Геронтогенез. Факторы, влияющие на старение. Общение и личностные особенности людей пожилого возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Геронтогенез. Факторы, влияющие на старение. Общение и личностные особенности людей пожилого возраста.



С физиологической и психологической точек зрения, старение менее жестко связано с хронологическим возрастом, чем любой более ранний период жизни вплоть до 60-65 лет. Сложность процесса старения выражается в усилении и специализации действия закона гетерохронии,в результате чего имеют место длительная сохранность и даже улучшение функционирования одних систем и ускоренная, происходящая разными темпами, инволюция других. Дольше всего сохраняются в организме те структуры (и функции), которые тесно связаны с осуществлением основного жизненного процесса в его наиболее общих проявлениях.

Старение (геронтогенез) – это физиологический процесс, сопровождающийся закономерно возникающими в организме возрастными изменениями, характер которых наследственно запрограммирован. Изменения, происходящие в стареющем организме, можно рассматривать на нескольких уровнях.

На молекулярном уровне происходят изменения биохимической структуры организма, снижение интенсивности углеродного, жирового и белкового обмена веществ, уменьшение способности клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы, что в целом приводит к накоплению в организме продуктов неполного распада.

На уровне функциональных систем также отмечаются изменения. Так, в клеточно-тканевой системе наблюдаются увеличение, разрастание соединительной ткани в сосудах, скелетных мышцах, почках и других органах. В состав соединительной ткани входят белки, колла­ген, эластин, которые, изменяясь в старости, становятся химически инертными. Это вызывает кислородное голодание, ухудшение пита­ния и гибель специфических клеток различных органов, что и приво­дит к разрастанию соединительной ткани. Отрицательные сдвиги происходят также в сердечно-сосудистой эндокринной, иммунной, нервнойи других системахв процессе инволю­ции организма.

Адаптация организма к старению достигается за счет мобилиза­ции резервных сил. Исследования памяти показали, что в период после 70 лет в ос­новном страдает механическое запоминание, а лучше всего сохраняется логическая память. Образная память ослабевает больше, чем смыс­ловая, но сохраняется лучше, чем механическое запечатление. Ведущим видом памяти в по­жилом возрасте становится смысловая, логическая память, хотя и эмоциональная память продолжает функционировать.

Выделяют хронологический (число прожитых лет) и биологический (то, как человек выглядит и себя чувствует) возраст. Если хронологический возраст превышает биологический, то говорят о замедленном старении. Если биологический возраст соответствует хронологическому или превышает его, то говорят об ускоренном старении.

Факторы, влияющие на старение:

1. пол (средняя продолжительность жизни женщин выше, чем мужчин)

2. экологическая обстановка в регионе (способствует возникновению определенных заболеваний)

3. условия труда (так называемые вредные производства, многочисленные стрессы)

4. образ жизни

5. личностная позиция (установка на пассивный или активный образ жизни).

 

Хотя старение — неизбежный биологический факт, тем не менее социально-культурная среда, в которой оно происходит, оказывает на него свое влияние. Душевное здоровье современного человека на любой фазе жизни во многом определяется его вовлеченностью в общение.Чем старше становится человек, тем больше в силу объективных причин сужаются его социальные связи и снижается социальная активность. Это обусловлено, во-первых, прекращением обязательной профессиональной деятельности, естественным образом влекущей за собой установление и обновление системы социальных связей и обязательств; очень немногие старики продолжают активно участвовать в новой жизни (как правило, это те, кто избегает зависимости, и ценит уверенность в собственных силах и самостоятельность).

Во-вторых, постепенно «вымывается» его возрастная когорта, и многие близкие ему люди и друзья умирают или возникают трудности в поддержании отношений (в связи с переездом друзей к детям, к другим родственникам) — «иных уж нет, а те далече». В ряде работ по проблемам старения отмечается, что принципиально любой человек старится в одиночку, так как в силу преклонного возраста он постепенно отдаляется от других людей. Пожилые люди очень зависят от побочных линий родства и косвенных отношений, стараясь поддерживать их в отсутствии других близких родственников. Любопытно, что многие пожилые люди не хотят, чтобы им напоминали о старости, и не любят из-за этого общаться со сверстниками (особенно с теми, кто жалуется на старость и на болезни), предпочитая обще­ство более молодых людей, обычно — представителей следующего за ними поколения (в то же время они часто обнаруживают социальную установку, что молодые презирают стариков и что старикам нет места ни в других возрастных когортах, ни в обществе в целом).

В-третьих, старый человек быстрее устает от напряженных соци­альных контактов, многие из которых ему не кажутся актуально зна­чимыми, и сам ограничивает их. Пожилому человеку чаще хочется побыть одному, «отдохнуть от людей». Круг общения пожилого чело­века чаще всего бывает ограничен ближайшими родственниками и их знакомыми и немногими близко живущими друзьями.

В противовес пессимизму обыденных представлений о старо­сти психологи говорят о таких своеобразных новообразованиях стар­ческого возраста, как: 1) чувство принадлежности к группе или груп­пам; 2) чувство, что «ты здесь дома» — личностный комфорт во взаимодействии с людьми; 3) чувство общности с другими людьми, переживание похожести на них; 4) вера в других — чувство, что в каждом человеке есть что-то хорошее; 5) мужество быть несовершен­ным — ощущение того, что ошибки делать естественно, что совсем не обязательно быть всегда и во всем «первым» и «правильным», «лучшим» и «непогрешимым»; 6) ощущение себя человеком — чув­ство, что ты часть человечества; 7) оптимизм — чувство, что мир можно сделать лучшим местом для жизни.

В то же время старение реально создает много психологических трудностей: ведь это годы «вынужденной праздности», часто прово­димые в отрыве от работы с ощущением контраста «той» и «этой» жизни, который многими воспринимается как унизительный. Вынуж­денное безделье часто становится патогенным фактором в соматичес­ком и психическом отношении, поэтому многие стараются остаться работоспособными, трудиться и приносить посильную пользу (хотя мнение, что все пенсионеры хотят продолжать трудиться, тоже не­верное: статистика показывает, что это всего лишь одна треть всех людей пенсионного возраста).

Выделение периода старения (геронтогенеза) и старости связано с целым комплексом социально-экономических, биологических и психологических причин, поэтому период позднего онтогенеза изу­чается различными дисциплинами — биологией, нейрофизиологи­ей, демографией, психологией и т.д. Общее постарение населения является современным демографическим феноменом: доля групп людей старше 60-65 лет составляет свыше 20% общей численности населения во многих странах мира (шестая или восьмая часть всей мировой популяции).

Средняя продолжительность жизни современного человека зна­чительно выше, чем у его предков, и это означает, что пожилой и старческий возраст превращается в самостоятельный и достаточно продолжительный период жизни со своими социальными и психоло­гическими особенностями. Эти демографические тенденции приво­дят также к усилению роли пожилых и старых людей в обществен­ной, политической, культурной жизни общества и требуют анализа сущностных характеристик развития человека в этом периоде жизни. Геронтолог И. Давыдовский говорил, что опыт и мудрость всегда были функцией времени. Они остаются привилегией взрослых и пожилых. Для геронтологии как науки не так важно «прибавить годы к жизни»; важнее «прибавить жизнь к годам».

Процесс старения неоднороден. Традиционно выделяют три градации периода геронтогенеза: пожилой возраст (для мужчин — 60-74 года, для женщин — 55-74 года), старческий возраст (75-90 лет) и долгожители (90 лет и старше). Но современные исследования показывают, что в последние десятилетия процесс старения замедляется (человек 55—60 лет может совершенно не ощущать себя старым и по социальным функциям может находиться в когорте взрослых — зрелых — людей), да и само старение внутри указанных фаз не является однородным (кто-то устает от жизни уже к 50 годам, а кто-то и в 70 может быть полным сил и жизненных планов). Как говорил Б. Спиноза, никто не знает, «к чему способно тело».

Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на кото­рой возможно либо обретение такого качества, как интегративность целостность личности (ego-integrity), либо переживание отчаяния оттого, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.

Э. Эриксон выделяет несколько характеристик переживания чув­ства интегративности: 1) это всевозрастающая личностная уверен­ность в своей склонности к порядку и осмысленности; 2) это пост-нарцисстическая любовь человеческой личности (а не особи) как переживание, выражающее какой-то мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, какой ценой они достаются; 3) это при­ятие своего единственного жизненного пути как единственно долж­ного и не нуждающегося в замене; 4) это новая, отличная от пре­жней, любовь к своим родителям; 5) это товарищеское, причастное, присоединительное отношение к принципам отдаленных времен и различным занятиям в том виде, как они выражались в словах и результатах этих занятий.

Носитель такой личностной целостности, хотя и понимает отно­сительность всех возможных жизненных путей, придающих смысл человеческим усилиям, тем не менее, готов защищать достоинство своего собственного пути от всех физических и экономических угроз. Тип целостности, развитый его культурой или цивилизацией, стано­вится «духовным наследием отцов», печатью происхождения. Перед лицом такой итоговой консолидации его смерть теряет свою силу.

На этой стадии развития к человеку приходит мудрость, которую Э. Эриксон определяет как отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Это форма такого независимого и в то же время активного взаимоотношения человека с его ограниченной смертью жизнью, которая характеризуется зрелостью ума, тщательной обдуманностью суждений, глубоким всеобъемлющим вниманием. Для большинства людей суть ее составляет культурная традиция.

Утрата или отсутствие эго-интеграции приводит к расстройству нервной системы, чувству безысходности, отчаяния, страху смерти. Здесь реально пройденный человеком жизненный путь не принимается им как предел жизни. Отчаяние выражает чувство, что времени уже осталось слишком мало для попытки начать жизнь сначала, устроить ее по-другому и попытаться достичь личностной целостности другим путем. Отчаяние маскируется отвращением, мизантропией или хроническим презрительным недовольством определенными социальными статутами и отдельными людьми. В целом, круг интересов по мере старения значительно сужается и постепенно человек склонен концентрировать свое внимание лишь на себе и собственных нуждах (эгоцентризм). В силу этого, специ­фичным психическим отклонением пожилых людей выступает «бред ущерба (обкрадывания, порчи)»

После 60 лет постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, которое пережи­вается болезненно, особенно в обществах, где нет необходимой со­циальной поддержки старости. Многие старики часто живут с ощущением ненужности, брошенности, невостребованности, обесцененности. Это означает, что в старости отмечается не только сужение межличностных контактов, но и нарушение самого качества чело­веческих взаимоотношений. Эмоционально неуравновешенные пожилые люди, остро чувствуя это, часто предпочитают деморализую­щее добровольное затворничество унижению, которое они усматри­вают в риске стать обузой и испытать на себе глумливое высокомерие молодых. Эти переживания могут стать и основой старческих суици­дов, наряду с материальной необеспеченностью, одиночеством, стра­хом умереть в одиночестве.

Выделяется несколько основных «жизненных позиций» пожи­лых людей (К.Висневска-Рошковска):

1. «Конструктивная» позиция. Люди с такой ориентацией всю жизнь были спокойными и довольными. Они позитивно от­носятся к жизни, способны смириться с приближающейся смертью, активны и настроены на оказание помощи другим. Из старости трагедии не делают, ищут развлечений и контактов с людьми.

2. «Зависимая» позиция присуща пожилым людям, которые всю жизнь не вполне доверяли себе, были слабовольными, пас­сивными. Старея, они еще с большим усилием ищут помощи, признания, не получая которое чувствуют себя несчастными.

3. «Защитная» позиция формируется у людей с повышенными механизмами к сопротивлению. Они не стремятся к сближе­нию с людьми, не желают получать от кого бы то ни было помощи, держатся замкнуто, отгораживаясь от людей, скры­вая собственные чувства. Старость воспринимается ими с не­годованием и ненавистью.

4. Позиция «враждебности к миру». Это «гневные старики», склонные обвинять окружающих и общество во всех неуда­чах, которые они претерпели в жизни. Такие люди подозри­тельны, агрессивны, никому не верят, не хотят от кого-либо зависеть, испытывают отвращение к старости, стараются дер­жаться за работу.

5. Позиция «враждебности к себе и своей жизни» выражается в пассивности, исчезновения интересов и инициативы. Такие люди склонны к пониженному настроению и фатализму, чув­ствуют себя одинокими и ненужными. Свою жизнь они счи­тают неудавшейся, к смерти относятся безболезненно, как к избавлению от существования.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.011 с.)