Работа выполнена при финансовой поддержке Британского совета



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа выполнена при финансовой поддержке Британского совета



ISBN 5-93085-007-0 © Хасан Б.И.

© Сергоманов П.А.

© Институт психологии и педагогики

развития СО РАО © «Бонфи»

СОДЕРЖАНИЕ

Подготовка педагогов в области гражданского образова­ния................................................................................. 5

Предисловие редакторов................................................ 20

Введение........................................................................ 25

Методические рекомендации к проведению курса.............. 31

Часть 1.Конфликт.......................................................... 38

1.1. Понятие и феномен конфликта. Современное со­стояние исследований проблемы конфликта (ме­тодологический аспект)..................................... 39

1.2. Структурное описание конфликта....................... 43

1.3. Функциональное описание конфликта................ 49

1.4. Процессуальное описание конфликта................. 53

1.5. Конфликтная ситуация, ее возникновение и дина­мика................................................................. 56

1.6. Участники конфликта......................................... 63

1.7. Стратегии и тактики в конфликте........................ 74

1.8. Разрешимые и неразрешимые конфликты........... 83

1.9. Специфика конфликтов в образовательных про­цессах................................................................ 87

1.10. Учебная ситуация как конфликт........................... 94

1.11. Половозрастная специфика конфликта............... 102

Часть 2.Переговоры....................................................... 119

2.1. Шаг 1. Обсуждение ожиданий и программы (один

из возможных вариантов)................................... 130

2.2. Шаг 2. Введение в модели разрешения конфлик­та........................................................................ 135

2.3. Шаг 3. Введение в переговоры. Игра «Переговоры в школе»: обсуждение стереотипов конфронта­ции..................................................................... 139

2.4. Шаг 4. Введение представлений о технологии пе­реговорного процесса. Тренировка перегово­ров..................................................................... 147

2.5. Шаг 5- Введение представлений о подготовке кпе-реговорам. Тренировка переговоров с подготов­кой.................................................................... 151

2.6. Шаг 6. Введение представлений об анализе пере­говоров. Тренировка анализа переговоров............ 155

2.7. Шаг 7. Введение представлений об организации переговоров (посредничестве). Тренировка орга­низации переговоров........................................ 158

2.8. Шаг 8. Обсуждение результатов практикума......... 161

Справочные материалы для студентов.............................. 162

Позиционно-функциональные модели организации вза­имодействия.................................................................. 162

Арбитраж........................................................................ 162

Давление (конфронтация)................................................ 164

Переговоры..................................................................... 166

Переговоры при помощи посредника............................... 168

Консультирование........................................................... 170

Представительство.......................................................... 173

Миротворчество............................................................. 175

Часть 3.Методический инструментарий для учебных за­нятий по анализу, конструированию конфликтов и веде­нию переговоров............................................................ 177

3.1. Эксперимент для изучения переговоров............... 179

3.2. Определение поля «Prima acta»............................ 181

3.3- Эксперимент для изучения рефлексивной коррек­ции в конфликтном взаимодействии................... 185

3.4. Игровая процедура «Поток»................................. 190

3.5. Игровая процедура «Общий ресурс»..................... 193

3.6. Игровая процедура «Конфликт понимания».......... 199

3.7. Игровая процедура«Экстериоризация внутренне­го конфликта».................................................... 202

Часть 4.Библиография. Зарубежные и отечественные ис­следования конфликтов: история и современность.......... 205

Декларация принципов толерантности............................. 229

ВВЕДЕНИЕ

Мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился до нас извне.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

- Каковы основные признаки нового отношения к конфлик­там?

- Что означает конфликтная компетентность в этом новом подходе?

-Действительно ли школьное образование - наиболее адек­ватное тесто» для формирования конфликтной компе­тентности?

- Что мешает формированию конфликтной компетент­ности?

В течение последних лет мы довольно регулярно проводим курсы повышения конфликтной компетентности для педагогов и психологов школ и вузов в рамках группы проектов по граж­данскому образованию. Основными задачами этих курсов мы считаем:

- преодоление стереотипии негативного отношения к кон­фликту (преодоление страха перед конфликтом);

- формирование основных навыков анализа конфликтных ситуаций;

- формирование навыков организации и проведения пере­говоров для разрешения конфликтов в условиях школы.

Одна из особенностей наших программ состоит в том, что мы пытаемся не столько предоставить учителю методы работы с детьми, сколько сработать на личностное и профессиональ­ное развитие самого учителя. Мы исходим из допущения того, что в области разрешения конфликтов важно не только многое знать и понимать, но и, очевидно, уметь.

Главные трудности и особый интерес представляет работа именно со взрослыми, социально, а иногда и профессиональ­но уже достаточно компетентными людьми. Дело в том, что за каждым человеком стоит очень богатый личный опыт участия в различных конфликтах и соответствующих переживаний. Этот опыт, конечно же, сформировал определенное отношение-уста-

26_

новку. Мы точно знаем, что в абсолютном большинстве случаев эта установка негативная.

Тот факт, что участники программ и слушатели курсов изъяв­ляют желание пройти переподготовку, вовсе не свидетельствует о действительной готовности к самоизменениям и уж тем более к отказу от ряда устойчивых и, казалось бы, вполне очевидных стереотипов педагогической деятельности.

Возникают вопросы: насколько мощно укоренена традиция силового преодоления препятствий; не фатален ли уже этот сте­реотип для взрослого, профессионально сформировавшегося человека; возможно ли, не нарушив общих профессионально важных установок, преодолеть один из самых древних стерео­типов социального поведения?

К обоснованию подхода

Мы можем признать, что в последнее время конфликтная проблематика вошла в состав изучаемой в педагогическом об­разовании, а курсы конфликтологии становятся такими же мод­ными, как и психотерапевтические (см.: [1; 2; 3])- Однако боль­шинство авторов, посвящающих свои работы этой проблеме в школе, основное внимание уделяют исключительно межлично­стным отношениям, возникающим по поводу образования и как бы рядом с ним, не затрагивая при этом ядерных характерис­тик образовательного процесса.

Совершенно замечательно то, что почти не заметно авторов, которые бы продолжали прямо пугать конфликтами учителей и учащихся, как это было еще совсем недавно. Мы же полагаем, что учитель всегда является как минимум непременным участ­ником особого конфликтного процесса, а в хороших случаях -и конструктором, и организатором учебных (образовательных) конфликтов.

Если мы всерьез признаем противоречивый характер про­цессов учения-обучения, то следует всерьез обсуждать именно конфликтную компетентность как базовую характеристику эф­фективной учебной и, шире, образовательной коммуникации.

Противоречивый характер образовательных процессов обус­ловлен целым «букетом» противостоящих интересов, требующих согласований. Это и детско-взрослая событийность, и отноше­ния в связи с оцениванием-самооцениванием, и учебная и со­циальная успешность-неуспешность, и т.п. Разумеется, такая бо-

гатая противоречивость порождает множество конфликтов, раз­решение которых и составляет собственно учебный и в целом образовательный процесс. Но, в какую сторону будет направ­лен этот процесс, к каким результатам он приведет, будет зави­сеть от того, насколько педагог оснащен способами работы с конфликтом, т.е. от его конфликтной компетентности. При этом мы должны прежде всего различать:

1. Такое воплощение в конкретных ситуациях этих противоре­чий, которое можно условно назвать естественными конф­ликтами, т.е. случающимися независимо от нас.

2. Наряду с ними мы можем специально конструировать (искус­ственно создавать) такие конфликты, в которых удерживают­ся учебные (образовательные) противоречия для их продук­тивного разрешения и, таким образом, достижения учебных результатов и образовательных эффектов.

Теперь определимся, что мы пока в самом общем виде назы­ваем конфликтами.

Конфликт - это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в про­цессе его разрешения.

Отсюда следует, что для педагогической конфликтной ком­петентности существуют два уровня:

- первый предусматривает способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания воплощенного в нем противоречия и владение способами регулирования для разрешения;

- второй предусматривает умения проектировать необходи­мые для достижения учебных результатов конфликты, кон­струировать их непосредственно в ситуациях учебного вза­имодействия; владение способами организации продуктив­но ориентированного конфликтного поведения участни­ков ситуации.

И в дополнение к сказанному нужно непременно добавить, что для педагога особенно важным является умение формиро­вать конфликтную компетентность как способность учащего­ся. Это обстоятельство требует особого внимания, т.к. учащие­ся являются самыми придирчивыми и внимательными экспер­тами именно в области педагогической конфликтной компе­тентности.

28_

Что входит в содержание конфликтной компетентности

Полагая, что конфликтная компетентность является одной из важнейших характеристик педагогического профессионализ­ма, мы рассматриваем ее как неотъемлемую составную часть общей коммуникативной компетентности, включающую в себя осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умения адекватно реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. В самом общем виде мы мо­жем определить конфликтную компетентность как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной фор­ме, способствующей его разрешению.

При проведении занятий с педагогами для повышения их конфликтной компетентности мы исходим из нескольких глав­ных положений:

1. В современной конфликтологии общепризнано, что перего­воры являются одной из наиболее эффективных форм раз­решения противоречий. Переговоры как распространенная жизненная реальность создают необходимость и важнейший контекст кооперации и сотрудничества. Содержание коопе­рации, задаваемой противоречиями: ребенок-взрослый; уче-ник-учитель; руководитель-подчиненный; учитель-родитель и т.п., может стать реальной основой школьных сообществ, ори­ентированных на высокое качество жизни.

2. Обучение будущих педагогов, переподготовка и повышение квалификации действующих в области разрешения конфлик­тов и ведения переговоров могут происходить в условиях, ког­да участники получают позитивный опыт самостоятельного анализа конфликтных ситуаций, их проектирования и кон­струирования в учебных условиях.

Условия работы с курсом

Курс выстроен как практикум, предназначенный для апро­бирования и последующей личной систематизации участника­ми навыков анализа конфликтных ситуаций, распознавания их разновидностей; навыков ведения переговоров для разрешения противоречий; навыков проектирования и конструирования продуктивно ориентированных конфликтов для достижения эф­фектов развития.

Предполагается, что способ организации занятий соответ­ствует их содержанию. Т.е. тренер (ведущий) обязательно сам выступает как сторона в определенном конфликте, а также ве­дет и организует переговоры с участниками практикума.

Какое место в учебном плане и графике может занимать курс?

Курс рассчитан для 8-го или 9-го семестра, т.е. для студентов, у которых появился опыт педагогической практики: практики проведения уроков, практики организации внеурочной жизни детей. Это могут быть экскурсии, походы, проекты совместной деятельности и т. п. Чем более богат педагогический опыт сту­дента, тем более эффективным будет курс.

Какая подготовка необходима студентам для освоения программы курса?

В программе курса предполагается работа с описанием раз­ных конфликтных ситуаций. Письменное оформление позво­ляет более жестко схватывать структурные и динамические ха­рактеристики конфликта и тем самым производить более оче­видный учебный эффект. Интерпретация ситуаций в модельных представлениях о конфликте составляет значительную часть курса, она является значимой при поиске варианта решения кон­фликта, при выработке соглашения в переговорах. Поэтому ав­торы курса в работе опираются на навыки студентов в описании и интерпретации межличностных отношений и индивидуаль­ных, внутренних переживаний. Для работы с конфликтами не­обходимо умение видеть ситуацию в целом, учитывать и свое мнение, и мнение другого участника (оппонента). Необходимо удерживать как собственные основания и интересы, так и осно­вания и интересы партнера по переговорам. Таким образом, сту­денты, проходящие курс, должны иметь способность встать не просто на точку зрения другого, но удерживать в своем видении конфликтной ситуации видение другого. Обыденный опыт не позволяет проявить такую способность и, как правило, закреп­ляет эгоцентрическую позицию в конфликте.

При обсуждении школьных конфликтных ситуаций, с одной стороны, важно понимать школу «изнутри», т.е. иметь опыт уча­стия в жизни школы, а с другой стороны - важно понимать школу

30_

как организацию со специфической культурой, т.е. иметь опыт рефлексии школьной жизни. В этом отношении нам кажется важным видение студентами «скрытых реальностей школьной жизни» [4], тех формальных и неформальных норм поведения и отношений членов школьного сообщества, отдельных групп и группировок, которые определяют процессы принятия реше­ний, школьную коммуникацию, общую атмосферу. Это обстоя­тельство является важным, поскольку образует контекст и кор­ректность поведения педагога с техническими навыками раз­решения конфликтов и ведения переговоров. Простой перенос переговорных технологий в школу без учета ее контекста явля­ется для нас неудачным примером обучения.

Практикум предполагает работу в малой группе, поэтому важ­но, чтобы студенты уже имели навыки общения - построение обратной связи с собеседником, слушание, интерпретация выс­казываний собеседника, задавание вопросов, построение ситу­ативных высказываний и т.п.

Студенты ко времени прохождения курса также должны изу­чить базовые гуманитарные университетские курсы: филосо­фию, культурологию, право, социальную психологию, психоло­гию развития, возрастную психологию, социологию, антропо­логию (философскую), историю отечества, историю культуры и т.д.

Кроме того, важно, чтобы студенты имели опыт работы с детьми в современной школе или временном детском коллек­тиве (лагере). Важно иметь этот опыт в описаниях (дневники педагогической практики, отчеты о педагогической практике и т.п.).

 

Конфликт



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.008 с.)