Садово - парковое искусство Германии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Садово - парковое искусство Германии



Ландшафтное искусство Франции и Англии повлияло на развитие паркостроения многих стран, в частности Германии. Вначале XIXв. страны Германского союза (это 39 государств во главе с Австрией) встали на путь стремительного развития капиталистических отношений. Именно в это время страны Германского союза вышли на первый план в искусстве создания пейзажных парков. Наступил век романтизма, рожденный на идеях немецкой философии школы Канта и Гегеля, и на произведениях Шиллера и Гёте. Музы нового века воспевали национальные черты в искусстве и развивали идеалы философии эпохи Просвещения. Парки XIXв. успешно соединяли парадную пышность и философскую изысканность. Садовники и архитекторы виртуозно владели классическими приемами создания парковых пейзажей и перспектив. Они достигли совершенства в смешении разных стилей – это и свободные идеи садов итальянского Возрождения и королевская торжественность Ленотра, и философская глубина панорам «английских парков».

Климат Германии умеренный, переходный от морского к континентальному. Южнее Берлина преобладают низкие горы. Наиболее красивы они вблизи реки Эльбы. Причудливой формы скалы с гротами и галереями привлекательны для ландшафтного зодчества.

Политическая разрозненность мешала народам Германии создать крупные садово-парковые ансамбли.Основные типы объектов садово-паркового искусства Германии были: городские дворцово-парковые ансамбли; городские сады; загородные дворцово-парковые комплексы.Пышность – неотъемлемая черта германской архитектуры.

Ансамбль Сан-Сусси расположен в Потсдаме (под Берлином). Это летняя резиденция короля Пруссии Фридриха II или Фридриха Великого,где вдали от официальной жизни он хотел проводить время в спокойной обстановке, предаваясь своим любимым занятиям.

Площадь парка – 290 га. Он создавался в два этапа. В 1745-1747 годы были воздвигнуты портал и обелиск, грот Нептуна, картинная галерея, дворец, китайский чайный домик, а после семилетней войны Новый дворец, античный храм и храм дружбы, бельведер на холме Клаусберг, домик с драконами.В его создании участвовала целая плеяда талантливых архитекторов, среди которых, на первом этапе, особенно выделялся Георг Венцеслаус фонКнобельсдорф, который по эскизу короля Фридриха II, приступил к строительству небольшого дворца на вершине «Пустынной горы».На парковом фасаде дворца появилась надпись «Sanssouci» («Без забот»). Это шутливое кредо владельца дало в последующем название всему ансамблю. Монарх собрал вокруг себя всю духовную элиту Европы, чтобы заложить основы новой эпохи – эпохи «Просвещения».Большую часть года король жил в Сан-Суси, выезжая в Берлин лишь по государственным делам исключительной важности; в основном же послов и министров принимали именно здесь. Сан-Суси становится интеллектуальным центром.

С восточной стороны парк ограничен порталом. Отсюда берет начало аллея длиной 2,5 км. Вдоль этой оси располагаются все основные парковые постройки.

На западе расположена картинная галерея, старейший сохранившийся в Германии музей, а на востоке находится бывшая оранжерея, переделанная в домик для гостей. К северу открывается вид на резервуар для парковых фонтанов и живописные архитектурные развалины.

Знаменитые виды на сады в Сан-Суси появились благодаря решению Фридриха Великого разбить виноградники на южных склонах Борнштедтских холмов. Для этого было устроено несколько выгнутых вперед террас. К поддерживающим террасы стенам прислонены теплички, а на самих террасах разбиты цветники. Интересно, что на зимний период лозы убирают в эти теплички (и по сей день), а на лето опять высаживают вдоль террас. Виноградные лозы были привезены из различных мест – Португалии, Италии и Франции самим королем. Фигуры Вакхов, обрамляющие террасы, ещё больше подчеркивают тему виноделия. Фасад дворца, обращенный к парку, украшен 36 фигурами скульптора Ф. X. Глуме. Длинная лестница из 132 ступеней пересекает 6 виноградных террас и соединяет парк и дворец Сан-Суси. Внизу расположен «Большой фонтан», который окружен полукруглыми скамьями. С 1750 года чашу фонтана окружают мраморные статуи Венеры, Меркурия, Аполлона, Дианы, Юноны, Юпитера, Марса и Минервы, а также аллегорическими изображениями четырёх элементов: огня, воды, воздуха и земли. Венеру и Меркурия работы скульптора Жана-Батиста Пигаля и две скульптурные группы на темы охоты, аллегории воздуха и воды работы Ламбера-Сигисбера Адама были подарены французским королём Людовиком XV. Остальные скульптуры были выполнены в мастерской Франсуа-Гаспара Адама.

Цепь холмов, протянувшаяся в широтном направлении, положила начало формированию знаменитой главной оси ансамбля, достигнувшей 2,5км от входного портала до комплекса «Новый дворец». Все второстепенные аллеи и дороги заложены в соответствии с требованиями холмистого ландшафта.Парковые здания и королевский дворец оказались не на главной оси, а параллельно ей. Вдоль главной оси (по принципу эрмитажа) – последовательно сменялись картины (художественные композиции). Выразительность приема усиливается благодаря плотной обсадке деревьями промежуточных участков главной аллеи, что обеспечивает элемент внезапности при раскрытии каждой следующей картины. В то же время рондели с фонтанами, расположенные на главной аллее напротив каждого из зданий, становятся сигналами появления новой картины. Несмотря на серьезные композиционные нововведения, оформление этой части парка вполне сохранило барочный характер благодаря: - широким пространствам разнообразно прорисованных партеров; - игре геометрических форм стриженных деревьев и кустарников; - тенистым боскетам; - размещенным в аллеях многочисленным мраморным статуям, французской и немецкой работы,Для питания водою фонтанов на холме был устроен резервуар в виде руины (характерные для романтических садов). В одном из углов сада на перекрестке трех аллей был поставлен забавный китайский домик (справа от главной аллеи, в оленьем саду) – наглядный пример увлечения китайской модой. Внешний вид павильона определяется золотыми фигурами величиной в человеческий рост. Экзотический характер сказочно одетых китайских музыкантов и чаевников гармонирует с колоннами в форме золотых пальм. Великолепный стаффаж "à lachinoise" создали Петер Бенкерт и ЙоганнГоттлибХеймюллер. А строительство павильона в форме листа клевера было поручено Йоганну Готфриду Бюрингу. Здесь рококо сливается с восточной экзотикой.

Рококо — последняя стадия развития барокко, оказавшая некоторое воздействие на облик дворцово-парковых ансамблей Германии и России середины и второй половины XVIII в. (Ораниенбаум, отчасти Царское Село, Павловск). Отличается изысканным декором, тяготением к иллюзорности. Приемы искусства садов этого периода характерны отходом от строгой регулярности, введением прихотливо изогнутых дорожек, канальцев, мостиков. Парки дробятся на отдельные мелкие фрагменты. Главное требование к ним — обеспечить приватность и обособленность пространства, утонченность рисунка партеров. Другой важной особенностью рококо явилось подражание формам, силуэтам, цветовым сочетаниям китайского и японского декоративного искусства.

Рядом с дворцом был задуман обширный парк в «английском стиле». За десятилетия работы Петер Йозеф Ленне (садовник и ландшафтный архитектор) создал красивейший пейзажный парк с просторными лугами, небольшими возвышениями, разбросанными группами деревьев и искусственными прудами. Ленне добился единства архитектуры и природы, трехмерной картины пейзажа в духе романтизма.

По соседству с дворцом Шарлоттенхоф, вписываясь в созданный Ленне пейзажный парк, на самом берегу искусственного озера расположен ансамбль Римских купален.

Свободно сгруппированные вокруг внутреннего сада строения, архитектурное оформление которых заимствовано у различных образцов античного периода, а также у флорентийских вилл эпохи раннего Ренессанса с их строгими формами, придают ансамблю романтическую прелесть. Домик дворцового садовода, выполненный в стиле итальянской виллы XV столетия, соединен переходом с чайным павильоном, построенным наподобие древнего храма.

С другой стороны к саду примыкают открытые, полукруглые помещения, напоминающие античный римский домик. В них находится купальня, по которой и назван весь комплекс строений.

Римские купальни отражают увлечение романтичным античным искусством. Весь ансамбль создан с целью вызвать у посетителей возвышенные поэтические чувства. Другой, подобный этому, комплекс строений – фазанник – создал Перзиус в 1843 году к западу от дворца Шарлоттенхоф.

После сооружение небольшого дворца Шарлотенхоф («Прусская Аркада») были созданы здания и парки: римские купальни, помещение для фазанов в стиле итальянской виллы, Фриденскирхе с садом Марли, Оранжерея, сицилианский сад и северный сад, Новый парк с Мраморным дворцом и дворцом Цецилиенхоф.

В 1857 году Петер Иозеф Ленне разбил Сицилианский и Северный сады. Это были парки, в которых уже не имели значения классические правила паркового искусства. Здесь господствуют геометрические формы, которые, как и в парках итальянского Возрождения, открывают вид на окружающую местность и в то же время представляют собой единое целое. По такому же методу Ленне создал и террасы перед Оранжереей.

Сицилианский и Северный парки, а также Оранжерея являются частью незавершенного проекта сооружения "верхнего яруса" парка (севернее тутовой аллеи).

300-метровое здание Оранжереи западнее дворца Сан-Суси строилось для размещения южных растений на зиму. Итальянские дворцы эпохи Возрождения служили образцом для этого сооружения, задуманного как составная часть огромной триумфальной аллеи, строительство которой так и не было осуществлено. Помещения Оранжереи должны были служить временными покоями сестре короля Шарлотте – царице России и ее мужу царю Николаю I во время их посещений Потсдама.
В честь столетия существования Сан-Суси в 1845 году было заложено строительство Фриденскирхи и примыкающего к ней комплекса зданий. За основу проекта взята раннецерковная базилика св. Клемента в Риме. Рядом находится небольшой сад Марли.
В северной части города, на берегу озера Хайлигензее, в полутора километрах от парка Сан-Суси, раскинулся Новый парк, который создан в стиле открытого пейзажного парка и имеет площадь 74 га. В центре парка на самом берегу озера построен Мраморный дворец.

В северной части парка находится дворец Цецилиенхоф, спроектированный в стиле английской усадьбы. Летом 1945 года в нем проходила Потсдамская конференция великих держав антигитлеровской коалиции. Цецилиенхоф – это замок, в котором Германия была поделена. Стулья с высокими спинками в красных чехлах все еще стоят в зале собраний. Три флага союзников по-прежнему стоят на столе, который был изготовлен в России специально для этого случая.

Парк и дворцы сильно пострадали во время второй мировой войны. В 1964 году была начата самая обширная за всю историю Сан-Суси реставрацию дворцов и парков. Опытные ученые, реставраторы и художники работают над тем, чтобы восстановить произведения искусства в их былой красоте. В реставрации и поддержании парка участвует питомник «Lorberg», где специально для Сан-Суси выращивают деревья и готовят стриженые формы для партеров.

Сан-Суси – это не просто дворцово-парковый ансамбль, это центр притяжения немецкой истории. В 1990 году Сан-Суси с его дворцами и большим парком внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО со следующим обоснованием:«Дворец и парк Сан-Суси, часто называемые „прусским Версалем“, являют собой синтез художественных направлений в европейской городской и придворной архитектуре XVIII в. Ансамбль является выдающимся образцом архитектурного творчества и ландшафтного дизайна, возникшего на интеллектуальной основе монархической идеи государственного устройства».

Заслуживают внимания парк Нимфенбург в городе Мюнхене, сад Цвингер в Дрездене, замок и парк Гроссейдлиц близ Дрездена. Привлекателен дворцово-парковый ансамбль Пильниц, живописно раскинувшийся на берегу Эльбы, вобравший в себя несколько стилевых направлений. Интересен также парк «Большой сад» в Дрездене, включающий в себя зоосад, ботанический сад, дворец, открытый театр и др. Композиция последнего парка прекрасно читается в натуре, поскольку партеры окружены высокой зеленью боскетов, а их углы отмечены кордегардиями. Кордегардия — здание караульни у въезда в усадьбу. Часто играет роль первого архитектурного акцента, подготавливающего последовательное восприятие дворцово-паркового ансамбля вдоль главной композиционной оси (Софиевка, Горенки и т. д.).

 


 

Пейзажный парк в России

В России второй половины XVIII в. строительство дворянский усадеб приобретает исключительный размах. Указом Петра III «О вольности дворянства» дворянам предоставлялись особые льготы – они освобождались от обязательной службы и получали в свое полное распоряжение большие поместья вместе с приписанными к ним людьми. Позже Екатерина II, подтвердив эти привилегии дворянства, предоставила им ряд новых льгот. Все это привело к тому, что многие дворяне, оставив государственную службу, разъехались по своим вотчинам и занялись преимущественно сельским хозяйством и строительством усадеб. Усадьбы стали основным местом пребывания помещика-дворянина и быстро приобрели представительское значение. Усадьба и прилегающие к ней сады и парки стали предметом гордости и престижа, такими объектами, которые отражают не только уровень благосостояния владельца, но его культурное развитие, духовные идеалы, представления о прекрасном.

Следует напомнить, что вторую половину XVIII в. принято называть эпохой Просвещения. Просвещение – это не просто философское или мировоззренческое учение, это – стиль жизни, который определял литературу, искусство, науку, моду и даже образ мысли человека той поры. В Россию Просвещение пришло двумя путями: через Францию, благодаря личной дружбе Екатерины II с Вольтером и другими французскими просветителями, и через Германию, когда после завоевания Кенигсберга (нынешний Калининград) русские дворяне получили возможность познакомиться с европейской жизнью той поры.

Идеи пейзажного стиля приводят в конце XVIII-начале XIX вв. к коренному переустройству парков России: многие существовавшие тогда ценные регулярные парки были переустроены в пейзажные. В этот период садово-парковое искусство России достигает своего расцвета: усадьба и прилегающие к ней сады и парки стали предметом гордости и престижа. Ярой сторонницей нового направления была Екатерина II, которая сама переводила книгу англичанина Чемберса о китайских садах для того, чтобы русские дворяне могли руководствоваться ею при обустройстве своих усадеб.Образцом устройства усадеб служили созданные во времена правления Екатерины II царские дворцово-парковые комплексы Петербурга и Москвы (Царское Село, Павловск, Гатчина, Царицыно).

В этот период закладываются общие принципы планировки русских усадеб, сохранившиеся вплоть до начала XX в. Дворец с примыкающими к нему флигелями является центром поместья и располагается обычно на возвышении. Ниже располагаются многочисленные служебные корпуса, которые также украшаются и ставятся в определенном порядке. Центр выделяется и путем планирования дорог и аллей. Именно к нему подводит прямая подъездная аллея. Главная осевая линия проходит мимо монументальных выездных ворот, через парадный вход, вестибюль, зал и выводит в сад. Этот ближний сад является как бы продолжением дома и поэтому планируется регулярно. За ним начинается собственно пейзажный парк. Такое устройство парка позднее получило название смешанного стиля.

Возникновение данного стиля в России не случайно. В последние десятилетия XVIII в. особенно активно строятся усадьбы вокруг Москвы. В отличие от петербургских дворцовых комплексов, которые создавались на свободных территориях, усадебные пейзажные парки Москвы и Подмосковья возникают на месте регулярных садов – Царицыно, Нескучный сад, либо являются их продолжением – Архангельское, Кусково. По пути создания новых пейзажных парков наряду с поддержанием регулярного сада пошло строительство многих подмосковных усадеб – Абрамцево, Марфино и др. Вслед за столицами начинается процесс создания пейзажных парков в ближних и дальних провинциях России. Лишь немногие примеры: в Пензенской губернии – Тарханы, в Орловской – Спасское-Лутовиново; на Украине – Софиевка.

Активное строительство усадеб на всей территории России, высокие требования к качеству работ и престижность профессии архитектора, привели к возникновению целой плеяды выдающихся деятелей искусств и науки, которые и определяли пути развития садового зодчества в этот период. В своих работах Андрей Тимофеевич Бо́лотов и Николай Александрович Львов не только пропагандировали преимущества пейзажного стиля, но и утверждали необходимость возникновения самобытных русских садов и парков в противовес «французским» и «английским». Это были высокообразованные люди с энциклопедическими познаниями в мировой и отечественной истории и культуре, патриоты своей страны.

Огромной популярностью пользовались статьи Андрея Тимофеевича Болотова (1738–1833), которые он печатал в журналах «Сельский житель», «Экономический магазин». Болотов считал, что русские не должны слепо копировать европейскую садовую моду. Напротив, ее нужно видоизменить в соответствии с традициями и климатом нашей страны. Так появилась его знаменитая концепция «русского сада»:

· "…Всего бы благоразумнее было быть нам, колико можно, осторожными и не спешить никак перенимать манеру у других, а паче испытать производить сады собственнаго своего вкуса, и такие, которые бы сообразнее были с главнейшими чертами нашего нравственного характера. Я не сомневаюсь, что таковые сады могли б для нас быть и прочнее и приятнее всех прочих. …Не было б нимало постыдно для нас то, когда бы были у нас сады ни Аглинские, ни Французские, а наши собственные и изобретенные самими нами, и когда бы мы называть их стали Российскими."

· Русский сад не является в строгом смысле ни пейзажным, ни регулярным. Он, как то повелось еще с допетровских времен, представляет собой смесь обоих этих стилей.

· Русский сад всегда носил утилитарный характер. В нем обязательно должны высаживаться плодовые деревья и кустарники, такие как яблони и вишни.

· Симметрия не соблюдается в русских садах не по «принципиальным», как в пейзажных парках, соображениям, а потому, что они разбиваются наиболее простым и удобным способом. Чаще всего это противоречит требованиям строгой симметрии, однако если, например, прямая дорожка оказывается удобнее извилистой, то предпочитается именно она.

· Русский сад должен быть дешевым и экономным. В нем не должно быть сложных и дорогих гидротехнических и инженерных сооружений, вычурных парковых построек и так далее.

XVIII век был временем, когда провинциальные дворянские усадьбы превращались в один из центров новой культуры. Постепенно в дворянских кругах возникает мода на образованность и интеллигентность. Образованность требует досуга, которого достаточно в деревенском уединении. Возникает традиция приглашать в усадьбу художников, литераторов, музыкантов. Можно утверждать, что великая русская литература и искусство XIX века зародились и выросли в «стенах» русской усадьбы.

Особенности русского пейзажного паркостроения.

 

· Русский сад не является в строгом смысле ни пейзажным, ни регулярным, а представляет собой смесь этих стилей.

· Сад носит утилитарный характер. В нем обязательно должны присутствовать плодовые деревья и кустарники.

· Симметрия не соблюдается в русских садах не по принципиальным, как в пейзажных парках, соображениям, а потому, что они разбиваются наиболее простым и удобным способом.

 

Русское парковое искусство создавалось на русской земле, русскими мастерами и в гармоничном сочетании с русским пейзажем. Эта связь особенно ярко подчеркивается в Павловском парке и в парках Петергофа.

С петровских времен и до нынешнего времени особой популярностью пользуются Летний сад, парки Ораниенбаума, Царское Село, Архангельское.

Русские парки, несмотря на сильное влияние классических парков Европы, самобытны по содержанию и стилю.

Русские усадьбы отличает большая свобода и естественность, чем английские пейзажные парки. Часто собственно парк вовсе не заканчивался, переходя в лес. Придает своеобразие совмещение в парковых объектах хозяйственных и эстетических функций. Пейзаж здесь строится из рыбных прудов, плодовых садов, погребов с беседками над ними.

 

 

Ораниенбаум.

Первые опыты пейзажного садоводства в России.

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаумнаходятся на южном берегу Финского залива в 40 километрах от Петербурга и, находясь за Стрельной и Петергофом, завершает череду репрезентативных морских резиденций Петергофской дороги. В истории русского искусства ему принадлежит особое место, как художественному памятнику XVIII века, сохранившемуся с первоначальной полнотой. Это была загородная усадьба А. Д. Меншикова – сподвижника Петра I, который и подарил в 1707 году ему эти земли вместе с титулом светлейшего князя Ижорского. История создания Ораниенбаума и его художественного образа — не только отражение эпохи, но и незаурядной личности А. Д. Меншикова.В 1707 году здесь развернулось строительство. Начало создания ораниенбаумской резиденции датируется 1710 годом. Этот год знаменует кульминацию в блистательной судьбе баловня эпохи Александра Даниловича Меншикова. К этому времени он был овеян славой победителя в битве при Калище, под Полтавой и Лесной. Светлейший князь Российской империи, светлейший князь Римской империи, герцог Ижорский, генерал-фельдмаршал, президент Военной коллегии, он сосредоточил в своих руках огромные средства и бразды почти неограниченной административной власти.

По поводу происхождения экзотического названия Ораниенбаум — апельсиновое дерево (от немецкого orange — апельсин, baum — дерево) — существует историческая легенда, повествующая, что на мызе князя имелась небольшая оранжерея с померанцевыми деревьями. На каждом деревце крепилась этикетка с надписью: «Orange». Петру I, любившему ботанические редкости, это понравилось, и он пожелал, чтобы сподвижник назвал так свою приморскую усадьбу.

И так, Меньшиков былодним из богатейших людей в Европе того времени и поэтому мог позволить себе вести строительство своей резиденции с интенсивностью и размахом, ни в чем не уступающими, а порой и превосходящим по темпам и художественному уровню царским резиденциям. За шестнадцать лет кроме дворца, состоявшего из центральной части, двух галерей, двух больших павильонов, Восточного (Японского) и Западного (Церковного), и связанного с дворцом служебного корпуса (западного флигеля), в Ораниенбауме создали Нижний сад, декорированный фонтанами и деревянной, раскрашенной под белый мрамор, и свинцовой скульптурой. От сада к морю прорыли судоходный канал, укрепленный валами, дамбы которого уходили в залив, что обеспечивало беспрепятственный проход судов к Кронштадту даже в непогоду.По сторонам морского канала проложили аллеи и насадили рощи. Восточнее дворца сделали дощатую мостовую и построили пять каменных домов, связанных друг с другом стеной, составивших своеобразный ансамбль. Были построены, но «не докончены» отделкой здания по краям Нижнего сада — Померанцевая оранжерея и Картинный дом. Значительные работы велись на участках, расположенных восточнее и западнее Большого дворца на верхнем плато, на краю которого воздвигнут дворец. Речку Карость перегородили деревянными шлюзами, что позволило создать Верхний пруд, а с восточной стороны Большого дворца в затопленной низине — Нижний пруд, именовавшийся «Малым увеселительным морем», где держали небольшие суда для водных экзерциций гостей резиденции. На Нижнем пруду устроили пристань. К ней от Восточного павильона вела лестница. Нижний пруд и связанный с ним протокой еще один обширный водоем, подступавший почти вплотную к южному фасаду дворца, служили резервуарами для снабжения водой фонтанов Нижнего сада. Система искусственных водоемов — прудов, каналов и каскадов, — характерная для паркостроения первой четверти XVIII века, во многом предопределила дальнейшее формирование планировки и пейзажа парков, расположенных к югу от Большого дворца.

Верхний парк, занимающий территорию около 160 гектаров, расположен на плато, которое простирается на юг и на запад от Большого дворца. Он состоит из нескольких исторически сложившихся частей – Петровского парка, Собственной дачи и пара, расположенного между ними, как бы объединяющего их воедино.Облик, сохранившийся до наших дней, парк приобрел к середине XIX века.

С конца 1770-х годов, когда начался отход от регулярного стиля, в парке исчезли строгие линии аллей и площадок, окаймленных шпалерником, а кроны деревьев, которые перестали подстригать, свободно разрослись. На рубеже XIX века и в последующие годы проводятся крупные работы по перепланировке, прокладке новых аллей и дорог, в результате чего парк и получил облик пейзажного.

Верхний парк красив во все времена года – летом и весной – многообразием оттенков зелени, осенью – контрастностью тонов. А зимою ели и пихты, красивые прутья кустарников, белое кружево берез и раскидистые ветви дубов придают художественному облику парка особый колорит. В тщательно продуманной композиции Верхнего парка – выдающегося памятника русского садово-паркового искусства – чувствуется рука одного опытного мастера. Им был Джозеф Буш.

Парк состоит из нескольких довольно обособленных, хотя и никак не разграниченных, районов. В различных его частях нашли отражение три основных стиля паркостроения: регулярного французского, пейзажного английского и итальянского - с каскадами, террасами и лестницами.

К юго-востоку от Большого дворца находится Нижний пруд, который в XVIII веке называли "малым увеселительным морем". Этот водоем соорудили при Меншикове, в начале XVIII века, запрудив мелководную речку Карасту плотиной с каскадом и Руинным мостом. Во времена Петра III на пруду содержался потешный флот из 2 фрегатов и 2 галер, вооруженных бронзовыми пушками.

В ландшафт Верхнего парка органично вписались мосты, которые придают парку особое очарование. Мосты и мостики, находившиеся в Верхнем парке в XVIII веке, были деревянными. С конца XVIII века и на протяжении XIX века часть из них перестраивается в камне. В 1873 году в паре насчитывается тридцать мостов. Из них – восемь каменных и двадцать два деревянных.

Значительная роль в композиционном строе восточной части Верхнего парка принадлежит украшающим ее архитектурным сооружениям.

В середине 1750-х гг. начали формироваться два важнейших узла ландшафтной структуры Ораниенбаума - комплекс крепости Петерштадт и ансамбль Собственной дачи. Расположенные по сторонам Большого дворца, вместе с ним они впоследствии вошли в состав Верхнего парка.

В 1755 г. у великой княгини Екатерины Алексеевны появилась идея разбить сад, известный впоследствии под именем Собственной дачи. Наиболее старый участок дачи расположен юго-западнее Большого дворца, он был распланирован вскоре после передачи Ораниенбаума Петру Федоровичу.

Архитектурным центром этой части парка является построенный незадолго до того, предположительно по проектам М. Г. Земцова и Б.- Ф. Растрелли Новый дворец (Каменное зало).

Дворцом в узком смысле этого слова здание никогда не было. Прямоугольный в плане павильон имел сравнительно большой зал со сценой, где устраивали не только концерты, но и маскарады, и танцевальные вечера.

Одновременно с постройкой Концертного зала перед ним был разбит регулярный партерный сад, который впоследствии А. Ринальди включил в композицию Собственной дачи - участка парка, принадлежащего Екатерине II, спланированного по принципу регулярного сада. По оси павильона была проложена Тройная липовая аллея, восточная композиционная ось будущего сада. Этот район - один из интереснейших ансамблей второй половины XVIII века. Здесь находились основные архитектурные сооружения: Китайский дворец, Катальная горка и Фрейлинский домик

 

Китайский дворец. Расположенный в глубине Верхнего парка и со всех сторон окруженный зеленью, Китайский дворец является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса «Собственной дачи» императрицы Екатерины II. Возведенный в 1762 – 1768 годах по проекту итальянского зодчего Антонио Ринальди (1709/10 – 1794). Спустя почти 80 лет архитекторы А. Штакеншнейдер и Л. Бонштед творение Ринальди перестроили, исказив его первоначальный облик. Здание было надстроено вторым этажом, а к его торцевым частям пристроили Большую и Малую передние. Кроме того, со стороны южного фасада дворец обогатился застекленной галереей. Главный фасад отмечен дугообразным фронтоном и гербом, а противоположный ему — северный — имеет в центре выступающую трехгранную апсиду. Многочисленные последовательно чередующиеся двери и окна, профилированные филенки, лепной декор, которым украшены стены, придают зданию строгий симметричный вид. Фасады дворца окрашены в нежный бледно-розовый цвет.Китайский дворец строился как летняя резиденция, поэтому в его архитектуре много признаков паркового павильона, в том числе большие окна-двери, через которые из зала можно было выйти прямо в зеленый парк. Подступающие к дворцу вековые дубы (по преданию, их высадил Ринальди), водная гладь небольшого пруда, расположенного поблизости, придают постройке уравновешенный камерный вид, подчеркивают ее связь с природой.

Павильон Катальной горки – уникальный памятник русской архитектуры XVIII века, являлся частью грандиозного сооружения в Ораниенбауме - Катальной горы. Строительство ансамбля по проекту А. Ринальди было начато в конце 1750-х годов. Помимо павильона сюда входили горы-скаты, предназначенные для катания на колясках. И каменные колоннады с плоскими крышами в виде террас (протянувшиеся параллельно катальным спускам более чем на 500 м.).В 1801 г. из-за ветхости деревянных скатов и перекрытий катание было прекращено.

В 1858-1861 гг. были разобраны почти разрушившиеся колоннады, после чего южный фасад каменного павильона был декорирован колоннами по аналогии с остальными фасадами архитектором
А. Юркевичем.Являющийся архитектурной доминантой Верхнего парка – Павильон Катальной горы представляет собой совершенно оригинальное парковое сооружение, в архитектуре которого соединились монументальность и изящество.

Китайская кухня – небольшой одноэтажный павильон, с антресольным этажом, увенчанный широким распластанным куполом.

История создания Китайской кухни восходит к 1760-1770 годам, когда А. Ринальди возводил ансамбль Собственной дачи. По обеим сторонам пруда, расположенного перед южным фасадом Китайского дворца, он предполагал построить каменные павильоны:Фрейлинский – с восточной, и Кофейный – с западной. Сооружен был в начале 1760-х годов только Фрейлинский.Это было одноэтажное здание в характере барокко, он с уже заметными элементами классицизма. Центральная его часть значительно выступала в сторону пруда и была завершена куполообразной крышей.В 1852-1853 годах Фрейлинский домик перестраивает архитектор Л. Л. Бронштедт. Здание стало носить название Китайской кухни.

Китайская кухня - стилизованная постройка, характерная для второй половины XIX века. С конца XVIII века здание, неоднократно перестраиваемое, использовалось как кухня, госпиталь, конюшенный корпус, придворный и кавалерский корпус. Менялся его внешний облик, менялись интерьеры. В настоящее время здесь расположен ресторан.

В 1796 г. указом Павла I Ораниенбаум был пожалован его старшему сыну, великому князю Александру Павловичу.

Во второй половине своего царствования Александр I все чаще стал приезжать в Ораниенбаум, полный исторических ассоциаций, тихий и уединенный по сравнению с блестящим Царским Селом.

В середине 1810-х гг. к западу от павильона Катальной горы, была проложена пейзажная Английская дорога. Обсаженная дубами, плавно изгибающаяся, она представляла идеальный маршрут для уединенных прогулок. С прокладкой этой дороги был сделан первый шаг к созданию ораниенбаумского Верхнего парка.

Учитывая особенности русского пейзажа, архитекторы в условиях северного ландшафта создали один из замечательных образцов пейзажного парка, добившись гармонического единства природы и архитектуры.

 

 

В наши дни дворцово-парковые ансамбли Ораниенбаума обрели особую ценность, как единственные архитектурно-художественные памятники в ленинградских пригородах, не подвергшиеся разрушению в годы Великой Отечественной войны. Здесь сохранены подлинные произведения крупнейших зодчих, живописцев, мастеров декоративно-прикладного искусства XVIII столетия.

 

Царское Село.

Неотъемлемой частью Царскосельской императорской резиденции являются парки — Екатерининский и Александровский, получившие эти названия по находящимся в них дворцам.

Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. Старый (Голландский) сад основал, по преданию, сам Петр I.

Екатерининский парк один из первых русских пейзажных парков. Его композиция создавалась в период становления и претворения в жизнь теории построения пейзажных, ландшафтных или, так называемых, английских садов. Пейзажная часть Екатерининского парка начинается сразу за архитектурным ансамблем Ч. Камерона и простирается между Рамповой аллеей и Подкапризовой дорогой до Виттоловского пруда, по южному берегу Большого пруда и по территории к западу от него. Площадь парка составляет 70 гектаров. Его границы остаются неизменными с XIX века: с северо-востока он примыкает к Регулярному парку, с северо-запада граничит с Александровским парком, с юго-востока и юго-запада окружен жилой застройкой города Пушкина.

Начало строительства Пейзажного парка относится к 1760-м годам, а основные работы в нем проводились в 1770–1780-е годы. Первоначальный план был выполнен архитектором ВасилиемИвановичем Нееловым, вместе с которым работали его сыновья Илья и Петр Нееловы, а также садовый мастер Трифон Ильин.

Для создания пейзажной части Екатерининского парка архитектор В. И. Неелов был отправлен в Англию, где изучал новые образцы садово-паркового искусства, главной особенностью которых было подражание естественным природным ландшафтам. «Искусство прекрасно, когда оно кажется природой, а природа удачна, когда искусство подчеркивает ее незаметно», — так выразил эту традицию английский писатель Д. Аддисон.Изучение этихобразцов, а также участие в создании ландшафтов Екатерининского парка английского садового мастера Иоганна Буша определили общие принципы его композиции. Анализ гравюр английских парков, привезенных Нееловыми в 70-е годы XVIII века, убеждает, что многие из них явились прообразом создания отдельных пейзажей. Как и в английских парках, в основе композиции Екатерининского парка, использованы обширные водные и луговые пространства свободных очертаний, большое количество архитектурных сооружений разных стилей, плавные линии прогулочных дорог. Искусственные насаждения в виде узких массивов подчеркивают мягкие очертания полян и лугов, создают задний план пейзажей, отделяют один ландшафт от другого. Все внимание сосредотачивается на решении убранства полян и водоемов, что требует детальной проработки каждой группы, четкого размещения каждого, отдельно стоящего дерева-солитера, зеленых объемов на островах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.06 с.)