Религиозные и светские правовые системы современности.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозные и светские правовые системы современности.



Религиозное право – одна из основных исторических форм права, при которой в качестве первоисточника рассматривается не светская государственная власть, а воля божества, выраженная в священных писаниях или преданиях. В формальном смысле источниками религиозного права могут быть непосредственно тексты священных писаний, их толкование богословской доктриной, церковные акты, религиозно-правовые обычаи, а также государственные законодательные акты, в которых закрепляются и систематизируются религиозно-правовые нормы.

Характерной особенностью религиозного права является его персональный, а не территориальный характер. Предписания религиозного права в большинстве случаев распространяются только на представителей данной религиозной общины; иноверцы изъяты из-под их действия. К религиозному праву относятся: церковное право, каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право.

Церковное право – право, по которому управляется православная церковь. В эпоху феодализма к церковному праву относили и ряд вопросов государственного, административного, семейного, наследственного, уголовного, уголовно-процессуального, финансового права. В Русском государстве до 18 в. целые группы населения, напр. нищие, вдовы, «церковные люди», находились под юрисдикцией церкви и подчинялись ее правовым нормам. В результате секуляризации (освобождение от церковного влияния) и особенно после буржуазных революций церковное право сильно суживается, сводится до норм, регулирующих внутреннюю жизнь церкви. До Октябрьской революции 1917 г. церковное право входило в систему права Российской империи и преподавалось во всех учебных заведениях России.

В католических странах церковное право носит название канонического права. Каноническое право – совокупность норм, содержащихся в церковных канонах, т.е. правилах, установленных католической церковью. В средние века каноническим правом регулировались многие общественные отношения. Например, наследственное право содержало норму о выделении законной доли Христа. Один из канонов гласил: «тот, кто имеет сына, указывает Христа как второго, кто двух, – как третьего, у кого 10 сыновней, – как одиннадцатого». Церковь осуществляла широкий контроль над брачным правом. Суровые меры наказания предусматривать за сексуальные отношения вне брака. В области уголовного и уголовно-процессуального права в практику был внедрен особый вид рассмотрения уголовных дел – инквизиция (от лат. «расследование»). Первоначально инквизиционный процесс был более прогрессивным: для доказательства виновности ответчика перестали применяться показания свидетелей под присягой, было установлено также, чтобы церковь не участвовала в ордалиях – испытания, которые применялись для определения виновности или невиновности в судебном процессе раннего Средневековья («суд божий»). К ордалиям относились испытания огнем, водой, железом, судебные поединки и т. Однако, уже в середине 13 века инквизиторский процесс сильно изменился. Он применялся при всех преступлениях, которые могла означать угрозу церкви. Пытки превратились в обычное процессуальное средство.

Наибольшее развитие каноническое право получило в средневековой Западной Европе. После победы буржуазных революций роль канонического права значительно снизилась, а в тех странах, в которых церковь отделена от государства – потеряло значение действующего права. «Кодекс канонического права 1917 г., изданный папой Бенедиктом 5, регулирует только внутрицерковные дела. Вместе с тем каноническое право по-прежнему оказывает сильное влияние на действующее право многих государств Западной Европы. (Запрещение разводов, абортов и т.д.). Каноническое право не является законченной системой права, оно всегда было лишь дополнением к римскому или иному светскому праву. Даже в Ватикане всегда существовало гражданское право, независимо от канонического права. В то же время необходимо отметить, что христианство оказало огромное влияние на все европейское право.

Как и церковное право, светское право считалось отражением, пусть и несовершенным, естественного права и в конечном счете — божественного права.Оно было подвластно разуму и совести. Корни его лежали в божественном откровении. Ведь само разделение на церковное и светское право подразумевало, что перед церковью стоит задача переделки мира к лучшему, а значит, все христиане (но особенно облеченные духовным саном) должны способствовать приведению светского права к его высшей цели — справедливости и истине.

Предполагалось, что светское право должно подражать каноническому. Все различные светские правовые системы: феодальная, манориальная, торговая, городская, королевская — приспосабливали для себя многие основные идеи и приемы канонического права хотя бы уже потому, что каноническое право было развито более высоко и было доступно для имитации. Это было неизбежно, потому что в XII—XIII вв. большинство юристов, судей, советников и чиновников светских правовых учреждений были клириками: они либо получили образование в области канонического права, либо были знакомы с его основными чертами. В то же самое время светские власти сопротивлялись поползновениям церковных властей на светскую юрисдикцию и по этой причине старались придать светскому праву такую же связность и разработанность, как у канонического права.

Развиваясь отчасти в подражании, отчасти в соперничестве с каноническим правом, каждый из различных видов светского права постепенно стал восприниматься (хотя каждый в весьма различной степени) как правовая система, то есть целостный и органично развивающийся корпус правовых институтов и понятий. Однако в сравнении с каноническим правом новые светские правовые системы в значительно меньшей степени были прямо связаны с крупными политическими и интеллектуальными событиями и движениями эпохи, зато они были гораздо более непосредственно связаны с широкими социальными и экономическими переменами.

Кроме того, возникновение таких учреждений, как коммерческие рынки и городское самоуправление, отличалось по характеру от возникновения таких учреждений, как университеты и церковные суды. Отчасти разница определялась тем, какие слои и какое число людей были этим прямо затронуты. Светское право выросло "из почвы". Он было менее программным. Отчасти и по этой причине его рост был выражен гораздо менее ясно. К тому времени, когда университетски образованные юристы начали "суммировать" феодальное право, городское или королевское, оно уже было достаточно развито.

В сущности, первые системы светского права не нуждались в том, чтобы их описывали в учебниках или преподавали в университетских курсах: их и без этого воспринимали как целостные, развивающиеся, автономные совокупности права. Ученые книги по разным отраслям светского права были, конечно, не лишними, и они появлялись, хотя далеко не в том количестве и не такого качества, как правовая литература романистов и канонистов. Проблемы, возникавшие в разных видах светского права, часто попадали в университетские курсы права, хотя ни один из этих видов права не удостоился преподавания в качестве отдельного предмета университетской программы.

Таким образом, понятие светского права в том виде, в каком оно сложилось в конце XI—XII в., подразумевало разнообразные возникающие правовые системы, каждая из которых была ограничена определенными мирскими делами, вырастала из обычая, была несовершенна, но направляема Богом и подлежала исправлению в свете разума и совести.

Сторонник третьей точки зрения, американский ученый К. Осакве, объединяет национальные системы в три группы, в составе которых в обшей сложности он насчитывает 13 правовых семей:

1. западные (светские) семьи мира: романская; германская; скандинавская; английская; американская; российская; социалистическая;

28. Характер правопонимания в разных национальных право­вых системах.

СЕМЬЯ ТРАДИЦИОННОГО ПРАВА

оно является правом общины или группы представления о том, что души предков наблюдают за общиной, и нарушение правил, содержащихся в обычном праве, вызывают их недовольство. Кроме того, обычное право теснейшим образом связано с общинной формой жизни большей части населения.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.247.17 (0.005 с.)