Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие ребенка в пренатальный период.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
II Раздел: возрастная психология Дошкольный возраст: деятельность и ее роль в развитии ребенка. Основная потребность дошкольника — жить общей жизнью со взрослыми. Но осуществить это в современных исторических условиях невозможно; и жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Такую связь осуществляет игровая деятельность ребенка. В структуре игры можно выделить несколько элементов. 1. Тема — та область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре. 2. Сюжет, сценарий игры - определенная последовательность событий, разыгрываемых в игре. 3. Роль - обязательный набор действий и правил их выполнения, моделирование реальных отношений, существующих между людьми. 4. Содержание игры — то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. 5. Игровой материал — игрушки и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. 6. Игровое пространство - границы, в пределах которых территориально разворачивается игра. 7. Ролевые и реальные отношения — первые отражают отношения к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые - выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли (они позволяют договариваться о распределении ролей, выборе игры и реализуются в игровых «ремарках» типа «надо делать так», «ты неправильно пишешь» и т.п.). В детской психологии выделяют следующие этапы развития игры. 1. Предметная игра. В младшем дошкольном возрасте игры носят процессуальный характер. В несложных по содержанию играх смысл для детей содержится в самом процессе действования, а не в том результате, к которому это действие должно привести. Этап предметной игры связан преимущественно с овладением специфическими функциями предметов, еще недоступных ребенку в практической деятельности. Способом является разворачивание и обозначение в игре условных предметных действий («кормить куклу», «резать хлеб»). 2. Ролевая игра. В среднем дошкольном возрасте в играх главное место занимает выполнение роли, и интерес игры состоит именно в выполнении моделирующих отношения взрослых действий. Этап ролевой игры обусловлен овладением ребенком отношениями между людьми, опосредующими отношение к предметам. Этой игре соответствует и следующий по сложности способ — ролевое поведение, связанное с обозначением и реализацией ролевой позиции, подчиняющей себе предметные действия (играть «во врача», «в дочки-матери», «в зачарованных», «в милиционеров»). 3. Игра с правилами. На этом этапе детей интересует не просто роль как таковая, но и то, насколько реалистично она выполняется. Повышается требовательность детей к правдивости и убедительности, реалистичности исполнения ролей и сюжетов, использованию игрового материала (к игре охотно привлекаются реальные предметы и вещи, одежда взрослых), к соблюдению правил в игре. Этап игр с правилами связан с выделением ребенком скрытых в отношениях между людьми задач и правил человеческих действий и сдвигом мотива игры с процесса на результат.На этом этапе появляются игры-драматизации, игры-фантазирования. Третий способ построения игры — сюжетосложение, связанное с развертыванием в игре последовательности целостных ситуаций («играть в больницу», «играть в парикмахерскую»). Д.Б. Эльконин выделяет основные линии развития игры в дошкольном возрасте: · от малолюдных группировок ко все более многолюдным; · от неустойчивых группировок ко все более устойчивым; · от бессюжетных игр к сюжетным; · от ряда не связанных между собой эпизодов к планомерно развертывающемуся сюжету; · от отражения личной жизни и ближайшего окружения к событиям общественной жизни. Другой важной деятельностью дошкольного возраста является изобразительная деятельность ребенка. К 3 годам ребенок имеет уже некоторый графический опыт и некоторый запас графических образов, позволяющих ему изображать предметы. Но ограниченность этого запаса становится очевидной, если попросить 3-летнего ребенка нарисовать, например, последовательность таких предметов: мяч, арбуз, картофелину, воздушный шар, грушу, свеклу, лампочку и кубик. Все перечисленные предметы pe6eнок изображает при помощи одинаковых неправильных кружочков. В это время дети рисуют довольно шаблонно, следуя принятому однажды образцу. Сходство изображения с реальным объектом для ребенка несущественно: он знает, что так рисуют этот объект, и этого оказывается достаточно. Поэтому шаблонные образцы изображения отдельных предметов (домика, лодочки, человечка, елочки и т.д.) передаются из поколения в поколение, надолго закрепляясь в возрастах. Так, современные городские дети, живущие в высоких многоэтажках, все же рисуют одноэтажный домик с треугольной крышей и трубой, из которой идет дым. Старший дошкольный возраст (особенно 5 лет и старше) — возраст расцвета рисования, когда ребенок может выполнять до 25 рисунков в день. В это время от изображения отдельных предметов дети переходят, как в игре, к сюжетному рисованию (изображению бытовых сцен и событий, иллюстраций к сказкам и мультфильмам) со множеством предметов и персонажей. Особенностями рисунков дошкольников являются следующие: 1) наличие предварительного замысла рисунка из-за чего дети часто пользуются ластиком, исправляя рисунок; 2) некоторое представление о пропорции и перспективе, но все же большинство рисунков плоскостные, когда предметы располагаются в ряд на одной линии или по «этажам». 3) насыщенность рисунков деталями реалистического плана (5 пальцев на руке изображаются пучком линий или «колбасок», волосы часто рисуются по одной волосинке дыбом или заменяются челочкой и т.д.). 4) выражение в рисунке собственного отношения к изображаемым предметам и явлениям (преувеличение, использование цвета как символа «плохого» или «хорошего», тщательная прорисовка деталей «красивого», «хорошего», «любимого» и небрежное исполнение «плохого» и т.д.). С возрастом все более заметными становятся индивидуальные различия в рисовании детей. В дошкольном возрасте выделяется конструирование, которое появляется как умение ребенка по образцу (или по собственному несложному плану) создавать элементарные построения из кубиков, мозаики, деталей конструкторов и т.д. Развитие конструирующей деятельности в это время проходит три последовательных этапа: 1) конструирование по образцу (связано с воспроизведением уже готовой конструкции по схеме, рисунку, образцу взрослого), 2) конструирование по условиям (предполагает создание знакомых ребенку конструкций с учетом игровых требований: например, чтобы под мостом прошел пароходик, чтобы в дверь домика проходила кукла, чтобы под воротами проезжал автомобиль и т.д.), 3) конструирование по замыслу (предполагает наличие у ребенка представлений о создаваемой постройке, плана ее создания, знаний о приемах и материалах, с помощью которых ее можно сделать и т.д.). Развитие конструирования также идет от создания отдельных предметных конструкций к сюжетному конструированию и от индивидуального к совместному. Старшие дети вполне способны вместе реализовать коллективный замысел (с помощью взрослого сделать панно или большой макет).
II Раздел: возрастная психология Развитие ребенка в пренатальный период. Развитие эмбриологии, генетики, биохимии и экспериментальных методов позволило приблизиться к пониманию того, что происходит в эмбриональном периоде, но даже современные знания о внутриутробной психической жизни фрагментарны и малочисленны. Однако внедрение специальных технических средств, созданных в последние годы, позволило ученым выполнить ряд поистине удивительных исследований пренатальных процессов и более детально изучить истоки психического развития. Период пренатального развития традиционно подразделяют на 3 стадии: стадию зародыша (от оплодотворения до имплантации яйцеклетки в стенку матки — около 2 недель): стадию эмбриона (со 2-й до 7-й недели беременности, когда происходит закладка наиболее важных органов) и стадию плода (с 8-й недели беременности до рождения). Выделение подстадий в периоде пренатального развития кажется совершенно правомерным, когда за основу принимаются различия между эмбрионом и плодом. Уже в первые часы развития зародыша число составляющих его клеток увеличивается. Не позднее, чем через 30 часов после оплодотворения зародыш человека становится двухклеточным. Следующие деления происходят быстрее: еще через 10 часов — уже 4 клетки, через 3 дня их 12, а вскоре и 16. Первые клетки (бластомеры) крупнее обычных соматических клеток и тесно соприкасаются друг с другом. Зародыш в это время похож на тутовую ягоду, поэтому эту стадию развития называют морулой (от лат. тоrит — тутовая ягода). Первые дни зародыш развивается в яйцеводе (фаллопиевой трубе) и благодаря сокращениям его мышечной стенки продвигается к матке. Когда морула поступает в матку, между ее клетками накапливается жидкость, зародыш становится похожим на пузырек и называется бластоцистой. В это время образуется внутренняя масса клеток (эмбриобласт) и наружный покров полого пузырька (трофобласт). Из эмбриобласта впоследствии разовьется зародыш, а трофобласт (от греч. trophe — «пища» и blastos — «зародыш») превратится в плаценту. На 3-й неделе у зародыша появляется утолщение в области средней части наружного зародышевого листка, так называемая нервная пластинка. Из нее сначала образуется желобок, потом нервная трубка, из которой развиваются все отделы ЦНС. У 4-недельного зародыша можно обнаружить 3 мозговых пузыря, зачатки глаз и спинного мозга. А несколько позже готовы все отделы центральной и периферической нервной систем. С 1-го месяца существования начинает формироваться каркас будущего скелета в виде хрящевой модели. Череп образован отдельными плоскими костями, между которыми есть несколько пространств — родничков. Поэтому головной мозг может беспрепятственно расти, а объем черепа — увеличиваться. На 4-й неделе закладываются хрящи лицевой части черепа, которые в дальнейшем будут заменены костями. Из трех зародышевых листков у него формируются ткани и начинают образовываться органы. Клетки каждого листка интенсивно делятся, перераспределяются в пространстве и специализируются. С 4-й по 8-ю неделю из наружного зародышевого листка формируются центральная и периферическая нервные системы (т.е. головной и спинной мозг и отходящие от них нервы), чувствительная и покровная ткань (эпителий) ушей, носа и глаз, кожный покров, волосы и ногти. Средний зародышевый листок дает начало всей соединительной ткани и мышцам скелета и внутренних органов, сердцу, крови, лимфе, кровеносным и лимфатическим сосудам, хрящам и костям, селезенке, почкам, половым железам и оболочкам, выстилающим все полости тела. У 6-недельного эмбриона в наметившихся конечностях имеются хрящи, из которых разовьются некоторые крупные кости. К 8-й неделе полностью формируется хрящевой скелет конечностей. В этот период интенсивно развивается позвоночник. Внутренний зародышевый листок образует внутренние оболочки желудка и кишечника, органов дыхания, основной части щитовидной железы, печени, поджелудочной железы и других органов. В этот период появляются внешние признаки человека — лицо, уши, глаза, нос; в зачатках конечностей намечается разделение на отделы, затем появляются пальцы, вначале соединенные плавательной перепонкой. На третьем-пятом месяцах жизни рост интенсивно продолжается, и длина эмбриона достигает 9 см. На пальцах появляются ногти, голова выпрямляется, обозначается шея. Глаза закрываются благодаря развивающимся и срастающимся векам. Во второй половине 3-го месяца формируются наружные половые органы. С 3-го месяца наступает плодный период, который продолжается вплоть до появления ребенка на свет. Тело плода в это время быстро растет, его масса увеличивается и достигает на 5-м месяце существования 500 г при длине - 230 мм. Для плодного периода характерно определенное соотношение между размером головы плода и его длиной (от темени до копчика). В начале 3-го месяца голова огромна — около половины роста. На 5-м месяце она составляет около одной трети, а у новорожденного примерно одну четверть роста. К концу 3-го месяца лицо плода отчетливо похоже на человеческое, уши занимают свое обычное место. Кожа прозрачная, розовая; подкожной жировой клетчатки еще нет, поэтому сквозь кожу просвечивают кровеносные сосуды и мышцы; сам плод сморщенный и красный. По наружным половым органам легко устанавливается пол. Появляется мышечная активность, но слабые движения плода мать еще не чувствует. Это произойдет к концу 4-го месяца, когда его мышцы сформируются. В это же время закладываются органы эндокринной системы, призванные в дальнейшем осуществлять гуморальную регуляцию организма — железы внутренней и смешанной секреции. Так, щитовидная железа закладывается у ничтожно маленького зародыша длиной всего 10—13 мм. Признаки ее функционирования (т.е. гормоны, которые она выделяет) обнаруживаются уже у 3—4-месячного плода. В этот период в клетках железы накапливается йод. В начале 2-го месяца эмбрионального развития появляются паращитовидные и вилочковая железы. На 3-й неделе в мозге оформляется гипофиз, который начинает функционировать у плода длиной 22-27 мм. Известно, что женщины, страдающие диабетом, во время беременности начинают чувствовать себя немного лучше и снижают объем инъекций инсулина. Это свидетельствует о том, что поджелудочная железа плода выделяет инсулин в количестве, достаточном для обеспечения им не только своего, но и материнского организма. Когда плоду исполняется 28 недель, он способен к самостоятельной жизни вне организма матери, и рождение 7-месячным не угрожает его жизни. Регистрация электрической активности мозга плода на последних месяцах внутриутробной жизни показала, что в ней происходит смена ритмов, характерная для состояния сна. Две фазы сна сменяют одна другую: «медленный сон» сопровождается спокойными медленными волнами в энцефалограмме и «быстрый сон» с мелкими частыми зубчиками, которому сопутствуют быстрые движения глаз. Хотя женщины приблизительно на 16-й неделе беременности часто начинают чувствовать движения плода, они могут судить лишь о наиболее грубых движениях. В действительности, благодаря новейшей измерительной технике, у плода в гестационном возрасте менее 16 недель можно зарегистрировать до 20 000 движений в день. На 17-й или 18-й неделе развития активность плода падает, наступает переходный период, который продолжается до 24-й недели. Можно предположить, что этот период относительного покоя совпадает с формированием тех высших центров головного мозга, которые модулируют поведение, ранее контролируемое среднемозговыми структурами. После 24-й недели наблюдаются более тонкие движения, включая экспрессивную лицевую мимику. Функциями спонтанных паттернов движений плода являются следующие: · упражнения развивающейся системы, · обеспечение системы обратной связи. Значение обратной связи очевидно при анализе состояния, известного под названием алкогольный синдром плода, при котором дети матерей-алкоголиков появляются на свет с врожденными уродствами суставов. Помимо других симптомов, у них отмечаются поражения суставов конечностей, и все это происходит потому, что алкоголь, проникающий через плацентарный барьер, оказывает анестезирующее влияние на плод. В свою очередь это препятствует развитию нормальных паттернов движений, благодаря которым развивающиеся суставы приобретают свою правильную форму. В экспериментах на зародышах курицы было показано, что всего лишь двухдневное искусственное ограничение подвижности ног во время сензитивного периода развития суставов может привести к возникновению уродств. · обеспечение канала доступа проприоцептивной информации к развивающимся ушам, глазам и другим органам чувств. Рецепторы кожи, вкусовые, обонятельные рецепторы, вестибулярная и слуховая системы функционально созревают к 24-й гестационной неделе. Зрительная система функционирует с 26-й недели, · непрерывные вращательные и "ползающие" движения зародыша предотвращают прилипание к стенке матки. · То есть активное поведение плода способствует нормальному развитию, и это не просто процесс автоматического постепенного созревания или рефлекторные ответные реакции на внешние раздражители. Спонтанные движения, необычайно грациозные и сложно организованные, производятся самим плодом. Например, на 9 неделе наблюдаются изолированные движения рук или ног — быстрые или медленные сгибательные и разгибательные движения рук или ног, которые могут сопровождаться поворотом головы без вовлечения в движение других частей тела. На 10 неделе - вращение плода — быстрая смена положения посредством сложного вращения головой относительно оси туловища (движение типа кувыркания) либо посредством последовательных шагательных движений, в результате которых происходит поворот через бедро. Тогда же - потягивание и зевание В пренатальном развитии выделяют несколько критических периодов, когда воздействие на плод наиболее опасно. 1. 7 – 10 день после оплодотворения – при воздействии неблагоприятных условий (радиация, перегревание, переохлаждение, кислородная недостаточность и др.) нарушается процесс имплантации зиготы в слизистую матки. 2. 3 – 6 недели соответствуют периоду образования внутренних органов. Воздействие неблагоприятных факторов будет проявляться в наличии аномалий соответствующих систем органов. 3. Последние недели беременности, которые характеризуются бурным увеличением массы плода и прекращением роста плаценты. Хотя во второй половине беременности чувствительность плода к вредоносным факторам снижается, отслойка плаценты и поздние токсикозы могут отразиться на завершении формирования некоторых органов (например, половых и мочевыводящих).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.31 (0.009 с.) |