Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативный подход к исследованию детского развития и характеристика методов исследования (а. Гезелл, л. Термен)↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(А.Гезелл, Л.Термен) В логике данного подхода описываются достижения ребенка в процессе роста и развития и на этой основе строятся различные психологические шкалы. А. Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдного, продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. Он изучал монозиготных близнецов и одним из первых использовал близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. В последние годы жизни А. Гезелл использовал сравнительно-генетический метод, он исследовал психическое развитие слепого ребенка для того, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития. Однако в своих исследованиях А. Гезелл ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, "приросту поведения", не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем младше ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. (от 0-3 – max темп развития). Л.С. Выготский назвал концепцию А. Гезелла "теорией эмпирического эволюционизма", раскрывающей социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, как приспособление ребенка в своей среде. Однако призыв А. Гезелла к необходимости контроля за нормальным ходом психического развития ребенка и созданная им феноменология развития (роста) от рождения до 16 лет не потеряли своего значения до сих пор. Для объективности наблюдений им впервые было использовано полупроницаемое стекло. Знаменитое " зеркало Гезелла " – полупрозрачное стекло, используемое в психологических лабораториях для осуществления наблюдения за поведением ребёнка; оно позволяет видеть ребёнка, но ребёнок не замечает, что за ним наблюдают. «-» - не выделяли качественной ступени развития, а ограничивались лишь количественным изучением сравнительных срезов в развитии ребенка. Психическое развитие рассматривалось ими как созревание организма, т.е. развитие – это созревание с их точки зрения. Ение активных форм воображения связано с инициативой, исходящий со стороны взрослого. Позднее сам ребенок начинает использовать произвольное воображение без участия взрослых. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи являются не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. При этом воображение начинает выполнять уже две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную. Первая функция связана с приобретением информации об окружающем мира и формированием практических навыков у ребенка, а вторая — с регуляцией психического состояния. Познавательно-интеллектуальная (или гностическая) функция воображения позволяет ребенку: заполнить пробелы в знаниях; объединить разрозненные впечатления в единую целостную картину мира; удовлетворять познавательные потребности; эмоционально участвовать в событиях, которые не встречаются в обыденной жизни; планировать свои действия.
Аффективно-познавательная функция воображения связана осознанием ребенком своего «Я». Она означает, что через воображаемую ситуацию ребенок избавляется от внутреннего напряжения, порождаемого страхами, беспокойством, неудовлетворением потребностей, тревожными воспоминаниями. Детское воображение отличается от воображения взрослых. Это связано с тем, что в основе воображения дошкольников лежит небольшой жизненный опыт, поэтому происходит своего рода перекомбинирование накопленной информации. Это обусловливает то, что дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям. Другой особенностью воображения детей является то, что для них интересен сам процесс создания новых образов, ситуаций, персонажей, а для взрослого создаваемый образ чаще всего выступает в роли побудителя к деятельности. Большую роль в развитии воображения имеют внешние опоры, в качестве которых выступают различные предметы. В начале дошкольного возраста ребенок еще не может себе представить мысленное действие с предметом. Ему очень сложно осуществлять действия замещения вне практических, непосредственных действий. Поэтому для младших дошкольников опорами в различных видах деятельности выступают игрушки, картинки и т. д. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает, что связано с интериоризацией (переходом во внутренний, психический план) внешних действий. Интериоризация наблюдается в двух планах: в переходе к игровому действию с предметом, которого в деятельности не существует; в использовании предмета в новом смысле и совершении с ним мысленных действий.
Развитие воображения отражается на развитии всей познавательной сферы. Оно обусловливает мыслительную деятельность, способствует расширению словарного запаса, развивает произвольность. Воображение также отражается на развитии самосознания ребенка. Благодаря ему, дошкольник способен выйти за пределы конкретной ситуации, посмотреть на себя со стороны. Важнейшим достижением познавательного развития дошкольника является развитие произвольности познавательных процессов, в том числе воображения. У дошкольника доминирует непроизвольное воображение (создаваемые образы чаще всего связаны с тем, что сильно взволновало и увлекло). К концу дошкольного возраста ребенок начинает произвольно планировать некоторые свои действия. Рост произвольности воображения особенно проявляется в развитии умения создавать замысел действия и планировать его достижение. Если у младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие, а если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво, то старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла.
6. Структурный подход к исследованию психического развития в гештальтпсихологии (к. коффка) Концепция психического развития ребенка А. Валлона
В основе структурного подхода стоит принцип структурности. Этот принцип оказывается одинаково приложимым ко всему многообразию психологических явлений в животном мире, начиная с самых низших и кончая самыми высшими. А.Валлон. Необходимо изучать конфликты, противоречия в ходе развития ребенка. Важно акцентировать внимание не на сходстве и подобии процессов, а на различиях между ними. Психика не м.б. сведена к органике и в то же время не может быть объяснена без нее. Для того чтобы объяснить, каким образом органическое становится психическим, А. Валлон рассматривает четыре понятия: " эмоция", "моторика", "подражание", "социум ". Эмоции в генезисе псих. жизни появляются раньше всего. Реб-к способен к псих. жизни только благодаря им. Эмоции объединяют реб-ка с его социальным окружением, через них реб-к обретает опору для своей биологии. "Эмоция" тесно связано с " движением ". У еще не говорящего реб-ка движения тела уже м. свидетельствовать о псих. жизни. Период чистой импульсивности, недифференцированности движений реб-ка сменяется эмоциональной стадией. Само движение есть экстериоризированная эмоция. Дифференциация моторных функций наступает под влиянием поведения взрослого, удовлетворяющего потребности ребенка. Далее идет переход от действия к мысли. Он возможен благодаря подражанию. На примере имитации видна связь социума и психики реб-ка. Социум абсолютно необходим для маленького ребенка, неспособного ничего сделать самостоятельно. Поэтому человеческий реб-к есть существо социальное генетически, биологически. Социальной включено в биологию как абсолютная необходимость. Онтогенез не воспроизводит филогенез. Биология и общество - необходимые условия, но только лишь условия развития. Потребности новорожденного становятся потребностями взрослого человека, и это открывает путь свободного и прогрессивного развития реб-ка. Детство человека есть продукт эволюции, но оно объясняется также средой, в которой развивается ребенок. Благодаря техническому прогрессу реб-к находится на одном уровне с цивилизацией. Т.о. развитие по Валлону – это чередование анаболизма и катаболизма. Анаболизм – р-ции индивида, направленные на изменения своего внутреннего состояния. Катаболизм – направленные на окружающую среду с целью ее изменеия. В концепции А. Валлона намечены стадии развития личности: 1. Внутриутробной жизни. Характеризуется полной зависимостью зародыша от организма матери. 2. Стадия моторной импульсивности. (0-6 мес.) Хар-ся потребностью реб-ка в питании и двигательной активности, на основе кот. вырабатываются условные рефлексы. 3. Стадия эмоциональности. (6мес.-1г.) Хар-ся установлением отношений с окруж-ми людьми. Реб-к полностью погружен в свои эмоции. Не способен воспринимать себя как существо, отличное от других людей. 4. Стадия сенсо-моторная (1-3г) Хар-ся интересом к внешн. миру, ч/з игру, речь; глубокой привязан-тью к людям. 5. Стадия персонализма (3-5л) Хар-ся возникновеним чувства я, самостоятельности действия. Личность вступает в период, когда потребность утверждать и завоевывать свою самостоятельность приводит ребенка ко многим конфликтам. Ребенок противопоставляет себя окружающим, невольно оскорбляет их, так как хочет испытать собственную независимость. С этого момента ребенок начинает осознавать свою внутреннюю жизнь. 6. Стадия развлечения (6-11) Хар-ся расширением круга взаимоотношений, осознанием своего статуса, потребностью самостоятельности. Ребенок узнает себя как средоточие различных возможностей 7. Стадия полового созревания, юношество (старше 11л). Хар-ся неуравновешенностью личности, внутренними противоречиями, развитием самоанализа и самооценки. Личность пытается найти свое значение и оправдание в различных общественных отношениях, которые она должна принять и в которых она кажется незначительной. Валлон использовал сравнительный патопсихологический метод, основанный на тонких наблюдениях нормы, различных отклонений и задержек развития. О днако это направление в психологии, естественно, не могло решить всех проблем и во многих отношениях было ограниченным. Это заметил А. Валлон; Он не нашел в концепции Ж. Пиаже ответа на вопрос: как и когда в ходе развития ребенка движения, моторные схемы превращаются в сознание, хотя, как известно, Ж. Пиаже пытался ответить и на этот вопрос. Он Наметил последовательность стадий развития от простых рефлекторных движений до сложных интеллектуальных операций. Фактически он руководствовался, принципом "после этого - значит, по причине этого". Ошибку сразу же заметил А. Валлон: увидеть в генетическом процессе его этапы - еще не означает объяснить сам процесс. Кроме того, в концепции Ж. Пиаже моторные схемы и связи между ними соотносились с логическими системами, а они, как заметил А. Валлон, отражают господствующие идеи какой-либо научной школы или исторической эпохи. Недостатки теории Ж. Пиаже, по мнению А. Валлона, - недостатки любой психологии, которая ограничивается изучением отдельного индивида вне конкретных условий его жизни. По убеждению А. Валлона, трудности традиционной психологии нельзя преодолеть, если факторы психической жизни искать только в индивиде. П ринципиальная методологическая установка А. Валлона - необходимость изучения конфликтов, противоречий, антиномий в ходе развития ребенка, ибо "познание с самого начала и по своему существу должно сталкиваться с противоречиями и преодолевать их". Поэтому, с точки зрения А. Валлона, при изучении развития психики важно акцентировать внимание не столько на сходстве и подобии процессов, сколько на различиях между ними. Более того, для разрешения противоречий важно даже углубить различия между явлениями, чтобы лучше понять причины и условия их взаимосвязи и переходов от одного состояния к другому. О дно из ключевых противоречий психического развития состоит в том, как соотносятся душа и тело, биологическое, органическое, телесное и психическое, как происходит переход от органического к психическому? По мысли А. Валлона, психика не может быть сведена к органике и в то же время не может быть объяснена без нее. Для того, чтобы объяснить, каким образом органическое становится психическим, А. Валлон рассматривает четыре понятия: "эмоция", "моторика", "подражание", "социум".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 3111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.175 (0.011 с.) |