Структура регионального ландшафта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура регионального ландшафта.



Основным инструментом регулирования землепользования в городах является зонирование (функциональное, административное и экономическое). Территориальные зоны представляют собой отдельные территории, границы которых фиксируются (выделяются) на основании решений органов государственной власти или местного самоуправления. Эти зоны выделяются для целей административно-хозяйственного регулирования имущественных отношений в пределах каждой зоны (земель сельскохозяйственного назначения, природоохранные, градостроительные, промышленные и другие зоны). Под зонированием застроенных территорий понимается выделение в границах города зон различного функционального назначения. Механизм зонирования направлен на уменьшение вероятности конфликта между различными видами городской деятельности. По выделенным зонам устанавливается правовой режим использования земель. Функциональное зонирование городских территорий представляет собой наиболее общую форму учета разнообразных требований к рациональному зем лепользованию, включающую комплекс нормативных параметров (целевое назначение участка, его размеры, коэффициент застроенности участка, доля озелененных и открытых пространств и другие). При зонировании рассматриваются структуроформирующие и локальные территории градостроительной системы транспортно-функционального, визуально-пространственного, природно-экологического, историко-культурного, инженерно-технического назначения. Экономическое зонирование следует связывать исключительно с кадастровым делением города. Районирование города связано с разбивкой на кварталы. Существуют различные подходы к выделению экономических зон города. Более точно этот вопрос решен в г. Санкт-Петербурге. Вся территория города поделена на 214 зон. Для каждой зоны установлена одна из 19 ставок арендных платежей. Ещё более детально разработана эта проблема в г. Киеве. Итогом зонирования является план зонирования земель, представляющий собой графический документ, разрабатываемый в составе генплана города с пояснительной запиской. Этот документ определяет состав земель города, объединенных общими признаками перспективного функционального использования с указанием перспективы и степени эффективности их использования. В условиях рыночной экономики зонирование земель предопределяет устойчивую форму контроля за использованием территории. Таким образом, сущность функционального зонирования заключается в уста-новлении и выделении на картографическом материале границ территорий, используемых в различных целях. Зональные особенности могут изменить стоимость земли (например, в США, на 100-1000%).

 

Особенности садов Ислама.

Ислам, сады

Три раздела из статьи «Сады ислама», написанной Jonas Lehrman для The Oxford Companion to Gardens. Разделы: Предшественники символизма исламского сада; Райские сады; Элементы исламского сада. Предшественники символизма исламского сада. Значение числа четыре, видного в исламском чахар баге, или четырехчастном саде, намного древнее мусульманской эры. Четыре элемента – вода, огонь, воздух и земля издавна считались сакральными, и книга Бытие гласит, что «из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки». В персидской (иранской) керамике, произведенной ок. 6000 лет назад, крест делит мир на четыре части с водоемом или источником жизни в центре. Подобная мандала обнаруживается и в буддийской иконографии, где общий исток или центр разветвляется на четыре реки, символизируя плодородие и вневременность. Ранние охотничьи заповедники и угодья также разделялись на четыре части, в точке схождения которых располагался дворец. От этого нужно было сделать лишь небольшой шаг в развитии к чахар багу и даже к исламскому дворику с его осевым расположением фонтана или бассейна.

Райские сады. Исламская религия была основана Мухаммадом в седьмом веке Р.Х. Она установила веру в единого Бога и включила в себя идею рая. Предписанное обращение всех неверующих привело к распространению ислама до границ Северной Африки, южной Европы и южной Азии через священные войны. Основной догмат этой религии – всепроникающее единство, которое пронизывает разнообразные аспекты жизни, и эта тема нашла выражение во всех видах исламского искусства, включая и искусство разбивки садов. В исламской литературе сада также занимал важное место, и символические образы, касавшиеся сада, жизни и души, идут рука об руку с садовыми метафорами возлюбленного.

Английское слово “рай” [‘paradise’] происходит от древнеперсидского pairidaēza, обозначающего “огороженное место” или “парк”. Произошедшее от него греческое слово paradeisos стало обозначать не только красоты персидского сада, но также сад Эдема, небеса или состояние высшего блаженства. Именно такое состояние блаженства, воплощенное в виде идеального сада, Коран обещает в качестве награды правоверному. Так, упоминается «источники, плоды и гранаты», «тенистая тень», «источники, бьющие водой», и «прохладные павильоны». Верующим, которые совершают праведные поступки, Коран обещает, что «сады рая будут их приветствовать, вечно они будут прибывать там и не возжелают их покинуть». В основе этого образа лежит оазис народа пустыни, но со временем данное описание само было выбрано моделью для устройства земных садов.

Такие сады давали тихое полное гармонии убежище от шумного, бурлящего и грязного мира за их пределами. Вот почему исламский сад всегда был огорожен стеной, закрыт от посторонних и защищен от вторжений, его ценили и им наслаждались все слои общества. Плодовые деревья давали прохладную тень в сильнейшую жару, цветы дарили благоухание и краски, террасы и каналы служили садоводству и орошению, а каскады, бассейны и фонтаны охлаждали и насыщали влагой воздух, приятно журча и радуя глаз.

В мусульманском саду часто проводились официальные торжества, но, как можно видеть на многих персидских и могольских миниатюрах, в нем также придавались простым и естественным удовольствиям. Владелец наслаждался своим садом, в большей степени сидя на коврах и подушках и придаваясь созерцанию, чем прогуливаясь по саду.

Резиденции Омейядов седьмого – восьмого веков были окружены стенами и имели внутренний дворик. Эта форма соответствовала климату и местным традициям, и поэтому использовалась для рынков, караван-сараев и дворцов. Ее также приспособили для мечетей и богословских школ. Дворик и сад во внутреннем дворике, а особенно сам исламский сад, считались в исламе отражением биологических и психологических потребностей человека, а также исламского религиозного принципа единства и порядка. Художественная композиция сада отражала рациональную и духовную природу человека и, одновременно, она нашла выражение в удивительно целостном образе, который проявлялся в садах от южной Испании до северо-западной Индии на протяжении тысячи лет. При этом каждое место сохраняло уникальность, и вводимая в планировку геометрия служила лишь для усиления genius loci.

С распространением ислама связано основание множества садов, поскольку они не только давали убежище в суровом климате этих частей света, но и служили провозвестниками награды, обещанной правоверным, а также менее возвышенным, но привлекательным отражением традиционного царского сада удовольствий.

Элементы исламского сада. По форме сады были геометрическими, особенно важную роль в них играла симметрия. Бассейн служил точкой фокуса, или, в качестве альтернативы, в центр четырех аллей или каналов помещался павильон. От получавшихся таким образом четырех четвертей происходит название чахар баг (четыре сада), хотя это имя также применяется к большому саду с дворцом или павильоном. Следовательно, сад лучше всего было рассматривать из расположенного в центре павильона, направляя взор к периферии, а второй по важности вид открывался от главного входа к центральному павильону.

Исламский сад почти всегда имеет прямоугольную форму. Он окружен стеной, и искусно украшенные ворота находятся на главной оси, которая часто формируется водным потомком, с одной или несколькими вспомогательными осями, идущими к ней под прямым углом. Каналы и бассейны фланкированы дорожками и террасами, часто по краю их расположены определенной величины участки, засаженные цветами и кустами с деревьями для тени; такие посадки смягчают рукотворную геометрию плана. Все ведущие от расположенного в центре сада павильона или другого строения перспективы обязательно завершались отдаленным павильоном, воротами или сводчатой нишей. Дорожки всегда были прямыми и вымощенными брусчаткой, камнем, галькой или мозаикой. Хотя геометрические планы повсеместно использовались в мусульманском мире, каждый конкретный сад сохраняет свою специфику, и удивительно, как мало в них однообразия. Если сад располагался на наклонной поверхности, то он разбивался на террасы. В больших царских садах, особенно в Индии, публика допускалась не дальше нижней террасы. Центральная терраса была закрытой и использовалась только для формальных аудиенций. Верхняя терраса (зенана) была предназначена только для женщин. Вода ниспадала с террас каскадами по резным скатам (чадары). На плоских поверхностях каналам придавался небольшой наклон, чтобы обеспечить течение воды.

Важность орошения признавалась по всему Среднему Востоку задолго до появления исламского сада, и значение и символизм воды не были утрачены с приходом мусульманства. В жарком климате и бесплодном ландшафте вода была источником жизни, освежая тело и дух, и поэтому она стала центральным фокусом как сада, так и внутреннего дворика. В саду и внутреннем дворике связанного с религией здания вода считалась символом чистоты, и поскольку в раю она присутствовала в изобилии, цистерны в мечетях и богословских школах были наполнены до краев.

Расположение садов, как и городов, зависело от доступности воды, которая часто направлялась от источника по каналу, акведуку или трубе в цистерну, хранилище или общественный фонтан. В садах и во внутренних двориках воду часто поднимали в располагавшиеся на достаточной высоте цистерны, чтобы создать напор, необходимый для фонтанов, после чего вода направлялась на цветочные клумбы, в огороды или поля.

Возможности воды использовались со всей полнотой. Фонтаны, каскады, каналы и бассейны были источником огромного разнообразия видов и звуков. Вода могла быть глубокой, темной и спокойной, или быстротекучей и искристой. Края фонтанов и бассейнов часто оформляли в камне или мраморе. По ночам свечи ставились на крошечные плоты, чтобы их огонь отражался в неподвижной воде прудов, или же яркие лампы помещались за блестящими каскадами в резных нишах, в которых днем стояли вазы с цветами. Однако в большей части исламского мира вода была в недостатке, и, несмотря на символизм и удовольствие, которое она доставляет, планировку системы каналов преимущественно определяли техники ирригации.

(Oxford, 2001, pp. 277–280).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.008 с.)