность, признание двух начал в понимании мира) в учении Декарта о субстанции пытался преодолеть Спиноза. Он поставил перед собой цель создать монистическое учение о единой субстанции. Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не согласен: у Декарта одна бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и материальное) находятся в зависимости от Бога. Поэтому Спиноза говорил:

- Единая субстанция – Бог. Бог = природа (пантеизм). Бог – причина самого себя. Бог – бесконечная, безличная сущность. Выводит все остальные свойства субстанции: вечность во времени и бесконечность в пространстве

- Мышление и протяжение (как бы материальная часть) – атрибуты субстанции, а единичные вещи – модусы субстанции.

- Параллелизм матер и дух субстанций– было уже у Декарта. «Модусы атрибута протяжения развиваются как и все модусы в сфере мышления» - то есть есть некая зависимость между тем что происходит с телом и душой, но все же они не совмещаются.

- Врожденная способность приобретать знания

· Способы приобретение познания

- понаслышке

- из беспорядочного опыта

-нахождение причин на основании следствий

-через сущность вещи (интуитивный)

«Свобода есть познанная необходимость»

Лейбниц.

- все вещи – субстанции, называл их монадами. Бог – первомонада.

- Все монады самодостаточны, находятся в гармонии со всеми другими монадами. Следовательно вселенная гармонична, подчеркивал значительность индивидуального во вселенной, количественное и качественное многообразие вселенной.

ВИДЫ МОНАД

-низшей степени

-души

-духи

ИСТИНЫ

-разума (врожденные идеи, надо развивать; необходимы и всеобщны)

-факта (эмпирические, случайные, метод их отыскания – индукция)

Вывод: Итак, у Декарта – 3 субстанции (матер., дух. и Бог), у Спинозы – одна единственная - Бог, а у Лейбница вообще все вещи – это субстанции.

 

20.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.185.78 (0.014 с.)