Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рассказать про значение общения. об госпитализме.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие сенсорики и моторики. Для него характерно развитие сенсорных систем (для животных – моторных). Почему? Т.к.особенность каждого человеческого акта поведения – сначала сориентироваться, затем действовать. В 1-ые 2 месяца активно развивается зрение (дифференциация рук отсутствует). Сапогова выделила следующие этапы в развитии зрения: 1. 2-3 нед. – появляется конвергенция глаз, но взор на предмете почти не останавливается. 2. 3-5 нед. – появляется кратковременная задержка взора на предмете. 3. 4-5 нед. – ребенок м. следить за предметом на расстоянии 1,5м. 4. 2 мес. – на расстоянии 2-4 метра. 5. 3 мес. – на расстоянии 4-7 метров. 6. к 4 мес. – акт смотрения уже достаточно сформирован, но ребенок м. только следить за движущимся предметом, но не может рассматривать его или искать глазами. Эти ф-ции связаны с моторикой и развиваются позже. Реакция на звук человеческого голоса появляется на 10-12 день. На 2-от мес. звуки голоса и музыки м. тормозить пищевой рефлекс. На 4 мес. – ребенок может определить положение источника звука в пространстве, поворачивает голову и глаза в сторону звука. После 4-5 мес. – различает голоса близких людей. Развитие моторики происходит по следующей схеме: от грубых крупных движений к более мелким и точным (сверху вниз). Наиболее важным достижением 1-го попериода является акт хватания, появляется в 5 месяцев и означает начало перехода ко второму подпериоду. Это 1-ое организованное движение ребенка, кот. предполагает координацию зрения и движения. Развитие хватания: 10-14 нед. – ощупывание своих ручек; 13-16 нед. – ощупыванеи других предметов; 11-17 нед. – рассматривание своих ручек; 15-18 нед. – удержание схваченного предмета; 17-20 нед. – собственно хватание. В 1-ом подпериоде появляется реакция, подготавливающая сидение. На 22 неделе ребенок способен сидеть без поддержки, в то же время готовятся движения для ходьбы. Во 2-ом подпериоде появляются результативные действия, т.е. манипулирование предметами с целью достижения результатов. В 7-10 мес. формируются соотносимые действия. Ребенок м. манипулировать 2-ме объектами одновременно, соотнося м/у собой, приближая. К Концу младенческого возраста возникают функциональные действия, т.е. нанизывание, открывание, причем ребенок пытается воспроизвести все эти освоенные действия на всех освоенных объектах (перенос по Гальперину). Лехтман-Абрамович изучала развитие действия ребенка на 1-от году жизни и выделила 6 этапов: 1. Активное бодрствование (от 2 до 4-5 нед.); 2. Сенсорная активность (от 1 мес. до 2,5-3 мес.); 3. Преддействие (2,5-3 мес. – 4-4,5 мес.); 4. Простое результативное действие (4-7 мес.); 5. Соотносящее действие (7-10 мес.); 6. Функциональное действие (11-14 мес.). Эльконин отмечает, что во 2-ом подпериоде младенчества после появления акта хватания и разнообразных действий с предметами меняется зависимость м/у развитием сенсорики и моторики. Если 1-ые движения ребенка формировались на основе зрения и слуха, то с образованием ПД именно они приобретают решающее значение для развития и сенсорики и познавательной схемы. Действия с предметами ведут к открытию новых св-в предметов и отношений м/м ними. Эльконини подробно рассмотрел зависимость круга познавательных св-в от характера деятельности ребенка на основе материала Лехтман-Абрамович. Этап преддействий -появление простого движения руки, направленного на контакт с объектом; притягивание к себе случайно задетого предмета; движение рук по направлению к предмету; ощупывание и рассматривание своих рук; единичное взмахивание рукой без зрительного контакта; повторное взмахивание рукой без зрительного контакта; ощупывание и рассматривание случайно-задетого предмета; отдельные похлопывания рукой без зрительного контакта; повторные похлопывания рукой без зрительного контакта. Этап простого результативного действия -активное обнаружение скрытых св-в объекта; характерные действия, воспроизводящие движения предмета; повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим рассматриванием, обсасыванием, ощупыванием; повторное схватывание и отбрасывание висящего предмета; отбрасывание одного и повторное схватывание другого предмета; отбрасывание предмета в определенное место; нарочное отбрасывание предмета на пол, чтобы вызвать звук; повторное похлопывание предметом при зрительном контакте; повторное отталкивание висящего предмета; удар, похлопывание предметом для вызывания звука; повторный размах рукой при зрительном контакте; повторное размахивание предметом при зрительном контакте; раскачивание предмета с перекатыванием в нем других предметов; выделение частей на знакомом предмете; нахождение отверстий в предмете; стягивание одного предмета с другого. Этап соотносящего действия -соотнесение предмета с определенным местом в пр-ве; соотнесение части с целым предметом; соотнесение знакомых предметов; появление 2-ухактного действия; вкладывание и вынимание предметов; укладывание на определенное место; придание предмету устойчивости; всовывание и нанизывание предмета; перемещение предмета толчками в определенном направлении; отталкивание для доставания др. предмета; захлопывание крышки; воспроизведение вращения предмета ударом по нему; активны выбор одного предмета из 2-ух похожих; воспроизведение звука специальным постукиванием с употреблением орудия; связь предмета с определенным местом; связь предметов м/у собой со стороны их формы и объема; дифференцирование частей в предмете и места предмета в пространстве, освоение в связи с этим таких св-в как разъединение и соединение, возможность предмета быть полым и наполненным; возможность направления движения предмета в определенную сторону; возможность различных пространственных соотношений предметов (в, на, под, за, над); дифференцирование предметов по их частям. Большое значении в младенчестве имеет развитие локомоции (передвижение в пространстве): 2 месяца – поднимание головки лежа на животе; 2,5-3 мес. – жержат голову; 3-4 мес. – поворачивается на голос сбоку; 4-5 мес. – сидит с поддержкой, поворачивается со спины на животик; 7 мес. – сидит без поддержки; 7-8 мес. – сидит, держась за перила; 8-9 мес. – садится самостоятельно; 8-10 мес. – сам встает, цепляясь; стоит за одну ручку; 7-10мес. – ползание; 9-10 мес. – ходит за обе ручки или держась за перила; 10-11 мес. – стоит без опоры; 11-12 мес. – ходит за одну ручку; 12-13 мес. – ходит без поддержки Мухина – эксперимент, демонстрирующий совместное участие зрения и движения в ознакомлении пространством. А) с видимым обрывом: до 9 мес. ползет на голос матери, останавливается перед обрывом, но ползет дальше; после 9 мес. – останавливается перед обрывом и не ползет дальше Б) с реальным обрывом (демонстрирует как реакция на новизну превращается в зрительное восприятие глубины). Примерно в 9 мес. действия приобретают пробующий, ориентировочный хар-р, ребенок наклоняется, ощупывает руками, всматривается вниз. В рез –те подобных действий формируется понятие глубины и дети научаются избегать (понимать, что это опасно). Аналогично в ходе предметных действий ребенок знакомится с твердостью, тяжестью, плотностью и др. св-ми предметов. Благодаря этому к 10-11 мес. ребенок, посмотрев на предмет, кот. хочет взять, заранее складывает пальцы в соответствии с формой предмета, т.е. возникает зрительное восприятие формы и величины, кот. м. направлять практическое действие. Благодаря сенсорике и моторике во втором периоде младенчества появляются начатки интеллектуальной деятельности (Выготский). Их сущность в 1-ых разумных и целесообразных неврожденных и незаученных, а вновь возникающих в данной ситуации действиях руки, кот. связаны с простейшим употреблением орудий и обходных путей. Ребенок проявляет способность воспользоваться веревочкой, чтоб притянуть отдаленный предмет или использовать один предмет как орудие, чтоб притянуть др. предмет. Т.о. еще до возникновения речи у ребенка проявляется доречевое мышление. Подготовительный этап речевого развития. Доречевые формы общении появляются у ребенка уже в конце 2-го месяца (улыбка и др.). Затем появляются эмоционально - выразительные движения (жесты) и звуки (плачь, хныканье и др.). Но с усложнением жизни ребенка и с появлением действий с предметами, этих форм оказывается недостаточно, поэтому уже в младенчестве начинает формироваться главное средство человеческого общения- речь. 1-ый год жизни считается довербальным (дословесным периодом). Но зд. формируются важные предпосылки речевого развития. Подготовка к появлению речи идет 2-мя путями: 1. развитие предречевых вокализаций; 2. развитие понимания речи взрослых (пассивная речь). Фигурин и Денисова описали этапы развития говорения: 1. Гуканье (короткие гласные звуки) и гуление (протяжные гласные звуки) 2. Этап лепета. Звуки напоминают звуки речи, но это еще не речь. Появляется в 5-6 мес., т.е. ребенок становится довольно шумным и использует эти звуки для привлечения вникания. К концу 1-го года появляются лепетные тирады с ярко выраженным рисунком (лепетное говорение). 3. Появление 1-ых слов, кот. м. назвать псевдословами (т.к. нет предметной соотнесенности), слова – предложения. Это этап автономной речи, кот. соответствует кризису 1-го года. Исследования Ветровой показали, что не всякая слышимая ребенком речь ведет к его собственному речевому развитию. Детям 10-15 мес. давали прослушать записанный на пленку отрывок детской радиопередачи. В одном случае близкий взрослый был рядом и слушал вместе с ребенком, в другом – взрослый был спрятан за ширму. После 20-30 сеансов только в 1-ой группе резко увеличилось число лепетных вокализаций. Т.о. слышимая речь влияет на речевое развитие ребенка только тогда, когда св-ся с близким взрослым.Это же подчеркивает и Рузская, именно глубокие эмоциональный связи ребенка с близким взрослым явл-ся важнейшим условием возникновения и развития речи. Розенгарт-Пупко изучала условия, способствующие пониманию ребенком речи взрослых. По ее выводам в процессе разговора взрослого с ребенком во время ухода за ним м. добиться понимания слов, кот. относятся к действиям с предметами, но нельзя организовать понимание названий предметов. Для этого лучше ситуация рассматривания предметов. Эльконин выделил следующие предпосылки понимания речи ребенком: 1. Выделение ребенком предмета их обстановки; 2. Сосредоточение на предмете; 3. Наличие у ребенка ярко выраженной эмоциональной реакции на обстановку. На данном этапе развития существуют особые отношения м/у словом и зрительным восприятием. С одной стороны понимание речи строится на основе зрительной ориентировки ребенка, с другой – само понимание явл-ся новым этапом в развитии зрительной ориентировки, превращая ее в зрительный поиск, т.е. управляемым словом взрослого действием.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.116.142 (0.008 с.) |