ТОП 10:

Суть проблемы соотношения обучения и развития



ТЕМА 4. ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

  • 4.1. Суть проблемы соотношения обучения и развития
  • 4.2. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития
  • 4.3. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский)
  • 4.4. Обучаемость как способность к обучению

Суть проблемы соотношения обучения и развития

  • 4.1.1. Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии
  • 4.1.2. Основные ориентации человекознания

Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития

  • 4.2.1. Первая теория: между обучением и развитием отсутствует связь
  • 4.2.2. Вторая теория: обучение и развитие - тождественные процессы
  • 4.2.3. Третья теория: между обучением и развитием существует тесная связь
  • 4.2.4. Основные направления разработки проблемы обучения и развития

К началу 30-х гг. ХХ в. более или менее отчетливо выявились три основные теории о соотношении обучения и развития. Они и были описаны Л.С. Выготским (Выготский Л.С., 1996, аннотация) (см. рис. 2)
(Хрест. 4.3). (http://psy.piter.com/library/?tp=2&rd=7&l=23&p=311; Обухова Л.Ф. Детская психология Глава VI. Л.С. Выготский и его школа),
(http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/965/965030.htm; Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития)

 

Вторая теория: обучение и развитие - тождественные процессы

Согласно второй точке зрения, обучение и развитие - тождественны (У. Джемс, Э. Торндайк и др.). Считается, что ребенок развивается в меру того, как он обучается, поэтому развитие есть обучение, а обучение и есть развитие. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика. При этом Э. Торндайк не видел разницы между обучением человека и обучением животного, отрицал роль сознания в обучении.
Таким образом, вторая теория, согласно Л.С. Выготскому, придерживается той точки зрения, что обучение и есть развитие, что первое полностью сливается с детским развитием, когда каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии (при этом развитие сводится в основном к накоплению всевозможных привычек). Сторонником этой теории являлся, например, такой крупный американский психолог, как В. Джемс.
Эти взгляды разделяли У. Джеймс, Дж. Уотсон, К. Коффка, хотя природу обучения они понимали по-разному. Они полагали, что любое обучение является развивающим, так как, например, обучение детей каким-либо грамматическим знаниям уже приводит к развитию у них ценных умственных действий (привычек). Эта точка зрения очень удобна для практиков, поскольку она оправдывает любые действия педагогов (учителей, методистов и др.).
Естественно, что по этой теории любое обучение - развивающее, поскольку обучение детей, например, каким-либо математическим знаниям может приводить к развитию у них ценных интеллектуальных привычек. Нужно иметь в виду, что учителя и методисты, опирающиеся в своей работе по преимуществу на практической опыт, могут быть сторонниками именно такой теории, не требующей проведения достаточно сложных процедур по различению процессов "обучения" и процессов "развития" (а они порой действительно трудно различимы)
(http://www.socioego.ru/teoriya/teor_lich/ch1_scin.html; Л. Хьелл, Д. Зиглер Теория личности. "Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: Б.Ф. Скиннер"),
(http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/954/954005.htm - Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь ).

 

Обучаемость как способность к обучению

  • 4.4.1. Понимание обучаемости
  • 4.4.2. Показатели обучаемости

Понимание обучаемости

В сфере обучения присутствует та или иная восприимчивость, чувствительность к усвоению знаний, способность к дальнейшему обучению, восприимчивость к обучающим воздействиям извне. Это явление принято называть обучаемостью. Справедливо отмечается Т.И. Гончаровой, что "школьник остается лишь обучаемым и воспитуемым, он объект, а не субъект процесса познания окружающего мира, его пассивная позиция - главное зло организации учебно-воспитательного процесса" (Гончарова Т.И., 1987. С. 27).
Обучаемость в широком смысле слова - способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности. В этом случае она выступает как проявление общих способностей учащегося, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Выражая общие способности, обучаемость выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. Обучаемость характеризуется индивидуальными показателями скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения (см. рис. 12).
Есть разные оттенки в понимании обучаемости. "Дети с одинаковым уровнем умственного развития под руководством педагога способны к обучению в совершенно различных размерах <...> один ребенок 8 лет способен с помощью решать задачу для 12-летнего, а другой - 9-летнего" (Выготский Л.С., 1991. С. 399). Обучаемость не тождественна обученности. Способность к обучению не совпадает и с развитостью ребенка, соответственно в диагностике должна быть выделена особо. Н.С. Лейтес, подтверждая положение о несовпадении развития (развитости) и обучаемости, приводит слова Аристотеля: "Почему, когда мы старше, у нас сильнее ум, а когда моложе, то легче учимся" (Лейтес Н.С., 1971).
"Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу. Развитие ребенка никогда не следует как тень за отбрасывающим его предметом, за школьным обучением. Поэтому тесты школьных достижений никогда не отражают реального хода детского развития" (Выготский Л.С., 1991. C. 390).
Как эмпирическая характеристика возможностей учащегося к обучению обучаемость включает многие показатели и параметры личности обучаемого.

  • К ним прежде всего относятся:
    • познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления, речи);
    • особенности личности - мотивация, характер, эмоциональные проявления;
    • отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю.

Важной характеристикой обученности служат качества, определяющие возможности общения, и соответствующие проявления личности.
Обучаемость формируется с раннего детства. Особенно важное значение имеет формирование возможностей к обучению на сенситивных периодах обучения человека - при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению, предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности.

  • Наиболее существенными качествами личности, обеспечивающими ее возможности к обучению, являются:
    • управление познавательными процессами (произвольное внимание, память и т.п.);
    • речевые возможности учащегося, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообучения.

Таким образом, понятие обучаемости, наряду с общими характеристиками (более высокими познавательными возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач), включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению обучаемости на различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами являются те, которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности; для школьника - возможности более точного выполнения различных школьных требований; для студента - возможности овладения профессиональной деятельностью и самостоятельностью обучения.

 

Показатели обучаемости

В психологии рассматриваются разные виды обучаемости (см. рис. 13). Обычно различаются: а) обучаемость общая - способность усвоения любого материала; б) обучаемость специальная - способность усвоения отдельных видов материала: различных сфер науки, искусства, направлений практической деятельности. Первая - показатель общей, вторая специальной одаренности индивида.

  • В основе обучаемости лежат (см. рис. 14):
    • уровень развития познавательных процессов субъекта - восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;
    • уровень развития его сфер - мотивационно-волевой и эмоциональной;
    • развитие производных от них компонентов учебной деятельности - уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.

Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания "рецептивного" (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями). Поэтому обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.
Обучаемость - это умственное развитие в динамике, поэтому ее наличие является надежным показателем поступательного характера развития. Такие проявления динамики умственного развития, как развиваемость, воспитуемость - имеют аналогичные признаки, например, откликаемость на воздействия извне, переключаемость (с одного плана мышления на другой, с одного способа социального поведения на другой). Выявляются обучаемость, развиваемость, воспитуемость лучше всего в индивидуальном обучающем и формирующем эксперименте, в постоянном сопоставлении с жизненными показателями в ходе лонгитюдного изучения. "Учесть динамику воспитуемости личности - значит проникнуть в сокровенный смысл ее бытия, а это главный психологический стержень воспитания".
Обучаемость в широком плане понимается как приспособляемость. Высказывается мысль, что обучаемость в биологическом смысле есть аспект биологической защиты: изменение среды до определенных пределов, не превышающих возможности функционирования системы, вызывает реакцию защитного типа, посредством которой проявляется и устанавливается свойство обучаемости. Обучаемость у человека является уже не единичным актом биологической защиты, а включает в себя социальный опыт предшествующих поколений.
Б.В. Зейгарник в предисловии к книге А.Я. Ивановой отмечает, что обучаемость - это диапазон потенциальных возможностей детей к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе. Б.Г. Ананьев понимает обучаемость как подготовленность психики человека на всем предыдущем отрезке ее формирования к быстрому ее развитию в процессе обучения в строго определенном направлении (Ананьев Б.Г., 1962. С. 23). 3.И. Калмыкова трактует обучаемость как один из главных показателей умственного развития, понимает ее как систему интеллектуальных качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности при прочих равных условиях (минимум знаний, мотивации) (Калмыкова З.И., 1979. С. 7). Обучаемость - это "система, ансамбль интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ее ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности - при наличии исходного минимума знаний, отношений к учению и других необходимых условии". Индивидуальное сочетание качеств ума определяет индивидуальные различия в обучаемости.

  • О.М. Морозов называет ряд признаков обучаемости:
    • быстрота формирования новых понятий, обобщений;
    • гибкость мыслительных операций;
    • способность решать задачи разными способами;
    • память на общие понятия;
    • обобщенные знания;
    • интеллектуальная активность и др.

 

  • В целом, признаками обучаемости считаются:
    • активность ориентировки в новых условиях;
    • перенос известных способов решения задач в новые условия;
    • быстрота образования новых понятий и способов деятельности;
    • темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость;
    • и, главное, - восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания (см. рис. 15).

 

*******

Итак, проблема обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогической психологии. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии. Л.С. Выготским были выделены три основные теории о соотношении обучения и развития.
Решение этой проблемы теснейшим образом связано с концепцией зоны ближайшего развития (ЗБР), автором которой является Л.С. Выготский. Зона ближайшего развития характеризует степень расхождения между уровнем актуального развития (УАР) и уровнем потенциальных возможностей. Основными "пластами" УАР, по А.К. Марковой, являются обученность, воспитанность, развитость, а ЗБР - обучаемость, развиваемость и воспитуемость.
В настоящее время проблема соотношения обучения и психического развития трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности, определив новые ракурсы реформирования системы образования.

Резюме

  • Проблема обучения и развития была и остается одной из стержневых в педагогической психологии. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии
    • В истории психолого-педагогический мысли можно выделить три точки зрения на вопрос о соотношении влияния генотипических и средовых факторов на развитие человека: биогенетическую, социогенетическую и персоногенетическую (Асмолов А.Г.).
  • К началу 30-х гг. XX в. более или менее отчетливо выявились три основные теории о соотношении обучения и развития: между обучением и развитием отсутствует связь; обучение и развитие - тождественные процессы; между обучением и развитием существует тесная связь (Л.С. Выготский).
    • Эти теории о соотношении обучения и развития, описанные Л.С. Выготским более семидесяти лет назад, в некоторой модификации существуют и в современной психологии, имея под собой соответствующее фактическое обоснование как экспериментального, так и практического характера.
    • Интенсивные исследования отечественных психологов в 40-60-е гг. XX в. способствовали дальнейшей разработке проблемы соотношения обучения и развития. В ряде исследований было установлено: как влияет на интеллектуальное развитие поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина); какое воздействие на интеллектуальное развитие оказывают разные методы обучения (Б.Г.Ананьев, А.А. Люблинская и др.); какую роль в этом развитии играет проблемное обучение (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин).
  • Решение проблемы соотношения обучения и развития теснейшим образом связано с концепцией зоны ближайшего развития (ЗБР), автором которой является Л.С. Выготский. Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).
    • Основными "пластами" уровня актуального развития являются обученность, развитость и воспитанность, а зоны ближайшего развития - обучаемость, развиваемость, воспитуемость.
    • Обучаемость в широком смысле слова - способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности.
    • Признаками обучаемости считаются: активность ориентировки в новых условиях; перенос известных способов решения задач в новые условия; быстрота образования новых понятий и способов деятельности; темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость; и, главное, - восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания.

 

Словарь терминов

  1. Воспитанность
  2. Воспитуемость
  3. Задатки
  4. Зона ближайшего развития (ЗБР)
  5. Интеллект
  6. Мышление
  7. Научение
  8. Обучаемость
  9. Обучение
  10. Обученность
  11. Память
  12. Развиваемость
  13. Развитие
  14. Развитость
  15. Созревание
  16. Способности
  17. Становление
  18. Уровень актуального развития (УАР)
  19. Психическое развитие
  20. Развивающее обучение
  21. Учение
  22. Формирование

Вопросы для самопроверки

  1. Почему проблема соотношения обучения и развития считается центральной проблемой педагогической психологии?
  2. С чем связано смещение смысловых акцентов в проблеме соотношения обучения и развития в настоящее время?
  3. Назовите основные ориентации человекознания (по А.Г. Асмолову).
  4. Назовите основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития.
  5. Какой точки зрения к соотношению обучения и развития придерживались А. Гезелл и З. Фрейд?
  6. В чем особенности точки зрения Э. Торндайка, У.Джемса в трактовке проблемы соотношения обучения и развития?
  7. Назовите основные направления разработки проблемы обучения и развития.
  8. Кто изучал влияние поэтапного формирования умственных действий на интеллектуальное развитие?
  9. Какое положение легло в основу концепции о соотношении обучения и умственного развития учащегося?
  10. Что такое зона ближайшего развития?
  11. Чем отличается уровень актуального развития от зоны ближайшего развития?
  12. Назовите основные показатели, "пласты" актуального развития учащегося.
  13. Что понимается под обученностью?
  14. Назовите основные показатели развитости (интеллектуальной).
  15. Чем отличается воспитанность от воспитуемости?
  16. Что понимается под обучаемостью?
  17. Назовите существенные качества познавательных процессов и личности, обеспечивающих возможности к обучению.
  18. Чем отличается общая обучаемость от специальной?
  19. Какие признаки обучаемости выделяет О.М. Морозов?

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
  3. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и одаренности. М., 1962.
  4. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996.
  5. Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1999.
  6. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
  8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
  9. Гончарова Т.И. Уроки истории - уроки жизни // Педагогический поиск. М., 1987.
  10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  11. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
  12. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития / Предисл. Б.В. Зейгарник. М., 1975.
  13. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
  14. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М., 1979.
  15. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. М., 1988.
  16. Коффка К. Собрание сочинений. Т.1. М., 1992.
  17. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
  18. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
  19. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  20. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989.
  21. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. М., 1995.
  22. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З.И. Калмыковой. М., 1975.
  23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1996.
  24. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.
  25. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  26. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М., 1996.
  27. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

Интернет-ресурсы (ссылки)

  1. Личная страничка, посвященная Д.Б. Эльконину
  2. Сайт, посвященный В.В. Давыдову

 

 

ТЕМА 4. ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

  • 4.1. Суть проблемы соотношения обучения и развития
  • 4.2. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития
  • 4.3. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский)
  • 4.4. Обучаемость как способность к обучению

Суть проблемы соотношения обучения и развития







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.215 (0.01 с.)