Общая характеристика юности.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика юности.



Границы юношеского периода определить так же сложно, как и границы отрочества. В физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22-23 годам для юношей и 19-20 годам для девушек. В социологии юношеский возраст связывается с изменением об­щественного положения и социальной деятельности личности, при­чем акцент делается на свойствах юношества как социально-демогра­фической группы. В древних обществах переход с одной возрастной ступени на другую оформлялся специальными обрядами — таинства­ми посвящения, инициациями, благодаря которым индивид не толь­ко приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново.

В психологических периодизациях А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина акцент делается на смене ведущего типа деятельности, в связи с чем началом юности можно считать окончание школы и начало учебно-профессиональной деятель­ности. Конец же юности в таком случае будет связан с началом трудовой деятельности, экономической самостоятельностью, приобретением стабильной профессии и т.д. Но эти процессы весьма вариативны.

Л. Коул и С. Холл перечисляют проблемы, которые должно решить юношество: I) общая эмоциональная зрелость; 2) пробуждение гетеросексуального интереса; 3) общая социальная зрелость; 4) эмансипация от родительского дома; 5) интеллектуальная зрелость; 6) выбор профессии; 7) навыки обращения со свободным временем; 8) построение психологии жизни, основанной на поведении, базирующемся на совести и сознании долга; 9) идентификация «Я» (перцепция «Я»). Достижение взрослого бытия и является конечной целью юности.

Фактически самосознание юношества акцентировано на трех существенных для возраста моментах: 1) физический рост и половое созревание; 2) озабоченность тем, как юноша выглядит в глазах других, что он собой представляет; 3) необходимость найти свое про­фессиональное призвание, отвечающее приобретенным учениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. Знакомое нам по концепции Э. Эриксона чувство эго-идентичности заключает­ся во все возрастающей уверенности в том, что внутренняя индиви­дуальность и целостность, имеющие значение для себя, равно значи­мы и для других. Последнее становится очевидным во вполне осяза­емой перспективе «карьеры».

Одним из важнейших новообразований интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становится развитие теоретического мышления.Развитие познавательных функций и интеллекта в юности имеет количественную и качественную стороны. Первая отражает тот факт, что юношеский интеллект более быстр, подвижен, эффективен, чем интеллект подростка. Качественные изменения — это сдвиги в самой структуре мыслительных процессов: важно не то, с какими задачами справляется юношеский интеллект, а то, каким образом он это делает. Развитие интеллекта в юности тесно связа­но с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициати­вы, продуктивности, оригинальности.

Разброс индивидуальных вариантов умственного развития в юно­шеском возрасте велик, поэтому можно встретить и юношей с абстрактным, теоретическим мышлением, и справ­ляющихся с задачами на конкретном уровне.

Конкретные личностные свойства интеллектуально развитых юношей могут быть различными, но все они сочетаются с развитым интеллектуальным самоконтролем, выраженной мотивацией интеллектуального достижения, придания высокой личностной ценности качествам интеллекта, склонностью к самообразованию и т.д. Умственное развитие в юношеском возрасте заключается не столько в накоплении знаний и навыков, изменении свойств и структуры интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности —индивидуально-своеобразной системы психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.

Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости. Все это неотделимо от формирования мировоззрения как системы взглядов на мир в целом, представлений об общих принципах и основах бытия, как жизненной философии человека, суммы и итога его знаний. Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию лич­ности, осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Этому возрасту в значительной мере свойственны рефлек­сия и самоанализ, причем им трудно совместить ближнюю и дальнюю перспективу жизни. Их захватывают дальние перспективы, глобаль­ные цели, появляющиеся как результат расширения временной пер­спективы в юношестве, а текущая жизнь кажется «прелюдией», «увер­тюрой» к жизни.

В юношеском возрасте значительно расширяется круг факторов, способных вызвать эмоциональный отклик; способы выражения эмоций становятся более гибкими и разнообразными; увеличивается продолжительность эмоциональных реакций и т.д. Если бы взрослые реагировали на все с непосредственностью ребенка, они были бы психически травмированы, постоянно перевозбуждены и эмоционально неустойчивы, поскольку круг значащих для них отношений шире детского. Поэтому в юношестве заканчивается формирование механизмов внутреннего эмоционального торможения и способности избирательного реагирования на внешние воздействия. Чем старше юноша, тем лучше выражены эти процессы.

Юность характеризуется и расширением круга личностно значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены (мораль­но-нравственные чувства, эмпатия, потребность в дружбе, сотрудни­честве и любви, политические, религиозные чувства и т.д.). Это свя­зано также с установлением внутренних норм поведения, и нарушение собственных норм всегда связано с актуализацией чувства вины. В юности заметно расширяется сфера эстетических чувств, юмора, иронии, сарказма, странных ассоциаций. Одно из важнейших мест начинает занимать эмоциональное переживание процесса мышления, внутренней жизни — удовольствия от творчества.

Центральное психологическое новообразование юношеского воз­раста — становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я».Это связано с усилением личностного контроля, самоуправле­ния, новой стадией развития интеллекта. Главное приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Центральным психологическим процессом развития самосознания в юности является формирование личной идентичности – чувства самотождественности, внутренней позиции по отношению к себе, другим людям и моральным ценностям. Развитие идентичности происходит в несколько этапов:

1. Неопределенная, размытая идентичность – индивид еще не выработал четких убеждений, не выбрал профессии, не столкнулся с кризисом идентичности.

2. Досрочная, преждевременная идентичность – индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса, а следуя чужому примеру и авторитету.

3. Мораторий – кризис самоопределения, выбор своего единственного варианта развития.

4. Зрелая идентичность – завершение кризиса, переход от поиска себя к самореализации.

В норме, четвертой стадии человек достигает в юности, но может остановиться на первой или второй стадиях.

Характерной чертой юношества является формирование жизнен­ных планов исамоопределение, которые возникают как результат обоб­щения и укрупнения целей, которые ставит перед собой юноша, как результат интеграции и дифференциации мотивов и ценностных ори­ентации. Важным моментом этой возрастной стадии является выбор буду­щей профессии. Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий:

1. Детская игра, когда ребенок примеряет на себя профессиональные роли (играет в магазин, войну, больницу и др.);

2. Подростковая фантазия, когда видит себя человеком определенной профессий в мечтах (военным, летчиком, банкиром, новым русским, предпринимателем и др.);

3. Предварительный выбор профессии: сначала происходит с точки зрения интереса, затем - с точки зрения способностей, затем – с точки зрения системы ценностей;

4. Практическое принятие решения: может происходить от сферы деятельности к уровню квалификации или, наоборот, от уровня квалификации к сфере деятельности.

В юношеских жизненных планах в основном представлены этапы жизненного пути; хуже, а порой и вовсе смутно, представлены средства достижения жизненных целей. Такая неотчетливость является причиной кризисных явлений в жизни молодых людей, неправильной, поспешной оценки окружающей действительности. Смутное представление о планах на будущее связано в целом с весьма смутным представлением о сложном мире профессий, реальных профессиональных ценностях, организационных условиях, должностном и квалификационном росте, социальных, административных и психологических нормах.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.203.87 (0.01 с.)