Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Садово – парковое искусство Италии. Эпохи Возрождения

Поиск

С 14 в. Возрождение – это расцвет искусств, возвращение к античным образам (Леонардо Да Винчи)

После тысячелетия средневековья на рубеже ХIV-XV вв. в культуре Европы формируется новое направление, обращенное к гуманизму античности, ее архитектуре и искусству. Оно получило название Ренессанс, или Возрождение. В XV в. на первый план решительно выдвигается Италия, имевшая в то время обширные торговые связи со всеми известными тогда государствами. Именно здесь,с одной стороны, быстро начинает завоевывать позиции нарождающийся класс буржуазии. С другой стороны, здесь упрочиваются позиции католической церкви, сосредоточивающей в своих руках огромные материальные и интеллектуальные богатства. Развитие ландшафтной архитектуры получает новый мощный толчок. Представителями аристократии и духовенства вкладываются крупные средства в строительство вилл, окруженных садами, возрождая традиции Древнего Рима.

Возрождение - это не просто расцвет искусства, связанный с возвращением к античным образцам. Это и развитие производительных сил и производственных отношений, стремление человека освободиться от подавляющего средневекового гнета церкви. В архитектуре Возрождение - это новый этап, характеризующийся созданием великолепных городских ансамблей, строительством дворцов, храмов, общественных зданий. В это время в Италии работали такие великие мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Барроци да Виньола и др., некоторые из них принимали участие в создании садов.

Эпоха Возрождения, длившаяся всего два столетия, включает три периода, каждый из которых характеризуется своими чертами:

1 - раннее Возрождение (XIV-XV вв.),

2 - Высокое Возрождение (вторая половина XVI в.)

3 - позднее Возрождение (XVI в.).

Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно прежде всего планировочное и композиционное единство архитектурных ансамблей. Итальянский сад определился как целостное художественное произведение, где гармонически слиты природа и искусство. Обобщая все многообразие садов итальянского Ренессанса, можно выделить следующие общие черты в использовании природного ландшафта и планировке.

Рельеф.

Сады располагались на террасированных склонах. Террасы в виде подпорных стен, облицованных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных балюстрадой, составляют структурную основу итальянского сада. Связь между террасами осуществляется с помощью богато украшенных лестниц и пандусов. В садах позднего Ренессанса лестницы становятся важным планировочным элементом: они включаются в осевую композицию сада, подчеркивая архитектуру дома, направляют движение. Здесь были построены первые виллы, заложившие основы представления стилистического понятия – «итальянский сад». Холмистый рельеф местности определил главный композиционный принцип «итальянского сада» - это сад, расположенный на террасированном склоне, с которого открывается вид на окружающий пейзаж.

Вода.

Водных устройств не просто много, они таковы, чтобы подать как можно больше воды с ее блеском и музыкой - со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Вода, взятая в трубы, направляется с верхних частей склонов в различные точки сада, где вздымается в фонтанах, ниспадает в каскадах, разливается в плоских бассейнах. Спокойной воды почти нет. Водные устройства становятся композиционными центрами сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи.

Растительность.

В аллеях росли ширококронные деревья - платаны и дубы, реже кипарисы, используемые в качестве акцентов. Для создания зеленых стен применялись растения, хорошо сохраняющие форму после стрижки: лавр, мирт, самшит, позже - сближенные посадки кипариса. Самшит использовался для узорчатых бордюров и арабесок на партерах.

Зеленые массивы (боскеты) состояли преимущественно из вечнозеленых деревьев, главным образом дубов. Они росли свободно, но обрамлялись зелеными стрижеными стенами. Из листопадных использовали ильм, тополь, каштан съедобный, а также плодовые деревья и маслины. В группах применяли в основном хвойные - сосну итальянскую и кипарис. В декоративных вазах выращивали цитрусовые. Вьющиеся - виноград, розы, плющи - использовали в перголах.

В итальянских садах появляется новый прием - боскет. Это участок сада, ограниченный регулярными дорожками и имеющий геометрический контур - чаще всего прямоугольник или квадрат. Его внутреннее пространство занято деревьями и обрамлено рядовыми посадками или стенами живой изгороди. Посадки внутри боскета могут быть регулярными или свободными. Часто боскеты имеют внутренние дороги, связанные с общей дорожной сетью (вилла Боболи).

Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки и др. В оформлении Цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго продумано.

 

Планировка.

Итальянские сады относятся к регулярным. Они замкнуты и строятся на внутренних композициях. Замкнутое пространство сада связано с окружающим ландшафтом с помощью одного или нескольких внешних видов, включенных в обзор с внешних точек сада. К саду часто примыкают «лесные» участки или рощи.

В целом планировка итальянского сада формировалась следующим образом:

– на террасированном склоне, в его различных частях - на вершине, в средней части или у подножия - размещался дом. Он был планировочной доминантой сада, на которую ориентирована главная композиционная ось;

– сад имел ярко выраженное осевое построение. Главная продольная ось проходит поперек террас. Перпендикулярно ей направлены поперечные оси. Композиционные узлы - дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения размещались по этим осям, на их пересечении или завершении;

– основная часть сада была занята насаждениями в боскетах, дающими тень, обрамляющими внутренние перспективы и узлы, акцентирующими их декоративные элементы;

– партеры размещались по главной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад (развитие сада-ксиста). Он был как бы продолжением дома, оформлялся цветниками или арабесками из стриженного буксуса, украшался фонтанами и скульптурой. Часто на партерах устраивались беседки, трельяжи, перголы;

– плоская часть сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчивалась ступенчато оформленным откосом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфитеатров украшались нишами со скульптурой и завершались балюстрадой;

– типичный элемент - так называемый «секретный сад» - изолированный участок или небольшой сад, предназначенный для отдыха;

– каждый узел композиционно завершен в общем, целостном решении сада.

 

Ниже приводится краткое описание садов некоторых вилл.

Вилла Боболи.

Сады Боболи находятся на склонах холма Боболи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в. Он настолько знаменит, что само по себе его название пробуждает образ сада эпохи Возрождения. Боболи – одно из лучших достижений в итальянском искусстве садоводства. В соответствии со вкусами того времени парк разделяют длинные осевые дорожки, широкие гравийные дорожки.Он украшен декоративными элементами из камня, роскошными статуями и фонтанами. Сады Боболи разделяются на получастную и публичную зону гротами, нимфами, открытыми садовыми храмами с колоннадами, выполненными в классическом стиле. Необычной для своего времени особенностью садов Боболи являются открывающиеся из них великолепные виды на город. Широкий доступ в сады был открыт в 1766 г.

Сады Боболи были заложены по указанию Элеоноры Толедской, супруги великого герцога Козимо I. Обустройство парка было поручено НикколоТриболо, а после его смерти в 1550 г. его работу продолжил БартоломеоАмманати.В проектировании и возведении нескольких гротов участвовал Джорджо Вазари. Скульптуры для садов Боболи выполнил Бернардо Буонталенти. Ему же принадлежит проект грота во дворе, отделяющего дворец от сада, на которомбал построен фонтан «Артишок», расположенный на уровне второго этажа. С внутренней площадки около фонтана открывается вид на сады и амфитеатр.

Скульптор взял за основу схемы сада ось перспективы, которая пересекает вход во дворец и поднимается вдоль холма за ним. На месте, где когда-то была каменоломня, где добывали камень для строительства дворца, он построил амфитеатр, похожий на половину римского ипподрома. Он обрамлен каменной кладкой в виде лестницы из шести рядов сидений и балюстрады с двумя дюжинами ниш. Изначально ниши были заполнены античными статуями с фигурами собак и иных животных по бокам, позже фигуры животных были заменены терракотовыми урнами с имитацией под мрамор. Известно, что в этом амфитеатре проходили самые первые в мире оперные выступления. В XIX веке амфитеатр потерял свою театральную функцию и в центре его установили гранитный фонтан и египетский обелиск, привезённый сюда с римскойвиллы Медичи.

Вверх от амфитеатра идет крутой подъем – это главная осевая линия сада. В верхней части сада подъем венчается вторым амфитеатром, земляные террасы которого в виде ступеней полукругом обрамляют пруд с фонтаном Нептуна. Земляные террасы амфитеатра частично обрамлены подстриженными платанами. В центре площади находится пруд неправильной формы, который расположен на месте старого пруда XVI века. В пруду находится фонтан скульптора Столдо Лоренци с бронзовой статуей Нептуна в окружении наяд и тритонов, который флорентинцы шутливо называют "фонтаном с вилкой" (тема моря и морских божеств часто присутствовала в итальянских садах). Замыкает перспективу статуя «Изобилие». Здесь находится самая высокая точка, с которой открывается великолепная панорама сада и города, который стал прекрасным живописным фоном и одновременно продолжением величественных садов Боболи.

Другая осевая линия – широкая Кипарисовая Аллея –ведёт от амфитеатра к «Площади Остравка» («ПьяццаИзолотто»). Вдоль аллеи стоят статуи преимущественно XVI века, но есть и античные. Ближе к концу аллеи установлены статуи XVII века, изображающие популярные в то время игры. В глубине аллеи справа можно увидеть оранжерею для выращивания лимонных деревьев, построенной ЗанобиДельРоссо в 1785 г. Оранжерея используется и в настоящее время для хранения в холодный период нескольких сотен горшечных цитрусовых деревьев.

Аллея проходит через «ПлощадьОстравка», вход сюда украшают причудливые ворота с «Козерогами» – знак зодиака Козимо I, основателя герцогской династии. Островок расположен посередине овального пруда работы Альфонсо Париджи (1614 г.) с формальным садом в стиле барокко. Ближе к лету, остров, украшенный стрижеными изгородями из самшита и посадками старинных сортов роз и луковичных, дополняется многочисленными горшечными цитрусовыми– прекрасной коллекцией апельсинов, душистых лимонов и бергамотов. Известно, что Альфонсо Париджи при создании Isolotto взял за основу Морской Театр, расположенный в вилле Адриана под Тиволи.На берегах пруда установлены скульптуры тритонов, которые держат чаши из раковин. В центре острова установлен фонтан «Океан»в1576 г.работы скульптора Джамболоньясо статуями Нептуна и других богов, олицетворяющих великие реки Нил, Ганг и Евфрат. В водах пруда «плавают» изваяния Персея и Андромеды. Этот участок сада считается примером сада в стиле маньеризма или раннего барокко.

Сады Боболи несколько раз подвергались реконструкции. Свою нынешнюю площадь в 4,5 гапарк обрёл в XVII в. В настоящее время сады Боболи являются музеем садовой скульптуры под открытым небом, где представлены как античные древности, так и произведения XVI и XVII вв.

 

Вилла д'Эсте.

Вилла находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д'Эсте. Она построена в 40-х годах XVI в. Автор-архитектор ПирроЛигорио. Эта вилла, по мнению академика Лихачева, явилась прообразом для создателей парковых ансамблей Версаля и Петродворца. Не случайно творение архитектора ПирроЛигорио называют еще и виллой пятисот фонтанов, большая часть из которых еще и сегодня в действии! Разнообразные водные устройства, которых здесь огромное множество, создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м.

Вилла расположена у подножия Тибуринских холмов. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70Х70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу (вход в усадьбу в XVI в. располагался в самой нижней части, и посетителям виллы сразу открывался прекрасный вид на Дворец, стоящий на вершине холма и фонтан Драконов). На этой оси важнейшим композиционным узлом является фонтан Драконов. Он расположен на площадке ниже подножия дворца, здесь же находятся три группы кипарисов, образующие мощные вертикальные акценты.

Достопримечательность сада - две поперечные оси. Верхняя - Аллея ста фонтанов протяженностью 150 м. Она окаймлена узким каменным водоемом с бесчисленными скульптурами, источающими воду. Аллея замыкается с одной стороны фонтаном «Сивилла» или «Овал» («Овальный») – овальный фонтан с водяным каскадом, в виде полукруглой стены, расположенный у подножья статуи Сивиллы, откуда широкий каскад падает в большой полуовальный бассейн. На волнах которого, как бы плавает раскрывающаяся раковина с женским бюстом внутри. Вся эта декорация, огороженная каменной стеной и заросшая мхом, вместе с нависающими ложными гротами, имитирует гору Тиволи.На верхнем уровне фонтана расположена балюстрада и проход с гротами, в которых журчат миниатюрные источники. В гротах прохладно даже в самые жаркие дни. С другой - площадкой «Торжествующий Рим» или «Рометта». Площадь «Рометта» представляет собой аллегорию античного Рима. На небольшой террасе поставлено несколько миниатюрных домиков - имитации Колизея и Пантеона, волчица с близнецами (мифы рассказывают, что двух братьев-близнецов, которые якобы в 745 г. до н. э. основали город Рим, в детстве вскормила волчица) и фигура воительницы с копьем, которая символизирует сам Рим (Рим в итальянском языке имеет женский род). У ног Рима – лодка-фонтан, несущая обелиск – символ острова Тиберина на реке Тибр. Здесь же в гротах скрываются статуи римских богов.

Нижняя поперечная ось проходит у подножия откоса и представляет собой цепь прямоугольных водоемов – это Рыбные Пруды, заполненные ярко-голубой водой. В северной части она завершается «Водяным органом», откуда в бассейн с высоты 15 м низвергается водопад.Фонтан Орган получил свое название неслучайно. В усадьбе вода использовалась и используется в настоящее время для создания музыкальных эффектов. В свое время вода приводила в движение многочисленные механизмы, имитирующие ухание сов, пение птиц, стрельбу из пушек и другие эффекты. В настоящее время работает только механизм фонтана Орган, исполняющий одну и ту же мелодию, образованную движением через органные трубы воздуха, выдавливаемого потоком воды из сводчатой полости. Музыкальный механизм расположен в беседке над фонтаном.
Кроме монументальных сооружений на территории виллы д'Эсте можно найти и миниатюрные, но не менее интересные фонтаны, такие как фонтан Матери Природы.Фонтан Трипод- маленький фонтан под пологом леса, имитирующий цветок, статуя крылатого кентавра. Каждый узел решен самостоятельно и в то же время гармонично вписан в общую композицию сада.

 

Признанным мастером садового искусства Италии XVI в. был знаменитый ДжакомоБароцци де Виньола. Его виллы Ланте и Капрарола считаются лучшими в наследии ландшафтной архитектуры эпохи Возрождения. Обе виллы имеют строго симметричные планы, вытянутые вдоль одной оси. Обе невелики по размеру, имеют длину около 200 м и спускаются террасами по пологим склонам. Здания,в обеих виллах, находятся в средней части композиции, но не являются ее яркой композиционной доминантой.

 

Вилла Капрарола.

В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, расположен замок для кардиналаФарнезе. Выше по склону в 300 м от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример «секретного сада»). Площадь сада невелика, всего около 1 га. Участок имеет вытянутую форму (1:3) и решен в четырех уровнях. Внутренним лейтмотивом сада является искусно оформленный горный ручей, образующий его продольную ось. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами. Второй уровень - площадка, богато оформленная фонтанами и монументальными изваяниями Речных Богов, а от нее по полуциркульным лестницам - на третий уровень, - открытое пространство перед домом - Сад Кариатид. Он представляет собой плоскую террасу (75Х44 м) с низким парапетом, приспособленным для сидения. На парапете установлены 28 четырехметровые скульптуры в виде женских фигур, держащих на голове корзины с цветами и фруктами. Плоскостное решение сада позволяет воспринимать фигуры на фоне окружающего ландшафта, а сами скульптуры служат рамами для раскрывающихся перспектив на холмы, покрытые вечнозеленой растительностью. Эта площадка является кульминационной точкой, когда из замкнутого пространства, ориентированного на восприятие внутренних композиций (состоящих из водных устройств и скульптуры, лишенных зеленого оформления), внимание вдруг переключается на далекие панорамы синеющих гор и зелень лесов. Площадка четвертого уровня за зданием казино оформлена фонтаном и водоемами, которые питают фонтаны нижних террас. Это приватная часть сада.

Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально - в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка.

 

Вилла Ланте.

Строительство виллы осуществлялось также по проекту архитектора ДжакомоВиньолы в 50-е годы XVI в. Она находится в городке Баньяйя в 84 км от Рима. Владельцем виллы был герцог Монтальто (он же кардиналГамбара). Площадь сада 1,5 га, перепад рельефа 16 м. Здесь, как и в вилле Капрарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при общей схожести плана решение этой темы существенно отличается. Зодчий, «разделив» дом на два объема и расположив их симметрично оси, как бы раздвинул путь ручью. Нижняя терраса - входная часть сада - решена в виде плоского партера (75Х75 м), разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре, где скульптурная группа юношей (высота 10 м), поддерживающих руками герб Монтальто, дает монументальную вертикаль – это фонтан «Мавры». Остальные квадраты партера оформлены цветниками, заключенными в бордюры из самшита. Следующий уровень занимают два здания казино, за которыми сад поднимается в гору по главной оси сада. За ними находится фонтан «Свечи», тонкие вертикальные струи которого напоминают свечки. На следующей террасе стоит большой Мраморный стол, посередине которого прорублен желоб с водой для охлаждения напитков и фруктов в жаркие летние дни. Аллегорические изображения двух старцев – атлетов (речных богов) Тибра и Нила с кубками изобилия в руках восседают в овальном бассейне в торце стола. Бассейн завершает каскад, поднимающийся вверх к высшей точке сада.

Композиция сада интересна постепенной сменой парковых картин, индивидуальным решением каждого уровня, где по мере продвижения убывают архитектурные элементы, все ближе подступают стены боскетов и плотнее смыкаются кроны деревьев (платанов). Водоток, стекающий (как в вилле Капрарола) по пандусу, здесь обрамляется уже не каменными, а зелеными стенами. Каскад оплетают раковые хвосты – намек на имя кардинала («Гамбара» с итальянского переводится как «рак»). Сад окружен стеной, однако с запада к нему примыкает роща со свободно растущими деревьями, в которой размещены различные парковые устройства: бассейн, беседка, фонтан Пегас, лабиринт.

Регулярность садов итальянского Ренессансаили Возрождения не была сухой и жесткой.Здесь размещались свободно растущие группы деревьев – платанов и кипарисов; обрамляющие боскеты не всегда стригли; зеленые массивы, окружающие сад, оттеняли архитектуру и подчеркивали связь с природным окружением. Помимо развития пространства по одной оси, были сады, где развитие шло в двух направлениях. Это было обусловлено особенностями территории. К числу таких садов можно отнести виллу Боболи.

В итоге можно выделить следующие особенности итальянских садов Ренессанса, определяющие их художественный образ:

- сады относятся к числу регулярных. Однако их регулярность не жесткая, сады могут включать свободно растущие деревья, а также целые рощи, пронизанные «лесными дорогами»;

- имеют архитектурный характер. Ни до, ни после не было такой богатой и органичной обработки ландшафта средствами архитектуры. Архитектура начинается с обработки рельефа и воды, доходит до кульминации во дворцах и павильонах, а завершается в изысканных сооружениях малых форм - скамьях, вазах, деталях и богатом скульптурном украшении;

- композиционная целостность сада - одна из важнейших черт. Она достигается, с одной стороны, пространственной целостностью, нерасторжимым единством природы с архитектурой, использованием местного строительного материала и ассортимента растений, с другой - развитием заданной темы и формированием целостного художественного образа сада;

- преобладание внутренних композиций, но с включением внешних, необходимых для раскрытия идеи сада;

- богатство и пышность во всем, но без перегруженности;

- учет цвета и световых эффектов;

- продуманность соотношений, соразмерность планировочных элементов: высоты скульптур и их фона, размеров бассейнов, ширины аллей и высоты деревьев, высоты подпорных стен и т. д.

На смену Возрождению в XVII в. пришло новое художественное направление в искусстве, новый стиль - барокко. Зародившись в Италии, а в последующем широко распространившись во Франции, Германии, Фландрии и России, он просуществовал до середины XVIII в. Произведения барокко характеризуются пафосом, приподнятостью, контрастностью и подвижностью форм. Эти характерные черты особенно ярко проявились в архитектуре и садово-парковом искусстве: в динамичности масс, обилии декора, сочности цвета. Изысканная декоративность форм уступила место пышности, стремлению вызвать удивление. Примером является сад виллы Альдобрандини во Фраскати. Строительство виллы велось в 1598-1603 гг. Авторы - Джакомоде ла Порта и Доминикино. Черты барокко проявляются прежде всего в устройстве, так называемого, Водяного театра. Он является главным композиционным узлом сада. Феерическая картина архитектурно украшенного водного потока, стекающего с горы, наилучшим образом раскрывается с лоджии второго этажа, которая на нее и ориентирована. К дворцовой террасе ведут лучевые (или радиальные) аллеи - новый прием, получивший дальнейшее развитие сначала во Франции, затем в странах Европы.

Зрелищность, как типичная черта барокко, проявляется и в устройстве зеленых театров (виллы Гарцони, Гори, Марлия). Они оформляются стрижеными стенами, скульптурой, группами кипарисов, узорчатыми газонами, партерами и представляют собой завершенную парковую композицию. Черты барокко встречаются также в садах позднего Ренессанса, например площадка «Торжествующий Рим» на вилле д'Эсте или сложный рисунок дорог в боскетах виллы Боболи.

В целом итальянские сады оказали сильное влияние на садово-парковое искусство Европы, в первую очередь Франции.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 5930; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.98 (0.015 с.)