Раннее детство: развитие речи и особенности общения. Кризис трех лет.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раннее детство: развитие речи и особенности общения. Кризис трех лет.



Детскую речь этого периода называют автономной. Ее особенностями являются следующие:

1)между словами ребенка и словами взрослого есть резкие фонетические разли­чия; звуковой состав слов ребенка отличен от звукового состава слов взрослых; это а) слова, не похожие на слова взрослых («ика» — «шкафчик», «адига» — «рыбий жир» и т.д.); б) слова-обрывки слов взрослых, чаще — корни («ка» — «каша», «па» — «упала» и т.д.); в) слова, являющиеся искажением слов взрослых, но с сохранением и фонетического и ритмического рисунка («ти-ти» — «часы», «ниняня» — «не надо»); г) звукоподражательные слова («ав-ав» — «собака», «му-му» — «корова»);

2)детские слова характеризуются многозначностью, так, «ака» может обозна­чать конфеты, ягоды, куски сахара, фишки мозаики; «ука» может означать целое предложение «Утки плавают в воде» и т.д.

3)В это время общение оказывается возможным только между ребенком и теми людьми, которые понимают значение его слов, посвящены в «шифр» детской речи.

4)Определенные речевые искажения: например, ребенку часто говорят «бо-бо» вместо «больно», а показывая на большой дом и большую лошадь, говорят «домик» и «лошадка».

5)Общение с детьми в это время возможно только в конкретной ситуации, где первые слова употребляются в тесной связи с действиями и тогда, когда предмет находится перед глазами.

6)Возможные связи между отдельными словами весьма своеобразны: этот язык аграмматичен, не имеет предметного способа соединения отдельных слов и значений в связную речь.

Без специального обучения к 4-5 годам дети овладевают прави­лами грамматики родного языка. В своей речи они верно пользуются многими морфологическими и синтаксическими правилами, вклю­чая словоизменение, образование времен, составление предложений. Осваивая синтаксис, дети одновременно постигают значения слов и предложений — семантику. Но чтобы эффективно общаться, необхо­димо также знать, как ясно выразить свои намерения и достичь наме­ченной цели, а для этого необходимо овладеть прагматическими ас­пектами языка: интонацией, паузами, правилами беседы, формами обращения к людям и т.д.

Очень важный путь в речевом развитии — овладение значением слова. Любое слово — это обобщение: слово относится не к какой-либо единичной конкретной вещи, а к группе, классу вещей. В класс могут входить предметы, различные по внешним признакам (цвету, форме, величине), но одинаковые по общественному употреблению.

Накопление названий предметов происходит, по данным Е.К. Кавериной, в следующем порядке: сначала усваиваются названия не­посредственно окружающих ребенка вещей, затем имена взрослых, названия игрушек, изображения предметов одежды и, наконец, ча­стей тела и лица. К 2-2,5 года ребенок понимает почти все обращен­ные к нему слова. Примерно такой же путь проходит и понимание названий действий: от отсутствия реакции на просьбу или неадекват­ной реакции через правильное выполнение действия к его усложнению или модификации. Словарный запас достигает 1200-1500 слов к концу 3-го года жизни, в нем встречаются все части речи; среди предложений встречаются основные их типы, включая сложные бессоюзные и союзные предложения. Собственная речь ребенка тесно вплетена в его деятельность и постепенно начинает выполнять функцию организации его действий, входя в них как обязательный компонент. Это и позволяет руководить им при помощи речи, осуществлять вместе с ним совместную деятельность.

Изменение социальной ситуации развитиязаключается в возникновении ситуации совместной деятельности со взрослым, содержание которой — усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись, а затем стали его достоянием. Социальная ситуация раз­вития в раннем возрасте такова: «ребенок—предмет—взрослый» (вме­сто прежней «ребенок—взрослый»). Центральным новообразованием возраста является возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я». Ребенок в раннем детстве поглощен не только близкими людьми и внешним миром, но и собственной персоной. Он неустанно иссле­дует себя. Уже годовалый ребенок имеет некоторые представления о себе, об отдельных частях собственного тела.

С развитием общения ребенок все сильнее вовлекается в систему социальных отношений и должен ориентироваться на те нормы поведения, которые приняты между людьми. Уже в период от 1,5 года до 2 лет ребенок имеет представления том, что игрушки и книжки должны быть целыми, одежда чистая и не мятая, не рваная и со всеми пуговицами, что самому надо быть умытым и причесанным, а в вещах поддерживать порядок. Одновре­менно дети усваивают элементарные нормы поведения в тех или иных ситуациях, обычно связанные с аккуратностью, сдерживанием агрес­сивности, послушанием. Эти представления и являются первыми норма­ми, которые ложатся в основу детского понимания, что правильно, что нет, что хорошо, а что плохо. Так ребенок осваивает первую ступень нравственного чувства. Понятно, что такое усвоение нравственных норм возможно только с помощью посредника-взрослого.

Уже с младенчества ребенок проявляет чувство любви, привязанности к близким людям. В раннем детстве в связи со становлением нового уровня самосознания и продвижением в общем интеллектуальном развитии ребенок уже стремится получить ласку, похвалу и огорчается, если взрослые им недовольны. К середине 2-го года, если ребенок общается с другими детьми, чувства симпатии, любо­пытства переносятся и на них. Дети сочувствуют друг другу, старают­ся помочь, если с кем-то случилась неприятность; если ребенок кого-то обидел, то через некоторое время старается загладить вину, при­нося свои любимые игрушки, сладости.

Дети этого возраста легко заражаются чувствами других: уже в младенчестве, если плачет один ребенок, то начинают плакать все. В раннем детстве дети заражаются весельем, смехом других, но и огорчением. К трем годам формируются начатки чувства гордости за похвалу, за свои хорошие поступки (ребенок готов добиваться похва­лы от взрослого), самолюбия, а также чувства стыда за свои ошибки, неодобряемые взрослыми поступки. Но появление этих чувств еще не означает, что ребенок 3 лет под их влиянием контролирует свое по­ведение. Возможность управлять собой в раннем детстве еще очень ограниченна, поскольку господствует непроизвольность. Ребенку труд­но, почти невозможно, удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания, трудно заставить себя выполнить трудное или непривлекательное действие.

С трехлетним возрастом связан и очень важный элемент самосоз­нания — осознание себя как отдельного активного субъекта,самоуп­равляющегося, имеющего свои чувства, желания и возможности. Все это проявляется в часто повторяющемся тезисе «Я сам!» и ведет к началу кризиса3 лет.

Его проявления впервые были описаны Э. Келер и часто называются «семизвездьем кризиса» по числу симптомов.

1. Негативизм тенденция ребенка идти вразрез со всем тем, требует и предлагает взрослый.

2. Упрямство— такая реакция, когда ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал,и он настаивает на своем требовании.

3. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка вообще, против навязываемого образа жизни. Она выражается в своеобразном детс­ком недовольстве, пренебрежении к тому, что предлагают и делают.

4. Своеволие, своенравие. Оно связано с нарастающим стремлени­ем ребенка к самостоятельности, эмансипации от опеки взрослого; теперь ребенок все хочет делать сам.

5. Протест-бунт, выражающийся в постоянной готовно­сти ребенка к ссоре, в повышенной раздражительности, в высоком уровне конфликтности и к сильному накалу страстей в конфликте.

6. Обесценивание требований взрослых, которые раньше беспрекословно выполнялись. Ребенок ругается, употребляет известные ему бранные слова (напри­мер, «дура» по отношению к матери), плюется, топает ногами и т.п. Характерен отказ от ранее привлекательных игрушек, еды. В его лек­сиконе появляется много слов и терминов, обозначающих плохое, отрицательное, которые он относит к вещам, нейтральным по смыс­лу (одежде и обуви, книжкам, игрушкам, еде).

7.Последний симптом кризиса имеет двойственную природу: в семье с единствен­ным ребенком он проявляется как деспотизм, особенно по отношению к матери. Ребенок изыскивает тысячу способов, чтобы продемонстрировать власть над окружающими (это и обиды, и угрозы, и упрашивания). Ребенок как бы старается вернуть состояние раннего детства, стать господином положения, центром внимания. В семьях с несколькими детьми этот симптом проявляется как ревность.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.13.53 (0.014 с.)