Счета бухгалтерского учета: понятие, строение и назначение. Двойная запись.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Счета бухгалтерского учета: понятие, строение и назначение. Двойная запись.



Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь. Взаимосвязь системы счетов и баланса. Назначение балансовых и забалансовых счетов.

Синтетическими называются счета, на которых отражают в денежном измерителе обобщенные данные по объектам бухгалтерского учета. Например, "Основные средства", "Материалы'', "Расчеты с персоналом по оплате труда" и т. д. Учет, организованный на этих счетах, называется синтетическим.

Аналитическими называются счета, дающие информацию о состоянии имущества предприятия и процессов в детализированном виде. Эти счета ведутся дополнительно, к синтетическим и раскрывают их содержание. Например, при расчетах по заработной плате недостаточно знать общую начисленную сумму, необходимо знать: сколько и за что начислено каждому рабочему и служащему. При поступлении материалов необходимо знать не только общую их стоимость, но и стоимость, и количество отдельных видов этих материалов.

Счета бухгалтерского учета бывают трех уровней:

1. Синтетические счета;

2. Субсчета;

3. Аналитические счета.

Синтетический и аналитический учет должен быть организованы так, чтобы показатели их контролировали друг друга и в конечном итоге совпадали. Записи по синтетическим и аналитическим счетам должны вестись параллельно.

Между синтетическими и аналитическими счетами существует тесная, взаимосвязь.

1. Сальдо начальное по синтетическому счету всегда равно сумме начальных сальдо открытых к нему аналитических счетов,

2. Сумма дебетовых или кредитовых оборотов по синтетическому счету равна сумме соответствующих оборотов по аналитическим счетам

3. Сальдо конечное по синтетическому счету равно сумме конечных сальдо, соответствующих аналитических счетов.

Для контроля над правильностью записи хозяйственных операций по счетам за месяц составляют оборотные ведомости. Оборотная ведомость по счетам синтетического учета представляет собой итоги оборотов и сальдо по всем синтетическим счетам за месяц.

Между счетами и балансом наблюдается определенная взаимосвязь, которая проявляется в следующем:

1. На основании статей бухгалтерского баланса открываются активные и пассивные счета (например, статья «Уставный капитал» является основой для открытия счета 80 «Уставный капитал»);

2. Суммы остатков по соответствующим статьям баланса являются начальными сальдо открываемых синтетических счетов;

3. Общая сумма дебетовых сальдо синтетических счетов равна общей сумме кредитовых сальдо, так как эти итоги являются итогами актива и пассива баланса;

4. На основании конечных сальдо синтетических счетов составляют новый баланс на первое число следующего отчетного периода.

Балансовые счета предназначены для учета имущества, собственного капитала и обязательств организации. По своему назначению они могут быть активными, пассивными и активно-пассивными.

Забалансовые счета предназначены для учета наличия и движения средств, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации, ее условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. Забалансовые счета показываются за итогом баланса и в общий подсчет средств организации не входят.

20. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций: понятие, структура, назначение. Классификация счетов по назначению и структуре, экономическому содержанию, характеристика счетов.

План счетов бухгалтерского учёта деятельности организации и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н (в ред. от 08.11.2010 г. № 142н).

План счетов бухгалтерского учёта представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учёте. В нём приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Перечень синтетических счетов в Плане обязателен для применения. Помимо них в Плане предусмотрены и субсчета. На основе Плана счетов организации в принятой учётной политике утверждают рабочий план счетов, который при необходимости используется для проведения анализа, контроля и составления отчётности. В то же время он способен удовлетворять внутренние потребности организации в учётной информации более детально и конкретно.

Организации могут при необходимости по согласованию с Минфином России вводить в План счетов дополнительные синтетические счета, использую номера свободных счетов. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, могут объединяться, исключаться и вводиться дополнительно.

Порядок ведения аналитических счетов устанавливается организацией исходя из инструкции и других нормативных актов по отдельным разделам учёта (учёта основных средств, материально-производственных запасов и т.д.).

Все синтетические счета имеют двузначный номер (от 01 до 99) и разбиты на восемь разделов, в каждом из которых имеются свободные номера на случай дополнительного ведения счетов.

Субсчета отдельных синтетических счетов нумеруются по порядку в пределах каждого счёта. Номера субсчетов добавляются к номеру синтетического счёта.

Забалансовые счета даны в Приложении к Плану счетов, их 11.

Планом счетов бухгалтерского учёта для всех организаций предусмотрено 99 счетов, практически в настоящее время используются 62 счёта, а остальные номера пока свободны.

Техника бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета и их классификация. Формы бухгалтерского учета и их характеристика, компьютерные формы учета, упрощенные формы для субъектов малого предпринимательства.

Техника бухгалтерского учета представляет собой способ его ведения, т.е. технологию выполнения всего комплекса работ в бухгалтерии по обработке учетной информации присущими бухгалтерскому учету методами, начиная с регистрации учетной информации, которая осуществляется вручную или с использованием средств автоматизации. Каждый главный бухгалтер на своем предприятии разрабатывает систему учета с применением учетных регистров. По своему внешнему виду они подразделяются на карточки, свободные листы (ведомости) и книги, а по содержанию — на регистры аналитические, синтетические и комбинированные, т.е. сочетающие эти два вида счетов.

Карточки предназначены для аналитического учета основных средств (инвентарные карточки), материальных: ценностей по местам их хранения (карточки складского учета материалов), дебиторов, кредиторов и открываются на каждый конкретный объект учета. На их основе в бухгалтерии создают картотеку основных: средств, материалов, запчастей, готовой продукции, дебиторов, кредиторов.

Свободные листы (ведомости) — учетные регистры большого формата и с большим количеством сведений по сравнению с карточками. Обычно они содержат разнородную информацию по одному или нескольким синтетическим счетам в разрезе аналитических счетов и предназначены для синтетического и аналитического учета или выполняют роль комбинированных регистров. К ним относятся журналы ордера, различные ведомости, табуляграммы и машинограммы. Они удобны в использовании, так как позволяют рационально распределить обязанности между работниками учета. Это самый распространенный вид учетных регистров.

Книги представляют собой сброшюрованные свободные листы определенного формата и графления. Применение их ограничено, так как работу по их ведению разделить между счетными работниками нельзя, каждую должен вести один человек. Однако распределенные участки учета должны быть организованы только в таких книгах (кассовая книга, книга регистрации счетов-фактур). Преимущество книг в том, что исключается возможность замены отдельных листов новыми при злоупотреблениях и хищениях (Главная книга).

Носителями учетной информации являются первичные документы, а ее хранителями — разграфленные определенным образом регистры. Запись хозяйственных операций в учетные регистры называется разноской операций. Записи в учетных регистрах основываются на тщательно проверенных документах, поэтому и сами регистры приобретают доказательную силу при использовании их показателей для анализа хозяйственной деятельности, при контроле над состоянием средств и при выявлении результатов работы организации.

Под формой бухучета понимается процесс обработки учетной информации при различном сочетании регистров аналитического и синтетического учета, их взаимосвязь и последовательность записи в них.

Существующие формы бухгалтерского учета отличаются именно набором учетных регистров и системой их взаимодействия. Объединяет формы бухгалтерского учета то, что все хозяйственные операции подтверждаются первичными учетными документами и отражаются в учетных регистрах методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов.

Выбор формы бухгалтерского учета зависит от различных условий, в том числе от масштабов деятельности предприятия и от степени автоматизации учетного процесса, и должен быть закреплен в приказе по учетной политике предприятия.

Различают следующие формы бухгалтерского учета:

- «журнал-главная»;

- мемориально-ордерную;

- журнально-ордерную;

- упрощенную (используется для субъектов малого предпринимательства);

Упрощенная форма бухгалтерского учета, предусматривающая две формы учета:

а) простая форма, без использования учетных регистров имущества малого предприятия, применяемая в том случае, когда на малом предприятии совершается незначительное количество хозяйственных операций и содержанием хозяйственной деятельности не является сфера материального производства. При этом способ двойной записи не применяется, ведется Книга учета доходов и расходов;

б) упрощенная форма, предусматривающая использование ведомостей для учета имущества предприятия. Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых счетов.

- автоматизированную (предусматривает применение электронно-вычислительных машин).

В настоящее время разработано достаточно много компьютерных программ, настраиваемых на конкретные потребности пользователей и обеспечивающих ведение бухгалтерского учета в организациях. Бухгалтерские программы содержат план счетов, экранные формы первичных документов, журналы, отчеты, а также средства, позволяющие изменить конфигурацию программы для нужд конкретного пользователя, независимо от масштабов его деятельности.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.024 с.)