Новорожденность и младенческий возраст: физическое развитие, развитие моторики, развитие эмоций и общения. Кризис первого года жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новорожденность и младенческий возраст: физическое развитие, развитие моторики, развитие эмоций и общения. Кризис первого года жизни.



Новорожденность – это кратковременный период особых физиологических состояний, отражающих процесс приспособления ребенка к новым условиям среды (установление легочного дыхания, замена внутриутробного кровообращения внеутробным, начало функционирования пищеварительных органов, появление самостоятельной терморегуляции и др.). Вопрос же о границах новорождённости постоянно дискутируется. Физиологи на основе отпадения пуповины, набору первоначальной массы тела и подобных признаков называют верхней границей 6-7-й, 10-й, 20-21-й день и т.д. Физиологически этот период длится около трех не­дель, и незаметно, без резкой грани ребенок переходит ко второму младенческому периода.

Физиологические и психологические критерии возраста могут и совпадать. В психологии верхняя граница новорождённости попадает на конец первого—начало второго месяца жизни, когда наступает поворот в психическом развитии, связанный с изменением социальной ситуации развития. Этот поворот связан с появлением «комплекса оживления», т.е. с первой специфической реакцией ребенка на человека, которая включает в себя 4 ком­понента:

1) улыбка: первые улыбки могут фиксироваться на 1-ой неделе 2-го месяца жизни. В опытах М. И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. Первые улыбки легкие, с растягиванием рта, но без размыкания губ. Постепенно ребе­нок начинает улыбаться спокойно, с серьезной спокойной мимикой. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживлен­ная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой;

2) вокализации: ребенок гулит, гукает, лепечет, вскрикивает на­встречу взрослому;

3) зрительное сосредоточение на лице взрослого;

4) двигательные реакции, оживление: открывается «комплекс оживления» поворачиванием головки, скашиванием глазок на взрослого, слабыми движениями ручек и ножек. Постепенно ребенок начинает вскидывать ручки, сгибать ноги в коленях, поворачивается на бок с выгибанием спинки. В развитом ком­плексе отмечаются энергичные повторные прогибы спинки с упором затылком и пятками («мостики») со столь же энергич­ным выпрямлением, а также шагающие движения ножками, вскидывание, размахивание и опускание ручек.

В наибольшей мере к рождению складывается система пищевых рефлексов: механизм сосания и ориентировочно-пищевых рефлексов («реакция пищевого сосредоточения, поиск губами груди при прикосновении чем-либо к губам и щеке), реакции со слухового лабиринта (при покачивании ребенок пре­кращает крик, его движения тормозятся), защитные реф­лексы (кашель, чихание, моргание, зажмуривание). Но на большин­ство внешних раздражителей новорождённый отвечает одинаково: вздра­гивает, беспокойно двигает ручками и ножками, тоненько кричит, сморщив личико.

У новорождённого отмечается и ряд атавистических рефлексов: хватательный рефлекс, своеобразное «ползание» (отталкивание ножками от приставленной к ним опоре), рефлекс «автоматической ходьбы, рефлекс плавания, «эффектом кукольных глаз».

Около 80% суток новорожденный спит (у взрослого норма составляет 20%), причем сон носит полифазный характер: короткие периоды сна чередуются с крошечными очагами бодрствования.

Двигательная активность новорожденного своеобразна: с одной стороны, он уже обладает рядом двигательных реакций на внешние и внутренние раздражители; с другой стороны, он еще лишен самостоятельного передвижения в пространстве и может передвигаться только с помощью взрослых. Новорождённый почти неподвижен: в основном он лежит на спине и не может перевернуться или передвинуться. К 4-м неделям он принимает, лежа на животе, позу «фехтовальщика», определяемую тоническими шейны­ми рефлексами, и сжимает ручки в кулачки.

У новорожденного наблюдается учащенное по сравнению с детьми более старших возрастов дыхание и сердцебиение. Усиленно работают сальные железы. Вместо многих костей – хрящи. Мелкие кости черепа не сращены между собой и образуют роднички (самый крупный из них – теменной), которые помогают ребенку пройти родовые пути, обеспечивают рост мозга и закрываются к 9-14 месяцам. Позвоночник сформирован из хрящей и не имеет изгбов взрослого позвоночника, которые образуются, когда ребенок начинает держать головку, садиться и вставать. Пищевод новорожденного невелик (10-11 см), желудок расположен вертикально, из-за чего молоко легко возвращается обратно. Кишечник, напротив, длине, его мышечные и эластичные волокна развиты слабо, из-за чего в первые месяцы он переполнен газами.

Новорождённый реагирует на болевые, тактильные, темпера­турные раздражители, на световые и звуковые стимулы, на запах. В целом развиты все виды анализаторов, и к моменту рождения ре­бенка состояние центральной нервной системы обеспечивает начало его психической жизни. Лучше всего развиты вкусовой, тактильный и обонятельный анализаторы, зрительный и слуховой в новорожденности и младенчестве интенсивно развиваются.

Л.С. Выготский говорит о кризисе новорожденности, т.к. главная особенность этого периода связана со спецификой социальной ситуации развития: ребенок отделяется от матери физи­чески, но не биологически. Вследствие этого все существование ре­бенка в это время занимает как бы срединное положение между внут­риутробным развитием и последующими периодами постнатального детства. Новорождённость, как соединительное звено, совмещает в себе черты того и другого, и эта двойственность характеризует всю жизнь маленького существа.

Центральным новообразованием новорождённости является появление индивидуальной психической жизни ребенка. Л.С. Выготский обращал внимание на 2 момента, связанных с этим.

1. жизнь присуща ребенку уже в эмбриональный период развития. Новым, возникающим после рождения, является то, что эта жизнь становит­ся индивидуальным существованием, отделенным от организма матери и вплетенным в социальную жизнь окружающих людей.

2. жизнь новорождённого, будучи первой и еще примитивной формой бытия ребенка как социального существа, стала не только индивидуальной, но и психической.

Новорожденный имеет две формы выражения эмоций: крик, плач, как выражение неудовольствия, страдания, гнева, и улыбку, как выражение удовольствия. При бодрство­вании он чаще всего находится в одном из следующих состояний, которые могут очень быстро меняться:

· серьезен, неактивен, спокоен, сохраняет тенденцию к сон­ливости;

· полностью бодрствует, серьезен и активен, издает звуки;

· серьезен, активен и слегка раздражен, подает голос;

· явно очень недоволен — активен, серьезен, кричит.

 

Младенчество – период, продолжающийся от конца новорожденности до 1 года. Начало младенческого возраста совпадает с окончанием кризиса новорождённости. Поворотный пункт находится между 2-м и 3-м месяцами жизни ребенка и знаменуется выделением взрослого человека как центрального элемента окружающей действительности. Так, уже 3-месячный ребенок выделяет свою мать из окружения, а к 6 месяцам начинает отличать своих от чужих. С 8-9 месяцев ребенок будет проявлять ак­тивность, затевая первые игры со взрослыми (не из-за самой игры, а из-за удовольствия общения со взрослым), а к 11-12 месяцам дети уже умеют не только наблюдать за взрослыми, но и обращаться к ним за помощью. Подражает ребенок всегда только человеку.

Примерно до 5 месяцев «комплекс оживления» развивается и со­храняется как целое, а к 6 месяцам отмирает как единая комплексная реакция, но его компоненты начинают трансформироваться: улыбка — в мимику, гуление — в речь, двигательное оживление — в хватание.

Существует понятие «типичный облик младенца», включающий черты, характерные для большинства детей младенческого возраста.

Общий принцип, которому подчинено развитие младенца, та­кой: сенсорное развитие опережает моторное, и это существенно отличает младенца от детенышей животных, у которых все наоборот - сенсорика отстает от моторики.

Развитие моторики младенца подчинено определенной схеме: движения совершенствуются от грубых, крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала совершенствуются движения рук и верхней половины тела, затем — ножек и нижней части тела. Во втором полугодии появляются повторные, цепные реакции и реакция подражания.

Кроме прогрессивных реакций, способствующих развитию ребенка, у него могут наблюдаться и тупиковые реакции, тормозящие развитие (сосание пальцев, раскачивание на четвереньках).

В течение первых месяцев жизни у ребенка интенсивно развивается зрение: в 2-3 нед. появляется конвергенция глаз, но на предмете остановить взор ребенку еще очень трудно. В 3-5 нед. возникают очень кратковременные задержки взора на предмете. В 4-5 нед. ребенок может следить за предметом на расстоянии 1-1,5 м, а в 2 мес. научается следить за двигающимся предметом на расстоянии 2—4 м, в 3 мес. — на расстоянии 4—7 м. В период от 6 до 10 нед. ребенок может проследить за предметом, движущимся по кругу, поэтому полезны движущиеся карусельки с яркими предметами, картинками). В 4 мес. акт смотрения оказывается уже достаточно сформированным: он может следить за движущимся предметом. К 5 мес. формируется хватание, которое связано с образованием зрительно-двигательных координации. Оно вставляет собой первое направленное действие и знаменует формирование разнообразнейших манипуляций с предметом. Далее развитие движется в сторону совершенствования зрительно-двигательных координации. К 7 мес. координация между зрительным восприятием предмета и движением к нему устанавливается быстро. Движущиеся предметы, особенно яркие, заметные, легко привлекают к себе взор ребенка и фиксируются более длительное время, чем бесцветные и неподвижные.

Слух. Срок появления слуховой чувствительности у ребенка уста­новить очень трудно. Первыми реакциями, свидетель­ствующими о том, что младенец ощущает звуки, являются вздрагива­ния век, рук, непроизвольные движения лицевых мышц и туловища в ответ на сильный хлопок у самого уха, стук двери, шум от упавшего рядом с кроваткой ребенка ключа и т.д.

На 10—12-й день у младенца появляется реакция на звуки челове­ческого голоса. На 2-м мес. звук голоса, музыкальные звуки (напри­мер, скрипки) могут вызывать у него даже торможение пищевого и двигательного рефлексов: ребенок замирает, услышав голос матери. На 4-м мес. младенец не только слышит звуки, но и может лока­лизовать их в пространстве: поворачивает глаза и голову в сторону звука. После 4—5 мес. у него вырабатывается реакция дифференцировки звуков: ребенок различает голоса близких людей. Во второй половине первого года жизни эта дифференцировка становится более тонкой и точной: младенец различает интонации, с которыми к нему обраща­ется взрослый. У 7-9-месячных детей можно наблюдать отчетливо различную реакцию на веселую и грустную музыку, на разный темп и ритм. Существеннейшим приобретением конца 1-го года жизни является способность к различению звуков человеческой речи, преж­де всего таких фонем, как «па-па», «ба-ба», «да-да», «дать». Это — предпосылки будущего развития речи.

Обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Уже к концу 1-го мес. у младенцев вырабатывается положительный рефлекс на запах. К концу 3-го мес. дети отчетливо дифференцируют приятные и неприятные запахи. Столь же рано своей мимикой ребенок реагирует на сладкий, горький и кислый вкус (соленый — значительно позже).

Ощущения прикосновения у ребенка очень тонки и обнаруживаются очень рано. Малейшие складки на пеленке и одежде способны вызвать отрицательную реакцию — плач, движения всего тела. На 3-м мес. выявляется чувствительность к различению температуры: например, на температуру воды в ванне в 33 градуса ребенок реагирует положительно, а уже на 32 — отрицательно.

Основное новообразование младенческого возраста — это первоначаль­ное сознание психической общности со взрослым, с матерью, пред­шествующее выделению собственного «Я». В младенческом возрасте большинство эмоциональных реакций ребенка на взрослого условно можно именовать пассивными реакциями общения — они вызываются активностью самих взрослых, а не ребенка. Во втором полугодии появляются первые обратные реакции: ребенок начинает делать попытки привлечь к себе взрослого, «заиг­рывает» с ним, тянет ручки к подошедшему, кричит или хнычет, если на него не обращают внимания. Появление этих первых реакций свидетельствует о возрастающей к концу младенческого возраста потребности в общении со взрослым. Общение младенца со взрослыми протекает самостоятельно, вне какой-либо другой дея­тельности и составляет ведущую деятельность этого возраста.

Во втором полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию со взрослым, поэтому появляются и новые средства коммуникации. Таким средством становится речь, вначале пассивная (по­нимание), затем активная (говорение). Н.Л. Фигурин и М.П. Денисова попытались описать этапы развития говорения: 1) этап гуканья и гуления, 2) этап лепета и лепетного говорения, 3) этап появления первых псевдослов, слов-предложений.

С первого года жизни на лице ребенка отражаются страх, удивле­ние, страдание, удовольствие. Первоначально они связаны с удовлет­ворением базовых биологических потребностей, но к концу года распространяются на более широкий круг явлений (на­пример, на общение со взрослыми) и на собственную деятельность ребенка (например, дотягивание до предмета и схватывание его, сто­яние и приседание в кроватке и т.д.). Еще психологи-классики отме­чали, что развитие эмоциональной жизни идет по такой линии: сна­чала эмоция как конечный результат удовлетворения потребности; затем эмоция, формирующаяся в самом процессе деятельности; и, наконец, предвосхищающая эмоция.

Эмпирическое содержание кризиса первого года жизни связано с несколькими моментами.

1. Развитие ходьбы. Главное в обретаемом акте ходьбы, по Д.Б. Эльконину, — не только то, что расширяется пространство ребенка и освобождаются руки для манипулирования, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого.

2. Появление первого слова. Значение его то же: там, где было единство, становится двое — взрослый и ребенок (старая ситуация распалась и между ними выросло новое содержание — предметная деятельность).

3. Аффекты и воля. В связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим. Такие реакции выявляются с большей силой и закрепляются как формы поведения при неправильном воспитании. Особенно они выявляются, когда ребенку в чем-то отказано, что-то запрещено: он кричит бросается на пол, отказывается ходить (если уже ходит), бьет ногами об пол, отталкивает взрослых и т.д.

Выраженность кризиса зависит от удовлетворения биологических потребностей ребенка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.128.90 (0.018 с.)