Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценки выполнения реферата

Поиск

по дисциплине «Жилищное право»

Количество баллов Критерии оценки
5 баллов · реферат был сдан и принят на кафедре в установленные сроки; · содержание реферата строго соответствует выбранной теме; · логически обоснована структура реферата; · четко просматривается умение работать с научной литературой – вычленять проблему из контекста, а также видно умение автора логически мыслить – строить логическую цепочку рассуждений, дающую возможность провести правильный анализ материала; · студентом верно, без искажения передан используемый авторский материал; · текст реферата оформлен в полном соответствии с предъявляемыми требованиями (правильно оформлены сноски, правильно составлена библиография и т.д.). повышенный уровень сформированности компетенций
4 балла · реферат был сдан и принят на кафедре в установленные сроки; · содержание реферата строго соответствует выбранной теме; · структура реферата не имеет четкой выраженности и логической обоснованности; · просматривается умение работать с научной литературой – вычленять проблему из контекста, а также видно умение автора логически мыслить – строить логическую цепочку рассуждений, дающую возможность провести правильный анализ материала; · студентом верно, без искажения передан используемый авторский материал; · текст реферата оформлен в полном соответствии с предъявляемыми требованиями (правильно оформлены сноски, правильно составлена библиография и т.д.), при этом в работе допускаются аккуратно сделанные исправления, но не более 7.
3 балла · содержание реферата соответствует выбранной теме, но при этом использован материал не более трех научных источников; · отсутствует мнение студента и переработка им используемого материала; · текст реферата оформлен с нарушениями предъявляемых требований (неправильно оформлены сноски, неправильно составлена библиография и т.д.). пороговый уровень сформированности компетенций
2 балла · реферат подготовлен с использованием материала, содержащегося в одном или двух научных источниках, явно просматривается плагиат; · текст реферата оформлен с нарушениями предъявляемых требований (неправильно оформлены сноски, неправильно составлена библиография и т.д.).

 

Индивидуальные домашние задания в форме решения конкретных ситуаций

Задача 1

Борисова В. состояла на учете в психоневрологическом диспансере и проживала в комнате площадью 14 кв. м в двухкомнатной коммунальной квартире.

За месяц до смерти она совершила обмен жилплощади со своей сестрой, в результате чего вселилась в двухкомнатную квартиру к племяннику в качестве члена семьи, а сестра въехала в ее комнату.

После смерти Борисовой В. ее соседи обратились к прокурору с просьбой о признании обмена недействительным, считая при этом, что комната площадью 14 кв. м должна быть передана в их пользование.

Какое разъяснение должен дать прокурор?

 

Задача 2

Смирнов проживает в двухкомнатной квартире со своим совершеннолетним сыном и его женой. Он решил сдать внаем одну из комнат Жукову с семьей, однако сын стал возражать против этого.

Смирнов подал заявление прокурору города, в котором просил обязать сына дать ему согласие на сдачу комнаты внаем.

Как должен поступить прокурор в данном случае?

Какие органы правомочны рассматривать подобные споры?

Какие имеются правовые возможности для разрешения возникшего спора?

 

Задача 3

Администрация Новосибирской области приняло постановление, согласно которому граждане, имеющие в собственности деревянные дома с физическим износом 50%, должны передать их в собственность области за соответствующее возмещение и переселиться во вновь построенные дома государственного жилищного фонда.

Правомерно ли лишение граждан права собственности на их жилище?

Какие статьи Конституции РФ регулируют вопросы защиты права на жилище?

В каких случаях, согласно Конституции Российской Федерации, допускается ограничение (в том числе жилищных) прав граждан?

 

Задача 4

Жилец дома, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, пытаясь открыть входную дверь, сломал по неосторожности домофон.

Подпадает ли этот случай под действие жилищного законодательства?

Если нет, то нормами какой отрасли права будет урегулирован данный инцидент?

Если не будет урегулирован, то почему?

 

Задача 5

Пенсионерка Петрова, возвратившись из больницы, в которой она провела около 6 месяцев, обнаружила, что все это время ее бывший муж Сидорков проживал в ее квартире. Они развелись 5 лет назад, и после этого Сидорков выписался из квартиры Петровой и проживал со своей престарелой матерью. Однако после смерти матери, узнав, что Петрова попала в больницу, Сидорков продал свою квартиру и, прописавшись у друга, решил, что будет жить в квартире Петровой, которая в то время отсутствовала.

Петрова полагает, что во время ее отсутствия был нарушен один из основных принципов жилищного права - неприкосновенность жилища. Ее соседка Иванкова считает, что Сидорков нарушил ст. 25 Конституции РФ и теперь Петровой следует обратиться с иском в Конституционный суд РФ, так как было нарушено ее конституционное право.

Права ли Иванкова, и как нужно поступить Петровой, чтобы компенсировать моральный ущерб, который она оценивает в 10 тыс. руб.?

 

Задача 6

В г.Новосибирске между двумя гражданами возник конфликт по вопросам использования недвижимости в жилищной сфере. Один гражданин доказывал свою правоту, ссылаясь на Жилищный кодекс РФ, другой - на Закон об основах федеральной жилищной политики.

Кто, на ваш взгляд, имеет большие шансы на победу в этом споре?

Обоснуйте свою точку зрения.

 

Задача 7

Васильевский, приехавший в г. Новосибирск из г. Омска, самовольно вселился в дом, предназначенный под снос. Представитель местных органов власти попросил освободить занимаемое им помещение, так как близилось время сноса.

Васильевский отказался сделать это без предоставления ему взамен другого жилья, ссылаясь на один из принципов жилищного права — недопустимость произвольного лишения жилища, закрепленный в ст. 40 Конституции Российской Федерации. Представитель органов местного самоуправления отказался сделать это,

сославшись на то, что гражданин Васильевский не может апеллировать к принципам жилищного права, поскольку жилищное право регулирует жилищные отношения (которые являются его предметом), а в данном случае никаких отношений по поводу жилья не возникло.

Кто прав, как решить данный спор?

 

Задача 8

В одном из домов Железнодорожного района г.Новосибирска проживал гражданин Петров. Он имел плохую репутацию среди соседей, на него неоднократно поступали жалобы за пьянство и хулиганство в местное отделение милиции.

Однажды к Петрову пришел участковый с отрядом ОМОНа и приказал ему немедленно съехать с квартиры, мотивируя это требование постоянными жалобами соседей.

Правомерны ли действия сотрудников милиции?

 

Задача 9

Сидорова, до настоящего времени проживавшая в г. Одессе, приехала в г. Новосибирск к своему сыну, проживающему с женой и тремя детьми в двухкомнатной квартире.

Поскольку постоянного жилья в г. Одессе она не имела, то решила обратиться к вице-мэру Новосибирска с просьбой о предоставлении ей комнаты по адресу ул. Московская, д. 16. Этот дом в ближайшее время подлежит сносу.

Имела ли Сидорова право обращаться к вице-мэру?

Прокомментируйте ее действия и скажите, может ли ей, в случае благоприятного для нее исхода дела, быть предоставлена площадь в таком доме?

Если, ожидая ответ, она все же вселилась в одну из комнат вышеуказанного дома, можно ли считать, что она вступила в жилищные отношения?

 

Задача 10

Кооперативный 17-этажный дом имеет одноэтажную пристройку. В ней размещены парикмахерская, Сбербанк, мастерские по ремонту часов, холодильников (ОАО «Техник»). ОАО сдало свое помещение в субаренду ночному магазину с выходом на детскую площадку. После этого детская площадка превратилась в место, где постоянно собирались ночные компании; лавочки были сломаны, песочница превратилась в груду мусора.

Ругань и громкие разговоры посетителей ночного магазина стали слышны жильцам многоэтажного дома регулярно.

Имел ли директор ОАО право сдавать в субаренду помещение ночному магазину без согласия жильцов кооперативного дома?

Имели ли право организации, разместившиеся в одноэтажной пристройке, приватизировать свои помещения?

 

Рекомендации по решению конкретных ситуаций

Целью решения ситуационных задач является формирование у студентов навыков самостоятельного решения конкретных казусов (задач).

Правильное решение ситуационных задач должно способствовать лучшему освоению учебного материала, углубленному рассмотрению содержания тем дисциплины «Жилищное право». При решении ситуационной задачи студенты, должны показать умение анализировать нормативно-правовые источники, делать обоснованные выводы.

Приступая к решению задачи, студент должен, прежде всего, уяснить содержание задачи, определить правоотношение и дать ответ с точки зрения действующего законодательства.

При решении задач студенты, руководствуясь правовыми актами и практикой их применения, должны определить юридическое значение фактических обстоятельств, упомянутых в задаче для вынесения определенного решения по вопросам, сформулированным в тексте задачи. Ответы на поставленные вопросы должны быть обоснованы ссылками на конкретные правовые нормы.

При решении задач следует руководствоваться официальными изданиями: «Собрание законодательства РФ», «Российская газета», «Парламентская газета», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ» и др.

Решение юридических задач оценивается по пятибалльной шкале.

Критерии оценки студента при решении юридических задач

по дисциплине «Жилищное право»

Количество баллов Критерии оценки
5 баллов Решение задач обосновано правовыми нормами. Студент использовал значительный объем учебной и научной литературы, текст первоисточника. Работа полностью соответствует методическим рекомендациям по ее оформлению.
4 балла Решение задач обосновано правовыми нормами. Студент использовал учебную литературу и сокращенный вариант текста первоисточника в хрестоматии. Работа имеет неточности в оформлении справочно-библиографического аппарата.
3 балла Решение задач обосновано правовыми нормами. Однако допущены ошибки в решении задач. Студент использовал учебную литературу и сокращенный вариант текста первоисточника в хрестоматии. Работа имеет неточности в оформлении справочно-библиографического аппарата.
2 балла Решение задач выполнено неверно. Студент использовал только учебную литературу без опоры на первоисточники. Работа имеет грубые неточности в оформлении.

РАЗДЕЛ 6. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Промежуточная аттестация по дисциплине «Жилищное право» проводится в соответствии с Учебным планом в форме зачета.

Зачет сдается в период зачетно-экзаменационной сессии в соответствии с расписанием зачетов и экзаменов.

Студент допускается к зачету по дисциплине в случае выполнения им учебного плана по дисциплины: выполненных индивидуальных домашних заданий, выступлений на семинарах.

Зачет сдается в период экзаменационной сессии в соответствии с расписанием экзаменов (третий семестр). Зачет проводится в письменной форме в виде ответов на вопросы и задания экзаменационного билета. Студент допускается к зачету по дисциплине в случае выполнения им учебного плана по дисциплины: выполненных индивидуальных домашних заданий, пройденного тестирования, выступлений на семинарах, выполнения контрольной работы. Вопросы и задания зачета составлены таким образом, чтобы можно было выявить уровень освоения обозначенных компетенций по всем дескрипторам. Один экзаменационный включает 2 вопроса. Теоретические и практико-ориентированные вопросы направлены на проверку освоения дескриптора «знать» и «уметь», при ответе на которые студент, помимо изложения теоретического материалы, должен уметь находить междисциплинарные и межинституциональные взаимосвязи, а также приводить примеры из практики нормативно-правового регулирования и правоприменения. Один из вопросов билета может представлять собой задачу, решение которой направлено на оценку и разрешение конкретной правовой проблемы, ориентировано на выявление уровня освоения дескриптора «владеть».

Знания, умения, навыки студента на зачета оцениваются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»

Основой для определения оценки служит уровень усвоения студентами компетенций, предусмотренных данной рабочей программой.

 

Примерные вопросы для подготовки к зачету

1. Предмет и метод жилищного права.

2. Понятие жилищного права, его система и функции.

3. Виды жилищных отношений.

4. Место жилищного права в системе российского права.

5. Принципы жилищного права.

6. Структура и действие жилищного законодательства.

7. Понятие, структура и виды жилищных правоотношений.

8. Основания возникновения жилищных прав.

9. Понятие и способы осуществления жилищных прав.

10. Понятие и виды пределов осуществления жилищных прав.

11. Способы защиты жилищных прав.

12. Понятие, признаки и виды жилых помещений.

13. Понятие и виды жилищных фондов.

14. Условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое.

15. Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания.

16. Понятие и порядок проведения переустройства и перепланировки жилого помещения.

17. Основные права, обязанности и ответственность собственника жилого помещения.

18. Права, обязанности и ответственность членов семьи и бывших членов семьи собственника жилого помещения.

19. Понятие и виды права общей собственности на жилое помещение.

20. Особенности реализации права собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

21. Основания и порядок возникновения права собственности.

22. Понятие и правовое регулирование государственных жилищных сертификатов.

23. Основания прекращения права собственности.

24. Основания принудительного прекращения права собственности.

25. Понятие и классификация сделок с жилыми помещениями.

26. Общие условия действительности сделок с жилыми помещениями.

27. Договор купли-продажи жилого помещения.

28. Договоры мены и обмена жилого помещения.

29. Порядок и особенности принятия в наследство жилого помещения.

30. Понятие и принципы приватизации жилых помещений.

31. Субъекты и объекты приватизации жилых помещений.

32. Деприватизация жилого помещения.

33. Понятие и правовое регулирование ипотечного кредитования.

34. Договор об ипотеке жилого помещения.

35. Понятие и характеристика договора участия в долевом строительстве.

36. Профессиональные участники рынка жилья.

37. Государственные и региональные жилищные программы.

38. Основания и порядок признания граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

39. Основания и порядок предоставления гражданам жилых помещений.

40. Понятие и характеристика договора социального найма.

41. Права и обязанности наймодателя в договоре социального найма.

42. Права и обязанности нанимателя в договоре социального найма.

43. Правовой статус членов семьи нанимателя в государственном и муниципальном жилищном фонде.

44. Понятие и порядок заключения договора поднайма жилого помещения.

45. Оплата жилья и услуг по договору социального найма.

46. Основания, виды и порядок выселения граждан по договору социального найма.

47. Понятие и характеристика договора коммерческого найма.

48. Основания и порядок расторжения договора коммерческого найма.

49. Понятие и виды жилых помещений специализированного жилищного фонда.

50. Особенности предоставления отдельных видов специализированных жилых помещений.

51. Правовое положение и виды жилищных кооперативов.

52. Правовой статус членов ЖК И ЖСК.

53. Понятие и виды государственного учета жилищного фонда.

54. Государственная регистрация прав на жилые помещения и сделок с ним.

55. Правовое положение товарищества собственников жилья.

56. Обеспечение сохранности жилищных фондов.

57. Правовое регулирование налогообложения в жилищной сфере.

58. Понятие и виды ответственности за нарушение жилищного законодательства.

 

Критерии оценивания студента на зачете

по дисциплине «Жилищное право»

Оценка экзамена (стандартная) Требования к уровню освоения компетенций
не зачтено незнание курса на уровне лекционного материала, базового учебника и основных законодательных памятников, отсутствие практических навыков и умений по анализу, интерпретации и применению к решению конкретных задач основных источников права
зачтено Оценка «зачтено» выставляется студенту, который способен показать: знание основных научных понятий и категорий; системы современного русского языка на разных его уровнях - фонетическом, лексико-фразеологическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом; теории общения двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; основных юридических понятий; основных памятников права; основных понятий и категорий изучаемой дисциплины. умение выбрать в зависимости от требуемых целей законы, формы, правила, приемы познавательной деятельности мышления, которые составляют содержание культуры мышления; терминологически правильно определять любую лексическую, фонетическую и грамматическую категорию; общаться, вести гармонический диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации; выявлять причинно-следственные связи в процессе государственно-политического и правового развития разных стран; видеть и понимать исторические корни современной государственно-политической и правовой ситуации, прогнозировать возможные варианты ее будущего развития; оперировать основными юридическими понятиями и категориями; самостоятельно работать с учебниками и учебными пособиями для расширения и углубления полученного объема знаний; анализировать юридические факты; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов. владение навыками работы с основными научными категориями; навыками обнаружения лексико-грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок в текстах; способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса; навыками работы с основной юридической терминологией; навыками работы с нормативными правовыми актами.

РАЗДЕЛ 7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Дисциплина «Жилищное право» является одной из дисциплин профессионального цикла. Она преподается студентам-бакалаврам, приобретающим навыки глобального мышления при изучении дисциплин, подобных жилищному праву. Поэтому одна из основных задач преподавателя – помочь студентам учиться в новых для них условиях.

На первом занятии по данной учебной дисциплине необходимо ознакомить студентов с порядком ее изучения, раскрыть место и роль дисциплины в системе юридических и иных гуманитарных наук, ее практическое значение, довести до студентов учебные задачи дисциплины, ознакомить с учебно-методическим обеспечением дисциплины.

Основные этапы подготовки к лекционному занятию:

1. определение темы лекции (название – лаконичное, краткое, четкое);

2. выделение главных вопросов;

3. определение объема материала по каждому вопросу (в результате определяется объем всей лекции);

4. подбор и изучение всего литературного материала;

5. подбор наглядного материала, ТСО и дидактического материала к нему;

6. составление плана лекции;

7. написание полного текста лекции.

При подготовке к лекционным занятиям по курсу необходимо продумать план его проведения, содержание вступительной, основной и заключительной части лекции, ознакомиться с новинками учебной и методической литературы, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия, определить средства материально-технического обеспечения лекционного занятия и порядок их использования в ходе чтения лекции. Уточнить план проведения семинарского занятия по теме лекции.

В ходе лекционного занятия преподаватель должен назвать тему, учебные вопросы, ознакомить студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Во вступительной части лекции обосновать место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрыть ее практическое значение. Если читается не первая лекция, то необходимо увязать ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, акцентировать внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их протекания. Раскрывать сущность и содержание различных точек зрения и научных подходов к объяснению тех или иных явлений и процессов.

Следует аргументировано обосновать собственную позицию по спорным теоретическим вопросам. Приводить примеры. Задавать по ходу изложения лекционного материала риторические вопросы и самому давать на них ответ. Это способствует активизации мыслительной деятельности студентов, повышению их внимания и интереса к материалу лекции, ее содержанию. Преподаватель должен руководить работой студентов по конспектированию лекционного материала, подчеркивать необходимость отражения в конспектах основных положений изучаемой темы, особо выделяя категориальный аппарат. В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие выводы по теме, раскрывающие содержание всех вопросов, поставленных в лекции. Объявить план очередного семинарского занятия, дать краткие рекомендации по подготовке студентов к семинару. Определить место и время консультации студентам, пожелавшим выступить на семинаре с докладами и рефератами по актуальным вопросам обсуждаемой темы.

Лекция должна быть органически связана с другими видами учебных занятий: семинарами, лабораторными работами, учебной и производственной практикой, самостоятельной работой студентов. Учебная лекция должна отражать актуальные проблемы современной историко-правовой науки и тенденции ее развития. Необходимо соблюдать логическую последовательность в изучении тем и разделов, обеспечить эффективную взаимосвязь с другими видами учебных занятий и особенно с самостоятельной работой студентов.

При подготовке к семинарскому занятию по теме прочитанной лекции преподавателю необходимо уточнить план его проведения, продумать формулировки и содержание учебных вопросов, выносимых на обсуждение, ознакомиться с новыми публикациями по теме семинара и составить список обязанностей и дополнительной литературы по вопросам плана занятия. Можно завести рабочую тетрадь, в которой учитывать посещаемость занятий студентами и оценивать их выступления в соответствующих баллах. Оказывать методическую помощь студентам в подготовке докладов и рефератов.

В ходе семинара во вступительном слове раскрыть теоретическую и практическую значимость темы семинарского занятия, определить порядок его проведения, время на обсуждение каждого учебного вопроса. Дать возможность выступить всем желающим, а также предложить выступить тем студентам, которые по тем или иным причинам пропустили лекционное занятие или проявляют пассивность. Целесообразно в ходе обсуждения учебных вопросов задавать выступающим и аудитории дополнительные и уточняющие вопросы с целью выяснения их позиций по существу обсуждаемых проблем. Поощрять выступления с места в виде кратких дополнений и постановки вопросов выступающим и преподавателю. Для наглядности и закрепления изучаемого материала преподаватель может использовать таблицы, схемы, карты, презентации.

В заключительной части семинарского занятия следует подвести его итоги: дать объективную оценку выступлений каждого студента и учебной группы в целом. Раскрыть положительные стороны и недостатки проведенного семинарского занятия. Ответить на вопросы студентов. Назвать тему очередного занятия.

После каждого лекционного и семинарского занятия необходимо сделать соответствующую запись в журналах учета посещаемости занятий студентами, выяснить у старост учебных групп причины отсутствия студентов на занятиях.

Преподаватель должен проводить групповые и индивидуальные консультации студентов по вопросам, возникающим у студентов в ходе их подготовки к текущей и промежуточной аттестации по учебной дисциплине, рекомендовать в помощь учебные и другие материалы, а также справочную литературу.

 

РАЗДЕЛ 8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТУ

Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу. Студент должен к лекции готовиться заранее - прочитать соответствующие главы учебника. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал, фиксировать наиболее актуальные и дискуссионные вопросы. Работа с конспектами – важный элемент в освоении курса, в подготовке к зачету и экзамену.

Бакалаврская подготовка предполагает практико-ориентированное обучение. Поэтому основной формой изучения курса является семинары. На семинарских занятиях рассматриваются важнейшие проблемы и вопросы, анализируются памятники права, оставившие заметный след в истории. По теме каждого семинара разработан список вопросов и даны методические рекомендации по каждому вопросу. Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки сообщений по юридической проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

При подготовке к семинару нужно:

1. ознакомиться с соответствующими главами учебника;

2. проанализировать конспект лекции по данной теме;

3. прочитать рекомендованные документы;

4. при необходимости ‑ обратиться за консультацией к преподавателю;

5. подготовить развернутые письменные планы ответов (конспекты) по каждому вопросу.

Семинарские занятия призваны помочь студентам овладеть методическими навыками самостоятельной работы с историко-правовыми документами, анализировать их различными методами, делать обобщения и выводы. Для работы на семинарских занятиях необходимо наличие у каждого студента текста первоисточника. Кроме того, на семинарах для более глубокого изучения студентами источников права той или иной эпохи предполагается решение правовых казусов.

Правовые казусы составлены таким образом, чтобы оживить представление о крупнейших памятниках зарубежного права, на примере той или иной жизненной ситуации показать суть нового, важного правового института и особенности юридического регулирования вопросов и, в конечном счете, отразить развитие зарубежной правовой мысли. Для успешного решения юридического казуса необходимо:

1. внимательно изучить текст соответствующего источника права;

2. ознакомиться с учебной литературой;

3. выявить правоотношение, которое рассматривается в правовом казусе;

4. найти статьи, регулирующие рассматриваемое правоотношение и проанализировать все возможные варианты решения казуса;

5. дать аргументированный ответ на вопросы казуса со ссылками и цитированием статей источника права. При непреодолимых затруднениях в подборе современного правового понятия в решении казуса можно использовать терминологию соответствующего нормативного акта.

При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Вопросы для обсуждения, тематика сообщений, литература для подготовки к семинарам указаны в методических рекомендациях по подготовке к семинарским занятиям. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает в конце семинара, выставляя в рабочий журнал и рабочую тетрадь текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с ними.

В процессе работы студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя. Место и время консультаций указано в деканате и на кафедре теории государства и права и публично-правовых дисциплин.

Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение индивидуальных домашних заданий.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Следует обязательно вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем следует приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.

Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.

1. Всю учебную литературу желательно изучать «под конспект». Чтение литературы, не сопровождаемое конспектированием, даже пусть самым кратким – крайне бесполезная работа. Цель написания конспекта по дисциплине – сформировать навыки по поиску, отбору, анализу и формулированию учебного материала. Эти навыки обязательны для любого специалиста с высшим образованием независимо от выбранной специальности.

2. Написание конспекта должно быть творческим – нужно не переписывать текст из источников, но пытаться кратко излагать своими словами содержание ответа, при этом максимально структурируя его и используя символы и условные обозначения. Копирование и заучивание неосмысленного текста трудоёмко и по большому счёту не имеет большой познавательной и практической ценности.

3. При написании конспекта используется тетрадь, поля в которой обязательны. Страницы нумеруются, каждый новый вопрос начинается с нового листа, для каждого экзаменационного вопроса отводится 1-2 страницы конспекта. Общая тетрадь позволяет создавать конспекты блоками. Поскольку часть вопросов в темах дисциплинах отчасти перекрывается, отчасти дополняя друг друга, в ряде случаев бывает достаточно сослаться на соответствующие страницы конспекта, а не переписывать их заново. На полях размещается вся вспомогательная информация – ссылки, вопросы, условные обозначения и т.д.

4. В идеале должен получиться полный конспект по программе курса, с выделенными определениями, узловыми пунктами, примерами, неясными моментами, проставленными на полях вопросами.

5. При работе над конспектом обязательно выявляются и отмечаются трудные для самостоятельного изучения вопросы, с которыми уместно обратиться к преподавателю при посещении лекций и индивидуальных консультаций, либо в индивидуальном порядке.

6. При чтении учебной и научной литературы всегда следить за точным и полным пониманием значения терминов и содержания понятий, используемых в тексте. Постоянно следует уточнять значения по словарям или энциклопедиям, при необходимости их записывать.

7. При написании учебного конспекта обязательно указывать все прорабатываемые источники с указанием автора, названия, даты и места издания, а также с указанием использованных страниц.

Чтение учебника (учебного пособия). Необходимо помнить, что работа с учебником – только начальный этап изучения дисциплины.

1) Учебник ориентирует в основных понятиях и категориях дисциплины, даёт частичные сведения об истории их возникновения и включения в научный оборот.

8. Учебник очерчивает круг обязательных знаний по предмету, не претендуя на раскрытие и подробное доказательство логики их происхождения.

9. Учебник предназначен не для заучивания, а для ориентации в проблемном поле учебной дисциплины. Из-за краткости изложения в учебнике иногда может оказаться непонятным тот или иной раздел или пункт.

10. Отдельные пункты и даже разделы учебной программы могут отсутствовать в тексте учебника.

Особенностью изучения литературы по юридическим наукам является необходимость «сверки» нормативного материала на предмет изменений и дополнений. В связи с отмеченным необходимо обращаться к базам справочных правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и др.

Чтение учебника может быть сплошным и выборочным (чтение отдельных глав или разделов). Чтение должно быть вдумчивым, внимательным, при чтении не следует торопиться. Эффективность учебного труда зависит от скорости чтения. Обычная скорость от 100 до 200 слов в минуту (книжная страница содержит 300 - 400 слов). Можно научиться читать до 1000 слов в минуту. Уместно обратить внимание на основные приемы скорочтения:

11. Не произносить про себя читаемые слова.

12. Не переводить взгляд вдоль строки с одной строки на другую.

13. Читая текст, сосредотачивать внимание на самом главном его содержании.

При чтении могут встретиться непонятные слова, термины и определения. В этих слу<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.149 (0.016 с.)