Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стили садово-паркового искусства в Англии.

Поиск

После войны (1642–1649) в Англии начался динамичный период развития стилей и направлений в искусстве. Впервые в Англии было создано несколько уникальных, не имеющих аналогов в Европе так называемых «английских стилей». На первый взгляд можно было бы выделить два основных стиля: Формальный (регулярный) и естественный (пейзажный), но их гораздо больше.

 

 

Foreststyle – Лесной стиль.

Главной особенностью этого раннего, сложившегося уже в начале века, стиля были многочисленные аллеи и плотное насаждение лесных деревьев. Главным идеологом этого стиля был Стивен Швитзер. Основная идея – это насаждение нескольких аллей, минимальное количество газонов и отказ от мощных и тяжелых стен. До наших дней дошли несколько парков созданных на промежутке между 1700–1750 гг. Самыеизвестныеизнихэтопарк Брамем(1700–31), паркКиренкестер(1715–40), паркBury (1720–25), Wrestпарк (1706–40).

Они сохраняют ещё многие черты регулярного парка, хотя и становятся более тихими и уединенными, с большим количеством лесного массива. От французского регулярного парка остались расходящиеся аллеи (лучи), перспективные решения. Но если во французском парке были пышные придворные церемонии, праздники и балы, на которые и был рассчитан парк, то здесь никакой придворной жизни, скорей наоборот идиллия тихого сельского обитания.

 

AugustanStyle – Августианский стиль.

Название этого стиля происходит оттого, что этот стиль близко связан с поэзией так называемых «августианцев». Это была попытка писателей, художников, архитекторов возродить славу Рима, периода первого императора, который принял Рим кирпичным, а оставил мраморным. В этих кругах возрождается палладианство, героическая поэзия, и рождается «августианский» стиль садов и парков.Одним из ведущих архитекторов, работавших в этом стиле, был Уильям Кент.

Кент любил придавать аллеям, каналам, фонтанам, прудам «естественный» облик, в отличие от геометрических форм в XVII веке. Кента интересовал ландшафт как картина, а не как некий четкий план. Его основными принципами были перспектива и игра светотени. Его интересовал «античный» ландшафт, поэтому он и Бриджмен наполняли сады и парки статуями, храмами, гротами и «пещерами отшельников».

Это была эпоха, когда ландшафтный дизайн был «благородным» искусством для изысканной аристократии. Многие аристократы любили античность и пейзажную живопись, а парковое искусство соединяло в себе эти две вещи.

Это была попытка воссоздать «ландшафт античности».

 

SerpentineStyle – Извилистый стиль.

Название этому стилю дал ХэмприРептон, сказав «современная извилистая парковая архитектура».

«Августианский» стиль перешел в «извилистый» в связи с переменой во вкусах. Обращение к античности не давало возможности широкого поля фантазии, оно требовало выполнения определенных правил и канонов. Теперь в модель парка включалось огромное воображение художника.

Этот стиль складывался с 1709 по 1748 гг. Основные памятники этого направления: парк в Данкомбе(1713–50),парк Стадли-Ройял (1715–30), парк Рушэм(1726–39), парк в Стурхеде (1026–39). Основные мастера: Джордж Лондон, Стивен Швитцер и Ланселот Браун.

Главным принципом этого стиля становится желание учесть и обыграть условия местности. Этот стиль можно назвать символичным, ассоциативным, аллегоричным.

Расцвет стиля обычно связывают с началом карьеры Л. Брауна. Стиль его узнаваем сразу. Характерными чертами его зрелых и сложившихся работ, таких какLutonHoo(ЛутонХоо), BlenheimPark (Бленхеймскийдворцово-парковый ансамбль илиПоместье Бленхейм), Petwood, Harewood (Харвуд-хаус), можно назвать круглые группы деревьев, луг с травой перед домом, а главное извилистые озера (LutonHoo, BlenheimPark). Его линии сравнимы с линиями женского тела. Все очень естественно, гармонично и целостно. Браун стал почти национальным героем. Его широкие, мягко стелящиеся газоны, искусно разбросанные группы деревьев и извивающиеся озера буквально революционировали парковое искусство во всей Европе и Америке.

 

PicturesqueStyle – живописный стиль.

В конце XVIII века очень популярным становиться природа Альп и вообще дикая природа. В 1790-е годы вкусы снова изменились и линеарность «извилистого» стиля сменила любовь ко всему «дикому», «скалистому», «лесистому». Стали сажать разнообразные растения из других стран. Во многом это связанно с путешествиями и впечатлениями от других стран, особенно от тех, которые находятся в Альпах.

Основными принципами таких парков были: разнообразие, сложность и запутанность, суровость и мрачность. Произошел и отказ от искусственных аллей и мощеных дорожек, подстриженных по шаблону кустов и деревьев, регулярной разбивки, прямых углов и геометрических форм, от газонов и прудов, аккуратных лужаек и клумб. Нужны разнообразие и светотеневые эффекты, интересные ракурсы и хаотично посаженые деревья. Однако перед самой усадьбой, считали они, все должно быть аккуратно и четко.

В DowntonCastle Прайс «раскидал» между деревьями огромные глыбы камня, что бы достичь романтического эффекта, схожего с картинами Сальваторе Розы и Маньяско. Куски скал просто валялись перед усадьбой лет 20–30. Таким образом, тотальная иррегулярность превратилась в основной принцип нового направления.

Этот стиль наиболее радикальный уход от геометричности, правильности и регулярности. Это крайнее следствие идеи о том, что искусство должно имитировать природу как она есть, а не создавать парк искусственно, по четкому плану, и не менять уже существующие части ландшафта.

 

LandscapeStyle – Пейзажный стиль.

Это своего рода сумма всех предыдущих стилей. Это, безусловно, самый значительный стиль. Схема загородного поместья выглядит приблизительно так: первый план – «прекрасная» терраса, затем переход к «живописному парку», и, наконец, «величественный» задний план, открывающийся из парка – горы, море, река, вид на лесные дали.

Таким образом, «пейзажный стиль» вобрал в себя элементы всех других вышеперечисленных стилей. Терраса первого плана – от регулярного парка, дальние перспективы – от «лесного стиля», парковая зона «перехода» (средний план) – от «извилистого», а задний план – «живописный парк».

 

 

Ключевые элементы дизайна природного сада в английском стиле:

1. При создании такого сада стремятся к сохранению естественного рельефа, почвы, существующих растений.

2. Предусматривается создание как можно более разнообразных сред обитания – от сухого ручья до глубокого водоема, от солнечной полянки до сумрачного леса.

3. Видовые представители мира растений более предпочтительны, нежели сортовые.

4. Некоторые уголки сада не осваивают сознательно, оставляя их в первозданном виде.

Парк, выполненный в этом стиле, отличается чувством природной эстетики. Он наполнен взаимосвязанными элементами рельефа, чередованием очертаний местности, контрастами водной глади и небольшого водопада.

Главный принцип английского парка в ландшафтном искусстве – это естественность и мягкость линий и композиций, плавность контуров, асимметрия. Плавность и извилистость линий присутствуют во всех элементах ландшафта – в плакучей форме деревьев, в природном камне и даже крыши домов не остаются в стороне. Данный стиль предполагает свободное, естественное расположение элементов ландшафта, прямолинейность и симметричность полностью исключается.

Одним из основных признаком природного стиля является отсутствие искусственности пейзажа и намека на его рукотворное происхождение. Часто используется «хаотичное», и то же время, тщательно продуманное расположение деталей и элементов. Гармоничность в сочетании элементов является главным мерилом законченности пейзажа.

Пейзажный стиль, в противоположность регулярному стилю, не обособляет сад. Напротив, он становится органичной частью окружающего ландшафта. В таком саду человек ощущает себя частью природы, а не ее повелителем. На самом деле, эта естественная красота – результат тщательно продуманной планировки и усилий садовника, который поддерживает здесь строгий порядок.

С одной стороны, этот стиль отличается особой вольностью, а с другой – максимальной близостью к природе. Английский парк во многом напоминает лес – сильно облагороженный, но в то же время лишенный всякой искусственности.

Важную роль в ландшафтных композициях пейзажного стиля играют водные объекты, будь то пруд, ручей, небольшой водопад или каскад и даже декоративное болотце. Они носят ярко выраженный естественный характер. Берега водоемов не закованы в камень набережных. Характерна неровная береговая линия, естественное обрамление (галька, песок, береговые растения), а если рядом и строятся какие-то искусственные сооружения – мостики, лестницы или удобный спуск к воде-то они органично вписываются в природный пейзаж.

Обязательной чертой парков пейзажного стиля является неровный рельеф местности с оврагами, искусственными и естественными возвышенностями, водоемами неправильных очертаний, подражая природному ландшафту.

Архитектурные сооружения дополняют и обогащают пейзаж. Части сада объединяют извилистые дорожки, выполненные из природных материалов: дикого камня, спилов стволов деревьев, газона. Если следовать продуманной системе путей, видишь живописную смену пейзажей. Перспектива открывается постепенно, точки, с которой можно обозреть весь сад, нет.

В основе, царящей в ландшафтном саду естественной красоты лежит определенный порядок. Растения высаживают ярусами – большие деревья, подлесок, кустарники, цветы, газон. Для этих композиций, имитирующих природный пейзаж, подбираются участники, наилучшим образом сочетающиеся друг с другом по цвету и фактуре. Часто при проектировании английского сада учитываются сезонные изменения цвета листвы, травы и цветов. Оттого пейзажные сады одинаково великолепно выглядят и летом, и осенью, и даже зимой. В пейзажных садах часто соседствуют съедобные растения (овощи, фрукты, зелень) и чисто декоративные (цветы).

Ассиметричность элементов сада позволяет почувствовать человеку более тесно природу, мысленно пройтись по всем уголкам и закоулкам, понять великий смысл, который заложен в простоте.

Бордюры оформлены в виде живописных холмов хаотически переплетающихся растений. Вьющиеся растения свободно поднимаются по стенам дома, стволам деревьев и кустарников. Кусты подрезаются только в тех случаях, если надо избавиться от больных и лишних ветвей, но их облик остается естественным. Формирование кроны производится в редких и особых случаях. Элементы пейзажного стиля создают впечатление зрелости, даже если сад относительно молод, особенно в тех случаях, когда необходимо скрыть неприглядные конструкции под плотным покровом листвы.

Английский пейзажный сад многолик.

Цветов в английских парках высаживается не много, их можно наблюдать около дома и разбросанными пятнами по всему участку, акценты делаются на сочетания определённым образом формы, текстуры, цвета. Деревья имеют несколько ярусов (как в природе). Около липы может расти куст боярышника, а их стволы могут изящно прикрывать небольшие кусты кизильника, пузыреплодника… Дорожки бегут извилистой линией, исполненные с помощью мелкой гравийной отсыпки или натурального камня. Зелёные просторы радуют глаз своей разнородностью, ненавязчивостью.

Доминанты в этом стиле не существует, дом показывается утопающим в зелени и как бы становится неотделимой частью ландшафта. Отсутствие осей в планировке сада и чёткой композиции позволяет ощутить свободу и почувствовать спокойствие.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.104 (0.011 с.)