Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История русского садово-паркового искусства 18 века.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Исторические и другие предпосылки объектов озеленения XVIII века Одной из самых ярких страниц из истории России является период необычайного подъема садово-паркового искусства в XVIII веке. 1. В это время проявились и «засверкали» своим великолепием знаменитые дворцово-парковые ансамбли новой столицы на берегу Невы и Финского залива, а художественное русское садоводство поднялось на новую, весьма высокую ступень. Именно тогда создавались такие шедевры, как Петергоф и Ораниенбаум, летний сад и Царское Село. 2. Многократно выросли размеры садовых композиций и стали шире средства эстетической выразительности. 3. С реформами Петра I тесно связано создание первых регулярных дворцово-парковых ансамблей. 4. Исторические, политические, экономические, социальные факторы существенно повлияли на искусство XVIII в. Россия становится могущественной морской державой и одной из самых сильных стран Европы. 5. В 1703 году в устье Невы закладывается новый город, который через несколько лет превращается в столицу государства – Санкт-Петербург. 6. Открываются Кунсткамера, ботанические сады, картинные галереи, сеть специализированных учебных заведений, открываются типографии, появляются первые периодические печатные издания и др. 7. Петровские времена формируют новое мировоззрение. Новая европеизированная архитектура, скульптура, живопись, музыка и др. 8. Начали проводиться массовые празднества, триумфальные шествия и др. вначале на городских площадях, а впоследствии в садах и парках Санкт-Петербурга. В этом одна из главных причин повышенного влияния царя и его приближенных на возведение дворцово-парковых ансамблей. 9. Все больше молодежи привлекается на флот, в армию, на стройки. Особенности русского регулярного паркостроения Дворцово-парковые ансамбли Петербурга первых десятилетий XVIII в. создавались под влиянием Западно-Европейского барокко со всеми присущими ему атрибутами. Но при всем том они имели целый ряд принципиальных отличий: - Петр I внес в черты более реалистический подход в устройство регулярных парков; - каналы имели не только декоративное назначение – они служили путями подъезда с моря и реки; - скульптура не только украшала аллеи, но и «просвещала» публику, смело вводила элементы светской культуры, что было чрезвычайно важным для развития русского общества, увековечивала памятные события, определившие судьбу нации; - иногда целый ансамбль становился «торжественным символом славного события». Например, Петергоф специфическими средствами утверждал факт выхода Российского государства на новые морские рубежи. Канал является главной композиционной осью парка, направленной к морским просторам; - парк Петровской эпохи органично слит с ландшафтом, точнее он являлся основой ансамбля. На первом этапе существования Петергофа, Стрельны, Ораниенбаума между прямыми аллеями сохранялся лес. Вся композиция парка имела более раскрытый характер, чем в Версале, Шантильи, Во-ле-Виконте. В становлении отечественной школы садово-паркового искусства вначале XVIII в. большую роль сыграли аптекарские сады, которые широко представляли российскую и иноземную флору; - появляется целый ряд госпитальных садов, целью которых было выращивание лекарственных трав для нужд армии, аптек и госпиталей. Для ранних Петровских садов характерны следующие черты: - особое место и значение занимают каналы и цветники; - голландское влияние на садово-парковое искусство; - расположение дворца на центральной оси сада, сбоку от нее и в окружении деревьев. Наглядным примером является проект, так называемой, образцовой (типовой) усадьбы в Петербурге (авторы Д. Трезини и А.Леблон) (рисунок сок. С. 175). Здесь прослеживается строгий регулярный стиль, присущий эпохе европейского барокко. В 1717году в проектах Петербурга появляются публичные сады. К ним относится знаменитый Летний сад. Несколько позже по проекту Ф.Б. Растрелли за рекой Мойкой для Екатерины I строится дворцовый сад. Впоследствии создаются шедевры ландшафтного искусства загородные дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы в Петергофе, Стрельне, Ораниенбауме, Гатчине, Павловске и др.Однако первый опыт освоения ландшафтного строительства был приобретен в 1703г. при строительстве Лефортовского и Головинского садов в Москве. Они являлись парадными дворцово-парковыми комплексами, предназначенных для проведения официальных праздников и практически находились в распоряжении Петра I. Летний сад является одним из первых регулярных ансамблей садово-паркового искусства (рисунки сок. с. 185 и 187). Он был летней резиденцией Петра I. Планировка осуществлена по его чертежу. Строительство сада начато в 1704 году под руководством Петра I. Создание сада производилось очень долго. В процессе строительства осуществлено много отклонений от первоначального проекта. В первой четверти XVIII в. существовало четыре Летних сада – первый и второй в границах существующего в настоящее время сада (11,2га), третий – ныне Михайловский сад (10га) и Большой луг (Марсово поле, 9га), четвертый – Итальянский сад (11га). Несмотря на все изменения, производившиеся в Летнем саду более чем за столетие, первоначальная сетка плана сохранилась. К концу XVIII в. в саду насчитывалось около 50 фонтанов. Четыре центральных боскета, богато украшенные фонтанами и скульптурой, имели различные устройства – вольеры для птиц и зверей, водоем с островом и беседкой. У реки Фонтанки стоял грот – обязательная принадлежность регулярных садов XVIII в. Грот состоял из 3 залов, соединенных арочными проемами. Летний сад является переходным в дальнейшем становлении русских регулярных садов. Его главная ось еще не связана с дворцом, а замыкается галереей – чисто садовой постройкой. Вместе с этим в структуре Летнего сада, прослеживаются новые черты – стремление к целостному решению территории, ее идейному единству, планировочному и масштабному соподчинению частей. Планировка территории носит уже вполне европейский характер. После 1824г. царская резиденция стала общественным городским парком. Дворцово-парковые ансамбли южного берега Финского залива На высокой морской террасе южного берега Финского залива уже в петровское время была построена петергофская дорога Петербург-Кронштадт. Вдоль нее, по распоряжению Петра I, были размещены земельные угодья знатных людей с выходом к морю. При этом дворцы своими фасадами и парадными дворами с цветниками, фонтанами, скульптурой были развернуты в сторону Петергофской дороги. Южнее строительство запрещалось, и здесь сохранялись «заповедные лесные рощи». В результате этого вдоль петергофской дороги была сформирована серия красивейших дворцово-парковых регулярных ансамблей значительно, превосходивших, по красоте, королевскую дорогу Париж-Версаль и подчеркнувших престиж России в Европе. Здесь были созданы и наиболее выдающиеся дворцово-парковые ансамбли – Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум. В их композиционном решении прослеживается ряд общих черт: - использование верхней морской террасы для строительства дворца, который становится доминантой ансамбля;- устройство подъездного канала и партеров;- завершение перспектив павильонами, фонтанами, скульптурой или видом на Финский залив;- использование в насаждениях преимущественно местных древесных видов. В истории создания парка выделяют два основных периода: первый - 1714-1725 годы (архитекторы Ш. Браунштейн, Б. Леблон и Н. Микетти) – строительство дворца, парковых павильонов, водной системы; второй - 1747-1754 годы (арх. В. Растрелли) – перестройка дворца, засыпка обводного канала и создание ограды вокруг Верхнего сада. Верхний сад был разбит в 1716г. (садовый мастер Гарнихфельт). Во время Великой Отечественной войны Петергофский ансамбль был разрушен. После войны архитектурные сооружения, фонтаны и скульптуры воссозданы заново и восстановлены ансамбли Верхнего сада (автор Н. Ковалевский и Марли). Стрельна - дворцово-парковый ансамбль, размещенный на берегу Финского залива в 20км от Петербурга. Площадь 140га. Выбор участка и чертеж был сделан Петром I с учетом близости моря и целесообразности включения природного пейзажа в ансамбль парка. Его строительство начато в 1720г. и завершено спустя почти 85 лет. В 1847г. ансамбль стал резиденцией Великого князя – Константина - сына царя Николая I. После этого Стрельнинский дворец стали официально именовать Константиновским. С 1792г. начинается новый этап жизни парка, связанный с развитием пейзажного стилевого направления. Во время войны дворец был разрушен, насаждения в Верхнем парке уничтожены. В 1949 году дворец был восстановлен, а в 80-е годы западной части Нижнего парка произведена полная замена старых насаждений и восстановлена дорожная сеть. Ораниенбаум - дворцово-парковый ансамбль являлся до 1727г. резиденцией ближайшего сподвижника Петра I - А. Д. Меньшикова – губернатора Ингерманландского края.Ансамбль находится в городе Ломоносове в 41 км от Петербурга на общей площади около 170 га. В 1710-1727гг. на верхней террасе был построен дворец Меньшикова (рисунок кадр 20-й) (арх. Н. Фонтана). На террасе перед дворцом был разбит на площади 4,8 га Нижний сад. По оси дворца расположен партер в обрамлении шести боскетов. В саду было 3 фонтана, 39 деревянных и 4 золочено свинцовых скульптуры. В боскетах росли клены, липы, ели, яблони, вишни, дубы, березы. На террасы и партер из оранжерей выставляли в кадках лавровые и померанцевые деревья. Дворец связан с морем прямым каналом с десятью водоемами, который у входа в сад завершался гаванью фигурного контура. Сад был огражден зелеными деревьями и трельяжными решетками. В 1727 г. ансамбль был взят в государственную казну, а с 1743 по 1761 годы он являлся резиденцией Великого князя Петра Федоровича – будущего императора Петра III. В этот же период (1740-1770 гг.) окончательно сформировался дворцово-парковый ансамбль. В 40-е годы строительными работами руководил архитектор В. Растрелли, а с 1756 года главным архитектором великокняжеского двора стал А. Ринальди. К началу 60-х годов был приведен в порядок Нижний сад, его партеры получили более сложный барочный рисунок, вместо деревянной скульптуры была установлена мраморная, деревянная ограда заменена каменной, а общая панорама украшена блестящей композицией террас и лестниц северного фасада дворца. Нижний сад сохранял регулярный характер вплоть до 20-х годов XIX в. Река Карость разделяет парк на районы Петерштадт и Собственная дача. Петерштадт создается в 1756-1762 гг. к югу от Большого дворца, за Карпиным прудом. Здесь по всем правилам фортификации возводится небольшая крепость с комплексом необходимых сооружений. У ее западной стены на берегу р. Карость устраивается регулярный парк (15 га) с небольшим дворцом, каскадом, лестницами, парковыми сооружениями – домиками для содержания птиц - Менажерией, Эрмитажем, Китайским домиком (характерным элементом композиции для ранних пейзажных парков) и др. Петерштадт, как регулярный парк, просуществовал до 1792 г., затем был преобразован в пейзажный. Ансамбль Собственной дачи создается с 1762 по 1774 г. на площади 150 га. Он занимает территорию плато, простирающегося на юг и запад от Большого дворца, и имеет в плане форму вытянутого прямоугольника. В конце XVIII в. деревья в парке перестали стричь, ветхие сооружения разобрали. Регулярные участки парка слились с пейзажными и составили единое целое с новым пейзажным районом, который был создан между Петерштадтом и Собственной дачей в первой половине XIX века садовым мастером Дж. Бушем. Ансамбль Ораниенбаума – единственный из всех исторических пригородов Петербурга, не испытавший оккупации во время Великой Отечественной войны. Однако, сооружения и парк сильно пострадали от бомбежек и обстрелов. В 70-е годы по проекту П. Ковалевского был реставрирован Нижний сад. Регулярный стиль парковых ансамблей Царского Села Ансамбль дворцов и парков города Пушкина, в прошлом Царского Села, складывался на протяжении полутора столетий. В его развитии прослеживаются четыре этапа. С созданием регулярных садов были связаны первые два этапа: 1710-1720 и 1740-1750 гг. Царское Село – небольшая летняя резиденция Екатерины I. В период с 1716 по 1726 годы по проекту Яна Роозена был разбит сад. Измельченность плана соответствовала назначению сада и масштабу дворца. Эта часть сада, получившая название Старый сад, в настоящее время восстановлена. Сад, окруженный зелеными стенами, простирался к Рыбному каналу, за которым размещалась «Дикая роща» из березы. К югу от дворца был устроен искусственный водоем, к западу – охотничий парк (Зверинец) с радиальными просеками. Последующий период развития дворцово-паркового комплекса связан с перестройкой дворца и созданием Нового сада. Он окружен по периметру Крестовым каналом и состоит из четырех боскетов: Грибок, включающий 37 павильонов; Театр; Гора Парнас; Карусель с искусственными прудами. Размер каждого боскета 200х200м. Большой пруд имеет форму неправильного шестиугольника, на берегу которого возводится грот в стиле барокко, замыкающий перспективу одной из поперечных аллей Старого сада. В целом ансамбль Старого и Нового садов Царского Села позволяет проследить развитие регулярного паркостроения, идущего в направлении усиления продольной оси, доминирования главного здания, все большей взаимосвязи и соподчинения планировочных элементов, создания единого ансамбля. Регулярные сады Москвы и их характерные черты Своеобразный русский тип декоративного регулярного парка, формирование которого началось в Москве в конце XVII – XVIII веков, полностью сложился к середине XVIII в. Его лучшими образцами стали сады и парки Петербурга и Москвы, из которых наиболее интересны Кусково и Архангельское. Кусково - родовое поместье графов Шереметьевых, находилось примерно в 10км от центра Москвы (в настоящее время его ансамбль входит в современные границы города). В 1743г. здесь началось строительство ансамбля, которое продолжалось почти 30 лет. К 60-м годам он включал дворец, регулярный парк (в пределах обводного канала), лабиринт и регулярный сад с лучевой системой аллей, Большой пруд с каналом и Зверинец, созданный на основе естественного лесного массив (рисунок Сок. с.197 план). В последующем ансамбль расширяется и обогащается новыми парковыми участками, из которых наиболее интересен, созданный в 1778г. - пейзажный сад Гай. Первые парковые устройства отражают влияние Петербургских садов – Летнего сада и Петергофа. Строительство нового паркового ансамбля развернулось при Н. Голицыне в 80-90-х годах XVIIIв., в период расцвета классицизма в архитектуре и соответствующего ему пейзажного стилевого направления в садово-парковом искусстве. В Архангельском парке все архитектурные сооружения относятся к русскому классицизму, но имеет он регулярную планировку К концу XVIII в. ансамбль Архангельского был полностью сформирован. Его площадь составляет 14га.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 4202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.10 (0.011 с.) |