Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В рамках психологии развития и педагогической психологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Конфликт в рамках педагогической психологии и психоло, гии развития традиционно понимается как деструктивное для осуществления педагогических воздействий явление, подлежа, щее профилактике или специальному устраняющему регулиро, ванию. В современных новых подходах это форма актуализации и удержания противоречия, необходимый психологический ме, ханизм любого деятельностного изменения, в том числе и раз, вития. Это специфическое средство, используемое при созда, нии условий для саморазвития человека в ситуации включения в интеллектуальные системы и образовательные институты (дет, ский сад, школа, вуз, системы повышения квалификации (пере, квалификации). Конфликт рассматривается как атрибут обуче, ния (становление культурных форм деятельности, мышления, общения), как необходимая процессуальная форма удержания противоречия в русле его продуктивного разрешения. Список рекомендуемой литературы: 1. Асмолов А.Г. Культурно,историческая психология и констру, ирование миров., М.,Воронеж, 1996. 2. Башев В.В. Открытое действие взрослого. // Педагогика раз, вития: Возрастная динамика и ступени образования. Мате, риалы 4,й научно,практической конференции., Красноярск, 1997. 3. Бильчуганов С.Ю. Экспериментальное исследование динами, ки осознания по методикам Ж.Пиаже. // Вопросы возраст, ной и генетической психологии., М.: МГУ, 1986. 4. Бюллетень клуба конфликтологов., Красноярск: КГУ, 1991, 1997. Вып. 1,6. 5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми., М.: Педагогика, 1991. 6. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3., М.: Педагогика, 1983. 7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ре, бенка. // Вопросы психологии. 1966. № 6. 8. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практи, кум., М.: Совершенство, 1997. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 221 9. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении., М.: Педагогика, 1972. 10. Детский сад в Японии., М.: Прогресс, 1978. 11. Дольто Ф. На стороне ребенка., М.: Аграф, 1997. 12. Дольто Ф. На стороне подростка., М.: Аграф, 1997. 13. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей., М.: Педа, гогика, 1985. 14. Дорохова А.В. Учебный курс «Интересы Ценности Нормы» как формирующий способности к продуктивному конфликто, ванию у подростков. Целевые установки и эффекты реали, зации. // Педагогика развития: Проблемы современного дет, ства и задачи школы. Материалы 3,й научно,практической конференции., Красноярск, 1996. 15. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрас, те. // Вопросы психологии. 1972. № 2. 16. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии., М.: Рос. пед. агентство, 1995. 17. Замалетдинова Г.С. Конфликтная устойчивость подростков. - Фрунзе, 1988. 18. Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой..., М.: Всесоюзный гуманитарный фонд им. А.С.Пушкина. ТПО «Ахилл». Центр психологии и психотерапии, 1991. 19. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты., СПб, Рига: «Эксперимент», 1997. 20. Кле Мишель. Психология подростка. Психосексуальное раз, витие., М.: Педагогика, 1991. 21. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения., М.: МОПИ, 1986. 22. Конфликт в конструктивной психологии: Тез. докл. и сооб, щений на XI научно,практич. конф. по конструктивной пси, хологии., Красноярск, 1990. 23. Конфликты: сущность и преодоление: Метод. рекомендации в помощь студентам пединститутов, университетов, учите, лям., М.: МГИУУ, 1990. 24. Лукашенок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя., М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 25. Мерлин В.С. Психологические конфликты: Приложение к книге «Очерки интегрального исследования индивидуально, сти»., М.: Педагогика, 1986. 222 ____________________________________ Б И ХАСАН, П А СЕРГОМАНОВ 26. Мюнстерберг Г. Психология и учитель., М., 1910. 27. Пашукова Т.И. Децентрация в условиях кооперативного и конкурентного взаимодействия: Дисс. канд. психол. наук. - М., 1984. 28. Перре,КлермонА.,Н. Роль социальных взаимодействий в раз, витии интеллекта детей., М.: Педагогика, 1991. 29. Первышева Е.В. Межличностный конфликт как фактор со, циализации старших подростков: Автореф. дисс. канд. пси, хол. наук., М.: МГУ, 1989. 30. Пиаже Ж. Избранные психологические труды., М.: Просве, щение, 1964. 31. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подростко, вого кризиса. // Вопр. психол. 1996. № 1. 32. Привалихина Т.И. Особенности преодоления учебно,пред, метных затруднений младшими школьниками как критерий возрастной динамики. // Педагогика развития: Возрастная динамика и ступени образования. Материалы 4,й научно, практической конференции., Красноярск, 1997. 33. Рыбакова М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе., М.: Просвещение, 1991. 34. Рыбакова М.М. Особенности педагогических конфликтов. // Хрестоматия по социальной психологии., М.: Междунар. пед. академия, 1994. 35. Сергоманов П.А. Диагностика конфликтов детей младшего школьного возраста. // Педагогика развития: Проблемы со, временного детства и задачи школы. Материалы 3,й научно, практической конференции., Красноярск, 1996. 36. Сергоманов П.А., Хасан Б.И. Ситуация учения,обучения как конфликт. //Журнал практического психолога. 1999. Вып. 2. 37. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого разви, тия человека и организаций., М.: Наука, 2000. 38. Трусов В.П. Социально,психологические исследования ког, нитивных процессов., Л.: ЛГУ, 1980. 39. Усманова Э.З. Мотивационно,эмоциональная регуляция мышления в конфликтной ситуации. // Вопросы психоло, гии. 1986. № 4. 40. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспи, тания и семейных отношений., М.: Апрель,Пресс, 2000. 41. Фрустрация, конфликт, защита (Из книги Crutchfield R., Livson РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 223 N. Elements of Psychology. NY. 1974) // Вопросы психологии. 1991. № 6. 42. Хасан Б.И., Бреслав Г.М. Пол и образование. Конфликты по, ловозрастной идентификации., Красноярск:Изд,во Красно, ярского ун,та, 1996. 43. Хасан Б.И. Конфликтная компетентность, атрибутивный эф, фект развивающего обучения. // Педагогика развития: Про, блемы современного детства и задачи школы. Материалы 3,й научно,практической конференции., Красноярск, 1996. 44. Хасан Б.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения соци, альных норм детьми разного пола. // Вопр. психол. 1997. № 3. 45. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Почему педагог должен быть кон, фликтно компетентен. // Гражданское образование - путь к демократическому обществу. Civics education for Democratic Society. Материалы международной конференции Proceedings of the International Conference., СПб., 1999. 46. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Ситуация обучения как продук, тивный конфликт. // Вопр. психологии. 2000. № 2. 47. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении., Томск: Пеленг, 1993. 48. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития., М.: Интерпракс, 1995. 49. Цукерман Г.А. Оценка без отметки., М.,Рига, 1999. 50. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического разви, тия детей., М.: Педагогика, 1984. 224 ___________________________________ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ 4.7. КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В собственно конфликтологических работах конфликт по, нимается как специфическая сторона взаимодействия, обнару, живающая и актуализирующая человеческие противоречия. Рас, сматриваются способы и формы разрешения конфликтов, ди, намика протекания, содержание конфликта, его фазы и стадии, участники, их мотивация и субъективные интерпретации кон, фликта, функции и генезис конфликта. В основном это работы, претендующие на обособление конфликтологии как относи, тельно самостоятельной области знания и практики. В теоретическом аспекте данное направление представляет собой попытки определения понятия и феноменологии конф, ликта, как правило, достаточно условно, безотносительно пред, метного содержания представленного в конфликте противоре, чия. Практические и прикладные разработки посвящены про, цессам урегулирования, конструирования и разрешения конф, ликтов. В этот раздел также включены работы, посвященные конф, ликтной проблематике, которые трудно с достаточной опреде, ленностью отнести к какому,либо из предыдущих разделов. Список рекомендуемой литературы: 1. Алешина Ю.Е. Проблемы теории и практики медиации. // Личность. Общение. Групповые процессы. Современные на, правления теоретических и прикладных исследований в за, рубежной психологии. Сборник обзоров АН СССР ИНИОН. - М., 1991. 2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов., М.: ЮНИТИ, 1999. 3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт!, Новоси, бирск: «Наука», Сибирское отделение, 1989. 4. Бюллетень клуба конфликтологов., Красноярск: КГУ, 1991, 1997. Вып. 1,6. 5. Василюк Ф.Е. Психологический анализ преодоления крити, ческих ситуаций: Дисс. канд. психол. наук., М., 1981. 6. Визгина А.В. Роль внутреннего диалога в самосознании лич, ности: Дисс. канд. психол. наук., М.: МГУ, фак. психологии, 1985. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 225 7. Выготский Л.С. Психология искусства., М.: Педагогика, 1987. 8. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3., М.: Педагогика, 1983. 9. Вишнякова Н.Ф. Конфликт, это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии., Минск, 1996. 10. Гегель Г.Ф.В. Эстетика. Т. 1., М., 1968. 11. Гостев А.А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов., М.: РАН ИП, 1993. 12. Гришина Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты., СПб.: Изд, во «Сова», 1993. 13. Гришина Н.В. Психология конфликта., СПб.: ПИТЕР, 2000. 14. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов., М., 1993. 15. Дмитриев А.В. Конфликтология., М.: Гардарики, 2000. 16. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механиз, мы и защита., М.: Изд,во МГУ, 1996. 17. Ершов П.М. Искусство толкования. Ч.1. Режиссура как прак, тическая психология., Дубна: Феникс, 1997. 18. Зайцев А.К. Социальный конфликт., М.: Academia, 2000. 19. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций., Ростов, на,Дону: «Феникс», 1998. 20. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Изб. произв. Т. 1., М.: Юристъ, 1996. 21. Кичанова И. Конфликт: за или против., М.: Молодая гвар, дия, 1978. 22. Конфликт в конструктивной психологии. // Тез. докл. и со, общений на XI научно,практ. конф. по конструктивной пси, хологии., Красноярск, 1990. 23. Конфликтология. //Учебник. / Под ред. А.С.Кармина., СПб., 1999. 24. Конфликты в современной России. Проблемы анализа и ре, гулирования., М.: Эдиториал УРСС, 1999. 25. Корнелиус Х., Фейр Ш. Знакомство с понятием конфликт // Хрестоматия по социальной психологии., М.: Междунар. пед. академия, 1994. 26. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе., Но, восибирск: Наука, 1990. 27. Крогиус Н.В. Познание людьми друг друга в конфликтной де, ятельности: Дисс. д,ра психол. наук., Саратов, 1979. 226 ____________________________________ Б И ХАСАН, П А СЕРГОМАНОВ 28. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога., Минск: «Университетское», 1988. 29. Латынов В.В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон (обзор зарубежных мате, риалов) // Иностр. психология. Т. 1., М.: РАН ИП, 1993. № 2. 30. Левин К. Типы конфликтов // Психология личности. Тексты. - М.: МГУ, 1982. 31. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры., М.: Сов. Радио, 1974. 32. Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру., СПб.: ПИТЕР, 1997. 33. Лурия А.Р. Экспериментальные конфликты у человека // Про, блемы современной психологии. Т. VI., М., 1930. 34. Мерлин В.С. Психологические конфликты: Приложение к книге «Очерки интегрального исследования индивидуально, сти»., М.: Педагогика, 1986. 35. Минделл А. Лидер как мастер единоборства (введение в пси, хологию демократии)., М., 1993. 36. Михеева И.Н. Амбивалентность личности., М.: Наука, 1991. 37. Нергеш Янош. Поле битвы, стол переговоров., М.: Между, нар. отношения, 1989. 38. Нюттен Ж. Мотивация. // Экспериментальная психология. / Под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже. Гл. IX. Конфликт., М.: Прогресс, 1975. 39. Основы конфликтологии. Учебное пособие. / Под ред. В.Н.Куд, рявцева., М.: Юристъ, 1997. 40. Павлова К.Г. Психология спора., Владивосток:Изд,во Даль, невост. ун,та, 1988. 41. Панкратов В.Н. Уловки в спорах и их нейтрализация., М.: Рос. пед. агентство, 1996. 42. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора., Псков, 1994. 43. Полозова Т.А. Межличностный конфликт в группе (теорети, ческие принципы и опыт экспериментального исследова, ния): Дисс. канд. психол. наук., М., 1980. 44. Прикладная конфликтология. Хрестоматия., Минск: Харвест, 1999. 45. Растов Ю.Е. Конфликтологический аспект социальной рабо, ты: Метод. пособие., Барнаул: Алтайский гос. ун,т, 1991. 46. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. - М.: Медиум, 1995. 47. Фанч Ф. Преобразующие диалоги. Пути преобразования. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 227 Общие модули процессинга., Киев: Ника,Центр, 1997. 48. Философы, социологи, психологи о конфликте: Сборн. тек, стов для студентов психолого,пед. фак,та. Ч. 1., Красноярск: КГУ, 1991. 49. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии., М.: ИП АН СССР, 1991. 50. Фрустрация, конфликт, защита: (Из книги D.Cruchfield, Livsn N. Elements of pcychology. NY. 1974) // Вопросы психологии. 1991. № 6. 51. Хасан Б.И. Психотехника конфликта. Учебное пособие., Крас, ноярск: Изд,во Красноярского ун,та, 1995. 52. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компе, тентность. Фонд ментального здоровья., Красноярск, 1996. 53. Хасан Б.И. Ретроспектива и прожекты исследований в Крас, ноярской группе конфликтологов. // Журнал практического психолога. 1999. Вып. 2. 54. Хекхаузен Х. Модели конфликта. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 1987. 55. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтичес, кого опыта. // Моск. психотерапевт. журн. 1992. № 2. 56. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск: Амалфея, 1996. 57. Balyszewski. H. Teoretycshe problemy spzzensci i konfliktow poleczych., Warszawa, 1982. 58. Bernard. J. The sociоlogical study of conflict in: The Nature of conflict (International sociological assosiation)., Paris: UNESCO. 59. Cislting, J. Institutienalized conflict resolution: A Theoretical paradigm//Jornal of peace, Research. 1965. № 2, № 4. 60. Conflict and Human interaction., USA, 1979. 61. Coser L. The Function of social conflict. Clencoe (III). 1956. 62. Deutsch M. The resolution of conflict: Constructive and Destruc, tive processes, New Haven and London. Vale Univ. Press. 1973. 63. Ftlley A. Resolution of conflikt, Etiks good Lozer // Conflikt and Human interaction., USA Kengal / Hunt pablesing company, 1979. 64. Khasan B. An experience of applied conflictology. AMSE Transac, tion «Scientific Siberian», Series B. Vol. 1. // Constructive psycho, logy., Tassin, France: AMSE PRESS, 1992. 65. Krisberg L. Social Conflict., Prentice Hall, 2,nd, 1982. 66. Merton R.K. Sociological Ambivalence and Over Essays., London: The Free Press, 1976. 67. Obershell A. Social Conflict and Social Movement., New York: Prentice Hall, 1973. 68. Rapoport A. Conflict in Mak,Made envirounment., Baltimore, 1974. 69. SchellenbergJ. The science of conflict., New York: Oxford Univ. Press, 1982. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ* Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Преамбула Государства,члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Пари, же на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября - 16 ноября 1995 года, памятуя о том, что Устав Организации Объединенных На, ций гласит: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполнен, ные решимости избавить грядущие поколения от бедствий вой, ны... вновь утвердить веру в основные права человека, в досто, инство и ценность человеческой личности... и в этих целях проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи», напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что «мир должен базировать, ся на интеллектуальной и нравственной солидарности челове, чества», напоминая также, что во Всеобщей декларации прав чело, века провозглашается, что «каждый человек имеет право на сво, боду мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убежде, ний и на свободное выражение их» (статья 19) и что образова, ние «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными груп, пами» (статья 26), * Провозглашена и подписана 16 ноября 1995 года. В том же году перевод Декларации на русский язык с английского «Declaration of principles on tolerancе» был зарегистрирован как «Декларация принципов терпимости». принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе: - Международный пакт о гражданских и политических правах; - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; - Международную конвенцию о ликвидации всех форм ра, совой дискриминации; - Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него; - Конвенцию о правах ребенка; - Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области; - Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в от, ношении женщин; - Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловеч, ных и унижающих достоинство видов обращения и нака, зания; - Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дис, криминации на основе религии или убеждений; - Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам; - Декларацию о мерах по ликвидации международного тер, роризма; - Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека; - Декларацию и Программу действий, принятые на Всемир, ной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене; - Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках; - Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискри, минацией в области образования; памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации, Десятилетия обра, зования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десятилетия коренных народов мира, учитывая рекомендации региональных конференций, про, веденных в соответствии с резолюцией 27 C/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединен, ных Наций, посвященного толерантности, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организован, ных государствами,членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности, испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в пос, леднее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксе, нофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитиз, ма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отноше, нию к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим,мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а так, же актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и яв, ляющимися препятствиями на пути развития, обращая особое внимание на обязанность государств,членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных сво, бод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, наци, ональной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости, принимают и торжественно провозглашают настоящую Декларацию принципов толерантности, преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов толерантности в наших обществах, по, скольку толерантность является не только важнейшим принци, пом, но и необходимым условием мира и социально,экономи, ческого развития всех народов, мы заявляем следующее: Статья 1 — Понятие толерантности 1.1. Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой ин, дивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, об, щение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерант, ность — это добродетель, которая делает возможным дости, жение мира и способствует замене культуры войны культу, рой мира. 1.2. Толерантность — это не уступка, снисхождение или потвор, ство. Толерантность — это прежде всего активное отноше, ние, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятель, ствах толерантность не может служить оправданием пося, гательств на эти основные ценности, толерантность долж, ны проявлять отдельные люди, группы и государства. 1.3. Толерантность — это обязанность способствовать утверж, дению прав человека, плюрализма (в том числе культурно, го плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсо, лютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека. 1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к соци, альной несправедливости, отказа от своих или уступки чу, жим убеждениям. Это означает, что каждый свободен при, держиваться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Статья 2 — Государственный уровень 2.1. На государственном уровне толерантность требует справед, ливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка, судебно,процессуальных и административ, ных норм. Толерантность также требует предоставления каж, дому человеку возможностей для экономического и соци, ального развития без какой,либо дискриминации. Отчуж, дение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма. 2.2. Для того чтобы сделать общество более толерантным, госу, дарствам следует ратифицировать существующие междуна, родные конвенции о правах человека и, если это необходи, мо, разработать новое законодательство с целью обеспече, ния в обществе равноправного подхода и равенства возмож, ностей для всех групп и отдельных людей. 2.3. В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и ува, жали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демокра, тия невозможны без мира. 2.4. Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Деклара, ция о расе и расовых предрассудках, «все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга» (статья 1.2). Статья 3 — Социальные аспекты 3.1. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интегра, ции и взаимозависимости, в век крупномасштабных мигра, ций и перемещения населения, урбанизации и преобразо, вания социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенци, ально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер. 3.2. Толерантность необходима в отношениях как между отдель, ными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и фор, мировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и от, крытому диалогу и обсуждению, распространения ценнос, тей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость. 3.3. В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдель, ных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наиме, нее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы пре, доставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содей, ствовать, в особенности посредством образования, их со, циальному и профессиональному росту и интеграции. 3.4. В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и на, лаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, приня, тие эффективных контрмер, а также осуществление науч, ных исследований и мониторинга, способствующих выра, ботке политических решений и нормативной деятельности государств,членов. Статья 4 — Воспитание 4.1. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерант, ности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. 4.2. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим не, обходимо поощрять методы систематического и рациональ, ного обучения толерантности, вскрывающие культурные, со, циальные, экономические, политические и религиозные ис, точники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуж, дения. Политика и программы в области образования дол, жны способствовать улучшению взаимопонимания, укреп, лению солидарности и терпимости в отношениях как меж, ду отдельными людьми, так и между этническими, соци, альными, культурными, религиозными и языковыми груп, пами, а также нациями. 4.3. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство стра, ха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно спо, собствовать формированию у молодежи навыков независи, мого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. 4.4. Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области соци, альных наук и воспитания в духе толерантности, прав чело, века и ненасилия. Это означает необходимость уделять осо, бое внимание вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и за, нятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью вос, питания чутких и ответственных граждан, открытых воспри, ятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреж, дать конфликты или разрешать их ненасильственными сред, ствами. Статья 5 — Готовность к действию Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, исполь, зуя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации. Статья 6 — Международный день, посвященный толерантности В целях мобилизации общественности, привлечения внима, ния к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощ, рения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международ, ным днем, посвященным толерантности. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ КУРСА Глубину произведения можно имитировать темнотой стиля. Станислав Ежи Лец Предварительные замечания Курс по жанру может быть проведен как тренинг с вводными небольшими лекциями и отработкой практических навыков анализа конфликта, поведения в конфликте и навыков ведения переговоров. Мы предлагаем использовать в нем известные преимущества малых учебных групп: динамические эффекты (групповая сплоченность, ценностно-ориентационное единство, идентификация с группой, групповое влияние), пространственную организацию (общее контактное поле - круг, прямой контакт студентов (face-to-face contact), работу в микрогруппах. Это означает, что количество студентов в группе желательно не более 12-18 человек. План и временная организация занятий могут быть построены исходя из этих соображений. Один из возможных вариантов общей логики и пошаговой последовательности занятий отражен в Таблице № 1. Курс можно разворачивать как определенную последовательность совместных действий преподавателя и студентов. В этом варианте каждый шаг начинается с постановки общей задачи (совместного действия), которую необходимо решить. Совместное действие выстраивается так, что в результате его осуществления достигаются предварительно определенные результаты, которые фиксируются также совместно. 32_____________________________________ Б И ХАСАН, П А СЕРГОМАНОВ Таблица 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.28.200 (0.011 с.) |