ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уместность переговоров при помощи посредника в школе



Последние 10,15 лет программы peer mediation получили ши, рокое практическое распространение в разных школах США и доказали свою практическую и образовательную эффектив, ность. При ведении переговоров между детьми с посредником, сверстником, последний получает незаменимый опыт построе, ния равноправных отношений между участниками конфликта и учится очень ценным социальным навыкам , организации позитивного взаимодействия и построению эффективной ком,

170___________________________________Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ

муникации. Также как и переговоры, содержание программ peer mediation может «существовать» как в контексте специального обучения, так и в контексте условий для построения сообще, ства взрослых и детей, опирающегося на ценности мирного раз, решения конфликтов и позитивной коммуникации участников образовательного процесса.

Консультирование

Данная модель в самом общем смысле предполагает обра, щение одной из сторон к консультанту за помощью в макси, мально хорошем разрешении конфликта. В точном смысле слова ее нельзя назвать моделью разрешения, потому что она направ, лена на разрешение конфликта лишь косвенно. Консультант не входит в «тело конфликта», он не принимает участия в обсужде, ниях сторон.

Тем не менее имеет смысл рассматривать эту модель, потому что часто конфликтующие стороны при затруднительных ситу, ациях обращаются к консультанту, для того чтобы более эффек, тивно разрешить конфликт. Консультантская работа может вес, ти к усилению конфликта, что не всегда положительно сказыва, ется на его исходе. Часто случается, что в ответ на усиление (под, держку консультанта) одной из сторон другая конфликтующая сторона начинает усиливать оборону.

Основные принципы

1. Обслуживание консультантом интересов клиента. В са, мом общем виде это означает, что клиент ожидает помощи со стороны консультанта, а консультант должен обслуживать инте, ресы клиента, если они не противоречат этике консультантской работы.

2. Этическая обоснованность или следование этическим стандартам консультирования. Этическая обоснованность связана с необходимостью такой консультантской работы, ко, торая не противоречит праву, принятому в данной стране и яв, ным, артикулированным, или неявным нормам, принятым со, обществом специалистов, осуществляющих аналогичную прак, тику. В профессиональных сообществах консультантов суще, ствуют этические кодексы, которые регулируют как отношения между консультантами и их сообществом, так и отношения меж, ду консультантом и клиентом.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________171

3. Компетентность консультанта в предмете конфликта. Этот принцип работы консультанта необходим для успешного консультирования и означает, что консультант разбирается в су, ществе предмета спора. Очень важно, что консультант не пре, тендует на решение конфликта или спорного вопроса, , это яв, ляется не его ответственностью, это является ответственностью участника конфликта. Однако если консультант не разбирается в существе вопроса, он, как правило, не может оценить и саму конфликтную ситуацию

4- Знание консультантом процессов возникновения, проте­кания и разрешения конфликта. Такое знание , непременный атрибут консультанта по разрешению конфликта. Конфликты разворачиваются в объективных процессах и бывают часто предсказуемы, что, как правило, недооценивают сами участни, ки. Очень часто участник думает, что его поведение целенап, равленно, но в реальности оказывается, что его поведение выз, вано причиной, он как бы «толкаем» чем,то, но этого не заме, чает.

Типовые модельные сценарии

Если участник В вступил в конфликт с участником А и пони, мает, что у него не хватает каких,либо специальных знаний и умений для разрешения, он может обратиться к консультанту за этими знаниями. Очень важным обстоятельством в выборе кон, сультанта является инициатива и самостоятельное решение уча, стника в просьбе о помощи. Практика показывает, что «навя, занные» по чужой инициативе консультанты обычно неэффек, тивны, потому что участник оказывается не готов задавать воп, росы и, следовательно, слышать ответы.

С консультантом участник В заключает договор на консуль, тирование, в котором обозначены все особенности взаимодей, ствия консультанта и участника. Взаимоотношения консультанта и участника должны быть максимально открытыми.

Участнику может быть достаточно одной консультации, мо, жет потребоваться и значительно больше. Сам процесс консуль, тирования может строиться «челночным образом», т.е. участник проводит консультацию, затем происходит раунд переговоров, затем проводит следующую консультацию и т.д., или «эпизоди, ческим образом», т.е. участник обращается к консультанту толь, ко по мере необходимости, так, как ему это удобно.

172___________________________________Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ

Оценка уместности модели консультирования в школе

Как можно оценить возможности консультирования детей по разрешению конфликтов в школе? Мы полагаем, что консуль, тирование детей взрослым человеком достаточно эффективно и возможно в широком спектре случаев. Основными консуль, тантами могут быть, безусловно, старшие дети , более опытные и осведомленные в разрешении конфликтов.

Институт консультирования имеет свои преимущества и не, достатки. Преимущества состоят в поощрении инициативы де, тей в обсуждении своих конфликтов и развития у них весьма полезной привычки обращаться за помощью, которая не пере, дается прямо, непосредственно. Но это, как правило, повышает личную эффективность. Для детей, выступающих в роли кон, сультантов, это незаменимая практика, развивающая полезные социальные умения , объяснение сложных социальных фено, менов, коммуникативные умения, речь, аргументацию и т.п.

К минусам распространения консультирования в школе мож, но отнести эффекты усиления сторон в конфликте за счет кон, сультанта и, как следствие, повышение «конфликтности», силы самих конфликтов.

Вообще введение для детей института консультирования мо, жет оказаться весьма сложным предприятием.

Консультирование детей имеет принципиальные отличия от консультирования взрослых. Дети ограничены в понимании конфликтов, у них недостаточно опыта и образования с точки зрения взрослых. Однако более правдоподобной представляет, ся версия о том, что дети могут иметь собственные, детские пред, ставления о конфликтах и, соответственно, собственные ресур, сы их разрешения. Консультирование как ресурс разрешения собственных конфликтов спонтанно входит в арсенал большин, ства детей: они обращаются за помощью, советом. Однако, ос, новным процессом, обеспечивающим эффективность консуль, тирования, является умение точно оформлять собственные воп, росы к консультанту, что требует серьезной степени децентри, рованности и аналитических умений. Такие умения и децентра, ция как феномены поведения появляются только в подростко, вом возрасте.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________173

В литературе представлено довольно много несложных кон, сультантских технологий, предназначенных для того, чтобы дети могли осваивать их. Однако на практике гораздо более эффек, тивным представляется развитие института посредничества.

Представительство

Представительство - это модель обеспечения разрешения разногласий и конфликтов, при которой интересы одного или обоих участников представляет и защищает специальный че, ловек. В делах, относящихся к области права, такую функцию выполняют адвокат, с одной стороны, и обвинение (прокурор), с другой. Представитель, строго говоря, не имеет своих интере, сов относительно предмета конфликта, он должен отстаивать интересы клиента. Это же справедливо и в отношении обвине, ния. Оно должно защищать интересы законности и правопо, рядка.

Основные принципы

1. Участник конфликта выбирает представителя и дове­ряет ему защиту своих интересов в конфликте. Между пред, ставителем и его клиентом, безусловно, должно существовать доверие, иначе взаимодействие между ними практически невоз, можно. Представитель для лучшей защиты интересов клиента должен иметь максимально полную информацию по существу дела клиента.

2. Представитель должен разбираться в существе дела и в процедурах разрешения конфликтов. Поскольку представитель фактически замещает собой участника конфликта во взаимо, действии, он должен знать как существо конфликта, так и про, цедуры его эффективного разрешения в данных условиях.

3- Представитель должен знать как можно больше о суще­стве позиции и интересах противоположной стороны. Участ, никами конфликта такого рода являются сторона обвиняющая и сторона защищающаяся. Для того чтобы построить наиболее эффективный сценарий защиты, представителю необходима информация о целях и интересах «обвинения». В таком случае может быть прояснена стратегия и тактика защиты. Задача пред, ставителя состоит в том, чтобы из многообразия фактических обстоятельств дела клиента выбрать те, на которых можно по,

174___________________________________Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ

строить такое обоснование и интерпретацию действий клиен, та, которая бы преследовала защиту интересов клиента.

Типовые модельные сценарии

Представительство , очень сложная деятельность, и сцена, рии поведения сторон и участников конфликта весьма разно, образны. Однако в самом общем виде ясно, что первым шагом в разворачивании конфликта по этой модели является договор между клиентом и представителем о целях и условиях защиты. Собственно говоря, от определения целей зависит и сценарий поведения сторон. Второй детерминантой поведения сторон яв, ляется существо обвинений и цели самого обвинения. Чего кон, кретно хочет обвинение ? Представитель должен знать (узнавать) ответ на этот вопрос - это является вторым шагом в сценарии. Оба этих шага в определенном смысле должны осуществляться параллельно и взаимно определять друг друга.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.247.17 (0.01 с.)