Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психического развития в отечественной психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выготского. 1.1. Возраст как единица анализа психического развития. Учение о структуре и динамике психологического возраста. 1.2. Понятие высших психических функций. Законы психического развития. 1.3. Проблема периодизации и значение кризисов в психическом развитии ребенка. 1.4. Роль обучения в психическом развитии ребенка. Теоретическое и практическое значение понятия «зоны ближайшего развития». 1.5. Учение о системном и смысловом развитии сознания. 1.6. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. 2. Деятельностный подход к анализу психики ребенка (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин) 2.1. Проблема специфичности онтогенеза психики человека. Биологическое и социальное в психике человека. Роль среды и наследственности в развитии ребенка. 2.2. Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Психическая деятельность как интериоризация внешней предметной деятельности субъекта (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин). 2.3. Роль общения в психическом развитии ребенка. 2.4. Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина. Закон периодизации детского развития. 2.5. Проблема обучения и развития в современной отечественной психологии. Связь содержания обучения и психического развития (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Проблемное обучение и развитие мышления ребенка. 2.6. Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Типы учения и их связь с психическим развитием ребенка. Основная литература 1. Хрестоматия по возрастной психологии. Часть 1: Предмет и методы возрастной психологии / Под ред. Карабановой О.А., Подольского А.И., Бурменской Г.В. М., 1999. С.112-313. 2. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Редактор-составитель Г.В. Бурменская. Изд. 2. М., 2005. С. 27-252. 3. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990. С. 15-29, 63-72. 4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. Соч. В 6 т. М., 1983. Т.З. С. 6- 41, 57-90, 91-114. 5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Там же. Т. 2. С. 246-269. 6. Выготский Л.С. Проблема возраста//Собр. Соч.: В 6 т. М., 1984. Т.4. 7. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка// Собр.соч.: В 6 т. М., 1984. Т.6. С. 53-59. 8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. С. 3-42. 9. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики // Избр. Психол. Труды: В 2 т. М., 1986. Т. 1. 10. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. 11. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С.177-192. 12. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 23-37,143-164. 13. Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского // Избр. Психол. Труды. М., 1989. 14. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 33-64.
Дополнительная литература 1. Божович Л.И. Значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского для современных исследований психологии личности // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. М., 1981. С. 24-30. 2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 3. Ждан А.Н. История психологии. М., 1997. С.248-261, 276-303. 4. Карабанова О.А.Возрастная психология. Конспект лекций. М., 2005. С.121-154. 5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.,2001. С.143-151, 156-166. 6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 7. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998. С.230-268. 8. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В.Равич-Щербо. М., 1988. С. 3-13, 292-303. 9. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 2001.
Примерные темы устных докладов 1. Развитие концепции психологического возраста в современной отечественной психологии. 2. Социальная ситуация развития (структура и динамика) 3. Категория ведущей деятельности в отечественной психологии развития: история и современное состояние проблемы 4. Критерии классификации периодизаций психического развития 5. Универсализм и нормативность психического развития – миф или реальность? 6. Роль наследственности в психическом развитии ребенка – современное состояние проблемы 7. Основные подходы к проблеме развивающего обучения: теория и практика. РАЗДЕЛ III. ОСОБЕНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
ТЕМА 1. Младенческий возраст 1. Пренатальное развитие ребенка. 2. Новорожденность. Коренные изменения образа жизни при переходе от пренатального к постнатальному детству. Безусловные и ранние условные рефлексы. Переход от новорожденности к младенчеству. Комплекс «оживления». Формирование потребности в общении. 3. Социальная ситуация психического развития ребенка в младенческом возрасте. Ее динамика. Ведущий тип деятельности в младенческом возрасте и его развитие. 4. Феномен госпитализма (Р. Спитц, Д. Боулби). 5. Основные закономерности психического развития ребенка в младенческом возрасте. 6. Основные новообразования младенческого возраста. Подготовительный период в развитии речи. Особенности автономной речи ребенка. 7. Характеристика кризиса первого года жизни.
Основная литература
1. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Редактор-составитель Г.В. Бурменская. Изд. 2. М., 2005. С. 253-274, 402-415, 471-483. 2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. Соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3. С. 143 –144. 3. Выготский Л.С.Младенческий возраст // Там же. Т. 4. С. 269-318. 4. Дети, лишенные родительского попечительства. Хрестоматия / Под ред. В.С. Мухиной. М., 1991. Статьи: М.И. Лисиной, А. Фрейд., Дж. Боулби, Р. Шпитца, Й. Лангмейер, З. Матейчека. С.37–47, 142–153, 166–167, 205–212. 5. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000. С. 154-166, 194-198, 207-217, 217-224, 230-242, 248-249, 254-272.292-294. 6. Лангмейер И., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. С. 47-48, 64-73, 244- 253. 7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С. 30-46, 65-86. 8. Лисина М.И. Проблемы и задачи исследования речи у детей; Формирование личности ребенка в общении; Основные проблемы изучения ребенка первого года жизни в зарубежной психологии // Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997. 9. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С. 193-212. 10. Поливанова К.Н.Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 62-64,110 11. Фигурин Л.Н., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М., 1961. С. 3–13. 12. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 2000. Гл. 3. 4. Ч.2. 13. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 151-157.
Дополнительная литература
1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. М., 1991. 2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. 3. Восприятие: механизмы и модели / Под ред. Ю.А.Алексеенко. М., 1964.Статьи Т. Бауэра и Р. Фантца. 4. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М., 1992. С. 78-102. 5. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., 2005. С. 155-167. 6. Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М., 1970. 7. Лурия А.Р. Значение опыта Соколянского // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис: В 2 ч. М., 1980. Ч. 1. 8. Мухина В.С. Детская психология. М., 1985. Гл. 4. С. 53-73. 9. Розенгарт-Пупко Г.Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. М., 1948. Гл. 1. 10. Развитие личности ребенка / Под ред. А.М.Фонарева, М., 1987. 11. Сергиенко Е.А. 12. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно-мани-пулятивной деятельности ребенка на первом году жизни // Вопросы психологии. 1987, № 3. 13. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. – СПб.: Питер, 2003. С. 168-223. 14. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: Когито-центр, 2000. С. 61-122.
Примерные темы устных докладов 1. Есть ли психика у плода? Факты и дискуссии. 2. Феномен госпитализма и его причины. 3. Влияние социальной депривации на психическое развитие ребенка. 4. Основные теоретические подходы к проблеме формирования потребности ребенка в общении 5. Развитие движений и действий у ребенка первого года жизни 6. Проблема сенситивных периодов в психическом развитии ребенка. 7. Развитие восприятия – врожденное и приобретенное. Факты и дискуссии.
ТЕМА 2. Ранний возраст
1. Социальная ситуация психического развития ребенка в раннем возрасте. Орудийно-предметная деятельность — ведущий тип деятельности в раннем возрасте. Качественные отличия орудий человека и вспомогательных средств животных. Основные закономерности и стадии развития предметно-орудийных действий в раннем возрасте (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры. 2. Развитие общения и социальной привязанности в раннем детстве. Типы привязанности (М. Эйнсворт). 3. Основные психологические новообразования раннего возраста. Развитие речи, восприятия, памяти, мышления в раннем возрасте. Возникновение стремления к самостоятельности. 4. Характеристика кризиса трех лет. Феномен «я сам». Основная литература
1. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Редактор-составитель Г.В. Бурменская. Изд. 2. М., 2005. С. 275-282, 415-421, 483-489, 556-561. 2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Гл.3. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 2. С. 80-89 (критика концепции В. Штерна). 3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Там же. Т. 6. С. 3-14, 21-32, 37-38. 4. Выготский Л.С. Раннее детство. Кризис трех лет // Там же. Т.4. С. 340-375. 5. Гальперин П.Я. Функциональные различия между орудием и средством / Психология как объективная наука. Воронеж, 1997. 6. Лисина М.И. Проблемы и задачи исследования речи у детей //Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997. С. 272–284. 7. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С. 212-230. 8. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 2000. Ч. 2. Гл. 5. 9. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 92-94, 158-166. Дополнительная литература
1. Венгер Л.А. Формирование зрительного соотнесения формы на основе практических действий с предметами у детей преддошкольного возраста // Вопросы психологии. 1964. № 2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Гл.5 // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 2. С. 89–118. 3. Выготский Л.С. Развитие воображения в детском возрасте. М., 1967. 4. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 78-85. 5. Гаспарова Е.М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1984. № 6. С. 38-42. 6. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспекты лекций. М., 2005. С. 168-184. 7. Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М., 1978. С. 3-13, 51-57. 8. Мухина В.С. Детская психология. М., 1985. С. 73–90. Гл. 5. С. 94-114. 9. Поливанова К.Н.Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 64-66, 121. 10. Розенгарт-Пупко Г.Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. M., 1943. С. 63-127. 11. Швачкин Н.Х. Экспериментальное изучение ранних обобщений ребенка // Известия АПН ВСФСР. 1954. Вып.4. 12. Швачкин Н.Х. Психологический анализ ранних суждений ребенка // Известия АПН РСФСР. 1954. Вып. 4. 13. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1978. №3 или // Избр. психол. труды. М., 1989. С. 130–141. 14. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: Когито-центр, 2000. С. 123-180.
Примерные темы устных докладов 1. Принципиальные отличия орудийной деятельности человека и животных 2. Развитие видов деятельности и общения в раннем возрасте. 3. Факторы формирования типа привязанности ребенка к близкому взрослому в раннем возрасте. 4. Основные теоретические подходы к проблеме развития речи в онтогенезе. 5. Кризис 3-х лет: феноменология и психологический смысл. Рекомендации роьдителям и воспитателям ребенка
ТЕМА 3. Дошкольный возраст
1. Социальная ситуация психического развития ребенка в дошкольном возрасте. 2. Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Теории детской игры. Социально-историческое происхождение, структура и функции детской игры. Основные закономерности развития игровой деятельности. Значение игры для психического развития ребенка. 3. Роль различных видов деятельности дошкольника в психическом развитии (изобразительная деятельность, восприятие сказки, учение, элементарный труд). 4. Развитие памяти, мышления и речи в дошкольном возрасте. Проблема сенсорного воспитания. Формирование умственных действий и понятий в дошкольном возрасте. 5. Основные психологические новообразования в личностной сфере ребенка дошкольного возраста. 6. Характеристика кризиса семи лет. Симптом потери непосредственности. Основная литература
1. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Редактор-составитель Г.В. Бурменская. Изд. 2. М., 2005. С. 283-299, 365-381, 423-448, 489-504, 517-555, 562-594. 2. Бурменская Г.В. Понятие инвариантности количества как показатель умственного развития ребенка// Вопросы психологии. 1978. № 6. 3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. 4. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.4. 5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Гл.5. Экспериментальное исследование понятий // Там же. Т. 2. 6. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Там же. Т. 6. С. 32-37. 7. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Леонтьев А.Н Проблемы развития психики. М., 1981. С. 481-508. 8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С. 75-77, 89-100, 120-133. 9. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С. 231– 255. 10. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972. С.34–48, 58–61, 69–87, 142–147. 11. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988. С. 12–14, 22–39, 44–45, 56–65. 12. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца. М., 1986. Гл. 1, 2; Заключение. 13. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, А.Н. Усовой. М., 1963. Статьи: А.В. Запорожца, Л.Н. Журовой, Д.Б. Эльконина, Н.П. Сакулиной. С. 30–99, 213–226. 14. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 16–18, 40, 66–92, 94–112, 271–288. Дополнительная литература
1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. Гл. Игра. С. 58–73. 2. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1976. Гл. 1. С. 1–18; гл. 7. С. 233 –248. 3. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность // Вопросы психологии. 1967. № 1. 4. Запорожец А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве // Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1986. Т 1. С. 91-99. 5. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспекты лекций. М., 2005. С. 185-204. 6. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольника. М., 1986. С. 4-20, 21-27, 131-136. 7. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000. С.432-435. 8. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971. С. 51–78. Гл. 3. 9. Левина Р.Е. Идеи Л.С. Выготского о планирующей функции речи // Вопросы психологии. 1969. № 4. 10. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни // Вопросы психологии. 1979. № 5. 11. Мануйленко Э.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14. 12. Мухина В.С. Детская психология. М., 1985. С.156-212. 13. Психология детей дошкольного возраста / Под ред.А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1964. Гл.5. Развитие мышления. С.183–246. 14. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.Н. Усовой. М., 1966. Статьи: А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, А.Н. Усовой, Ф.И. Фрадкиной, Г.Л. Выготской. С. 5–56, 172–187. 15. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М., 1986. 16. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 лет // Вопросы психологии. 1986. № 4. 17. Субботский Е.В. Генезис личностного поведения и стиль общения дошкольников // Вопросы психологии. 1981. № 2. 18. Субботский Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований // Вестн. Моск.ун-та. Сер.14, Психология. 1977. № 1. 19. Флейвелл Д.Х. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967. Гл. 4. Развитие символической функции. С. 165– 219. 20. Штерн В. Психология раннего детства. Пгр., 1922. 21. Эльконин Б.Д., Эльконинова Л.И. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъектность действия // Вест.Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 1993. № 2. 22. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. С. 148– 178, 216-292. 23. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984. С. 19-27. Примерные темы устных докладов 1. Роль различных видов деятельности (рисование, сказка, игра) в психическом развитии дошкольника 2. Генезис, содержание и структура сюжетно-ролевой игры. Возможности использования игры в развивающих, коррекционных и профилактических целях. 3. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте. 4. «Сенсорное воспитание» как организация присвоения ребенком социо-культурного опыта и его значение для развития познавательной сферы. 5. Психологическая готовность ребенка к школе. Какая школа нужна ребенку?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.108.233 (0.013 с.) |