Развитие ребенка в пренатальный период. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие ребенка в пренатальный период.



II Раздел: возрастная психология

Дошкольный возраст: деятельность и ее роль в развитии ребенка.

Основная потребность дошкольника — жить общей жизнью со взрослыми. Но осуществить это в современных исторических условиях невозможно; и жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Такую связь осуществляет игровая деятельность ребенка.

В структуре игры можно выделить несколько элементов.

1. Тема — та область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре.

2. Сюжет, сценарий игры - определенная последовательность событий, разыгрываемых в игре.

3. Роль - обязательный набор действий и правил их выполнения, моделирование реальных отношений, существующих между людьми.

4. Содержание игры — то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых.

5. Игровой материал — игрушки и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли.

6. Игровое пространство - границы, в пределах которых территориально разворачивается игра.

7. Ролевые и реальные отношения первые отражают отношения к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые - выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли (они позволяют договариваться о распределении ролей, выборе игры и реализуются в игровых «ремарках» типа «надо делать так», «ты неправильно пишешь» и т.п.).

В детской психологии выделяют следующие этапы развития игры.

1. Предметная игра. В младшем дошкольном возрасте игры носят процессуальный характер. В несложных по содержанию играх смысл для детей содержится в самом процессе действования, а не в том результате, к которому это действие должно привести. Этап предмет­ной игры связан преимущественно с овладением специфическими функциями предметов, еще недоступных ребенку в практической де­ятельности. Способом является разворачивание и обозначение в игре условных предметных действий («кормить куклу», «резать хлеб»).

2. Ролевая игра. В среднем дошкольном возрасте в играх главное место занимает выполнение роли, и интерес игры состоит именно в выполнении моделирующих отношения взрослых действий. Этап ро­левой игры обусловлен овладением ребенком отношениями между людьми, опосредующими отношение к предметам. Этой игре соответ­ствует и следующий по сложности способ — ролевое поведение, свя­занное с обозначением и реализацией ролевой позиции, подчиняю­щей себе предметные действия (играть «во врача», «в дочки-матери», «в зачарованных», «в милиционеров»).

3. Игра с правилами. На этом этапе детей интересует не просто роль как таковая, но и то, насколько реалистично она выполняется. Повы­шается требовательность детей к правдивости и убедительности, реали­стичности исполнения ролей и сюжетов, использованию игрового ма­териала (к игре охотно привлекаются реальные предметы и вещи, одежда взрослых), к соблюдению правил в игре. Этап игр с правилами связан с выделением ребенком скрытых в отношениях между людьми задач и правил человеческих действий и сдвигом мотива игры с процесса на результат.На этом этапе появляются игры-драматизации, игры-фан­тазирования. Третий способ построения игры — сюжетосложение, связанное с развертыванием в игре последовательности целостных ситуаций («играть в больницу», «играть в парикмахерскую»).

Д.Б. Эльконин выделяет основные линии развития игры в дошкольном возрасте:

· от малолюдных группировок ко все более многолюдным;

· от неустойчивых группировок ко все более устойчивым;

· от бессюжетных игр к сюжетным;

· от ряда не связанных между собой эпизодов к планомерно развертывающемуся сюжету;

· от отражения личной жизни и ближайшего окружения к событиям общественной жизни.

Другой важной деятельностью дошкольного возраста является изобразительная де­ятельность ребенка. К 3 годам ребенок имеет уже некоторый графический опыт и некоторый запас графических образов, позволяющих ему изображать предметы. Но ограниченность этого запаса становится очевидной, если попросить 3-летнего ребенка нарисовать, например, последовательность таких предметов: мяч, арбуз, картофелину, воздушный шар, грушу, свеклу, лампочку и кубик. Все перечисленные предметы pe6eнок изображает при помощи одинаковых неправильных кружочков.

В это время дети рисуют довольно шаблонно, следуя принятому однажды образцу. Сходство изображения с реальным объек­том для ребенка несущественно: он знает, что так рисуют этот объект, и этого оказывается достаточно. Поэтому шаблонные образцы изоб­ражения отдельных предметов (домика, лодочки, человечка, елочки и т.д.) передаются из поколения в поколение, надолго закрепляясь в возрастах. Так, современные городские дети, живущие в высоких мно­гоэтажках, все же рисуют одноэтажный домик с треугольной крышей и трубой, из которой идет дым.

Старший дошкольный возраст (особенно 5 лет и старше) — воз­раст расцвета рисования, когда ребенок может выполнять до 25 рисунков в день. В это время от изображения отдельных пред­метов дети переходят, как в игре, к сюжетному рисованию (изобра­жению бытовых сцен и событий, иллюстраций к сказкам и мульт­фильмам) со множеством предметов и персонажей. Особенностями рисунков дошкольников являются следующие:

1) наличие предварительного за­мысла рисунка из-за чего дети часто пользуются ластиком, исправляя рисунок;

2) некоторое представление о про­порции и перспективе, но все же большинство рисунков плоско­стные, когда предметы располагаются в ряд на одной линии или по «этажам».

3) насыще­нность рисунков деталями реалистического плана (5 пальцев на руке изображаются пучком линий или «колбасок», волосы часто рисуют­ся по одной волосинке дыбом или заменяются челочкой и т.д.).

4) выражение в рисунке собственного отношения к изоб­ражаемым предметам и явлениям (преувеличение, использо­вание цвета как символа «плохого» или «хорошего», тщательная про­рисовка деталей «красивого», «хорошего», «любимого» и небрежное исполнение «плохого» и т.д.).

С возрастом все более заметными становятся индивидуальные раз­личия в рисовании детей.

В дошкольном возрасте выделяется конструирование, которое появляется как умение ребен­ка по образцу (или по собственному несложному плану) создавать эле­ментарные построения из кубиков, мозаики, деталей конструкторов и т.д. Развитие конструирую­щей деятельности в это время проходит три последовательных этапа: 1) конструирование по образцу (связано с воспроизведением уже готовой конструкции по схеме, рисунку, образцу взрослого), 2) конструирование по условиям (предполагает со­здание знакомых ребенку конструкций с учетом игровых требований: например, чтобы под мостом прошел пароходик, чтобы в дверь домика проходила кукла, чтобы под воро­тами проезжал автомобиль и т.д.), 3) конструирование по замыслу (предполагает наличие у ребенка представлений о создаваемой пост­ройке, плана ее создания, знаний о приемах и материалах, с помощью которых ее можно сделать и т.д.).

Развитие конструирования также идет от создания отдельных пред­метных конструкций к сюжетному конструированию и от индивиду­ального к совместному. Старшие дети вполне способны вместе реали­зовать коллективный замысел (с помощью взрослого сделать панно или большой макет).

 

II Раздел: возрастная психология

Развитие ребенка в пренатальный период.

Развитие эмбриологии, генетики, биохимии и эксперименталь­ных методов позволило приблизиться к пониманию того, что проис­ходит в эмбриональном периоде, но даже современные знания о внутриутробной психической жизни фрагментарны и малочисленны. Однако внедрение специальных тех­нических средств, созданных в последние годы, позволило уче­ным выполнить ряд поистине удивительных исследований пренатальных процессов и более детально изучить истоки психическо­го развития.

Период пренатального развития традиционно подразделяют на 3 стадии: стадию зародыша (от оплодотворения до имплантации яйцеклетки в стенку матки — около 2 недель): стадию эмбриона (со 2-й до 7-й недели беременности, когда происходит закладка наиболее важных органов) и стадию плода (с 8-й недели беремен­ности до рождения). Выделение подстадий в периоде пренатального развития кажется совершенно правомерным, когда за основу принимаются различия между эмбрионом и плодом.

Уже в первые часы развития зародыша число составляющих его клеток увеличивается. Не позднее, чем через 30 часов после оплодотворения зародыш человека становится двухклеточным. Следующие деления происходят быстрее: еще через 10 ча­сов — уже 4 клетки, через 3 дня их 12, а вскоре и 16. Первые клетки (бластомеры) крупнее обычных соматических клеток и тесно сопри­касаются друг с другом. Зародыш в это время похож на тутовую ягоду, поэтому эту стадию развития называют морулой (от лат. тоrит — тутовая ягода).

Первые дни зародыш развивается в яйцеводе (фаллопиевой тру­бе) и благодаря сокращениям его мышечной стенки продвигается к матке. Когда морула поступает в матку, между ее клетками накап­ливается жидкость, зародыш становится похожим на пузырек и называется бластоцистой. В это время образуется внутренняя масса клеток (эмбриобласт) и наружный покров полого пузырька (трофобласт). Из эмбриобласта впоследствии разовьется зародыш, а трофобласт (от греч. trophe — «пища» и blastos — «зародыш») превратит­ся в плаценту.

На 3-й неделе у зародыша появляется утолщение в области сред­ней части наружного зародышевого листка, так называемая нервная пластинка. Из нее сначала образуется желобок, потом нервная труб­ка, из которой развиваются все отделы ЦНС. У 4-недельного зароды­ша можно обнаружить 3 мозговых пузыря, зачатки глаз и спинного мозга. А несколько позже готовы все отделы центральной и перифе­рической нервной систем.

С 1-го месяца существования начинает формироваться каркас буду­щего скелета в виде хрящевой модели. Череп образован отдельными плоскими костями, между которыми есть несколько пространств — родничков. Поэтому головной мозг может беспрепятственно расти, а объем черепа — увеличиваться. На 4-й неделе закладываются хрящи лицевой части черепа, которые в дальнейшем будут заменены костями.

Из трех зародышевых листков у него формируются ткани и начинают образовываться органы. Клетки каждого листка интенсивно делятся, перераспределяются в пространстве и специализируют­ся. С 4-й по 8-ю неделю из наружного зародышевого листка формируются центральная и периферическая нервные системы (т.е. головной и спинной мозг и отходящие от них нервы), чувствительная и покровная ткань (эпителий) ушей, носа и глаз, кожный покров, волосы и ногти.

Средний зародышевый листок дает начало всей соединительной ткани и мышцам скелета и внутренних органов, сердцу, крови, лимфе, кровеносным и лимфатическим сосудам, хрящам и костям, селе­зенке, почкам, половым железам и оболочкам, выстилающим все полости тела. У 6-недельного эмбриона в наметившихся конечностях имеются хрящи, из которых разовьются некоторые крупные кости. К 8-й неде­ле полностью формируется хрящевой скелет конечностей. В этот пе­риод интенсивно развивается позвоночник.

Внутренний зародышевый листок образует внутренние оболочки желудка и кишечника, органов дыхания, основной части щитовид­ной железы, печени, поджелудочной железы и других органов.

В этот период появляются внешние признаки человека — лицо, уши, глаза, нос; в зачатках конечностей намечается разделение на отделы, затем появляются пальцы, вначале соединенные плаватель­ной перепонкой.

На третьем-пятом месяцах жизни рост интенсивно продолжается, и длина эмбриона достигает 9 см. На пальцах появляются ногти, голова вы­прямляется, обозначается шея. Глаза закрываются благодаря разви­вающимся и срастающимся векам. Во второй половине 3-го месяца формируются наружные половые органы. С 3-го месяца наступает плодный период, который продолжается вплоть до появления ребенка на свет. Тело плода в это время быстро растет, его масса увеличива­ется и достигает на 5-м месяце существования 500 г при длине - 230 мм.

Для плодного периода характерно определенное соотношение между размером головы плода и его длиной (от темени до копчика). В начале 3-го месяца голова огромна — около половины роста. На 5-м месяце она составляет около одной трети, а у новорожденного примерно одну четверть роста.

К концу 3-го месяца лицо плода отчетливо похоже на человечес­кое, уши занимают свое обычное место. Кожа прозрачная, розовая; подкожной жировой клетчатки еще нет, поэтому сквозь кожу просве­чивают кровеносные сосуды и мышцы; сам плод сморщенный и крас­ный. По наружным половым органам легко устанавливается пол. По­является мышечная активность, но слабые движения плода мать еще не чувствует. Это произойдет к концу 4-го месяца, когда его мышцы сформируются.

В это же время закладываются органы эндокринной системы, призванные в дальнейшем осуществлять гуморальную регуляцию орга­низма — железы внутренней и смешанной секреции. Так, щитовид­ная железа закладывается у ничтожно маленького зародыша длиной всего 10—13 мм. Признаки ее функционирования (т.е. гормоны, кото­рые она выделяет) обнаруживаются уже у 3—4-месячного плода. В этот период в клетках железы накапливается йод.

В начале 2-го месяца эмбрионального развития появляются паращитовидные и вилочковая железы. На 3-й неделе в мозге оформляется гипофиз, который начинает функционировать у плода длиной 22-27 мм. Известно, что женщины, страдающие диабетом, во время бере­менности начинают чувствовать себя немного лучше и снижают объем инъекций инсулина. Это свидетельствует о том, что поджелудочная железа плода выделяет инсулин в количестве, достаточном для обес­печения им не только своего, но и материнского организма.

Когда плоду исполняется 28 недель, он способен к самостоятельной жизни вне организма матери, и рождение 7-месячным не угрожает его жизни.

Регистрация электрической активности мозга плода на последних месяцах внутриутробной жизни показала, что в ней происходит сме­на ритмов, характерная для состояния сна. Две фазы сна сменяют одна другую: «медленный сон» сопровождается спокойными медлен­ными волнами в энцефалограмме и «быстрый сон» с мелкими часты­ми зубчиками, которому сопутствуют быстрые движения глаз.

Хотя женщины прибли­зительно на 16-й неделе беременности часто начинают чувствовать движения плода, они могут судить лишь о наиболее грубых движениях. В действительности, благодаря новейшей измерительной технике, у плода в гестационном возрасте менее 16 недель можно зарегистрировать до 20 000 движений в день. На 17-й или 18-й неделе развития активность плода падает, наступает переходный период, который продолжается до 24-й недели. Можно предположить, что этот период относительного покоя совпадает с формированием тех высших центров головного мозга, которые модулируют поведение, ранее контролируемое среднемозговыми структурами. После 24-й недели наблюдаются более тонкие движения, включая экспрессивную лицевую мимику.

Функциями спонтанных паттернов движений плода являются следующие:

· упражнения развивающейся системы,

· обеспечение системы обратной связи. Значение обратной связи очевидно при анализе состояния, известного под названием алкогольный синдром плода, при котором дети матерей-алкоголиков появляют­ся на свет с врожденными уродствами суставов. Помимо других симптомов, у них отмечаются поражения суставов конечностей, и все это происходит потому, что алкоголь, проникающий через плацентарный барьер, оказывает анестезирующее влияние на плод. В свою очередь это препятствует развитию нормальных паттернов движений, благодаря которым развивающиеся суставы приобрета­ют свою правильную форму. В экспериментах на зародышах ку­рицы было показано, что всего лишь двухдневное искусственное ограничение подвижности ног во время сензитивного периода развития суставов может привести к возникновению уродств.

· обеспечение канала доступа проприоцептивной информации к развивающимся ушам, глазам и другим органам чувств. Рецепторы кожи, вкусовые, обонятельные рецепторы, вестибулярная и слуховая системы функционально созревают к 24-й гестационной неделе. Зрительная система функционирует с 26-й недели,

· не­прерывные вращательные и "ползающие" движения зародыша предотвращают прилипание к стенке матки.

· То есть активное поведение плода способствует нормальному развитию, и это не просто процесс авто­матического постепенного созревания или рефлекторные ответные реакции на внешние раздражители. Спонтанные движения, нео­бычайно грациозные и сложно организованные, производятся са­мим плодом. Например, на 9 неделе наблюдаются изолированные движения рук или ног — быстрые или медленные сгибательные и разгибательные движения рук или ног, которые могут сопровождаться поворотом головы без вовлечения в движение других частей тела. На 10 неделе - вращение плода — быстрая смена положения посредством сложного вращения головой относительно оси туловища (дви­жение типа кувыркания) либо посредством последо­вательных шагательных движений, в результате которых происходит поворот через бедро. Тогда же - потягивание и зевание

В пренатальном развитии выделяют несколько критических периодов, когда воздействие на плод наиболее опасно.

1. 7 – 10 день после оплодотворения – при воздействии неблагоприятных условий (радиация, перегревание, переохлаждение, кислородная недостаточность и др.) нарушается процесс имплантации зиготы в слизистую матки.

2. 3 – 6 недели соответствуют периоду образования внутренних органов. Воздействие неблагоприятных факторов будет проявляться в наличии аномалий соответствующих систем органов.

3. Последние недели беременности, которые характеризуются бурным увеличением массы плода и прекращением роста плаценты. Хотя во второй половине беременности чувствительность плода к вредоносным факторам снижается, отслойка плаценты и поздние токсикозы могут отразиться на завершении формирования некоторых органов (например, половых и мочевыводящих).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.022 с.)