Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа выполнена при финансовой поддержке Британского совета↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ISBN 5-93085-007-0 © Хасан Б.И. © Сергоманов П.А. © Институт психологии и педагогики развития СО РАО © «Бонфи» СОДЕРЖАНИЕ Подготовка педагогов в области гражданского образования................................................................................. 5 Предисловие редакторов................................................ 20 Введение........................................................................ 25 Методические рекомендации к проведению курса.............. 31 Часть 1. Конфликт.......................................................... 38 1.1. Понятие и феномен конфликта. Современное состояние исследований проблемы конфликта (методологический аспект)..................................... 39 1.2. Структурное описание конфликта....................... 43 1.3. Функциональное описание конфликта................ 49 1.4. Процессуальное описание конфликта................. 53 1.5. Конфликтная ситуация, ее возникновение и динамика................................................................. 56 1.6. Участники конфликта......................................... 63 1.7. Стратегии и тактики в конфликте........................ 74 1.8. Разрешимые и неразрешимые конфликты........... 83 1.9. Специфика конфликтов в образовательных процессах................................................................ 87 1.10. Учебная ситуация как конфликт........................... 94 1.11. Половозрастная специфика конфликта............... 102 Часть 2. Переговоры....................................................... 119 2.1. Шаг 1. Обсуждение ожиданий и программы (один из возможных вариантов)................................... 130 2.2. Шаг 2. Введение в модели разрешения конфликта........................................................................ 135 2.3. Шаг 3. Введение в переговоры. Игра «Переговоры в школе»: обсуждение стереотипов конфронтации..................................................................... 139 2.4. Шаг 4. Введение представлений о технологии переговорного процесса. Тренировка переговоров..................................................................... 147 2.5. Шаг 5- Введение представлений о подготовке кпе-реговорам. Тренировка переговоров с подготовкой.................................................................... 151 2.6. Шаг 6. Введение представлений об анализе переговоров. Тренировка анализа переговоров............ 155 2.7. Шаг 7. Введение представлений об организации переговоров (посредничестве). Тренировка организации переговоров........................................ 158 2.8. Шаг 8. Обсуждение результатов практикума......... 161 Справочные материалы для студентов.............................. 162 Позиционно-функциональные модели организации взаимодействия.................................................................. 162 Арбитраж........................................................................ 162 Давление (конфронтация)................................................ 164 Переговоры..................................................................... 166 Переговоры при помощи посредника............................... 168 Консультирование........................................................... 170 Представительство.......................................................... 173 Миротворчество............................................................. 175 Часть 3. Методический инструментарий для учебных занятий по анализу, конструированию конфликтов и ведению переговоров............................................................ 177 3.1. Эксперимент для изучения переговоров............... 179 3.2. Определение поля «Prima acta»............................ 181 3.3- Эксперимент для изучения рефлексивной коррекции в конфликтном взаимодействии................... 185 3.4. Игровая процедура «Поток»................................. 190 3.5. Игровая процедура «Общий ресурс»..................... 193 3.6. Игровая процедура «Конфликт понимания».......... 199 3.7. Игровая процедура«Экстериоризация внутреннего конфликта».................................................... 202 Часть 4. Библиография. Зарубежные и отечественные исследования конфликтов: история и современность.......... 205 Декларация принципов толерантности............................. 229 ВВЕДЕНИЕ Мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился до нас извне. СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ - Каковы основные признаки нового отношения к конфликтам? - Что означает конфликтная компетентность в этом новом подходе? -Действительно ли школьное образование - наиболее адекватное тесто» для формирования конфликтной компетентности? - Что мешает формированию конфликтной компетентности? В течение последних лет мы довольно регулярно проводим курсы повышения конфликтной компетентности для педагогов и психологов школ и вузов в рамках группы проектов по гражданскому образованию. Основными задачами этих курсов мы считаем: - преодоление стереотипии негативного отношения к конфликту (преодоление страха перед конфликтом); - формирование основных навыков анализа конфликтных ситуаций; - формирование навыков организации и проведения переговоров для разрешения конфликтов в условиях школы. Одна из особенностей наших программ состоит в том, что мы пытаемся не столько предоставить учителю методы работы с детьми, сколько сработать на личностное и профессиональное развитие самого учителя. Мы исходим из допущения того, что в области разрешения конфликтов важно не только многое знать и понимать, но и, очевидно, уметь. Главные трудности и особый интерес представляет работа именно со взрослыми, социально, а иногда и профессионально уже достаточно компетентными людьми. Дело в том, что за каждым человеком стоит очень богатый личный опыт участия в различных конфликтах и соответствующих переживаний. Этот опыт, конечно же, сформировал определенное отношение-уста- 26_ новку. Мы точно знаем, что в абсолютном большинстве случаев эта установка негативная. Тот факт, что участники программ и слушатели курсов изъявляют желание пройти переподготовку, вовсе не свидетельствует о действительной готовности к самоизменениям и уж тем более к отказу от ряда устойчивых и, казалось бы, вполне очевидных стереотипов педагогической деятельности. Возникают вопросы: насколько мощно укоренена традиция силового преодоления препятствий; не фатален ли уже этот стереотип для взрослого, профессионально сформировавшегося человека; возможно ли, не нарушив общих профессионально важных установок, преодолеть один из самых древних стереотипов социального поведения? К обоснованию подхода Мы можем признать, что в последнее время конфликтная проблематика вошла в состав изучаемой в педагогическом образовании, а курсы конфликтологии становятся такими же модными, как и психотерапевтические (см.: [1; 2; 3])- Однако большинство авторов, посвящающих свои работы этой проблеме в школе, основное внимание уделяют исключительно межличностным отношениям, возникающим по поводу образования и как бы рядом с ним, не затрагивая при этом ядерных характеристик образовательного процесса. Совершенно замечательно то, что почти не заметно авторов, которые бы продолжали прямо пугать конфликтами учителей и учащихся, как это было еще совсем недавно. Мы же полагаем, что учитель всегда является как минимум непременным участником особого конфликтного процесса, а в хороших случаях -и конструктором, и организатором учебных (образовательных) конфликтов. Если мы всерьез признаем противоречивый характер процессов учения-обучения, то следует всерьез обсуждать именно конфликтную компетентность как базовую характеристику эффективной учебной и, шире, образовательной коммуникации. Противоречивый характер образовательных процессов обусловлен целым «букетом» противостоящих интересов, требующих согласований. Это и детско-взрослая событийность, и отношения в связи с оцениванием-самооцениванием, и учебная и социальная успешность-неуспешность, и т.п. Разумеется, такая бо- гатая противоречивость порождает множество конфликтов, разрешение которых и составляет собственно учебный и в целом образовательный процесс. Но, в какую сторону будет направлен этот процесс, к каким результатам он приведет, будет зависеть от того, насколько педагог оснащен способами работы с конфликтом, т.е. от его конфликтной компетентности. При этом мы должны прежде всего различать: 1. Такое воплощение в конкретных ситуациях этих противоречий, которое можно условно назвать естественными конфликтами, т.е. случающимися независимо от нас. 2. Наряду с ними мы можем специально конструировать (искусственно создавать) такие конфликты, в которых удерживаются учебные (образовательные) противоречия для их продуктивного разрешения и, таким образом, достижения учебных результатов и образовательных эффектов. Теперь определимся, что мы пока в самом общем виде называем конфликтами. Конфликт - это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения. Отсюда следует, что для педагогической конфликтной компетентности существуют два уровня: - первый предусматривает способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания воплощенного в нем противоречия и владение способами регулирования для разрешения; - второй предусматривает умения проектировать необходимые для достижения учебных результатов конфликты, конструировать их непосредственно в ситуациях учебного взаимодействия; владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников ситуации. И в дополнение к сказанному нужно непременно добавить, что для педагога особенно важным является умение формировать конфликтную компетентность как способность учащегося. Это обстоятельство требует особого внимания, т.к. учащиеся являются самыми придирчивыми и внимательными экспертами именно в области педагогической конфликтной компетентности. 28_ Что входит в содержание конфликтной компетентности Полагая, что конфликтная компетентность является одной из важнейших характеристик педагогического профессионализма, мы рассматриваем ее как неотъемлемую составную часть общей коммуникативной компетентности, включающую в себя осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умения адекватно реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. В самом общем виде мы можем определить конфликтную компетентность как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению. При проведении занятий с педагогами для повышения их конфликтной компетентности мы исходим из нескольких главных положений: 1. В современной конфликтологии общепризнано, что переговоры являются одной из наиболее эффективных форм разрешения противоречий. Переговоры как распространенная жизненная реальность создают необходимость и важнейший контекст кооперации и сотрудничества. Содержание кооперации, задаваемой противоречиями: ребенок-взрослый; уче-ник-учитель; руководитель-подчиненный; учитель-родитель и т.п., может стать реальной основой школьных сообществ, ориентированных на высокое качество жизни. 2. Обучение будущих педагогов, переподготовка и повышение квалификации действующих в области разрешения конфликтов и ведения переговоров могут происходить в условиях, когда участники получают позитивный опыт самостоятельного анализа конфликтных ситуаций, их проектирования и конструирования в учебных условиях. Условия работы с курсом Курс выстроен как практикум, предназначенный для апробирования и последующей личной систематизации участниками навыков анализа конфликтных ситуаций, распознавания их разновидностей; навыков ведения переговоров для разрешения противоречий; навыков проектирования и конструирования продуктивно ориентированных конфликтов для достижения эффектов развития. Предполагается, что способ организации занятий соответствует их содержанию. Т.е. тренер (ведущий) обязательно сам выступает как сторона в определенном конфликте, а также ведет и организует переговоры с участниками практикума. Какое место в учебном плане и графике может занимать курс? Курс рассчитан для 8-го или 9-го семестра, т.е. для студентов, у которых появился опыт педагогической практики: практики проведения уроков, практики организации внеурочной жизни детей. Это могут быть экскурсии, походы, проекты совместной деятельности и т. п. Чем более богат педагогический опыт студента, тем более эффективным будет курс. Какая подготовка необходима студентам для освоения программы курса? В программе курса предполагается работа с описанием разных конфликтных ситуаций. Письменное оформление позволяет более жестко схватывать структурные и динамические характеристики конфликта и тем самым производить более очевидный учебный эффект. Интерпретация ситуаций в модельных представлениях о конфликте составляет значительную часть курса, она является значимой при поиске варианта решения конфликта, при выработке соглашения в переговорах. Поэтому авторы курса в работе опираются на навыки студентов в описании и интерпретации межличностных отношений и индивидуальных, внутренних переживаний. Для работы с конфликтами необходимо умение видеть ситуацию в целом, учитывать и свое мнение, и мнение другого участника (оппонента). Необходимо удерживать как собственные основания и интересы, так и основания и интересы партнера по переговорам. Таким образом, студенты, проходящие курс, должны иметь способность встать не просто на точку зрения другого, но удерживать в своем видении конфликтной ситуации видение другого. Обыденный опыт не позволяет проявить такую способность и, как правило, закрепляет эгоцентрическую позицию в конфликте. При обсуждении школьных конфликтных ситуаций, с одной стороны, важно понимать школу «изнутри», т.е. иметь опыт участия в жизни школы, а с другой стороны - важно понимать школу 30_ как организацию со специфической культурой, т.е. иметь опыт рефлексии школьной жизни. В этом отношении нам кажется важным видение студентами «скрытых реальностей школьной жизни» [4], тех формальных и неформальных норм поведения и отношений членов школьного сообщества, отдельных групп и группировок, которые определяют процессы принятия решений, школьную коммуникацию, общую атмосферу. Это обстоятельство является важным, поскольку образует контекст и корректность поведения педагога с техническими навыками разрешения конфликтов и ведения переговоров. Простой перенос переговорных технологий в школу без учета ее контекста является для нас неудачным примером обучения. Практикум предполагает работу в малой группе, поэтому важно, чтобы студенты уже имели навыки общения - построение обратной связи с собеседником, слушание, интерпретация высказываний собеседника, задавание вопросов, построение ситуативных высказываний и т.п. Студенты ко времени прохождения курса также должны изучить базовые гуманитарные университетские курсы: философию, культурологию, право, социальную психологию, психологию развития, возрастную психологию, социологию, антропологию (философскую), историю отечества, историю культуры и т.д. Кроме того, важно, чтобы студенты имели опыт работы с детьми в современной школе или временном детском коллективе (лагере). Важно иметь этот опыт в описаниях (дневники педагогической практики, отчеты о педагогической практике и т.п.).
Конфликт
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.64.68 (0.008 с.) |