Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Жилищное право и жилищное законодательство↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Утверждаю Зам.директора по учебной и воспитательной работе ____________________С.Г. Хайруллина Рекомендовано методическим советом КИ (ф) ВГУЮ ____________________ В.А. Дычек
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030900.62 (40.03.01) – юриспруденция КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – БАКАЛАВР
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Казань Автор-составитель: Абдуллин А.И. – д.ю.н., профессор кафедры гражданского права и процесса Казанского института (филиала) ВГУЮ
Рецензенты: Т.И. Лысенко - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Института экономики, управления и права (г. Казань) И.Г. Гараев – кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Казанского института (филиала) ВГУЮ
Рабочая программа (РП) по учебной дисциплине «Жилищное право» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавриата 030900.62 «Юриспруденция». Рабочая программа включает в себя описание структуры и содержания учебной дисциплины и материалы, содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации. Рассчитана на студентов юридического факультета Казанского института (филиала) ВГУЮ, обучающихся по программе подготовки бакалавров юриспруденции. Обсуждено на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин «__»____________ 201_ г. Протокол № __ Зав. кафедрой гражданского права и процесса И.Г. Гараев
© КИ(ф) ВГУЮ, 2015
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Цель преподавания дисциплины Цель дисциплины «Жилищное право» – формирование и закрепление у обучающихся системы базовых знаний по правовым основам регулирования жилищных правоотношений, умений, навыков и компетенций, необходимых для самостоятельного применения жилищного законодательства. 1.2. Задача преподавания дисциплины Задачей курса является формирование у студентов навыков работы с нормативно-правовой базой в сфере жилищных правоотношений, с учетом особенностей ее применения на практике. знать: - место и роль жилищного права в системе отечественного права; - содержание жилищного правоотношения, основания возникновения жилищных правоотношений; - способы решения жилищной проблемы; - виды жилищных фондов и правовые основания пользования жилыми помещениями; - условия и порядок приватизации жилищного фонда; - правовое положение товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов; - особенности осуществления права собственности на жилище и сделок с жилыми помещениями; - принципы системы оплаты услуг и предоставления жилищных субсидий; - системы государственных жилищных субсидий и кредитов на строительство и приобретение жилья; уметь: - правильно толковать и применять положения нормативно-правовых актов, регулирующих жилищные отношения, к конкретным ситуациям; - юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства; - уметь составлять, анализировать и давать правовую оценку документам, связанным с жилищными отношениями; - принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; - обнаруживать факты правонарушений, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; - знать основные проблемы жилищного права, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний; владеть навыками: - самостоятельной работы с учебной и научной литературой по жилищному праву; - свободного оперирования юридическими понятиями и категориями; 1.3. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Жилищное право» относится к базовой части профессионального цикла (Б.3). Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП и базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин: Предлагаемая дисциплина имеет целью подготовить студентов для практической работы в качестве юрисконсультов в сфере эксплуатации и управления объектов жилищного фонда. Актуальность предлагаемого курса обусловлена следующими обстоятельствами. Жилищная реформа, продолжающаяся по сегодняшний день, появление и становление цивилизованного рынка жилья являются важнейшими факторами перехода к новым социально-экономическим условиям жизни. От их надлежащего осуществления и функционирования во многом зависят и успехи нашего государства, тем более что государство закрепляет и гарантирует жилищные права граждан. Значимость изучения настоящего курса подкрепляется и принятием Жилищного Кодекса РФ, существенно изменившего представления в области отдельных жилищных правоотношений. Структура курса предусматривает не только изучение действующего законодательства, но и формирование навыков творческого использования изученного материала. С этой целью курс разбит на девять тем, охватывающих важнейшие сферы жилищных правоотношений: основания возникновения, изменения и прекращения жилищных правоотношений, осуществление права пользования жилыми помещениями, обеспечение сохранности и контроля за надлежащим использованием жилых помещений и др. Задачей курса является формирование у студентов навыков работы с нормативно-правовой базой в сфере жилищных правоотношений, с учетом особенностей ее применения на практике. В рамках изучения дисциплины предусматривается проведение лекционных и семинарских занятий, включающих как рассмотрение теоретических вопросов, так и решение задач, тестов. В рамках лекционных занятий предполагается изложение преподавателем основных проблемных вопросов курса. Семинарские (практические) занятия предполагают обсуждение теоретического материала, выступление студентов с докладами и сообщениями, ответы на поставленные преподавателем вопросы. Особое значение при проведении семинарских (практических) занятий должно придаваться практическим вопросам – анализу типовых и нетипичных ситуаций с объектами жилищного фонда, составлению проектов договоров, исков. В самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским (практическим) занятиям, в том числе подготовка докладов, выступлений и сообщений. Разработка проектов юридических и в определенной части экономических документов, изучение учебной, основной и дополнительной литературы помимо основного лекционного материала, анализ нормативного материала и правоприменительной практики по изучаемым темам, написание рефератов, а также выполнение других творческих заданий.
РАЗДЕЛ 2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате освоения дисциплины «Жилищное право» студент должен приобрести компетенции, характеризующие его как специалиста, способного эффективно осуществлять профессиональную деятельность, а также определенную степень личной осведомленности и опыта, соответствующих данным компетенциям. Комплекс компетентностей выпускника, его знаний, умений, навыков в своей совокупности определяет профессиональную ценность выпускника и позволяет ему самостоятельно совершенствовать профессиональные качества в условиях развивающейся юриспруденции. Под компетенцией понимается способность и готовность обучаемого выполнять определенную необходимую функцию в процессе постановки и решения задач профессиональной деятельности. Компетенции, развиваемые в процессе преподавания дисциплины «Жилищное право», указаны в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 4.05.2010 № 464 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)». В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования дисциплина «Жилищное право» направлена на формирование общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК), указанных в карте компетенций дисциплины.
РАЗДЕЛ 3. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ По семестрам
Тематический план для студентов очной формы обучения
Тематический план для студентов заочной формы обучения
РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛЕКЦИИ СЕМИНАРЫ Рекомендации по выполнению тестовых заданий Целью выполнения тестовых заданий является формирование у студентов навыков самостоятельного выбора ответов из нескольких вариантов, определения соответствия, либо нахождения не обозначенного ответа, расположения по определенному порядку и обоснования их в соответствии со знанием системы категорий теории государства и права и при необходимости норм действующего законодательства. Количество правильных ответов может быть от одного до нескольких, если студент считает, что в вопросе несколько правильных ответов, то он отмечает несколько вариантов. Тест считается решенным верно и студенту засчитывается 1 балл, в том случае, если указаны все правильные варианты ответов. Выполнение тестовых заданий должно способствовать повышению теоретической и профессиональной подготовки студентов, лучшему освоению учебного материала, углубленному рассмотрению содержания тем дисциплины. При выполнении тестовых заданий студенты, должны показать умение работать с научной литературой, анализировать нормативно-правовые источники, делать обоснованные выводы. При решении тестов ответ следует обосновать, опираясь на положения нормативно-правовых актов. При этом должна использоваться и иная специальная литература. Приступая к выполнению тестовых заданий, студент должен, прежде всего, уяснить суть предложенного вопроса, внимательно прочитать предлагаемые ответы, проанализировать выбранный ответ с точки зрения действующего законодательства. Выполненные тесты оцениваются по пятибалльной шкале.
Критерии оценки выполнения студентом тестовых заданий по дисциплине «Жилищное право»
Примерная тематика рефератов 1. Конституционное право граждан на жилище. 2. Жилищные отношения как предмет регулирования жилищного права. 3. Понятие жилищного законодательства. 4. Понятие и виды жилищных фондов. 5. Формы удовлетворения жилищных потребностей граждан в период рыночных отношений. 6. Договор социального найма жилого помещения. 7. Предоставление гражданам жилого помещения по договору социального найма: основания и порядок. 8. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 9. Договор коммерческого найма жилого помещения. 10. Особенности правового режима служебных жилых помещений, общежитий и других специализированных жилых помещений. 11. Основания и порядок выселения нанимателей из жилых помещений. 12. Жилые помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов. 13. Сделки с жилыми помещениями: виды и особенности. 14. Приватизация жилищного фонда: понятие, основные принципы, условия, значение. 15. Приватизация жилого помещения: субъекты, объекты, порядок заключения и расторжения договора приватизации жилья. 16. Реализация гражданами права собственности на свои квартиры и жилые дома: пользование, сдача внаем, последствия сноса дома в связи с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд. 17. Право собственности граждан на объекты общего пользования в многоквартирном доме. 18. Товарищества собственников жилья: порядок образования, функции, основания реорганизации и ликвидации. 19. Жилищные кооперативы: понятие, виды, особенности правового статуса. 20. Особенности правового статуса жилищного накопительного кооператива 21. Управление жилищным фондом, обеспечение его сохранности и ремонта. 22. Формы участия граждан в управлении жилищным фондом. 23. Особенности и основные формы отчуждения жилых помещений. 24. Финансовое и налоговое регулирование в жилищной сфере. 25. Ответственность за нарушение жилищного законодательства. 26. Жилищные споры и порядок их разрешения. 27. Переустройство и перепланировка жилого помещения. Методические рекомендации по написанию рефератов Реферат (заочная форма обучения) является важным этапом обучения студентов, способствующим формированию навыков самостоятельного научного и практического подхода к освоению учебного материала. Кроме того, Реферат (заочная форма обучения) позволяет осуществить контроль за самостоятельной работой студента и оценить, наряду с экзаменами подготовленность будущего бакалавра. Студент должен внимательно ознакомиться со всеми требованиями, предъявляемыми к написанию и оформлению Реферат (заочная форма обучения). Библиография включает нормативные акты и литературу общего характера, поскольку подбор литературы для исследования является самостоятельной задачей студента. Тему реферата студент выбирает самостоятельно, однако в рамках одной учебной группы темы не должны дублироваться. Допускается самостоятельное формулирование темы студентом при обязательном согласовании с преподавателем. Структура и содержание реферата Реферат (заочная форма обучения) должен включать следующее: 1. Титульный лист. 2. План работы. План должен быть развернутый, позволяющий избежать пробелов и повторений. Он должен обеспечить последовательность, логичность изложения материала. 3. Основную часть. Основную часть Реферат (заочная форма обучения) необходимо разделить на разделы (2-3, каждый из них должен содержать 2-3 подраздела), которые должны быть примерно равны по объему. Название разделов должно логично раскрывать содержание общей темы. В содержание основной части должны входить: изложение теоретических аспектов излагаемой проблемы, анализ основополагающих нормативных документов, конкретных правовых ситуаций, самостоятельная оценка студентом излагаемого материала. В работе не обязательно приводить выдержки из юридических документов или конкретных решений и постановлений в полном объеме. Главное – приведение смыслового содержания той или иной статьи закона, нормы или положения применительно к исследуемому вопросу. В конце каждого раздела необходимо подводить итоги, делать обобщающие выводы. Умение обобщать переработанную информацию – критерий способности студента работать с теоретическим материалом. Все разделы должны быть выстроены в единое логическое целое, теоретические положения и подходы должны подкрепляться нормативно-правовым, а также практическим материалом и обязательными самостоятельными выводами и обобщениями. 4. Библиографический список. Составление списка использованной литературы осуществляется в течение всего периода подготовки курсовой работы. Список должен включать учебную, монографическую литературу, научные статьи по исследуемой теме, основные нормативно-правовые акты, регулирующие ту сферу общественных отношений, которую анализирует студент в курсовой работе. Список составляется по алфавиту. Каждый источник должен содержать следующую обязательную информацию: автор, название, издательство, год издания. Оформление реферата Объем должен составлять 10-15 страниц печатного текста. Реферат (заочная форма обучения) выполняется на писчей бумаге, формат А4. Писать студент должен только с одной стороны листа. В тексте не допускаются цитирование учебной, монографической литературы, нормативных актов без ссылок на соответствующий источник. Недопустимы сокращения слов, выражений, фамилий, наименований органов и организаций, если такие сокращения не являются общепринятыми. Реферат оценивается преподавателем по пятибалльной шкале.
Задача 1 Борисова В. состояла на учете в психоневрологическом диспансере и проживала в комнате площадью 14 кв. м в двухкомнатной коммунальной квартире. За месяц до смерти она совершила обмен жилплощади со своей сестрой, в результате чего вселилась в двухкомнатную квартиру к племяннику в качестве члена семьи, а сестра въехала в ее комнату. После смерти Борисовой В. ее соседи обратились к прокурору с просьбой о признании обмена недействительным, считая при этом, что комната площадью 14 кв. м должна быть передана в их пользование. Какое разъяснение должен дать прокурор?
Задача 2 Смирнов проживает в двухкомнатной квартире со своим совершеннолетним сыном и его женой. Он решил сдать внаем одну из комнат Жукову с семьей, однако сын стал возражать против этого. Смирнов подал заявление прокурору города, в котором просил обязать сына дать ему согласие на сдачу комнаты внаем. Как должен поступить прокурор в данном случае? Какие органы правомочны рассматривать подобные споры? Какие имеются правовые возможности для разрешения возникшего спора?
Задача 3 Администрация Новосибирской области приняло постановление, согласно которому граждане, имеющие в собственности деревянные дома с физическим износом 50%, должны передать их в собственность области за соответствующее возмещение и переселиться во вновь построенные дома государственного жилищного фонда. Правомерно ли лишение граждан права собственности на их жилище? Какие статьи Конституции РФ регулируют вопросы защиты права на жилище? В каких случаях, согласно Конституции Российской Федерации, допускается ограничение (в том числе жилищных) прав граждан?
Задача 4 Жилец дома, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, пытаясь открыть входную дверь, сломал по неосторожности домофон. Подпадает ли этот случай под действие жилищного законодательства? Если нет, то нормами какой отрасли права будет урегулирован данный инцидент? Если не будет урегулирован, то почему?
Задача 5 Пенсионерка Петрова, возвратившись из больницы, в которой она провела около 6 месяцев, обнаружила, что все это время ее бывший муж Сидорков проживал в ее квартире. Они развелись 5 лет назад, и после этого Сидорков выписался из квартиры Петровой и проживал со своей престарелой матерью. Однако после смерти матери, узнав, что Петрова попала в больницу, Сидорков продал свою квартиру и, прописавшись у друга, решил, что будет жить в квартире Петровой, которая в то время отсутствовала. Петрова полагает, что во время ее отсутствия был нарушен один из основных принципов жилищного права - неприкосновенность жилища. Ее соседка Иванкова считает, что Сидорков нарушил ст. 25 Конституции РФ и теперь Петровой следует обратиться с иском в Конституционный суд РФ, так как было нарушено ее конституционное право. Права ли Иванкова, и как нужно поступить Петровой, чтобы компенсировать моральный ущерб, который она оценивает в 10 тыс. руб.?
Задача 6 В г.Новосибирске между двумя гражданами возник конфликт по вопросам использования недвижимости в жилищной сфере. Один гражданин доказывал свою правоту, ссылаясь на Жилищный кодекс РФ, другой - на Закон об основах федеральной жилищной политики. Кто, на ваш взгляд, имеет большие шансы на победу в этом споре? Обоснуйте свою точку зрения.
Задача 7 Васильевский, приехавший в г. Н
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.104 (0.012 с.) |