Сады Двуречья и Персии. Двуречья.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сады Двуречья и Персии. Двуречья.



Сады Древнего Египта.

В IV тысячелетии до н.э. как самостоятельное государство, был основан Древний Египет. Его развитие тесно связано с долиной реки Нил, покрытой плодородным илом благоприятным для земледелия. В долинах Нила росли небольшие рощи платана, грецкого ореха, финиковой пальмы, инжира, тамарикса, тополя, смолистого дерева. Но этого было не достаточно для полноценного комфорта. Необходимым было создание садов, приносивших прохладу и тень. "Он беден, у него нет тени" - так говорят древние тексты. Отсутствие тени - одно из тягчайших бедствий неимущего населения этой страны. Устройство садов в условиях жаркого климата требовало искусственного орошения. Инжир, шелковица, миндаль, финиковые пальмы, виноград выращивали вдоль правильной, прямоугольной сети каналов, диктовавшей создание прямоугольных, симметрично распланированных садов.

Характерная особенность египетских садов состояла в том, что овощи и цветы занимали практически все свободное пространство между деревьями. Египетские садовники занимались не только культивацией, но и выгонкой ландышей, левкоев и роз. В египетских садах росли резеда, маки, васильки, ромашки, лилии, хризантемы. Цветок лилии был символом надежды и краткости жизни, из него добывали благовонное масло. Цветы широко использовали для художественного оформления празднеств, из них плели венки и гирлянды. А в период царствования царицы Клеопатры (69- 30 гг. до н. э.) особое внимание уделялось выращиванию разнообразных роз.

Заупокойные храмы Ментухотепов (2160-2000 гг. до н. э.) и царицы Хатшепсут (1520-1500 гг. до н. э.) были первыми известными нам храмово-парковыми комплексами Древнего Египта. Именно они обеспечили ему прочное место в истории всемирной культуры.

Храмовые террасы украшали садами, в которых пруды часто были центром композиции. Портики храмов покрывали рельефами, из которых видно, что, помимо большого количества сокровищ, из дальних странствий привозили деревья в кадках, диковинные плоды и другие редкости. В период расцвета Фив – древней столицы Египта, садовое строительство достигло особого размаха. В Фивах строили роскошные виллы с садами и прудами, окруженные стенами. Центром композиции являлся прямоугольный бассейн, иногда довольно внушительных размеров (60X120 м). В прудах росли водные растения, плавали птицы. Главное здание всегда помещалось на центральной композиционной оси. Все элементы сада - аллеи, пруды, цветочные клумбы, виноградники, открытые павильоны - были связаны в единый композиционный ансамбль. Это позволяет предположить, что сады создавали по заранее разработанному плану. Строителями египетских садов учитывались соотношения не только между отдельными элементами сада, но и между шириной аллеи и высотой деревьев. Городские улицы были прямыми, узкими, плотно застроенными. Пальмы и другие растения зачастую высаживали на крышах домов. Но были в столицах Египта и улицы для религиозных процессий, шириной от 40 до 60 м (улица Великого жреца в Ахетатоне). Эти улицы, ведущие к храму, всегда обсаживались пальмовыми аллеями, чтобы скрыть хаотичную застройку. Вдоль главных улиц Ахетатона находились вырытые прямоугольные ямы, по которым мы можем судить о наличии пальмовых аллей. Поскольку город лежал на песочных холмах, ямы перед посадкой деревьев наполняли плодородной землей, доставленной с берега Нила. Помимо прочего, для поливки деревьев и кустарников в Ахетатоне были устроены колодцы.

 

Сады Двуречья и Персии. Двуречья.

Сады в государствах Двуречья в ассирийский и нововавилонский периоды отличались большими размерами и необыкновенной роскошью, которую могли себе позволить богатые владыки этих стран. Естественные насаждения превращали в охотничьи и увеселительные парки. При общей регулярности плана, которая была обусловлена оросительной системой, сады Двуречья не были поделены на симметричные четырехугольники, посадки располагались более свободно. Известный дворец Саргона II в Дур-Шарукине (711-707 гг. до н. э.) был окружен парком. "Я создал рядом с ним (дворцом) большой парк, подобие гор Амана, в котором были насажены всевозможные растения из растительности Хеттской страны и всякие плоды гор",- писал Саргон II. В VII в. до н. э. столицей Ассирии вновь стала Ниневия. Сын Саргона II, Синахериб, отстраивает ее с невиданной роскошью. Он сооружает огромный дворец на Куюнджикском холме и окружает его большим парком с искусственными озерами и павильонами. В парке царь собрал экземпляры редкостных деревьев, цветов и животных, привозимых им из военных походов. Эти сады ассирийских правителей с богатым ассортиментом деревьев и кустарников можно считать прототипами современных ботанических садов. Марки Двуречья украшали большим количеством павильонов-беседок. Характерной особенностью архитектуры Двуречья был своеобразный тип храма - зиккурат. Он представлял собой массивную сплошную сырцовую ступенчатую пирамиду, на верхней платформе которой воздвигали храмик. Террасы зиккурата озеленяли. Влияние этой храмовой постройки, вероятно, сказалось на создании искусственных насыпных видовых холмов в парках, верх которых принято украшать беседкой. 1)тот же тип храмовой постройки, очевидно, привел древних вавилонян к созданию висячих садов. Самую знаменитую из построек - висячие сады Семирамиды - древние греки назвали одним из чудес света.

Египетская вилла с садом

Висячие сады Южного дворца Навуходоносора II описывали Диодор Сицилийский, Страбон, Геродот. Не во всем эти описания совпадают, но древние историки едины во мнении, что постройка была грандиозной. Висячие сады были расположены во дворце на берегу Евфрата. Наименование - "висячие сады Семирамиды", очевидно, связано с именем индийской царицы Саамурамат, жены Адобени-рари IV (810-782 гг. до н. э.). Особенно много для украшения дворца сделали царь Набопаласар (625-601 гг. до н. э.) и его сын Навуходоносор II (605-562 гг. до н. э.). Именно последнему и приписывают возобновление и расширение висячих садов в период его 43-летнего царствования. Делал он это, как предполагают, для своей тоскующей по родине жены, царицы Никотрисы, родом из Мидии. Вся четырехэтажная постройка, представляющая собой последовательно подымающиеся неправильные четырехугольные террасы, была сквозной. Длина самой большой стороны составляла 42 м, с юга находился вход. Ширина террас - 3,5 м, перепад высоты - 5 м. Внутри галерей, образованных колоннами, были размещены гроты, украшенные цветным кафелем и фресками. Террасы соединялись монументальными лестницами из белого и розового мрамора. Верхняя терраса находилась на высоте 25 м. Мощные столбы и своды несли большие каменные плиты. Плиты террас были залиты свинцом, выложены тростником, пропитанным смолой, и двойным рядом кирпичей, скрепленных известью. Кирпичи были покрыты толстым слоем земли. Сад орошали с помощью водоподъемного колеса системой фонтанов, каскадов и ручьев. Несущие колонны террас были пустотелыми. В этих пустотах росли деревья, а все остальное пространство занимали цветы. Для посадки в висячих садах отбирали самые красивые деревья и кустарники. Располагали их по террасам так, как они росли в естественных условиях: растения низменностей - на нижних, высокогорные - на высших. Наиболее характерными для Ассирии и Вавилона деревьями были пальма, кипарис, кедр, самшит, чинар, дуб. Помещения, находившиеся внизу, служили, видимо, крытыми проходами и винными погребами. С высоты террас открывался вид на город и реку Евфрат. Таким образом, можно отметить, что строители садов и парков Двуречья начали применять определенные ландшафтные приемы, особенно при создании охотничьих парков, наряду с общей регулярной системой садово-паркового строительства. Они любили создавать искусственные насыпные холмы и террасы, украшенные беседками и павильонами, висячие сады на искусственных террасах; первые коллекции растительности и животного мира, появившиеся в Двуречье, можно считать прообразами современных ботанических садов.

Персии

Шли века, и некогда могущественные государства, державшие под своей властью большую часть древнего мира, постепенно теряли былое господство.

Вавилон при царе Навуходоносоре II, царствовавшем 45 лет, достиг наивысшего расцвета. Но не прошло и четверти века после его смерти, как Вавилон был покорен персидским царем Киром (538 г. до н. э.).

Кир не опустошал завоеванные страны, не разрушал их города. Он назначал в них своих наместников — сатрапов, в обязанность которых входил и сбор дани для нового владыки. Таким путем Кир получал больше доходов, больше богатств, чем при разграблении и уничтожении покоренных стран. При Кире и после его смерти в Персии значительно развилось садоводство.

Персы одни из первых начали создавать парки. Но эти парки главным образом заселяли для охоты зверями: львами, барсами, кабанами — и потому называли парадизами, «звериными садами».

Спустя почти 60 лет после смерти Кира стал править Персией Артаксеркс II. Брат его, Кир-младший, создал необычный парадиз. Он засадил свой парк редчайшими деревьями и великолепными цветами, живописно расположенными на клумбах.

С этого времени слово «парадиз» стало означать не зоопарк, а прекрасный сад.

В парадизе Кира ровные аллеи, пересекающиеся под прямым углом, были вымощены широкими плитами и окаймлены канавами. Необычные деревья рассажены по пять экземпляров наподобие печатей на ценном письме, и такая посадка с тех пор называется садовниками «квикунксом». В парке синели пруды, расположенные среди разнообразных причудливых цветов. Этот изумительный парк был гордостью Кира.

Персидский сад. Парадизов в Персии было много. Их устраивали всюду, где жили персидские цари и важные вельможи.

Недаром Персию называют родиной царицы цветов — розы. Роза — наиболее почитаемый персами цветок. Ее разводят повсеместно в большом количестве. Персию даже назвали «Сад роз», или «Гюлистан». И персидские поэты — Саади, Гафиз и Омар Хайам — воспели розу в своих стихах. И даже персидский национальный эпос известен под названием «Гюль-Намэ» — «Книга о розе».

Персия — родина не только роз, но и сирени, мирты, тюльпанов, лилий и нарциссов.

Столица Древней Персии носила имя Суза — «лилия». На гербе этогогорода были изображены лилии. В течение многих поколений воспитывалась у персов восторженная любовь к цветам, сохранившаяся и до нашего времени.

Древнеримские сады.

Громадные виллы с аккуратно подстриженными лужайками, памятниками, фонтанами и расписными залами образовались в Риме после покорения Греции, в I веке. Именовали их Horti и строили их в основном вокруг Эсквилина.

Римский сад - перистраль. Фактически - это уменьшенная модель византийского сада. Его устраивают в небольшом внутреннем дворике. Эти сады создавались под влиянием древнеегипетской, персидской и древнегреческой садовой техники. Частные римские сады были обычно разделены на три части. Первая — ксист— открытая терраса, которая была соединена с домом портиком. Вторая часть — была садом с цветами, деревьями и служила для прогулок и созерцания. Третья часть — представляла собой аллею.

В древнеримских садах использовались сложные гидротехнические сооружения — искусственные водоёмы и фонтаны. Перистраль - сад, который немыслим без воды. Это может быть небольшой водоем-купальня правильной прямоугольной формы, каменный фонтанчик или источник. Вокруг разместятся скульптуры, арки, арочки и колонны в античном стиле. Обилие светлого мрамора и известняка в стенах дома и высокой ограде, послужат фоном, на котором ярче заиграют оттенки зелени и цветов лиан.

Если относительно небольшой внутренний дворик (патио) находится на солнечной стороне сада, и вы хотели бы, чтобы он служил дополнительной комнатой на открытом воздухе, то сама собой напрашивается идея превратить его в мавританский сад. Обычно обрамлением такого сада служат галереи и крытые аллеи, увитые виноградом и розами. Большое внимание уделяется воде, причем она может быть заключена в самые разные формы: спокойная зеркальная гладь, струящиеся и стекающие ленты, падающие струи, разлетающиеся брызги. Деревья высажены регулярно, но не подстригаются, цветники обрамляются мозаичным мощением. Интересно, что сад в этом стиле не обязан быть композиционно связан с основным зданием.

Особенности планировки - регулярная геометрическая планировка римских садов противопоставлялась живописной неорганизованности природы. Римские виллы, как правило, окружали декоративный сад, плодовый сад и огород. Декоративный сад традиционно разделялся на три части: для пеших прогулок, прогулок верхом, парковой территории. Видовые точки открывали окружающий пейзаж. Парки занимали обширную территорию. Плодовый сад, огород и виноградник располагались отдельно от виллы, но также имели регулярную планировку. На традициях римских садов основываются многие направления европейского садово-паркового искусства.

Ландшафтные элементы гористая местность, преобладавшая на большей части территории, предопределяла террасирование. Прогулочная часть располагалась на первой террасе непосредственно перед домом и представляла собой прямоугольные участки, объединенные аллеями, пересекающимися под прямым углом. Скульптура, фонтаны, бассейны, подстриженные деревья и кустарники на фоне газонов и цветников являлись неотъемлемыми элементами композиции прогулочного сада. Сад для верховой езды решали рощи, разделенные аллеями. Здесь располагались основные видовые точки на окружающий пейзаж. Парковая часть представляла собой лесистую зону, включающую пруды и птичники.

Флора римских садов отличалась потрясающим многообразием (около 1000 видов). Из завоеванных Римской империей стран вывозилось огромное количество различных растений. В плодовых садах культивировали абрикос, персик, миндаль, вишню, айву, сливу, инжир, грецкий орех, гранат. Декоративную часть украшали тис, олеандр, жасмин, розы и прочее.

Вилла Лукулла (как пример, писать не обязательно)

Первенство в постройке непревзойденной по красоте виллы и устройстве общественного парка в Риме, несомненно, принадлежит Лукуллу (1 век до н. э.).Лукулл устроил пруды — живорыбные садки, в которых разводили и выкармливали морских рыб, так называемых мурен. В эти водоемы по длинному подземному водопроводу поступала морская вода. Лукулла по праву следует считать родоначальником римского садового искусства. Он привез из Персии и впервые развел в Европе культурную вишню. Его римский парк состоял из нескольких участков — садов с различными насаждениями. Статуи, вазы, фонтаны украшали эти сады. Парк находился на Монте Пинчио. Восстановленный Медичи в эпоху Возрождения, он существует и поныне под названием Медицейской виллы.

 

Монте Пинчио

 

Рельеф

Сады располагались на террасированных склонах. Террасы в виде подпорных стен, облицованных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных балюстрадой, составляют структурную основу итальянского сада. Связь между террасами осуществляется с помощью богато украшенных лестниц и пандусов. В садах позднего Ренессанса лестницы становятся важным планировочным элементом: они включаются в осевую композицию сада, подчеркивая архитектуру дома, направляют движение.

Вода

Водных устройств не просто много, они таковы, чтобы подать как можно больше воды с ее блеском и музыкой - со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Вода, взятая в трубы, направляется с верхних частей склонов в различные точки сада, где вздымается в фонтанах, ниспадает в каскадах, разливается в плоских бассейнах. Спокойной воды почти нет. Водные устройства становятся композиционными центрами сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи.

Растительность

В аллеях росли ширококронные деревья - платаны и дубы, реже кипарисы, используемые в качестве акцентов. Для создания зеленых стен применялись растения, хорошо сохраняющие форму после стрижки: лавр, мирт, самшит, позже - сближенные посадки кипариса. Самшит использовался для узорчатых бордюров и арабесок на партерах.

Зеленые массивы (боскеты) состояли преимущественно из вечнозеленых деревьев, главным образом дубов. Они росли свободно, но обрамлялись зелеными стрижеными стенами. Из листопадных использовали ильм, тополь, каштан съедобный, а также плодовые деревья и маслины. В группах применяли в основном хвойные - сосну итальянскую и кипарис. В декоративных вазах выращивали цитрусовые. Вьющиеся - виноград, розы, плющи - использовали в перголах.

В итальянских садах появляется новый прием - боскет. Это участок сада, ограниченный регулярными дорожками и имеющий геометрический контур - чаще всего прямоугольник или квадрат. Его внутреннее пространство занято деревьями и обрамлено рядовыми посадками или стенами живой изгороди. Посадки внутри боскета могут быть регулярными или свободными. Часто боскеты имеют внутренние дороги, связанные с общей дорожной сетью (вилла Боболи). Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки и др. В оформлении цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго продумано.

Особенности садов Ислама.

Ислам, сады

Три раздела из статьи «Сады ислама», написанной Jonas Lehrman для The Oxford Companion to Gardens. Разделы: Предшественники символизма исламского сада; Райские сады; Элементы исламского сада. Предшественники символизма исламского сада. Значение числа четыре, видного в исламском чахар баге, или четырехчастном саде, намного древнее мусульманской эры. Четыре элемента – вода, огонь, воздух и земля издавна считались сакральными, и книга Бытие гласит, что «из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки». В персидской (иранской) керамике, произведенной ок. 6000 лет назад, крест делит мир на четыре части с водоемом или источником жизни в центре. Подобная мандала обнаруживается и в буддийской иконографии, где общий исток или центр разветвляется на четыре реки, символизируя плодородие и вневременность. Ранние охотничьи заповедники и угодья также разделялись на четыре части, в точке схождения которых располагался дворец. От этого нужно было сделать лишь небольшой шаг в развитии к чахар багу и даже к исламскому дворику с его осевым расположением фонтана или бассейна.

Райские сады. Исламская религия была основана Мухаммадом в седьмом веке Р.Х. Она установила веру в единого Бога и включила в себя идею рая. Предписанное обращение всех неверующих привело к распространению ислама до границ Северной Африки, южной Европы и южной Азии через священные войны. Основной догмат этой религии – всепроникающее единство, которое пронизывает разнообразные аспекты жизни, и эта тема нашла выражение во всех видах исламского искусства, включая и искусство разбивки садов. В исламской литературе сада также занимал важное место, и символические образы, касавшиеся сада, жизни и души, идут рука об руку с садовыми метафорами возлюбленного.

Английское слово “рай” [‘paradise’] происходит от древнеперсидского pairidaēza, обозначающего “огороженное место” или “парк”. Произошедшее от него греческое слово paradeisos стало обозначать не только красоты персидского сада, но также сад Эдема, небеса или состояние высшего блаженства. Именно такое состояние блаженства, воплощенное в виде идеального сада, Коран обещает в качестве награды правоверному. Так, упоминается «источники, плоды и гранаты», «тенистая тень», «источники, бьющие водой», и «прохладные павильоны». Верующим, которые совершают праведные поступки, Коран обещает, что «сады рая будут их приветствовать, вечно они будут прибывать там и не возжелают их покинуть». В основе этого образа лежит оазис народа пустыни, но со временем данное описание само было выбрано моделью для устройства земных садов.

Такие сады давали тихое полное гармонии убежище от шумного, бурлящего и грязного мира за их пределами. Вот почему исламский сад всегда был огорожен стеной, закрыт от посторонних и защищен от вторжений, его ценили и им наслаждались все слои общества. Плодовые деревья давали прохладную тень в сильнейшую жару, цветы дарили благоухание и краски, террасы и каналы служили садоводству и орошению, а каскады, бассейны и фонтаны охлаждали и насыщали влагой воздух, приятно журча и радуя глаз.

В мусульманском саду часто проводились официальные торжества, но, как можно видеть на многих персидских и могольских миниатюрах, в нем также придавались простым и естественным удовольствиям. Владелец наслаждался своим садом, в большей степени сидя на коврах и подушках и придаваясь созерцанию, чем прогуливаясь по саду.

Резиденции Омейядов седьмого – восьмого веков были окружены стенами и имели внутренний дворик. Эта форма соответствовала климату и местным традициям, и поэтому использовалась для рынков, караван-сараев и дворцов. Ее также приспособили для мечетей и богословских школ. Дворик и сад во внутреннем дворике, а особенно сам исламский сад, считались в исламе отражением биологических и психологических потребностей человека, а также исламского религиозного принципа единства и порядка. Художественная композиция сада отражала рациональную и духовную природу человека и, одновременно, она нашла выражение в удивительно целостном образе, который проявлялся в садах от южной Испании до северо-западной Индии на протяжении тысячи лет. При этом каждое место сохраняло уникальность, и вводимая в планировку геометрия служила лишь для усиления genius loci.

С распространением ислама связано основание множества садов, поскольку они не только давали убежище в суровом климате этих частей света, но и служили провозвестниками награды, обещанной правоверным, а также менее возвышенным, но привлекательным отражением традиционного царского сада удовольствий.

Элементы исламского сада. По форме сады были геометрическими, особенно важную роль в них играла симметрия. Бассейн служил точкой фокуса, или, в качестве альтернативы, в центр четырех аллей или каналов помещался павильон. От получавшихся таким образом четырех четвертей происходит название чахар баг (четыре сада), хотя это имя также применяется к большому саду с дворцом или павильоном. Следовательно, сад лучше всего было рассматривать из расположенного в центре павильона, направляя взор к периферии, а второй по важности вид открывался от главного входа к центральному павильону.

Исламский сад почти всегда имеет прямоугольную форму. Он окружен стеной, и искусно украшенные ворота находятся на главной оси, которая часто формируется водным потомком, с одной или несколькими вспомогательными осями, идущими к ней под прямым углом. Каналы и бассейны фланкированы дорожками и террасами, часто по краю их расположены определенной величины участки, засаженные цветами и кустами с деревьями для тени; такие посадки смягчают рукотворную геометрию плана. Все ведущие от расположенного в центре сада павильона или другого строения перспективы обязательно завершались отдаленным павильоном, воротами или сводчатой нишей. Дорожки всегда были прямыми и вымощенными брусчаткой, камнем, галькой или мозаикой. Хотя геометрические планы повсеместно использовались в мусульманском мире, каждый конкретный сад сохраняет свою специфику, и удивительно, как мало в них однообразия. Если сад располагался на наклонной поверхности, то он разбивался на террасы. В больших царских садах, особенно в Индии, публика допускалась не дальше нижней террасы. Центральная терраса была закрытой и использовалась только для формальных аудиенций. Верхняя терраса (зенана) была предназначена только для женщин. Вода ниспадала с террас каскадами по резным скатам (чадары). На плоских поверхностях каналам придавался небольшой наклон, чтобы обеспечить течение воды.

Важность орошения признавалась по всему Среднему Востоку задолго до появления исламского сада, и значение и символизм воды не были утрачены с приходом мусульманства. В жарком климате и бесплодном ландшафте вода была источником жизни, освежая тело и дух, и поэтому она стала центральным фокусом как сада, так и внутреннего дворика. В саду и внутреннем дворике связанного с религией здания вода считалась символом чистоты, и поскольку в раю она присутствовала в изобилии, цистерны в мечетях и богословских школах были наполнены до краев.

Расположение садов, как и городов, зависело от доступности воды, которая часто направлялась от источника по каналу, акведуку или трубе в цистерну, хранилище или общественный фонтан. В садах и во внутренних двориках воду часто поднимали в располагавшиеся на достаточной высоте цистерны, чтобы создать напор, необходимый для фонтанов, после чего вода направлялась на цветочные клумбы, в огороды или поля.

Возможности воды использовались со всей полнотой. Фонтаны, каскады, каналы и бассейны были источником огромного разнообразия видов и звуков. Вода могла быть глубокой, темной и спокойной, или быстротекучей и искристой. Края фонтанов и бассейнов часто оформляли в камне или мраморе. По ночам свечи ставились на крошечные плоты, чтобы их огонь отражался в неподвижной воде прудов, или же яркие лампы помещались за блестящими каскадами в резных нишах, в которых днем стояли вазы с цветами. Однако в большей части исламского мира вода была в недостатке, и, несмотря на символизм и удовольствие, которое она доставляет, планировку системы каналов преимущественно определяли техники ирригации.

(Oxford, 2001, pp. 277–280).

 

Система озеленения города

Система зеленых насаждений города - это взаимоувязанное, равномерное размещение городских насаждений, определяемое сложившейся системой дальнейшего развития, предусматривающее связь с загородными насаждениями.

Сохраненный в городе участок природного ландшафта, хотя бы в виде небольшого включения в урбанизированную среду, обычно создает неповторимое своеобразие города и запоминается иногда больше, чем градостроительные ансамбли.

Современная теория градостроительства содержит понятие о системе озелененных территорий, которые, пронизывая город, имеют основное назначение - оздоровление городской среды. Именно в соответствии с этим назначением принимается как оптимальная структура «зеленых клиньев», объединяющих озелененные территории, необходимые для отдыха. В известном смысле озелененные территории, в том числе зеленые клинья играют роль защитных зон, ограждающих определенные части города от влияния суперурбанизации. Для многих городов подобная система озеленения органически связана и с определяющими ландшафтными факторами, и с исторически сложившейся планировочной структурой. Наиболее известным примером такого рода является Москва, для которой идея «зеленых клиньев» и теоретически, и практически основана на ее своеобразии, вероятно, больше, чем в любом другом городе.

Генеральный план реконструкции Москвы предусматривает дальнейшее развитие системы озеленения. Предполагается создать два «зеленых диаметра». Первый из них проходит через юго-западный район города, включая парк Московского Государственного университета, зеленый массив Ленинских гор, Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького, новые парки и сады по берегам Москвы-реки и р. Яузы и крупные массивы Сокольников и национального парка «Лосиный остров». Второй «зеленый диаметр» начинается от Серебряного бора, охватывает часть поймы Москвы-реки в Строгино, Крылатском и Фили-Кунцево, включает Краснопресненский парк, территорию Южного порта и Коломенского и завершается парком Ленино-дачное. Проектируется также организация зеленых полос по радиальным направлениям на основе объединения Сокольнического, Измайловского, Кусковского, Кузьминского, Царицынского, Лосиноостровского и Битцевского лесопарков с существующими и новыми бульварами, скверами и садами. Пригородную зону Москвы, включая лесопарковый защитный пояс, предполагается использовать для кратковременного и длительного отдыха населения. Но следует признать, что для многих городов, в особенности новых, система зеленых клиньев во всех ее разновидностях не оправдывается столь очевидно ни природными, ни историческими условиями.

Наличие озелененных «разрывов», расчленяющих городскую застройку,- необходимое условие формирования полноценной среды обитания человека.

Открытые пространства в пределах города должны использоваться только для организации отдыха населения города.

Чтобы система озелененных пространств в городе была удобной для использования населением и вместе с тем экономичной, необходимо соблюдать следующие условия:

  • правильно устанавливать размеры открытых пространств;
  • выбирать наиболее целесообразную форму плана каждого сада, парка и пр. в соответствии с конкретными планировочными условиями данного района;
  • компоновать ландшафтный объект таким образом, чтобы внутри создавалось впечатление «отрыва» от города;
  • проектировать такое количество садов и парков и так размещать их на территории города, чтобы площадь озеленения была достаточной;
  • создавать непрерывность системы озеленения, объединяя зеленые массивы бульварами с жилыми районами и микрорайонами;
  • организовывать значительную часть внутриквартального озеленения как придомовые сады индивидуального пользования.

 

Многофункциональные парки.

Парки подразделяются на: специализированные и многофункциональные.

Специализированные парки - это детские, спортивного типа, прогулочные.

Многофункциональные парки - это территории, включающие зоны культурно-массового отдыха (до 3-8% от площади), физкультурно-оздоровительного отдыха (до 10-20% от площади), детского отдыха (до 5-10%), а также прогулочную (до 75-40%) и хозяйственную (до 2-5%) зоны.

Многофункциональные парки –ши­роко распространенный тип парков, кото­рый обеспечивает большое разнообразие рекреационных занятий и используется всеми категориями населения. В зависи­мости от площади, ландшафтных и градо­строительных условий - состав парковых сооружений варьируется в ши­роком диапазоне.

Функциональное зонирование парка

Местоположение, конфигурация и ли­нейные размеры функциональных зон парка определяются с учетом следующих факторов:

• особенности ландшафтных условий проектируемого участка (крутизна рель­ефа, ориентация склонов, близость водо­емов и т. п.);

• отсутствие или наличие на прилега­ющих к парку территориях источников загрязнения окружающей среды (улицы с интенсивным движением автотранспор­та, котельные и т. п.);

• удобное размещение функциональ­ных зон парка по отношению к входам со стороны прилегающих жилых и обще­ственных территорий и объектов, а также функциональных зон парка между собой;

• ожидаемая интенсивность и направ­ления передвижения посетителей по пар­ку.

Расстояния между входами в парк сле­дует принимать не более 300 м.

Зона массовых мероприятий, развле­чений, аттракционов создается вблизи основных входов в парк на расстоянии до 150 м от них. В ней размещаются: площадь для проведения массовых мероприятий, зрелищные и выставочные объекты,объек­ты питания, пункты проката, аттракционы и другие объекты массовых посещений.

Вокруг комплекса аттракционов следу­ет создавать шумозащитную полосу зеленых насаждений.

Открытый зеленый театр лучше распо­лагать в более тихой зоне, используя ес­тественные уклоны рельефа.

Физкультурно – оздоровительной зона размещается на открытых участках с относительно ровным рельефом, вбли­зи водоема. В ней размещаются: спортив­ные площадки, дорожки для бега, катания на роликовых коньках и т. п. Спортивные площадки и сооружения следует распо­лагать вблизи входов в парк со стороны жилых территорий, школы, что обеспечи­вает их удобную загрузку и минимизацию транзита через другие парковые зоны.

Детская зона включает площадки для детей различных возрастных групп, кото­рые желательно размещать обособленно, недалеко от входов в парк со стороны жи­лой застройки, детских учреждений. Сле­дует пространственно разделять площад­ки для детей разных возрастных групп.

Зона тихого отдыха, прогулок вклю­чает зеленые насаждения, площадки для отдыха с легкими парковыми сооружения­ми (навесы, беседки). Зона тихого отдыха, прогулок обычно размещается в перифе­рийной части парка, удаленной от шумных объектов. Для нее важно формирование живописных ландшафтов вдоль прогулоч­ных аллей, создание видовых площадок.

Хозяйственная зона размещается на периферии парка с транспортным въез­дом с прилегающей улицы и связью с ал­леями парка, выполняющими функции внутрипарковых проездов. В ней разме­щаются: здание для администрации и ра­ботников парка, мастерские для ремонта садовой мебели, оборудования, склад се­зонного инвентаря, помещение или навес для машин, предназначенных для уборки мусора, стрижки газона и т. п.

Площадь хозяйственной зоны опреде­ляется из расчета 0,2 кв. м на одного по­сетителя парка. При парках площадью более 100 га допустима организация цве­точно-оранжерейного хозяйства.

Автостоянки для посетителей сле­дует размещать за пределами территории парка и проектировать из расчета 5-7 машино-мест на 100 единовременных по­сетителей при расчетной площади 25 кв. м (2,5 х 5,5 м) на один легковой автомобиль. Исходя из эстетических и санитарно-ги­гиенических требований рекомендуется разделение зелеными насаждениями тер­ритории парка и автостоянок, а архитек­турно-ландшафтное решение самих авто­стоянок — с использованием зеленых насаждений.

Безбарьерная зона для маломобиль­ных групп населения. В состав безба­рьерной зоны включаются детские пло­щадки, места прогулок, физкультурно-оз­доровительных занятий, которые должны располагаться вблизи входов в парк.

Оптимальное решение парка должно отвечать следующим критериям:

· минимизация расстояний от входов в парк до мест концентрации потенциаль­ных посетителей;

· минимизация и рациональная орга­низация транзитных потоков через парк;

· обеспечение пространственной изо­ляции зон с плохо совместимыми функци­ями (тихого отдыха, прогулок и массовых мероприятий, развлечений, аттракционов; детской и хозяйственной и т. п.).

 

26.Общие требования к проектированию парка.

Парк – один из важных объектов зеленого строительства, ведущий элемент городской системы озеленения. Его размеры составляют 10 га и более.

Структура и планировка парка определяется целевым назначением, местоположением, климатом в данной местности, местоположением, рельефом, почвой и характером существующих насаждений.

Существует следующая классификация парков.

1. По целевому назначению – парки культуры и отдыха, детские, прогулочные, спортивные, курортные, лечебные, санаторные, памятники садово-паркового искусства, мемориальные.

2. По месту в общей системе озеленения – загородные, общегородские, районные.

3. По природным условиям – гидропарки, лугопарки, лесопарки, водозащитные (у озер и каналов), горные, холмистые, террасные.
Целевое назначение оказывает решающее влияние на архитектурно-планировочную структуру и форму насаждений парка. Каждый парк в зависимости от целевого назначения, влияния местных специфических условий, ландшафтных качеств насаждений, форм размера, водных устройств и т.п. должен получить свой самобытный облик, отличающий его от других парков данной категории.

Поэтому основная задача при проектировании парка заключается в полном и подробном ознакомлении с основными запросами и требованиями, предъявляемыми к данному парку.

Многие парки выполняют целый ряд функций, относящихся к различным видам отдыха. С этой точки зрения территорию парка подразделяют на следующие зоны:



Прогулок и тихого отдыха 60 %
   
Спорта 15%

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.017 с.)