История русского садово-паркового искусства 18 века. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История русского садово-паркового искусства 18 века.



Исторические и другие предпосылки объектов озеленения XVIII века

Одной из самых ярких страниц из истории России является период необычайного подъема садово-паркового искусства в XVIII веке.

1. В это время проявились и «засверкали» своим великолепием знаменитые дворцово-парковые ансамбли новой столицы на берегу Невы и Финского залива, а художественное русское садоводство поднялось на новую, весьма высокую ступень. Именно тогда создавались такие шедевры, как Петергоф и Ораниенбаум, летний сад и Царское Село.

2. Многократно выросли размеры садовых композиций и стали шире средства эстетической выразительности.

3. С реформами Петра I тесно связано создание первых регулярных дворцово-парковых ансамблей.

4. Исторические, политические, экономические, социальные факторы существенно повлияли на искусство XVIII в. Россия становится могущественной морской державой и одной из самых сильных стран Европы.

5. В 1703 году в устье Невы закладывается новый город, который через несколько лет превращается в столицу государства – Санкт-Петербург.

6. Открываются Кунсткамера, ботанические сады, картинные галереи, сеть специализированных учебных заведений, открываются типографии, появляются первые периодические печатные издания и др.

7. Петровские времена формируют новое мировоззрение. Новая европеизированная архитектура, скульптура, живопись, музыка и др.

8. Начали проводиться массовые празднества, триумфальные шествия и др. вначале на городских площадях, а впоследствии в садах и парках Санкт-Петербурга. В этом одна из главных причин повышенного влияния царя и его приближенных на возведение дворцово-парковых ансамблей.

9. Все больше молодежи привлекается на флот, в армию, на стройки.

Особенности русского регулярного паркостроения

Дворцово-парковые ансамбли Петербурга первых десятилетий XVIII в. создавались под влиянием Западно-Европейского барокко со всеми присущими ему атрибутами. Но при всем том они имели целый ряд принципиальных отличий: - Петр I внес в черты более реалистический подход в устройство регулярных парков; - каналы имели не только декоративное назначение – они служили путями подъезда с моря и реки; - скульптура не только украшала аллеи, но и «просвещала» публику, смело вводила элементы светской культуры, что было чрезвычайно важным для развития русского общества, увековечивала памятные события, определившие судьбу нации; - иногда целый ансамбль становился «торжественным символом славного события». Например, Петергоф специфическими средствами утверждал факт выхода Российского государства на новые морские рубежи. Канал является главной композиционной осью парка, направленной к морским просторам; - парк Петровской эпохи органично слит с ландшафтом, точнее он являлся основой ансамбля. На первом этапе существования Петергофа, Стрельны, Ораниенбаума между прямыми аллеями сохранялся лес. Вся композиция парка имела более раскрытый характер, чем в Версале, Шантильи, Во-ле-Виконте.

В становлении отечественной школы садово-паркового искусства вначале XVIII в. большую роль сыграли аптекарские сады, которые широко представляли российскую и иноземную флору; - появляется целый ряд госпитальных садов, целью которых было выращивание лекарственных трав для нужд армии, аптек и госпиталей. Для ранних Петровских садов характерны следующие черты: - особое место и значение занимают каналы и цветники; - голландское влияние на садово-парковое искусство; - расположение дворца на центральной оси сада, сбоку от нее и в окружении деревьев. Наглядным примером является проект, так называемой, образцовой (типовой) усадьбы в Петербурге (авторы Д. Трезини и А.Леблон) (рисунок сок. С. 175). Здесь прослеживается строгий регулярный стиль, присущий эпохе европейского барокко.

В 1717году в проектах Петербурга появляются публичные сады. К ним относится знаменитый Летний сад. Несколько позже по проекту Ф.Б. Растрелли за рекой Мойкой для Екатерины I строится дворцовый сад. Впоследствии создаются шедевры ландшафтного искусства загородные дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы в Петергофе, Стрельне, Ораниенбауме, Гатчине, Павловске и др.Однако первый опыт освоения ландшафтного строительства был приобретен в 1703г. при строительстве Лефортовского и Головинского садов в Москве. Они являлись парадными дворцово-парковыми комплексами, предназначенных для проведения официальных праздников и практически находились в распоряжении Петра I.

Летний сад является одним из первых регулярных ансамблей садово-паркового искусства (рисунки сок. с. 185 и 187). Он был летней резиденцией Петра I. Планировка осуществлена по его чертежу. Строительство сада начато в 1704 году под руководством Петра I. Создание сада производилось очень долго. В процессе строительства осуществлено много отклонений от первоначального проекта. В первой четверти XVIII в. существовало четыре Летних сада – первый и второй в границах существующего в настоящее время сада (11,2га), третий – ныне Михайловский сад (10га) и Большой луг (Марсово поле, 9га), четвертый – Итальянский сад (11га). Несмотря на все изменения, производившиеся в Летнем саду более чем за столетие, первоначальная сетка плана сохранилась.

К концу XVIII в. в саду насчитывалось около 50 фонтанов. Четыре центральных боскета, богато украшенные фонтанами и скульптурой, имели различные устройства – вольеры для птиц и зверей, водоем с островом и беседкой. У реки Фонтанки стоял грот – обязательная принадлежность регулярных садов XVIII в. Грот состоял из 3 залов, соединенных арочными проемами.

Летний сад является переходным в дальнейшем становлении русских регулярных садов. Его главная ось еще не связана с дворцом, а замыкается галереей – чисто садовой постройкой. Вместе с этим в структуре Летнего сада, прослеживаются новые черты – стремление к целостному решению территории, ее идейному единству, планировочному и масштабному соподчинению частей. Планировка территории носит уже вполне европейский характер. После 1824г. царская резиденция стала общественным городским парком.

Дворцово-парковые ансамбли южного берега Финского залива

На высокой морской террасе южного берега Финского залива уже в петровское время была построена петергофская дорога Петербург-Кронштадт. Вдоль нее, по распоряжению Петра I, были размещены земельные угодья знатных людей с выходом к морю. При этом дворцы своими фасадами и парадными дворами с цветниками, фонтанами, скульптурой были развернуты в сторону Петергофской дороги. Южнее строительство запрещалось, и здесь сохранялись «заповедные лесные рощи». В результате этого вдоль петергофской дороги была сформирована серия красивейших дворцово-парковых регулярных ансамблей значительно, превосходивших, по красоте, королевскую дорогу Париж-Версаль и подчеркнувших престиж России в Европе. Здесь были созданы и наиболее выдающиеся дворцово-парковые ансамбли – Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум.

В их композиционном решении прослеживается ряд общих черт: - использование верхней морской террасы для строительства дворца, который становится доминантой ансамбля;- устройство подъездного канала и партеров;- завершение перспектив павильонами, фонтанами, скульптурой или видом на Финский залив;- использование в насаждениях преимущественно местных древесных видов.

В истории создания парка выделяют два основных периода:

первый - 1714-1725 годы (архитекторы Ш. Браунштейн, Б. Леблон и Н. Микетти) – строительство дворца, парковых павильонов, водной системы;

второй - 1747-1754 годы (арх. В. Растрелли) – перестройка дворца, засыпка обводного канала и создание ограды вокруг Верхнего сада. Верхний сад был разбит в 1716г. (садовый мастер Гарнихфельт).

Во время Великой Отечественной войны Петергофский ансамбль был разрушен. После войны архитектурные сооружения, фонтаны и скульптуры воссозданы заново и восстановлены ансамбли Верхнего сада (автор Н. Ковалевский и Марли). Стрельна - дворцово-парковый ансамбль, размещенный на берегу Финского залива в 20км от Петербурга. Площадь 140га. Выбор участка и чертеж был сделан Петром I с учетом близости моря и целесообразности включения природного пейзажа в ансамбль парка. Его строительство начато в 1720г. и завершено спустя почти 85 лет. В 1847г. ансамбль стал резиденцией Великого князя – Константина - сына царя Николая I. После этого Стрельнинский дворец стали официально именовать Константиновским.

С 1792г. начинается новый этап жизни парка, связанный с развитием пейзажного стилевого направления. Во время войны дворец был разрушен, насаждения в Верхнем парке уничтожены.

В 1949 году дворец был восстановлен, а в 80-е годы западной части Нижнего парка произведена полная замена старых насаждений и восстановлена дорожная сеть. Ораниенбаум - дворцово-парковый ансамбль являлся до 1727г. резиденцией ближайшего сподвижника Петра I - А. Д. Меньшикова – губернатора Ингерманландского края.Ансамбль находится в городе Ломоносове в 41 км от Петербурга на общей площади около 170 га. В 1710-1727гг. на верхней террасе был построен дворец Меньшикова (рисунок кадр 20-й) (арх. Н. Фонтана). На террасе перед дворцом был разбит на площади 4,8 га Нижний сад. По оси дворца расположен партер в обрамлении шести боскетов. В саду было 3 фонтана, 39 деревянных и 4 золочено свинцовых скульптуры. В боскетах росли клены, липы, ели, яблони, вишни, дубы, березы. На террасы и партер из оранжерей выставляли в кадках лавровые и померанцевые деревья. Дворец связан с морем прямым каналом с десятью водоемами, который у входа в сад завершался гаванью фигурного контура. Сад был огражден зелеными деревьями и трельяжными решетками. В 1727 г. ансамбль был взят в государственную казну, а с 1743 по 1761 годы он являлся резиденцией Великого князя Петра Федоровича – будущего императора Петра III. В этот же период (1740-1770 гг.) окончательно сформировался дворцово-парковый ансамбль.

В 40-е годы строительными работами руководил архитектор В. Растрелли, а с 1756 года главным архитектором великокняжеского двора стал А. Ринальди. К началу 60-х годов был приведен в порядок Нижний сад, его партеры получили более сложный барочный рисунок, вместо деревянной скульптуры была установлена мраморная, деревянная ограда заменена каменной, а общая панорама украшена блестящей композицией террас и лестниц северного фасада дворца. Нижний сад сохранял регулярный характер вплоть до 20-х годов XIX в. Река Карость разделяет парк на районы Петерштадт и Собственная дача.

Петерштадт создается в 1756-1762 гг. к югу от Большого дворца, за Карпиным прудом. Здесь по всем правилам фортификации возводится небольшая крепость с комплексом необходимых сооружений. У ее западной стены на берегу р. Карость устраивается регулярный парк (15 га) с небольшим дворцом, каскадом, лестницами, парковыми сооружениями – домиками для содержания птиц - Менажерией, Эрмитажем, Китайским домиком (характерным элементом композиции для ранних пейзажных парков) и др. Петерштадт, как регулярный парк, просуществовал до 1792 г., затем был преобразован в пейзажный. Ансамбль Собственной дачи создается с 1762 по 1774 г. на площади 150 га. Он занимает территорию плато, простирающегося на юг и запад от Большого дворца, и имеет в плане форму вытянутого прямоугольника.

В конце XVIII в. деревья в парке перестали стричь, ветхие сооружения разобрали. Регулярные участки парка слились с пейзажными и составили единое целое с новым пейзажным районом, который был создан между Петерштадтом и Собственной дачей в первой половине XIX века садовым мастером Дж. Бушем. Ансамбль Ораниенбаума – единственный из всех исторических пригородов Петербурга, не испытавший оккупации во время Великой Отечественной войны. Однако, сооружения и парк сильно пострадали от бомбежек и обстрелов. В 70-е годы по проекту П. Ковалевского был реставрирован Нижний сад.

Регулярный стиль парковых ансамблей Царского Села

Ансамбль дворцов и парков города Пушкина, в прошлом Царского Села, складывался на протяжении полутора столетий. В его развитии прослеживаются четыре этапа. С созданием регулярных садов были связаны первые два этапа: 1710-1720 и 1740-1750 гг. Царское Село – небольшая летняя резиденция Екатерины I. В период с 1716 по 1726 годы по проекту Яна Роозена был разбит сад.

Измельченность плана соответствовала назначению сада и масштабу дворца. Эта часть сада, получившая название Старый сад, в настоящее время восстановлена. Сад, окруженный зелеными стенами, простирался к Рыбному каналу, за которым размещалась «Дикая роща» из березы. К югу от дворца был устроен искусственный водоем, к западу – охотничий парк (Зверинец) с радиальными просеками. Последующий период развития дворцово-паркового комплекса связан с перестройкой дворца и созданием Нового сада. Он окружен по периметру Крестовым каналом и состоит из четырех боскетов: Грибок, включающий 37 павильонов; Театр; Гора Парнас; Карусель с искусственными прудами. Размер каждого боскета 200х200м. Большой пруд имеет форму неправильного шестиугольника, на берегу которого возводится грот в стиле барокко, замыкающий перспективу одной из поперечных аллей Старого сада. В целом ансамбль Старого и Нового садов Царского Села позволяет проследить развитие регулярного паркостроения, идущего в направлении усиления продольной оси, доминирования главного здания, все большей взаимосвязи и соподчинения планировочных элементов, создания единого ансамбля.

Регулярные сады Москвы и их характерные черты

Своеобразный русский тип декоративного регулярного парка, формирование которого началось в Москве в конце XVII – XVIII веков, полностью сложился к середине XVIII в. Его лучшими образцами стали сады и парки Петербурга и Москвы, из которых наиболее интересны Кусково и Архангельское. Кусково - родовое поместье графов Шереметьевых, находилось примерно в 10км от центра Москвы (в настоящее время его ансамбль входит в современные границы города). В 1743г. здесь началось строительство ансамбля, которое продолжалось почти 30 лет. К 60-м годам он включал дворец, регулярный парк (в пределах обводного канала), лабиринт и регулярный сад с лучевой системой аллей, Большой пруд с каналом и Зверинец, созданный на основе естественного лесного массив (рисунок Сок. с.197 план).

В последующем ансамбль расширяется и обогащается новыми парковыми участками, из которых наиболее интересен, созданный в 1778г. - пейзажный сад Гай.

Первые парковые устройства отражают влияние Петербургских садов – Летнего сада и Петергофа. Строительство нового паркового ансамбля развернулось при Н. Голицыне в 80-90-х годах XVIIIв., в период расцвета классицизма в архитектуре и соответствующего ему пейзажного стилевого направления в садово-парковом искусстве. В Архангельском парке все архитектурные сооружения относятся к русскому классицизму, но имеет он регулярную планировку

К концу XVIII в. ансамбль Архангельского был полностью сформирован. Его площадь составляет 14га.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 2494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.84.132.40 (0.01 с.)