Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет затрат на производство продукции

Поиск

 

 

Понятия учета затрат. Процесс производства – это совокупность хозяйственных операций, связанных с созданием готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг. В процессе создания продукции определяется фактическая себестоимость, включающая сумму затрат на ее изготовление. Себестоимость – это выраженные в денежной форме текущие затраты организации на производство и сбыт продукции. Определение величины затрат, приходящихся на единицу продукции, называется калькулированием себестоимости, а ведомость (регистр), в котором производиться расчет себестоимости, - калькуляцией.

Классификация производственных затрат. Классификация затрат осуществляется в зависимости от цели учета для: определения себестоимости изготовленной продукции и формирования финансового результата деятельности; принятия управленческих решений; осуществления процесса контроля и регулирования.

Затраты классифицируются по многим признакам: по экономическому содержанию, по отношению к производственному (технологическому) процессу; по отношению к объему производства; в зависимости от способов включения в себестоимость продукции; для целей налогообложения прибыли, в зависимости от периодичности возникновения; по составу; по целесообразности расходования; по участию в производственном процессе.

По экономическому содержанию затраты подразделяются на экономические элементы (виды затрат, состоящие из однородных расходов) и статьи расходов (статьи калькуляции).

По отношению к производственному (технологическому) процессу затраты подразделяются на: основные (непосредственно связанные с технологическим процессом производства продукции); накладные (образованные в процессе деятельности, в ходе обслуживания производства и управления им).

По отношению к объему производства затраты делятся на: переменные (размер расходов изменяется прямо пропорционально изменению объема производства продукции); постоянные (затраты остаются неизменными при изменении объемов производства продукции); условно-постоянные расходы, не зависящие от изменения объема производства; условно-переменные расходы, изменяющиеся с изменением объема производства.

В зависимости от способов включения в себестоимость продукции затраты бывают: прямые, связанные с производством определенного вида продукции; косвенные, связанные с одновременным производством нескольких видов продукции, выполнением одновременно нескольких видов работ.

Для целей налогообложения прибыли затраты можно подразделить на: лимитируемые – расходы, по которым законодательством установлены лимиты, нормы и нормативы; нелимитируемые – расходы, принимаемые в фактических размерах.

В зависимости от периодичности возникновения затраты подразделяют на: текущие расходы, связанные с производством и продажей продукции данного периода; единовременные расходы, связанные с подготовкой новых производств, освоением новой продукции, резервированием затрат на какие-либо цели.

По составу расходы подразделяются на: одноэлементные затраты, состоящие из однородного вида затрат; комплексные расходы состоят из нескольких видов затрат.

По целесообразности расходования затраты бывают: производительные расходы, которые необходимы и планируемы для данного производства; непроизводительные расходы, образуемые по причинам, свидетельствующим об отклонениях от нормальной технологии производства продукции и пр.

По участию в производственном процессе расходы могут быть: производственными, связанными с изготовлением товарной продукции, выполнением работ и оказанием услуг и включаемыми в их себестоимость, и коммерческими (расходы на продажу), т.е. связанными со сбытом продукции потребителям.

Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.

Калькулирование себестоимости продукции осуществляют различными методами. Под методом калькуляции понимают систему приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции зависит от типа производства, его сложности, наличия незавершенного производства, длительности производственного цикла, номенклатуры вырабатываемой продукции.

На промышленных предприятиях применяют следующие методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции: нормативный (в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции); позаказный (на ремонтных работах и некоторых других производствах); попередельный (в производствах с комплексным использованием сырья, а также в отраслях промышленности с массовым и крупносерийным производством); попроцессный, простой (в отраслях с ограниченной номенклатурой продукции и там, где незавершенное производство отсутствует или незначительно).

Учет и оценка затрат незавершенного производства. При исчислении себестоимости продукции затраты отчетного месяца корректируются на разницу в стоимости остатков незавершенного производства на начало и конец месяца. К незавершенному производству относятся продукция, не прошедшая всех стадий производственного процесса, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытаний и технической приемки.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое себестоимость продукции (работ, услуг)?

2. Назовите признаки, по которым классифицируются затраты на производстве.

3. Как группируются затраты на производстве по экономическим элементам и по статьям калькуляции?

4. Что понимают под методом калькуляции?

5. Какие расходы можно отнести к накладным?

 

Тесты по теме

1. Себестоимость продукции– это:

а) выраженные в натуральной форме текущие затраты организации на производство продукции;

б) выраженные в денежной форме затраты организации на производство продукции;

в) выраженные в денежной форме текущие затраты организации на производство продукции.

 

2. Для учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции на промышленных предприятиях применяются методы:

а) нормативный, попередельный, простой и попроцессный;

б) позаказный, нормативный, попередельный, простой;

в) нормативный, позаказный, попередельный, попроцессный, простой.

 

3. Постоянными расходами являются расходы:

а) не запланированные до начала изготовления продукции;

б) направленные на получение дохода;

в) не изменяющиеся при изменении объема производства.

 

4. Остатки незавершенного производства оцениваются по:

а) фактической себестоимости;

б) рыночной стоимости;

в) плановой себестоимости.

 

5. Процесс производства – это совокупность хозяйственных операций, связанных с:

а) продажей готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг;

б) покупкой готовой продукции;

в) созданием готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг.


УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Понятие готовой продукции. Готовая продукция – это активы организации, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, а также выполненные работы и оказанные услуги. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету 5/01 готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи.

Оценка готовой продукции. Готовая продукция оценивается по: фактической производственной себестоимости (сумма всех затрат, связанных с изготовлением продукции); нормативной/плановой производственной себестоимости (отклонения фактической производственной себестоимости за отчетный месяц от плановой/нормативной себестоимости); учетным ценам, т.е. оптовым, договорным (разница между фактической себестоимостью и учетной ценой); продажным ценам и тарифам (без налога на добавленную стоимость и налога с продаж); неполной/сокращенной производственной себестоимости (метод «директ-костинг»), когда себестоимость готовой продукции определяется по фактическим затратам без учета общехозяйственных расходов.

Учет наличия и движения готовой продукции. Учет готовой продукции ведется на активном счете 43 «Готовая продукция». Синтетический учет готовой продукции ведется без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», когда готовую продукцию учитывают на счете 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости или с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», когда готовую продукцию учитывают по нормативной/плановой себестоимости на счете 43 «Готовая продукция».

Оприходование готовой продукции по учетным ценам оформляется бухгалтерской записью: Дт сч.43 и Кт сч.20. По окончании месяца исчисляется фактическая себестоимость оприходованной готовой продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывается это отклонение с Кт сч.20 в Дт сч.43 способом дополнительной бухгалтерской проводки или способом «красное сторно».

Учет продаж. Продукция считается проданной/реализованной с момента ее отгрузки/отпуска покупателям и предъявления им расчетных документов. Организациям разрешается определять выручку от продажи продукции для целей налогообложения либо по моменту оплаты отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю/заказчику или транспортной организации.

Для учета проданной продукции (работ, услуг) используется активно-пассивный счет 90 «Продажи», субсчет «Выручка», который помогает выявить результат хозяйственной деятельности организации в части произведенной и реализованной продукции (работ, услуг).

В течение месяца на счете 90 «Продажи» стоимость отгруженной (отпущенной) продукции отражается записью: Дт сч.62 и Кт сч.90. Одновременно себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции списывается: Дт сч.90 и Кт сч.43.

При методе продажи «по отгрузке» сумма начисленного НДС отражается по Дт сч.90 и Кт сч.68.

При методе продажи «по оплате» задолженность организации перед бюджетом по НДС возникает после оплаты продукции покупателем: Дт сч.90 и Кт сч.76.

Поступившие платежи за проданную продукцию учитываются по: Дт сч.51 и Кт сч.62. Задолженность по НДС перед бюджетом отражается записью: Дт сч.76 и Кт сч.68. При погашении задолженности перед бюджетом по НДС делают запись: Дт сч.68 и Кт сч.51.

При предоплате сумму поступивших платежей отражают в бухгалтерском учете до момента отгрузки продукции как кредиторскую задолженность Дт сч.51 и Кт сч.62. После отгрузки продукции она считается проданной и списывается в Дт сч62 с Кт сч.90.

Учет расходов на продажу. К расходам на продажу относятся расходы, связанные с продажей продукции (работ, услуг), оплачиваемые поставщиком. Расходы на продажу вместе с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость проданной продукции.

В состав расходов на продажу включаются: расходы на тару и упаковку готовой продукции на складах организации; расходы на доставку продукции на станцию (пристань) отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; затраты на рекламу, представительские расходы и др.

Учет таких расходов ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу». В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду, на содержание зданий и т.п. по хранению и подработке товаров; на рекламу и т.д. По дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливается информация о произведенных расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ, услуг, а по кредиту – списание расходов.

Аналитический учет по счету 44 ведут в ведомости учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и расходов на продажу по указанным ранее статьям расходов. По истечении каждого месяца расходы на продажу списывают на себестоимость проданной продукции. На отдельные виды продукции они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально их производственной себестоимости, объему проданной продукции по оптовым ценам организации или другим способом. Списание расходов на продажу оформляют следующей бухгалтерской записью: Дт сч.90 «Продажи» и Кт сч.44.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое готовая продукция и каковы виды ее оценки?

2. Перечислите основные задачи учета производственных запасов.

3. Какие существуют виды оценок материалов?

4. На каком счете ведутся материально-производственные запасы?

5. В чем особенность счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»?

 

Тесты по теме

1. На счете 43 «Готовая продукция» готовая продукция отражается:

а) только по учетной цене;

б) по нормативной или фактической себестоимости;

в) по договорной цене.

 

2. Продукция по видам подразделяется на:

а) валовую, валовой оборот, сравнимую;

б) несравнимую, сравнимую, валовую, реализованную;

в) валовую, валовой оборот, реализованную, сравнимую, несравнимую.

 

3. По дебету счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается:

а) фактическая себестоимость проданной продукции;

б) нормативная (плановая) себестоимость готовой продукции;

в) учетная цена готовой продукции.

 

4. По истечению каждого месяца расходы на продажу списываются на:

а) первоначальную стоимость проданной продукции;

б) остаточную стоимость проданной продукции;

в) себестоимость проданной продукции.

 

5. Себестоимость реализованной продукции отражается проводкой:

а) Дт сч.40 Кт сч.43.

б) Дт сч.90 Кт сч.43.

в) Дт сч.20 Кт сч.43.


УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

 

 

Понятие денежных средств. Денежные средства организации представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах.

Основными задачами учета денежных средств являются: точный, полный и своевременный учет этих средств и операций по их движению; контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием; контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины; выявление возможностей более рационального использования денежных средств.

Организации постоянно ведут взаимные денежные расчеты, которые производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами. Использование наличных денег при расчетах регламентируется Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденным Советом директоров Центрального Банка России (протокол от 19.12.1997 г. № 47); Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком Российской Федерации 22.09.1993 г. № 40 и др.

Эти нормативные документы предусматривают: наличие специально оборудованного помещения кассы, оснащенного охранной сигнализацией; ведение кассовой книги и других кассовых документов установленной формы; прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением с обязательным применением контрольно-кассовых машин (Правительством Российской Федерации утвержден перечень отдельных категорий организаций, которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин); хранение свободных денежных средств в учреждениях банков; расходование наличных денег, полученных из банков, строго на цели, указанные в чеке; хранение наличных денег в кассе в пределах лимитов, установленных обслуживающим банком после согласования с руководством организации. (Исключение составляют денежные средства, взятые в банке для выплаты заработной платы, пособий по социальному страхованию и стипендий, которые могут храниться в кассе организации в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в банке).

Для учета денежных средств и контроля за их поступлением и целевым использованием предназначены следующие активные счета: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути». Сальдо этих счетов дебетовое. Оно означает наличие денежных средств различного вида. Оборот по дебету – это увеличение денежных средств в виде сумм зачисленных или приобретений и переводов; оборот по кредиту – это уменьшение денежных средств, использование их по целевому назначению.

Учет кассовых операций. Выполнение всех кассовых операций возложено на кассира, который при поступлении на работу должен ознакомиться с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, и заключить с администрацией договор о полной материальной ответственности за сохранность принятых им ценностей.

В кассу организации наличные деньги могут поступать с расчетного, валютного счетов в банке, от покупателей, а также в виде возвращенных авансов и неиспользованных сумм и др. Поступление наличных денег в кассу организации производится по приходным кассовым ордерам.

Выдача наличных денег из кассы производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежные ведомости, счета и др.).

Сдача наличных денег в банк из кассы производится по объявлениям на взнос наличными. Учет движения денег в кассе ведется кассиром в кассовой книге.

Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы немедленно после получения или выдачи по ним денег подписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом (или надписью) «Получено» или «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).

Для учета наличия и движения денежных средств в кассе используется активный счет 50 «Касса».

Учет денежных документов. К денежным документам относятся почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты, оплаченные путевки в дома отдыха и другие документы. Денежные документы должны храниться в кассе организации. Они учитываются на счете 50 «Касса», субсчете 3 «Денежные документы» в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам. По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации, а по кредиту – выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.

Инвентаризация кассы. Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным приказом Центрального банка РФ от 22.09.1993 г. №40, и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 13.061995 г. № 49.

В сроки, установленными руководителями организации, а также при смене кассиров производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денег и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денег в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Излишки денег, выявленные инвентаризацией, приходуются в кассу и зачисляются в доход организации. При этом в бухгалтерском учете производятся записи: на недостающую сумму - Дт сч.94 и Кт сч.50, Дт сч.73 и Кт сч.94; на излишек денег - Дт сч.50 и Кт сч.91.

Порядок открытия расчетного счета. Расчетный счет – это основной счет организации, через который проводятся все денежные операции без ограничения их перечня.

Кроме расчетного организации могут открывать в банках текущие счета, которые открываются во всех случаях, когда происходит обособление каких-либо операций. К текущим счетам относятся: валютные счета; ссудные счета; счета по операциям со средствами целевого назначения; счета, обусловленные особенностями расчетов, и т.п.

Организации вправе открывать расчетный счет в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

Формы безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов определены главой 46 «Расчеты» ст. 862 Гражданского кодекса Российской Федерации и Положением Центрального банка Российской Федерации от 12.04.2001 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

Основные формы безналичных расчетов – это расчеты платежными поручениями, платежными требованиями, аккредитивами, чеками, расчеты по инкассо и расчеты в иных формах.

Платежное поручение – это распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или ином банке.

Платежное требование – это расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Аккредитив – это условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Расчеты по инкассо – это банковская операция, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.

Формы безналичных расчетов избираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых со своими контрагентами. В рамках форм безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские, кредитные и расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокращает способность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.

Учет операций по расчетному счету. Синтетический учет операций по расчетному счету ведется на активном счете 51 «Расчетные счета», по дебету которого записываются остаток денежных средств на расчетных счетах, поступления на расчетный счет организации. По кредиту счета 51 «Расчетные счета» отражаются все платежи, осуществляемые с расчетного счета.

В сроки, согласованные с банком организация получает от банка выписку из расчетного счета. Выписка представляет собой копию записей по расчетному счету за соответствующий период. К выписке прилагаются копии документов, на основании которых зачислены или списаны средства. Выписки банка из расчетного счета заменяет регистр аналитического учета. Проверенные и обработанные выписки являются основанием для записей на счета бухгалтерского учета.

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой денежные средства и каковы основные задачи их учета?

2. Кто является материально ответственным лицом и ведет учет кассовых операций?

3. Каковы основные формы безналичных расчетов?

4. Назовите первичные документы, по которым оформляется выплата наличных денег из кассы организации.

5. Выбирает ли организация самостоятельно формы безналичных расчетов?

Тесты по теме

1. В учреждениях банков свои денежные средства должны хранить все организации, за исключением:

а) торговых организаций;

б) все без исключения;

в) посреднических организаций.

 

2. Прием наличных денег кассами организаций оформляется:

а) приходным кассовым ордером;

б) квитанцией к приходному кассовому ордеру;

в) приходным кассовым ордером и выпиской из кассовой книги.

 

3. Контроль за правильным ведением кассой книги возлагается на:

а) главного бухгалтера;

б) кассира;

в) финансового директора.

4. Наличные деньги, полученные из учреждений банка, организация может расходовать:

а) на любые цели, предусмотренные уставом организации;

б) только на те цели, на которые они получены;

в) на любые собственные цели, не запрещенные законодательством РФ.

 

5. К банковским платежным документам относятся документы:

а) платежные требования, платежные поручения;

б) аккредитивы, чеки;

в) платежные требования, платежные поручения, аккредитивы, чеки.

 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.95.7 (0.014 с.)