Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Садово – парковое искусство Востока.

Поиск

В садах Востока, в первую очередь, проявляется религиозное и философское восприятие мира. В соответствии с религией, создавались строгие каноны планировки садов, которые были неизменны столетиями. В садах на ограниченном участке пространства создавалась модель мира. Глубокий символизм, характерный для садов Востока, являлся способом передачи знаний от поколения к поколению. При всем разнообразии садов Востока их можно разделить на две большие группы: мусульманские сады и сады Дальнего Востока.

Мусульманские сады или сады Делийского султаната.

Под исламскими садами обычно понимаются сады, возникшие в разных регионах мусульманского мира в XIII-XV веках. Сады в мусульманских странах, действительно, ассоциировались с раем. Все в этих садах располагает к неге и томлению – тихо журчащие фонтаны, легкие струи воды, искрящиеся на солнце, благоухающие цветы, поющие птицы в золотых клетках, прекрасные наложницы, собранные со всех краев света… Человек, попадая в такой сад, чувствует себя как в раю. И, несмотря, на всё их разнообразие, устройство садов строго регламентировалось законами ислама: обилием зелени и воды.

Существует совокупность признаков, позволяющих безошибочно узнавать традиционные исламские сады:

1. Исламские сады составляли неотъемлемую часть замкнутых в себе жилых или дворцовых комплектов;

2. Они имели строгую геометричность планировки, которая подчеркивается с помощью дорожек, растений и канальцев с водой;

3. Основу мусульманского сада, как правило, составляет так называемый «чор-багх» или «чор-бак» (в переводе на русский «четыре сада»). План сада формируется из одного или нескольких квадратов. Большой квадрат делится на четыре более мелких квадрата, которые, в свою очередь, могут быть разделены на еще более мелкие. Эти членения осуществляются с помощью нешироких каналов. В центрах квадрата часто стоят обычно небольшие фонтаны, или размещаются бассейны с крохотными фонтанчиками, служащими для освежения воздуха. Они, как правило, облицованы мрамором, разноцветными керамическими плитками или стеклом, которые являются главным украшением всего сада;

4. Ислам наделяет особой, священной ролью воду. Вода – источник жизни, она питает жизнь и дает очищение. Вода у мусульман символизирует рай, и без нее немыслим райский сад. Воды в субтропической зоне – в жарких странах арабского Востока (в Иране, Индии) – всегда было очень немного, и относились к ней, как к драгоценности: её “подавали” зрителю в виде небольших изящных струек, неглубоких и прозрачных потоков, миниатюрных бассейнов. “Оправляли” воду тоже, как драгоценность в мраморное ложе каналов, в многоцветие садов.

5. Атмосферу, создаваемую тихо журчащей водой дополняли экзотические деревья, цветы, ручные павлины и певчие птицы в золоченых клетках;

6. Отличительной чертой исламских садов является их неизменность – они практически не подвергались реконструкции, за ними ухаживали, их берегли, и многие из них дошли до нашего времени в своем первоначальном виде.

Наиболее известными мусульманскими садами в Европе являются комплексы, созданные гренадскими халифами в XIII веке. Это сады дворцов Альгамбры и Хенералифе, расположенные во внутренних двориках, окруженных аркадами. При общности принципов декорирования облик каждого сада сугубо индивидуален. В некоторых садах осуществлена свободная рассадка растений. Входы во дворы осуществляются с угла, откуда открывается наиболее выигрышный вид на сад. Эти сады назывались патио и относились к так называемому испано-мавританскому типу сада.

По-иному выглядят сады Средней Азии, Ирана, Индии. Совершенно иным был прежде всего масштаб садов. Они широко раскидывались между дворцовыми постройками, чаще всего одноэтажными, открытыми в сад.

Высокого уровня развития садово-парковое искусство достигло в Индии в XVI-XVII веках, в эпоху Великих Моголов, чье государство находилось на территории северной Индии. Именно тогда были созданы сады дворцов Агры и Фатехпур-Сикри —«жемчужины» исламского садово-паркового искусства. Огромный город Фатехпур-Сикри (Город Победы) просуществовал всего 31 год. Построенный в 2000 километрах к югу от Дели, и в 40 километрах от Агры (Тадж-Махал), он был покинут в 1601г. Фатехпур-Сикри город уникальный. Он строился как столица Империи Великих Моголов императором Акбаром I в конце XVI века. Строительство велось 12 лет, но столицей город пробыл всего 14 лет с 1571-1585гг. После этого он был брошен и вот уже 400 лет стоит пустой. Почему император бросил Фатехпур-Сикри и перенес столицу в Агру доподлинно неизвестно, основной версией является недостаток воды. Композиции дворцовых пространств этого города отличались особой изысканностью, и именно вода должна была играть особенно важную роль. Город разделен на две части. Первая Фатехпур – собственно дворцовый комплекс императора и его жен, коих у Акбара I было три – мусульманка, буддистка и христианка. Вторая часть Сикри – гробница суфия Салима Чишти, пророка, который предсказал бездетному Акбару I рождение сына. На удивление, предсказание сбылось в кратчайшие сроки, за что обезумевший от счастья Акбар воздвиг жене–мусульманке дворец, а Салиму Чишти – посмертный некрополь. Салим Чишти в народе очень уважаем, поэтому посетителей в Сикри явно побольше, чем в Фатехпуре. Все приходят ему поклониться. Говорят, что бездетные женщины молятся на коленях у его гробницы о зачатии ребенка. Рядом с гробницей находится кладбище, на котором похоронены близкие и друзья Салима Чишти. В 1986 году ЮНЕСКО внесла город в список памятников всемирного наследия.

В могольском стиле построены также: сад Шалимар в Лагоре (ныне — территория Пакистана), сад Пинжор (это и сейчас одно из самых красивых мест Северной Индии), сад Нишат. В отличие от испано-мавританских садов, квадраты индийского чор-бака спускались в них пологими ступенями по склону. Их объединяла непрерывная водная осью неглубокого канала с плавными каскадами на уступах сада. Иногда сад состоял из ряда террас—по числу ступеней, которые, согласно мусульманской вере, ведут в рай, или из семи террас, которые символизируют семь планет. Такой прием использован в комплексах Шалимар и Нишат, разбитых в XVII веке у подножия Гималаев, на которые и были ориентированы осевые каналы.

Сад Нишат или Нишат-Багх (Сад Наслаждения) на берегу озера Дал имеет 12 террас с изображениями знаков зодиака. От берега озера террасы поднимаются в сторону гор. Здесь сооружены барадари — это, как правило, мраморные павильоны для отдыха с двенадцатью дверьми, этакая воздушная колонная балюстрада — одно из типичных индийских сооружений, которые можно встретить в некоторых могольских садах. Она очень удобна в период дождей. Люди располагаются в барадари, чтобы подышать свежим воздухом, посмотреть на черные тучи и дождь. В странах Северной Европы, где дождь — обычное явление, а солнечные дни выдаются редко, людям трудно представить себе, какую радость могут принести первые дожди людям, живущим на выжженных жарким июньским солнцем равнинах Северной Индии. На каменные колонны барадари индусы издавна наносили изображения своих любимых цветов и украшали помещение мягкими коврами и подушками.

Планировка небольших участков земли, расположенных между каналами и водоемами, отличалась ритмичностью; обычно встречались украшенные цветами партеры в форме восьмиугольника или звезды, разделенные овальными клумбами, в центре каждой из которых росло апельсиновое дерево, окруженное двумя кипарисами.

Шалимар-Багх (Обитель Любви) был построен в 1619г. В саду имеется четыре террасы.

Наиболее законченно и полно идея «райского сада» чор-бака воплотилась в исламских гробницах. Классическим примером индийского мусульманского сада является Тадж-Махал (Корона дворца), названный "жемчужиной Индии". Это мавзолей – усыпальница жены могольского правителя Шах-Джахана. Строился он 22 года. Мавзолей прекрасной Мумтаз-Махал был построен в окружении садов, расположен он не в центре, а в конце сада, на высокой террасе, на берегу реки Ямуны, и его величавый и совершенный облик отражается в водной глади прудов. Мраморные фасады сверкают серебром под луной, сияют розовым светом на заре и переливаются огненными отблесками заходящего солнца. Перед фасадом здания расположен узкий канал, облицованный мрамором. Вдоль канала были цветники и ряды иссиня-черных кипарисов, символизировавшие вечность и восточные платаны – символы покоя. Верхнюю террасу украшал цветочный партер. Огромное количество цветов: тюльпанов, маков, нарциссов, лилий, ирисов и роз орошали струи фонтанов, выполненные, по индийскому обычаю, в виде бутонов лотоса – символа чистоты и любви. Сад делится проходящими по его осям каналами на четыре части, такое деление продолжается и дальше. При общем размере сада 300х300 метров, наименьший квадрат составляет 35 метров.

Сады ислама оказали значительное влияние на западноевропейские сады средневековья – монастырские и замковые.

 


Сады Китая

Садово-парковое искусство Китая существенно отличается от искусства садов Ислама. В отличие от неизменных регулярных планов, здесь развивалось ландшафтное или пейзажное паркостроение, в основе которого лежало особое отношение к природе, связанное с философией и религией. Сады Китая связаны с даосизмом (одна из трех основных религий Китая), согласно которому природа рассматривалась как обитель богов. Они представляли собой участки естественной природы, выделенные из окружающего ландшафта (так называемые «парки красивых мест» - бодарчу). Создавая сад, европейцы говорят о том, что вначале его нужно посадить, а в Китае - сады строят, или, другими словами, сооружают. В китайских садах Вы не встретите ни знаменитых английских газонов, ни аккуратных очертаний французского стиля. Вместе с тем, садовники в Китае не просто подражают Природе: они стараются создать идеальный ландшафт в миниатюре - с горами, озерами, деревьями, даже энергетикой - и объединить его с жизненным пространством человека. Жить близко к Природе в культуре Китая означает найти источник вдохновения не только для глаз, но для ума и духа. В Китае к созданию садов относятся как к настоящему искусству, такому же, как живопись, скульптура или поэзия, стараясь достичь в нем баланса, гармонии, пропорций и разнообразия, лежащих в основе жизни. Комбинируя такие природные элементы, как камень, вода, деревья и цветы, с искусственно созданными элементами архитектуры, живописи и поэзии, мастера стремятся достичь отвечающего принципам даосизма баланса и гармонии Человека и Природы.

 

Китайские исследователи считают, что история садов Китая насчитывает более трех тысячелетий. Это вполне вероятно, ведь начиная с середины II тысячелетия до н. э. в Китае было развито строительство пышных дворцов, храмов и гробниц, вокруг которых могли устраиваться первые сады. Первые сведения о садах, дошедшие до нас в письменных источниках, рисунках и других изображениях, относятся к XII в. до н. э. Один из первых парков Древнего Китая создал китайский владыка Чеу. Пришедший после него к власти My Уанг разбил роскошные сады с различными сооружениями. Император Цзин Хи-Хоанг за время своего владычества создал грандиозный парк площадью более 1000 га., император Цин Шихуанди, при котором была построена Великая китайская стена, бал известен также как владелец огромного парка, а у императора Ханьской династии Ву-ди (140-87 гг. до н. э.) был сад с искусственными гротами, ручьями и дорожками. В этом саду росли декоративные деревья и кустарники.

 

С приходом из Индии в Китай буддизма (64 г. н.э.) садовое искусство стало развиваться в направлении формирования пейзажных композиций, выражающих природу и несущих определенное настроение. Анализируя описания парков Китая, можно сделать заключение, что их пейзажи подразделялись на три основных типа: устрашающий, смеющийся и идиллический. Китайские паркостроители создавали устрашающий пейзаж, строя искусственные холмы и утесы, нависающие над долиной. Был слышен шум подземной реки, вырванное с корнем дерево из темной рощи, преграждало бурный поток. Устрашающий пейзаж обычно сменялся смеющимся. За поворотом дороги темные туи и ели, закрывавшие солнце, расступались и открывали большую долину с залитыми солнцем полянами, украшенными цветами. И в любое время года здесь цвели какие-нибудь растения, и казалось, что весна иногда не покидала эту долину. Светлый, жизнерадостный пейзаж был переполнен контрастами: рядом с плакучей ивой с ее свисающими ветками устремлялась к небу стройная остроконечная ель, переплетались туя и белая акация, в окружении хвойных деревьев росли вишни, яблони, миндаль, кусты сирени, камелии и рододендроны. Третий тип пейзажа - идиллический, или романтический, - навевал легкую грусть. Здесь основным элементом мог быть небольшой островок с хижиной рыбака или ажурная ода на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде. Создание различных типов пейзажей было возможно благодаря большому разнообразию композиционных приемов, умелому использованию законов воздушной перспективы, эффектов, сопровождающих смену времен года.

 

Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Китая достигло в Х-XII вв. и вновь - в XIII-XIVвв.

В северной части Китая получили развитие большие сады, занимающие обширные территории в сотни гектаров, а в южной (экономический центр страны) - малые, устраиваемые при жилых домах. Первый тип представлял собой масштабную картину мира, поражавшую воображение размерами, буйством красок и многообразием форм, а второй - отличался преимущественной монохромностью, меньшими размерами и большой склонностью к деталям и миниатюрным композициям.

 

Среди многообразия традиционных китайских садов совершенно четко можно проследить шесть их видов, близких друг к другу по принципам организации. Это:

1. крупные императорские парки, при императорских дворцах;

2. при императорских гробницах;

3. при храмах - сады монастырей и храмов;

4. сады естественных пейзажей;

5. небольшие домашние сады при жилых домах;

6.сады ученых или сады литературы (в которых не было официальной парадности, они предназначались для отдыха, размышления, интеллектуальной работы и глубоких размышлений: небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами, небольшие пагоды, композиции из естественного камня).

 

Сады Китая очень разнообразны и не похожи друг на друга, а построение сада, основано на созерцание пейзажей. По правилам китайского ландшафтного проектирования, сад нужно было разбивать, так, чтобы существовало несколько видовых планов, один плавно переходящий в другой. Однако для всех садов характерен ряд общих черт:

1. Заранее продуманный пейзаж.

2. Неотъемлемой (или обязательной) частью сада и центром его композиции является водоем. Он занимает значительную часть территории (30-70 %).

3. Около водоема размещаются дворцовые постройки, образующие архитектурное ядро парка.

4. Водоемы имеют изрезанную береговую линию и много островов, что обеспечивает чередование живописных композиций при движении. Для их восприятия устраиваются многочисленные парковые сооружения - беседки, веранды, платформы, галереи, мосты, ориентирующие взгляд в нужном направлении с помощью фигурных проемов в стенах – «проникающих окон», этот проем был как бы рамкой для пейзажа, находящегося за пределами павильона или стены.

5. Сооружения имеют яркую раскраску (красный, изумрудно-зеленый, желтый и др. цвета), которые оттеняют зелень парков, и являются частью пейзажных картин.

6. Эти сооружения имеют поэтические названия, настраивающие зрителя на определенное восприятие картин природы или ее проявлений (например, " Павильон, где слышен снег", "Павильон созерцания и воспоминания" или " Беседка, омываемая ароматом леса", "Беседка ожидания инея" и т. д.).

7. Ассортимент растений тщательно подобран и чрезвычайно богат: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китайский, кедр, груша, слива, вишня, ива, бамбук. Много красивоцветущих: камелии, азалии, рододендроны. Цветы, среди которых особенно ценились пионы и хризантемы, водоемы украшались лотосами, а их берега - ирисами.

8. Скульптурное оформление используется редко. В основном это изображения птиц или животных - аиста, дракона, черепахи. Чаще встречаются естественные камни, которыми не только оформляют берег водоема или горку, но и устанавливают как «естественные» скульптуры. По ценности они приравниваются к произведениям искусства.

 

Наиболее известны императорские сады. Свободная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями дворцовых зданий, представляющих собой цепочки прямоугольных дворов. Такие цепочки мастерски вписаны в искусно обработанный природный ландшафт, включающий обязательные озера и возвышенности.

Одним из лучших образцов парков этого направления, который сохранился до наших дней, является знаменитый парк Ихэюань ("Парк спокойствия" или "Парк Безмятежного отдыха") при летнем дворце императора, который занимал площадь 330 га в живописной местности, в 10 км на северо-запад от Пекина. В XVIII в. Ихэюань имел название Цинъиюань - "Парк чистейшей водяной зыби" или "Парк чистой ряби на воде". Только одну пятую часть его территории занимали гора, узкие полоски земли и островки, а четыре пятых были покрыты водой. Сложная планировка парка Ихэюань сочетала все типичные особенности ландшафтов и все основные приемы паркового искусства Китая. Здесь представлены как бы копии достопримечательных и самых красивых мест Китая. Разнообразные пейзажи тонко сочетались с цепью Западных гор, вершины которых скрывались в облаках. Это комплекс садов (начало его создания относится к XIV в.) неоднократно подвергался разрушениям (в 1860 и 1900 гг.), но вновь восстанавливался. В настоящее время он имеет площадь 270 га, из которой 31га занято озером Куньмыньху. На южном склоне горы Ваньшоушань (горы Долголетия – 109 м над уровнем моря), в северной части парка, обращенной к озеру, расположен архитектурный ансамбль с многоярусной башней и комплексом дворцовых сооружений. К ним примыкают дворики с каменистыми садами, водоемами для декоративных рыб и лотоса, древовидными пионами, магнолиями. Северный склон решен в виде лесного массива. У подножия горы протекает ручей. На озере имеются острова с беседками и дамбы с галереями протяженностью в сотни метров, являющиеся частью прогулочных маршрутов. Северная граница участка искусно замаскирована невысокими холмами.

На основании этого краткого обзора можно сделать следующие выводы. Идеологическая основа садово-паркового строительства - религиозные верования китайского народа, связанные с одухотворением сил и явлений природы (конфуцианство и даосизм). Композиция парков основана на творческом воссоздании природных ландшафтов Китая с применением следующих 8 принципов:

1. инь - действовать в зависимости от местных условий,

2. цзе - максимально использовать окружающую природу;

3. отделять главное от второстепенного;

4. применять контрасты: большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое;

5. в малом добиваться большого эффекта;

6. учитывать гармонию пропорций;

7. использовать постепенное раскрытие видов;

8. учитывать фактор времени при восприятии пейзажа.

 

Китайские сады оказали большое влияние на садово-парковое искусство других стран, и прежде всего Японии. Они способствовали развитию пейзажного стилевого направления в Европе (середины и конца XVIII в.) и побудили к созданию так называемого англо-китайского стиля.

 

Достопримечательности парка «Ихэюань».

Ихэюань состоит из трех пейзажных районов: природное озеро, горка и дворцовые ансамбли. Включает в себя более 100 искусственных пейзажных зон и более 3000 помещений. Каждая архитектурная группа имеет свои особенности. Горы служат дальним планом для Ихэюаня. Здесь природный пейзаж органично соединяется с искусственным садово-парковым ансамблем, благодаря чему Ихэюань является замечательным образцом китайского садово-паркового искусства. Парк опоясывает высокая каменная стена с семью воротами. Главным входом в Ихэюань служат Восточные дворцовые ворота (3) - Дунгунмэнь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1969; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.3.153 (0.029 с.)