Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Садово - парковое искусство ГерманииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ландшафтное искусство Франции и Англии повлияло на развитие паркостроения многих стран, в частности Германии. Вначале XIXв. страны Германского союза (это 39 государств во главе с Австрией) встали на путь стремительного развития капиталистических отношений. Именно в это время страны Германского союза вышли на первый план в искусстве создания пейзажных парков. Наступил век романтизма, рожденный на идеях немецкой философии школы Канта и Гегеля, и на произведениях Шиллера и Гёте. Музы нового века воспевали национальные черты в искусстве и развивали идеалы философии эпохи Просвещения. Парки XIXв. успешно соединяли парадную пышность и философскую изысканность. Садовники и архитекторы виртуозно владели классическими приемами создания парковых пейзажей и перспектив. Они достигли совершенства в смешении разных стилей – это и свободные идеи садов итальянского Возрождения и королевская торжественность Ленотра, и философская глубина панорам «английских парков». Климат Германии умеренный, переходный от морского к континентальному. Южнее Берлина преобладают низкие горы. Наиболее красивы они вблизи реки Эльбы. Причудливой формы скалы с гротами и галереями привлекательны для ландшафтного зодчества. Политическая разрозненность мешала народам Германии создать крупные садово-парковые ансамбли.Основные типы объектов садово-паркового искусства Германии были: городские дворцово-парковые ансамбли; городские сады; загородные дворцово-парковые комплексы.Пышность – неотъемлемая черта германской архитектуры. Ансамбль Сан-Сусси расположен в Потсдаме (под Берлином). Это летняя резиденция короля Пруссии Фридриха II или Фридриха Великого,где вдали от официальной жизни он хотел проводить время в спокойной обстановке, предаваясь своим любимым занятиям. Площадь парка – 290 га. Он создавался в два этапа. В 1745-1747 годы были воздвигнуты портал и обелиск, грот Нептуна, картинная галерея, дворец, китайский чайный домик, а после семилетней войны Новый дворец, античный храм и храм дружбы, бельведер на холме Клаусберг, домик с драконами.В его создании участвовала целая плеяда талантливых архитекторов, среди которых, на первом этапе, особенно выделялся Георг Венцеслаус фонКнобельсдорф, который по эскизу короля Фридриха II, приступил к строительству небольшого дворца на вершине «Пустынной горы».На парковом фасаде дворца появилась надпись «Sanssouci» («Без забот»). Это шутливое кредо владельца дало в последующем название всему ансамблю. Монарх собрал вокруг себя всю духовную элиту Европы, чтобы заложить основы новой эпохи – эпохи «Просвещения».Большую часть года король жил в Сан-Суси, выезжая в Берлин лишь по государственным делам исключительной важности; в основном же послов и министров принимали именно здесь. Сан-Суси становится интеллектуальным центром. С восточной стороны парк ограничен порталом. Отсюда берет начало аллея длиной 2,5 км. Вдоль этой оси располагаются все основные парковые постройки. На западе расположена картинная галерея, старейший сохранившийся в Германии музей, а на востоке находится бывшая оранжерея, переделанная в домик для гостей. К северу открывается вид на резервуар для парковых фонтанов и живописные архитектурные развалины. Знаменитые виды на сады в Сан-Суси появились благодаря решению Фридриха Великого разбить виноградники на южных склонах Борнштедтских холмов. Для этого было устроено несколько выгнутых вперед террас. К поддерживающим террасы стенам прислонены теплички, а на самих террасах разбиты цветники. Интересно, что на зимний период лозы убирают в эти теплички (и по сей день), а на лето опять высаживают вдоль террас. Виноградные лозы были привезены из различных мест – Португалии, Италии и Франции самим королем. Фигуры Вакхов, обрамляющие террасы, ещё больше подчеркивают тему виноделия. Фасад дворца, обращенный к парку, украшен 36 фигурами скульптора Ф. X. Глуме. Длинная лестница из 132 ступеней пересекает 6 виноградных террас и соединяет парк и дворец Сан-Суси. Внизу расположен «Большой фонтан», который окружен полукруглыми скамьями. С 1750 года чашу фонтана окружают мраморные статуи Венеры, Меркурия, Аполлона, Дианы, Юноны, Юпитера, Марса и Минервы, а также аллегорическими изображениями четырёх элементов: огня, воды, воздуха и земли. Венеру и Меркурия работы скульптора Жана-Батиста Пигаля и две скульптурные группы на темы охоты, аллегории воздуха и воды работы Ламбера-Сигисбера Адама были подарены французским королём Людовиком XV. Остальные скульптуры были выполнены в мастерской Франсуа-Гаспара Адама. Цепь холмов, протянувшаяся в широтном направлении, положила начало формированию знаменитой главной оси ансамбля, достигнувшей 2,5км от входного портала до комплекса «Новый дворец». Все второстепенные аллеи и дороги заложены в соответствии с требованиями холмистого ландшафта.Парковые здания и королевский дворец оказались не на главной оси, а параллельно ей. Вдоль главной оси (по принципу эрмитажа) – последовательно сменялись картины (художественные композиции). Выразительность приема усиливается благодаря плотной обсадке деревьями промежуточных участков главной аллеи, что обеспечивает элемент внезапности при раскрытии каждой следующей картины. В то же время рондели с фонтанами, расположенные на главной аллее напротив каждого из зданий, становятся сигналами появления новой картины. Несмотря на серьезные композиционные нововведения, оформление этой части парка вполне сохранило барочный характер благодаря: - широким пространствам разнообразно прорисованных партеров; - игре геометрических форм стриженных деревьев и кустарников; - тенистым боскетам; - размещенным в аллеях многочисленным мраморным статуям, французской и немецкой работы,Для питания водою фонтанов на холме был устроен резервуар в виде руины (характерные для романтических садов). В одном из углов сада на перекрестке трех аллей был поставлен забавный китайский домик (справа от главной аллеи, в оленьем саду) – наглядный пример увлечения китайской модой. Внешний вид павильона определяется золотыми фигурами величиной в человеческий рост. Экзотический характер сказочно одетых китайских музыкантов и чаевников гармонирует с колоннами в форме золотых пальм. Великолепный стаффаж "à lachinoise" создали Петер Бенкерт и ЙоганнГоттлибХеймюллер. А строительство павильона в форме листа клевера было поручено Йоганну Готфриду Бюрингу. Здесь рококо сливается с восточной экзотикой. Рококо — последняя стадия развития барокко, оказавшая некоторое воздействие на облик дворцово-парковых ансамблей Германии и России середины и второй половины XVIII в. (Ораниенбаум, отчасти Царское Село, Павловск). Отличается изысканным декором, тяготением к иллюзорности. Приемы искусства садов этого периода характерны отходом от строгой регулярности, введением прихотливо изогнутых дорожек, канальцев, мостиков. Парки дробятся на отдельные мелкие фрагменты. Главное требование к ним — обеспечить приватность и обособленность пространства, утонченность рисунка партеров. Другой важной особенностью рококо явилось подражание формам, силуэтам, цветовым сочетаниям китайского и японского декоративного искусства. Рядом с дворцом был задуман обширный парк в «английском стиле». За десятилетия работы Петер Йозеф Ленне (садовник и ландшафтный архитектор) создал красивейший пейзажный парк с просторными лугами, небольшими возвышениями, разбросанными группами деревьев и искусственными прудами. Ленне добился единства архитектуры и природы, трехмерной картины пейзажа в духе романтизма. По соседству с дворцом Шарлоттенхоф, вписываясь в созданный Ленне пейзажный парк, на самом берегу искусственного озера расположен ансамбль Римских купален. Свободно сгруппированные вокруг внутреннего сада строения, архитектурное оформление которых заимствовано у различных образцов античного периода, а также у флорентийских вилл эпохи раннего Ренессанса с их строгими формами, придают ансамблю романтическую прелесть. Домик дворцового садовода, выполненный в стиле итальянской виллы XV столетия, соединен переходом с чайным павильоном, построенным наподобие древнего храма. С другой стороны к саду примыкают открытые, полукруглые помещения, напоминающие античный римский домик. В них находится купальня, по которой и назван весь комплекс строений. Римские купальни отражают увлечение романтичным античным искусством. Весь ансамбль создан с целью вызвать у посетителей возвышенные поэтические чувства. Другой, подобный этому, комплекс строений – фазанник – создал Перзиус в 1843 году к западу от дворца Шарлоттенхоф. После сооружение небольшого дворца Шарлотенхоф («Прусская Аркада») были созданы здания и парки: римские купальни, помещение для фазанов в стиле итальянской виллы, Фриденскирхе с садом Марли, Оранжерея, сицилианский сад и северный сад, Новый парк с Мраморным дворцом и дворцом Цецилиенхоф. В 1857 году Петер Иозеф Ленне разбил Сицилианский и Северный сады. Это были парки, в которых уже не имели значения классические правила паркового искусства. Здесь господствуют геометрические формы, которые, как и в парках итальянского Возрождения, открывают вид на окружающую местность и в то же время представляют собой единое целое. По такому же методу Ленне создал и террасы перед Оранжереей. Сицилианский и Северный парки, а также Оранжерея являются частью незавершенного проекта сооружения "верхнего яруса" парка (севернее тутовой аллеи). 300-метровое здание Оранжереи западнее дворца Сан-Суси строилось для размещения южных растений на зиму. Итальянские дворцы эпохи Возрождения служили образцом для этого сооружения, задуманного как составная часть огромной триумфальной аллеи, строительство которой так и не было осуществлено. Помещения Оранжереи должны были служить временными покоями сестре короля Шарлотте – царице России и ее мужу царю Николаю I во время их посещений Потсдама. В северной части парка находится дворец Цецилиенхоф, спроектированный в стиле английской усадьбы. Летом 1945 года в нем проходила Потсдамская конференция великих держав антигитлеровской коалиции. Цецилиенхоф – это замок, в котором Германия была поделена. Стулья с высокими спинками в красных чехлах все еще стоят в зале собраний. Три флага союзников по-прежнему стоят на столе, который был изготовлен в России специально для этого случая. Парк и дворцы сильно пострадали во время второй мировой войны. В 1964 году была начата самая обширная за всю историю Сан-Суси реставрацию дворцов и парков. Опытные ученые, реставраторы и художники работают над тем, чтобы восстановить произведения искусства в их былой красоте. В реставрации и поддержании парка участвует питомник «Lorberg», где специально для Сан-Суси выращивают деревья и готовят стриженые формы для партеров. Сан-Суси – это не просто дворцово-парковый ансамбль, это центр притяжения немецкой истории. В 1990 году Сан-Суси с его дворцами и большим парком внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО со следующим обоснованием:«Дворец и парк Сан-Суси, часто называемые „прусским Версалем“, являют собой синтез художественных направлений в европейской городской и придворной архитектуре XVIII в. Ансамбль является выдающимся образцом архитектурного творчества и ландшафтного дизайна, возникшего на интеллектуальной основе монархической идеи государственного устройства». Заслуживают внимания парк Нимфенбург в городе Мюнхене, сад Цвингер в Дрездене, замок и парк Гроссейдлиц близ Дрездена. Привлекателен дворцово-парковый ансамбль Пильниц, живописно раскинувшийся на берегу Эльбы, вобравший в себя несколько стилевых направлений. Интересен также парк «Большой сад» в Дрездене, включающий в себя зоосад, ботанический сад, дворец, открытый театр и др. Композиция последнего парка прекрасно читается в натуре, поскольку партеры окружены высокой зеленью боскетов, а их углы отмечены кордегардиями. Кордегардия — здание караульни у въезда в усадьбу. Часто играет роль первого архитектурного акцента, подготавливающего последовательное восприятие дворцово-паркового ансамбля вдоль главной композиционной оси (Софиевка, Горенки и т. д.).
Пейзажный парк в России В России второй половины XVIII в. строительство дворянский усадеб приобретает исключительный размах. Указом Петра III «О вольности дворянства» дворянам предоставлялись особые льготы – они освобождались от обязательной службы и получали в свое полное распоряжение большие поместья вместе с приписанными к ним людьми. Позже Екатерина II, подтвердив эти привилегии дворянства, предоставила им ряд новых льгот. Все это привело к тому, что многие дворяне, оставив государственную службу, разъехались по своим вотчинам и занялись преимущественно сельским хозяйством и строительством усадеб. Усадьбы стали основным местом пребывания помещика-дворянина и быстро приобрели представительское значение. Усадьба и прилегающие к ней сады и парки стали предметом гордости и престижа, такими объектами, которые отражают не только уровень благосостояния владельца, но его культурное развитие, духовные идеалы, представления о прекрасном. Следует напомнить, что вторую половину XVIII в. принято называть эпохой Просвещения. Просвещение – это не просто философское или мировоззренческое учение, это – стиль жизни, который определял литературу, искусство, науку, моду и даже образ мысли человека той поры. В Россию Просвещение пришло двумя путями: через Францию, благодаря личной дружбе Екатерины II с Вольтером и другими французскими просветителями, и через Германию, когда после завоевания Кенигсберга (нынешний Калининград) русские дворяне получили возможность познакомиться с европейской жизнью той поры. Идеи пейзажного стиля приводят в конце XVIII-начале XIX вв. к коренному переустройству парков России: многие существовавшие тогда ценные регулярные парки были переустроены в пейзажные. В этот период садово-парковое искусство России достигает своего расцвета: усадьба и прилегающие к ней сады и парки стали предметом гордости и престижа. Ярой сторонницей нового направления была Екатерина II, которая сама переводила книгу англичанина Чемберса о китайских садах для того, чтобы русские дворяне могли руководствоваться ею при обустройстве своих усадеб.Образцом устройства усадеб служили созданные во времена правления Екатерины II царские дворцово-парковые комплексы Петербурга и Москвы (Царское Село, Павловск, Гатчина, Царицыно). В этот период закладываются общие принципы планировки русских усадеб, сохранившиеся вплоть до начала XX в. Дворец с примыкающими к нему флигелями является центром поместья и располагается обычно на возвышении. Ниже располагаются многочисленные служебные корпуса, которые также украшаются и ставятся в определенном порядке. Центр выделяется и путем планирования дорог и аллей. Именно к нему подводит прямая подъездная аллея. Главная осевая линия проходит мимо монументальных выездных ворот, через парадный вход, вестибюль, зал и выводит в сад. Этот ближний сад является как бы продолжением дома и поэтому планируется регулярно. За ним начинается собственно пейзажный парк. Такое устройство парка позднее получило название смешанного стиля. Возникновение данного стиля в России не случайно. В последние десятилетия XVIII в. особенно активно строятся усадьбы вокруг Москвы. В отличие от петербургских дворцовых комплексов, которые создавались на свободных территориях, усадебные пейзажные парки Москвы и Подмосковья возникают на месте регулярных садов – Царицыно, Нескучный сад, либо являются их продолжением – Архангельское, Кусково. По пути создания новых пейзажных парков наряду с поддержанием регулярного сада пошло строительство многих подмосковных усадеб – Абрамцево, Марфино и др. Вслед за столицами начинается процесс создания пейзажных парков в ближних и дальних провинциях России. Лишь немногие примеры: в Пензенской губернии – Тарханы, в Орловской – Спасское-Лутовиново; на Украине – Софиевка. Активное строительство усадеб на всей территории России, высокие требования к качеству работ и престижность профессии архитектора, привели к возникновению целой плеяды выдающихся деятелей искусств и науки, которые и определяли пути развития садового зодчества в этот период. В своих работах Андрей Тимофеевич Бо́лотов и Николай Александрович Львов не только пропагандировали преимущества пейзажного стиля, но и утверждали необходимость возникновения самобытных русских садов и парков в противовес «французским» и «английским». Это были высокообразованные люди с энциклопедическими познаниями в мировой и отечественной истории и культуре, патриоты своей страны. Огромной популярностью пользовались статьи Андрея Тимофеевича Болотова (1738–1833), которые он печатал в журналах «Сельский житель», «Экономический магазин». Болотов считал, что русские не должны слепо копировать европейскую садовую моду. Напротив, ее нужно видоизменить в соответствии с традициями и климатом нашей страны. Так появилась его знаменитая концепция «русского сада»: · "…Всего бы благоразумнее было быть нам, колико можно, осторожными и не спешить никак перенимать манеру у других, а паче испытать производить сады собственнаго своего вкуса, и такие, которые бы сообразнее были с главнейшими чертами нашего нравственного характера. Я не сомневаюсь, что таковые сады могли б для нас быть и прочнее и приятнее всех прочих. …Не было б нимало постыдно для нас то, когда бы были у нас сады ни Аглинские, ни Французские, а наши собственные и изобретенные самими нами, и когда бы мы называть их стали Российскими." · Русский сад не является в строгом смысле ни пейзажным, ни регулярным. Он, как то повелось еще с допетровских времен, представляет собой смесь обоих этих стилей. · Русский сад всегда носил утилитарный характер. В нем обязательно должны высаживаться плодовые деревья и кустарники, такие как яблони и вишни. · Симметрия не соблюдается в русских садах не по «принципиальным», как в пейзажных парках, соображениям, а потому, что они разбиваются наиболее простым и удобным способом. Чаще всего это противоречит требованиям строгой симметрии, однако если, например, прямая дорожка оказывается удобнее извилистой, то предпочитается именно она. · Русский сад должен быть дешевым и экономным. В нем не должно быть сложных и дорогих гидротехнических и инженерных сооружений, вычурных парковых построек и так далее. XVIII век был временем, когда провинциальные дворянские усадьбы превращались в один из центров новой культуры. Постепенно в дворянских кругах возникает мода на образованность и интеллигентность. Образованность требует досуга, которого достаточно в деревенском уединении. Возникает традиция приглашать в усадьбу художников, литераторов, музыкантов. Можно утверждать, что великая русская литература и искусство XIX века зародились и выросли в «стенах» русской усадьбы. Особенности русского пейзажного паркостроения.
· Русский сад не является в строгом смысле ни пейзажным, ни регулярным, а представляет собой смесь этих стилей. · Сад носит утилитарный характер. В нем обязательно должны присутствовать плодовые деревья и кустарники. · Симметрия не соблюдается в русских садах не по принципиальным, как в пейзажных парках, соображениям, а потому, что они разбиваются наиболее простым и удобным способом.
Русское парковое искусство создавалось на русской земле, русскими мастерами и в гармоничном сочетании с русским пейзажем. Эта связь особенно ярко подчеркивается в Павловском парке и в парках Петергофа. С петровских времен и до нынешнего времени особой популярностью пользуются Летний сад, парки Ораниенбаума, Царское Село, Архангельское. Русские парки, несмотря на сильное влияние классических парков Европы, самобытны по содержанию и стилю. Русские усадьбы отличает большая свобода и естественность, чем английские пейзажные парки. Часто собственно парк вовсе не заканчивался, переходя в лес. Придает своеобразие совмещение в парковых объектах хозяйственных и эстетических функций. Пейзаж здесь строится из рыбных прудов, плодовых садов, погребов с беседками над ними.
Ораниенбаум. Первые опыты пейзажного садоводства в России. Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаумнаходятся на южном берегу Финского залива в 40 километрах от Петербурга и, находясь за Стрельной и Петергофом, завершает череду репрезентативных морских резиденций Петергофской дороги. В истории русского искусства ему принадлежит особое место, как художественному памятнику XVIII века, сохранившемуся с первоначальной полнотой. Это была загородная усадьба А. Д. Меншикова – сподвижника Петра I, который и подарил в 1707 году ему эти земли вместе с титулом светлейшего князя Ижорского. История создания Ораниенбаума и его художественного образа — не только отражение эпохи, но и незаурядной личности А. Д. Меншикова.В 1707 году здесь развернулось строительство. Начало создания ораниенбаумской резиденции датируется 1710 годом. Этот год знаменует кульминацию в блистательной судьбе баловня эпохи Александра Даниловича Меншикова. К этому времени он был овеян славой победителя в битве при Калище, под Полтавой и Лесной. Светлейший князь Российской империи, светлейший князь Римской империи, герцог Ижорский, генерал-фельдмаршал, президент Военной коллегии, он сосредоточил в своих руках огромные средства и бразды почти неограниченной административной власти. По поводу происхождения экзотического названия Ораниенбаум — апельсиновое дерево (от немецкого orange — апельсин, baum — дерево) — существует историческая легенда, повествующая, что на мызе князя имелась небольшая оранжерея с померанцевыми деревьями. На каждом деревце крепилась этикетка с надписью: «Orange». Петру I, любившему ботанические редкости, это понравилось, и он пожелал, чтобы сподвижник назвал так свою приморскую усадьбу. И так, Меньшиков былодним из богатейших людей в Европе того времени и поэтому мог позволить себе вести строительство своей резиденции с интенсивностью и размахом, ни в чем не уступающими, а порой и превосходящим по темпам и художественному уровню царским резиденциям. За шестнадцать лет кроме дворца, состоявшего из центральной части, двух галерей, двух больших павильонов, Восточного (Японского) и Западного (Церковного), и связанного с дворцом служебного корпуса (западного флигеля), в Ораниенбауме создали Нижний сад, декорированный фонтанами и деревянной, раскрашенной под белый мрамор, и свинцовой скульптурой. От сада к морю прорыли судоходный канал, укрепленный валами, дамбы которого уходили в залив, что обеспечивало беспрепятственный проход судов к Кронштадту даже в непогоду.По сторонам морского канала проложили аллеи и насадили рощи. Восточнее дворца сделали дощатую мостовую и построили пять каменных домов, связанных друг с другом стеной, составивших своеобразный ансамбль. Были построены, но «не докончены» отделкой здания по краям Нижнего сада — Померанцевая оранжерея и Картинный дом. Значительные работы велись на участках, расположенных восточнее и западнее Большого дворца на верхнем плато, на краю которого воздвигнут дворец. Речку Карость перегородили деревянными шлюзами, что позволило создать Верхний пруд, а с восточной стороны Большого дворца в затопленной низине — Нижний пруд, именовавшийся «Малым увеселительным морем», где держали небольшие суда для водных экзерциций гостей резиденции. На Нижнем пруду устроили пристань. К ней от Восточного павильона вела лестница. Нижний пруд и связанный с ним протокой еще один обширный водоем, подступавший почти вплотную к южному фасаду дворца, служили резервуарами для снабжения водой фонтанов Нижнего сада. Система искусственных водоемов — прудов, каналов и каскадов, — характерная для паркостроения первой четверти XVIII века, во многом предопределила дальнейшее формирование планировки и пейзажа парков, расположенных к югу от Большого дворца. Верхний парк, занимающий территорию около 160 гектаров, расположен на плато, которое простирается на юг и на запад от Большого дворца. Он состоит из нескольких исторически сложившихся частей – Петровского парка, Собственной дачи и пара, расположенного между ними, как бы объединяющего их воедино.Облик, сохранившийся до наших дней, парк приобрел к середине XIX века. С конца 1770-х годов, когда начался отход от регулярного стиля, в парке исчезли строгие линии аллей и площадок, окаймленных шпалерником, а кроны деревьев, которые перестали подстригать, свободно разрослись. На рубеже XIX века и в последующие годы проводятся крупные работы по перепланировке, прокладке новых аллей и дорог, в результате чего парк и получил облик пейзажного. Верхний парк красив во все времена года – летом и весной – многообразием оттенков зелени, осенью – контрастностью тонов. А зимою ели и пихты, красивые прутья кустарников, белое кружево берез и раскидистые ветви дубов придают художественному облику парка особый колорит. В тщательно продуманной композиции Верхнего парка – выдающегося памятника русского садово-паркового искусства – чувствуется рука одного опытного мастера. Им был Джозеф Буш. Парк состоит из нескольких довольно обособленных, хотя и никак не разграниченных, районов. В различных его частях нашли отражение три основных стиля паркостроения: регулярного французского, пейзажного английского и итальянского - с каскадами, террасами и лестницами. К юго-востоку от Большого дворца находится Нижний пруд, который в XVIII веке называли "малым увеселительным морем". Этот водоем соорудили при Меншикове, в начале XVIII века, запрудив мелководную речку Карасту плотиной с каскадом и Руинным мостом. Во времена Петра III на пруду содержался потешный флот из 2 фрегатов и 2 галер, вооруженных бронзовыми пушками. В ландшафт Верхнего парка органично вписались мосты, которые придают парку особое очарование. Мосты и мостики, находившиеся в Верхнем парке в XVIII веке, были деревянными. С конца XVIII века и на протяжении XIX века часть из них перестраивается в камне. В 1873 году в паре насчитывается тридцать мостов. Из них – восемь каменных и двадцать два деревянных. Значительная роль в композиционном строе восточной части Верхнего парка принадлежит украшающим ее архитектурным сооружениям. В середине 1750-х гг. начали формироваться два важнейших узла ландшафтной структуры Ораниенбаума - комплекс крепости Петерштадт и ансамбль Собственной дачи. Расположенные по сторонам Большого дворца, вместе с ним они впоследствии вошли в состав Верхнего парка. В 1755 г. у великой княгини Екатерины Алексеевны появилась идея разбить сад, известный впоследствии под именем Собственной дачи. Наиболее старый участок дачи расположен юго-западнее Большого дворца, он был распланирован вскоре после передачи Ораниенбаума Петру Федоровичу. Архитектурным центром этой части парка является построенный незадолго до того, предположительно по проектам М. Г. Земцова и Б.- Ф. Растрелли Новый дворец (Каменное зало). Дворцом в узком смысле этого слова здание никогда не было. Прямоугольный в плане павильон имел сравнительно большой зал со сценой, где устраивали не только концерты, но и маскарады, и танцевальные вечера. Одновременно с постройкой Концертного зала перед ним был разбит регулярный партерный сад, который впоследствии А. Ринальди включил в композицию Собственной дачи - участка парка, принадлежащего Екатерине II, спланированного по принципу регулярного сада. По оси павильона была проложена Тройная липовая аллея, восточная композиционная ось будущего сада. Этот район - один из интереснейших ансамблей второй половины XVIII века. Здесь находились основные архитектурные сооружения: Китайский дворец, Катальная горка и Фрейлинский домик
Китайский дворец. Расположенный в глубине Верхнего парка и со всех сторон окруженный зеленью, Китайский дворец является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса «Собственной дачи» императрицы Екатерины II. Возведенный в 1762 – 1768 годах по проекту итальянского зодчего Антонио Ринальди (1709/10 – 1794). Спустя почти 80 лет архитекторы А. Штакеншнейдер и Л. Бонштед творение Ринальди перестроили, исказив его первоначальный облик. Здание было надстроено вторым этажом, а к его торцевым частям пристроили Большую и Малую передние. Кроме того, со стороны южного фасада дворец обогатился застекленной галереей. Главный фасад отмечен дугообразным фронтоном и гербом, а противоположный ему — северный — имеет в центре выступающую трехгранную апсиду. Многочисленные последовательно чередующиеся двери и окна, профилированные филенки, лепной декор, которым украшены стены, придают зданию строгий симметричный вид. Фасады дворца окрашены в нежный бледно-розовый цвет.Китайский дворец строился как летняя резиденция, поэтому в его архитектуре много признаков паркового павильона, в том числе большие окна-двери, через которые из зала можно было выйти прямо в зеленый парк. Подступающие к дворцу вековые дубы (по преданию, их высадил Ринальди), водная гладь небольшого пруда, расположенного поблизости, придают постройке уравновешенный камерный вид, подчеркивают ее связь с природой. Павильон Катальной горки – уникальный памятник русской архитектуры XVIII века, являлся частью грандиозного сооружения в Ораниенбауме - Катальной горы. Строительство ансамбля по проекту А. Ринальди было начато в конце 1750-х годов. Помимо павильона сюда входили горы-скаты, предназначенные для катания на колясках. И каменные колоннады с плоскими крышами в виде террас (протянувшиеся параллельно катальным спускам более чем на 500 м.).В 1801 г. из-за ветхости деревянных скатов и перекрытий катание было прекращено. В 1858-1861 гг. были разобраны почти разрушившиеся колоннады, после чего южный фасад каменного павильона был декорирован колоннами по аналогии с остальными фасадами архитектором Китайская кухня – небольшой одноэтажный павильон, с антресольным этажом, увенчанный широким распластанным куполом. История создания Китайской кухни восходит к 1760-1770 годам, когда А. Ринальди возводил ансамбль Собственной дачи. По обеим сторонам пруда, расположенного перед южным фасадом Китайского дворца, он предполагал построить каменные павильоны:Фрейлинский – с восточной, и Кофейный – с западной. Сооружен был в начале 1760-х годов только Фрейлинский.Это было одноэтажное здание в характере барокко, он с уже заметными элементами классицизма. Центральная его часть значительно выступала в сторону пруда и была завершена куполообразной крышей.В 1852-1853 годах Фрейлинский домик перестраивает архитектор Л. Л. Бронштедт. Здание стало носить название Китайской кухни. Китайская кухня - стилизованная постройка, характерная для второй половины XIX века. С конца XVIII века здание, неоднократно перестраиваемое, использовалось как кухня, госпиталь, конюшенный корпус, придворный и кавалерский корпус. Менялся его внешний облик, менялись интерьеры. В настоящее время здесь расположен ресторан. В 1796 г. указом Павла I Ораниенбаум был пожалован его старшему сыну, великому князю Александру Павловичу. Во второй половине своего царствования Александр I все чаще стал приезжать в Ораниенбаум, полный исторических ассоциаций, тихий и уединенный по сравнению с блестящим Царским Селом. В середине 1810-х гг. к западу от павильона Катальной горы, была проложена пейзажная Английская дорога. Обсаженная дубами, плавно изгибающаяся, она представляла идеальный маршрут для уединенных прогулок. С прокладкой этой дороги был сделан первый шаг к созданию ораниенбаумского Верхнего парка. Учитывая особенности русского пейзажа, архитекторы в условиях северного ландшафта создали один из замечательных образцов пейзажного парка, добившись гармонического единства природы и архитектуры.
В наши дни дворцово-парковые ансамбли Ораниенбаума обрели особую ценность, как единственные архитектурно-художественные памятники в ленинградских пригородах, не подвергшиеся разрушению в годы Великой Отечественной войны. Здесь сохранены подлинные произведения крупнейших зодчих, живописцев, мастеров декоративно-прикладного искусства XVIII столетия.
Царское Село. Неотъемлемой частью Царскосельской императорской резиденции являются парки — Екатерининский и Александровский, получившие эти названия по находящимся в них дворцам. Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. Старый (Голландский) сад основал, по преданию, сам Петр I. Екатерининский парк один из первых русских пейзажных парков. Его композиция создавалась в период становления и претворения в жизнь теории построения пейзажных, ландшафтных или, так называемых, английских садов. Пейзажная часть Екатерининского парка начинается сразу за архитектурным ансамблем Ч. Камерона и простирается между Рамповой аллеей и Подкапризовой дорогой до Виттоловского пруда, по южному берегу Большого пруда и по территории к западу от него. Площадь парка составляет 70 гектаров. Его границы остаются неизменными с XIX века: с северо-востока он примыкает к Регулярному парку, с северо-запада граничит с Александровским парком, с юго-востока и юго-запада окружен жилой застройкой города Пушкина. Начало строительства Пейзажного парка относится к 1760-м годам, а основные работы в нем проводились в 1770–1780-е годы. Первоначальный план был выполнен архитектором ВасилиемИвановичем Нееловым, вместе с которым работали его сыновья Илья и Петр Нееловы, а также садовый мастер Трифон Ильин. Для создания пейзажной части Екатерининского парка архитектор В. И. Неелов был отправлен в Англию, где изучал новые образцы садово-паркового искусства, главной особенностью которых было подражание естественным природным ландшафтам. «Искусство прекрасно, когда оно кажется природой, а природа удачна, когда искусство подчеркивает ее незаметно», — так выразил эту традицию английский писатель Д. Аддисон.Изучение этихобразцов, а также участие в создании ландшафтов Екатерининского парка английского садового мастера Иоганна Буша определили общие принципы его композиции. Анализ гравюр английских парков, привезенных Нееловыми в 70-е годы XVIII века, убеждает, что многие из них явились прообразом создания отдельных пейзажей. Как и в английских парках, в основе композиции Екатерининского парка, использованы обширные водные и луговые пространства свободных очертаний, большое количество архитектурных сооружений разных стилей, плавные линии прогулочных дорог. Искусственные насаждения в виде узких массивов подчеркивают мягкие очертания полян и лугов, создают задний план пейзажей, отделяют один ландшафт от другого. Все внимание сосредотачивается на решении убранства полян и водоемов, что требует детальной проработки каждой группы, четкого размещения каждого, отдельно стоящего дерева-солитера, зеленых объемов на островах. Хотя композиция Екатерининского парка создана по образцам и законам английских парков, но выполне
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.178.16 (0.023 с.) |