Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет долгосрочных инвестиций

Поиск

УЧЕТ КАПИТАЛА

Понятие капитала. Капитал – это совокупность материальных ценностей и денежных средств, финансовых вложений и затрат на приобретение прав и привилегий, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности организации. Являясь экономическим ресурсом, капитал представляет собой совокупность собственного и привлеченного капитала, необходимого для осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации.

Привлеченный капитал – это кредиты, займы и кредиторская задолженность, т.е. обязательства перед физическими и юридическими лицами.

Собственный капитал – это капитал за вычетом привлеченного капитала (обязательства), который состоит из совокупности уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли и прочих резервов (целевые фонды и резервы).

Активный капитал – это стоимость всего имущества по составу и размещению, т.е. все то, чем владеет организация как юридически самостоятельное лицо.

Пассивный капитал – это источники имущества (активного капитала) организации; состоит из собственного и привлеченного капитала.

Учет уставного капитала. Первоначальным и основным источником формирования имущества организации является ее уставный капитал. Уставный (складочный) капитал – это совокупность вкладов учредителей в имущество организации для обеспечения ее деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Государственные и муниципальные унитарные организации вместо уставного капитала формируют в установленном порядке уставный фонд. Уставный фонд – это совокупность основных и оборотных средств, безвозмездно выделенных организации государством или муниципальными органами.

Учет уставного капитала ведется на пассивном счете 80 «Уставный капитал», сальдо которого должно соответствовать размеру данного капитала, зафиксированного в учредительных документах. После государственной регистрации организации ее уставный капитал в сумме вкладов учредителей, предусмотренных учредительными документами, отражается по кредиту счета 80 «Уставный капитал» в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями». Поступление вкладов отражается проводкой по Дт сч. 01, 04, 58, 07, 10, 51 и др. и Кт сч. 75-1, 75-3.

Увеличение или уменьшение уставного капитала производиться по решению учредителей или государственных органов. Увеличение капитала в зависимости от источников его возрастания отражается проводкой: Дт сч.83, 82, 84, 75 и Кт сч.80, а уменьшение – Дт сч.80 и Кт сч.75 (на сумму вкладов, возвращенных учредителям), сч.81 (на сумму аннулированных акций). Аналитический учет по счету 80 «Уставный капитал» ведется по учредителям организаций, стадиям формирования капитала, по видам акций.

Учет резервного капитала. Для учета резервного капитала используется пассивный счет 82 «Резервный капитал», по кредиту которого отражается образование резервного капитала, а по дебету – его использование. Кредитовое сальдо счета 82 «Резервный капитал» показывает сумму неиспользованного резервного капитала на начало и конец отчетного периода. Отчисления в резервный капитал из прибыли отражаются проводкой Дт сч.84 и Кт сч.82. Использование средств резервного капитала учитывается по Дт сч.82 и Кт сч.84 (в части сумм резервного фонда, направляемых на покрытие убытка организации за отчетный год), сч.66, сч.67 (в части сумм, направляемых на погашение облигаций акционерного общества).

Учет добавочного капитала. Сумма дооценки внеоборотных активов организации, проводимой в установленном порядке, безвозмездно полученные ценности учитываются как добавочный капитал на пассивном счете 83 «Добавочный капитал».

Учет целевого финансирования. Для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. предназначен пассивный счет 86 «Целевое финансирование». По кредиту счета отражаются поступления средств, а по дебету – их расходование. Сальдо по кредиту показывает остаток неизрасходованных средств на начало и конец отчетного периода.

Учет нераспределенной прибыли. Для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли или непокрытого убытка организации предназначен активно-пассивный счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Нераспределенная прибыль отчетного года – это часть чистой прибыли, которая не была распределена организацией в отчетном году. Сумма чистой прибыли отчетного года списывается заключительными оборотами декабря Дт сч.99 и Кт сч. 84, а сумма чистого убытка – Дт сч. 84 и Кт сч. 99.

Направление части прибыли отчетного года на выплату доходов учредителям организации по итогам утверждения годовой бухгалтерской отчетности отражается: Дт сч. 84 и Кт сч. 75, 70.

Списание с бухгалтерского баланса убытка отчетного года отражается: Дт сч. 80 (при доведении величины уставного капитала до величины чистых активов организации), сч.82 (при направлении на погашение убытка средств резервного капитала, сч.75 (при погашении убытка простого товарищества за счет целевых взносов его участников) и Кт сч. 84.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое капитал? Перечислите виды капитала.

2. Что отражается на счетах 80 и 83?

3. Перечислите основные бухгалтерские проводки по счету 82.

4. Что отражается по дебету и кредиту счета 86?

5. Что отражается на счете 84?

Тесты по теме

1. Под капиталом понимается совокупность:

а) материальных ценностей и денежных средств;

б) собственного и привлеченного капитала;

в) основных средств и нематериальных активов.

 

2. В зависимости от организационно-правовой формы собственности организации уставный капитал имеет следующие названия:

а) складочный капитал, уставный и неделимый фонд;

б) складочный и уставный капитал, уставный, паевой и неделимый фонд;

в) паевой и неделимый фонд, уставный капитал.

 

3. Организация до момента государственной регистрации организация может производить какие-либо операции через банк:

а) да;

б) нет;

в) частично да.

 

4. Источником формирования целевого финансирования является:

а) бюджетные ассигнования и внебюджетные фонды;

б) бюджетные и внебюджетные фонды, полученные безвозмездно от юридических лиц;

в) фонды специального назначения, взносы родителей и плата за обучение.

 

5. Резервы предстоящих расходов и платежей создаются на следующие цели:

а) оплату отпусков, выплату различных вознаграждений;

б) различные выплаты, вознаграждения, оплата отпусков, ремонт основных и прочих средств, разные затраты, связанные с подготовительными работами, культивацией земель и др.;

в) гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, оплату отпусков.

 

 


УЧЕТ КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ

Понятие и виды кредитов и займов. Кредит – это система экономических отношений между различными юридическими и физическими лицами, возникающие при передаче в долг денег или товаров во временное пользование на условиях возвратности, платности и срочности. В зависимости от целевого назначения и сроков предоставления существуют различные виды кредитов.

Банковский кредит. Предоставляется банковскими учреждениями в форме денежных ссуд на условиях возвратности и с уплатой процентов.

Вексельный кредит. Предоставляется банками - держателям векселей, поставщиками – своим покупателям.

Государственный кредит. Это совокупность кредитных отношений, в которых государство выступает в качестве заемщика.

Долгосрочный кредит. Предоставляется на длительные сроки, т.е. свыше одного года.

Ипотечный кредит. Ссуда под залог недвижимости.

Коммерческий кредит. Предоставляется продавцом товара покупателю в форме отсрочки платежа.

Кредит работникам. Предоставляется работникам на индивидуальное жилищное строительство, на строительство садовых домиков и другие цели, а также для покупки потребительских товаров на условиях возврата и с уплатой процентов.

Краткосрочный кредит. Предоставляется на срок до одного года и используемый на закупку материально-производственных запасов и на нужды текущей деятельности организации на условиях возвратности и с уплатой процентов.

Заем – это договор, по которому одна сторона (заимодавец) предлагает другой стороне (заемщику) в пользование деньги или вещи, определенные родовыми признаками (числом, весом, мерой), а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества.

Учет кредитов и займов. Для учета кредитов банков и займов предусмотрены пассивные счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Суммы кредитов и займов, полученные организацией, отражаются проводкой: Дт счетов 50, 51, 52, 55 и Кт сч. 66, 67. Займы, привлеченные путем выпуска и размещения облигаций, учитываются на счетах 66 и 67 обособленно. При этом если облигации размещаются по цене, превышающей их номинальную стоимость, то делаются записи Дт сч.51 и Кт сч.66, сч.67 – по номинальной стоимости облигации и Кт сч.98 – на сумму превышения цены размещения облигаций над их номинальной стоимостью. Сумма, отнесенная на счет 98, списывается равномерно в течение срока обращения облигаций на счет 91. Если облигации размещаются по цене ниже их номинальной стоимости, то разница между ценой размещения и номинальной стоимостью облигаций доначисляется равномерно в течение срока обращения облигаций проводкой: Дт сч 91 и Кт сч.66, сч.67.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте понятие кредитов и займов. Перечислите их виды.

2. Какие счета предназначены для учета кредитов и займов?

3. Перечислите операции по счетам кредитов и займов.

4. Как отражаются суммы, полученные по кредитам и займам?

5. Как ведется аналитический учет кредитов и займов?

 

Тесты по теме

1. Кредиты бывают следующих видов:

а) банковский, вексельный, государственный, долгосрочный, краткосрочный, коммерческий, работникам;

б) банковский, вексельный, государственный, ипотечный;

в) банковский, ипотечный, работникам, долгосрочный.

 

2. Вексельный кредит - это кредит, предоставляемый:

а) банками – своим покупателям;

б) поставщиками – своим покупателям;

в) банками держателям векселей и поставщиками своим покупателям.

 

3. Размер процентной ставки по займам определяется по:

а) договоренности сторон и ставкой рефинансирования;

б) договоренности сторон;

в) ставке рефинансирования.

 

4. Долгосрочный кредит - это кредит, предоставляемый на срок:

а) до 12 месяцев;

б) до 8 месяцев;

в) свыше 1-го года.

 

5. Заемные средства привлекаются путем:

а) продажи (выпуска) краткосрочных и долгосрочных облигаций, акций.

б) финансовых векселей.

в) привлечения кредитов и займов от юридических и физических лиц, за счет выпуска ценных бумаг.

 


И ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Понятие долгосрочных инвестиций. Под долгосрочными инвестициями понимаются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи.

Инвестиции – это вложения организацией денежных ресурсов в строительство, приобретение основных средств и нематериальных активов, которые можно использовать длительное время, а также в ценные бумаги, получая с них доход в форме дивидендов или процентов. По срокам вложения инвестиции делятся на долгосрочные (на срок более года) и краткосрочные (сроком до одного года – 12 месяцев).

Учет капитальных вложений. Капитальные вложения – это совокупность затрат на воспроизводство основных средств и улучшение их качественного состава. Результатом процесса капитальных вложений являются новые или реконструированные объекты основных средств. По технологической структуре капитальные вложения подразделяются на: строительные и монтажные работы; оборудование, инструмент и инвентарь; прочие капитальные работы и затраты. По назначению произведенных затрат капитальные вложения подразделяются на капитальные вложения, предназначенные для: строительства объектов производственного назначения; строительства объектов непроизводственного назначения; сдачи в аренду, лизинг, прокат. По степени готовности различают капитальные работы: законченные и незаконченные (незавершенное капитальное строительство).

Учет финансовых вложений. Финансовые вложения – это вклады в уставные капиталы, приобретение акций, облигаций сторонних организаций и государственных ценных бумаг, а также займы, предоставленные другим организациям или лицам. Финансовые вложения подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные финансовые вложения предполагают отвлечение средств организации на срок более одного года. К ним относятся вклады в уставные (складочные) капиталы различных организаций и затраты на приобретение акций с целью последующего получения доходов в виде дивидендов. Краткосрочные финансовые вложения предполагают отвлечение средств организации на срок до одного года. К ним относятся приобретения государственных облигаций, облигаций федерального и местных займов, акций различных организаций при условии, сто эти акции котируются на бирже, вклады на депозитные счета и приобретение депозитных сертификатов коммерческих банков.

Для учета наличия и движения финансовых вложений используется счет 58 «Финансовые вложения». Аналитический учет по счету 08 ведется по видам финансовых вложений и объектам, в которые осуществлены эти вложения.

Вопросы для самопроверки

1. Сформулируйте отличия между долгосрочными и краткосрочными инвестициями.

2. Что относится к понятию капитальные вложения?

3. Что такое финансовые вложения?

4. Как ведется бухгалтерский учет капитальных вложений?

5. На каком счете формируются фактические затраты?

Тесты по теме

1. К собственным источникам финансирования долгосрочных вложений относятся:

а) уставный капитал и добавочный капитал;

б) нераспределенная прибыль или фонды, амортизационные отчисления, уставный, добавочный и резервный капиталы;

в) амортизационные отчисления, уставный капитал и добавочный капитал.

 

2. К заемным источникам финансирования долгосрочных вложений относятся:

а) кредиты банков и займы;

б) кредиты банков краткосрочные;

в) кредиты банков долгосрочные.

 

3. К долговым бумагам относятся:

а) облигации, депозитные сертификаты и векселя;

б) акции, облигации и депозитные сертификаты;

в) акции, облигации и векселя.

 

4. По срокам вложения инвестиции делятся на:

а) долгосрочные и краткосрочные;

б) краткосрочные;

в) среднесрочные и долгосрочные.

 

5. Финансовые вложения – это:

а) вклады в уставные капиталы;

б) вклады в уставные капиталы, приобретение акций, облигаций, сторонних организаций и ценных государственных бумаг;

в) вклады в уставные капиталы, приобретение акций, облигаций, сторонних организаций и ценных государственных бумаг и займы, предоставленные другими организациями или лицами.


УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

 

Понятие основных средств. Содержание понятия «основные средства» отражено в Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Основные средства — это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. Срок полезного использования –это период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

Задачи учета основных средств. Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются: правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете суммы амортизации основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективностью использования.

Классификация основных средств. Основные средства в бухгалтерском учете классифицируются по разным признакам: по составу и назначению; по направленности использования; по степени использования; по принадлежности.

По составу и назначению основные средства подразделяются на следующие группы: земельные участки, объекты природопользования, здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, другие виды основных средств.

По направленности использования основные средства подразделяются на производственные и непроизводственные. К производственным основным средствам относятся объекты, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности, т.е. использование в процессе производства промышленной продукции, в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и общественном питании и других видах деятельности. К непроизводственным основным средствам относятся объекты, которые не участвуют в производственном процессе и используются для непроизводственного потребления (жилые дома, больницы, поликлиники и др.).

По степени использования основные средства подразделяются на действующие (находящиеся в эксплуатации) и бездействующие (находящиеся на консервации или в запасе).

По принадлежности основные средства подразделяются на собственные (принадлежащие организации) и арендованные (не принадлежащие организации и находящиеся во временном пользовании за определенную плату).

Оценка основных средств. Различают следующие виды оценки основных средств: по первоначальной стоимости, по восстановительной стоимости, по остаточной стоимости и по ликвидационной стоимости.

В бухгалтерском учете основные средства, как правило, отражаются по первоначальной стоимости (балансовой), которая складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию.

Восстановительная стоимость - это сумма денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть уплачена по рыночным ценам в случае необходимости замены какого-либо объекта на аналогичный новый объект.

Остаточная стоимость - это первоначальная или восстановительная стоимость за вычетом накопленной суммы износа.

Ликвидационная стоимость - это оценка основных средств, установленная на момент их выбытия (списания с баланса).

Учет наличия и движения основных средств. Учет основных средств регламентируют следующие нормативные документы: Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01); Общероссийский классификатор основных фондов; Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств и др.

Основные средства учитываются на активном синтетическом счете 01 «Основные средства». Дебетовое сальдо этого счета отражает сумму первоначальной стоимости основных средств. По дебету счета записывают первоначальную стоимость поступивших основных средств и их дооценку, а по кредиту – выбытие основных средств и их уценку.

Источниками приобретения основных средств являются собственные средства предприятия (сумма накопленной амортизации, доходы организации, вклады учредителей в уставный капитал, дарения, безвозмездные поступления) и заемные средства предприятия (кредиты, займы и кредиторская задолженность).

При принятии объектов основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал, делаются следующие проводки: Дт сч.08-4 «Приобретение объектов основных средств» и Кт сч.75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал». При вводе объекта в эксплуатацию делается запись: Дт сч.01 и Кт сч.08-4 (основание – акт приемки-передачи основных средств форма № ОС-1). Затраты по доставке объектов, полученных безвозмездно и по договорам дарения, отражаются записью: Дт сч.08 и Кт сч.60 и Дт сч.19-1 «НДС при приобретении основных средств» и Кт сч.60. При приобретении основных средств в обмен на другое имущество на стоимость списываемых материалов производится запись: Дт сч.91-1 «Прочие доходы» и Кт сч.10; на дату перехода права собственности обмениваемого имущества: Дт сч.08 и Кт сч.91-1; при вводе в эксплуатацию основных средств: Дт сч.01 и Кт сч.08.

Учет амортизации основных средств. Основные средства предприятия в процессе производства постепенно изнашиваются.

Износ основных средств. Износ основных средств – это потеря объектами основных средств своих потребительских свойств и первоначальной стоимости. Различают два вида износа: физический и моральный.

Физический износ – это постепенная утрата основными средствами своей первоначальной стоимости в процессе их функционирования или бездействия. Он подразделяется на полный (действующие средства ликвидируются и заменяются новыми) и частичный (возмещается путем проведения ремонта).

Моральный износ – это резкое снижение стоимости основных средств, возникающее в результате роста производительности труда в отраслях, производящих эти основные средства, и появления новых, более производительных и совершенных машин. Износ основных средств определяется по всем видам основных средств и учитывается на забалансовом счете 010 «Износ основных средств».

Амортизация основных средств. Амортизация основных средств – это постепенное перенесение стоимости основных средств в процессе их эксплуатации на стоимость готовой продукции, работ и услуг. Амортизация начисляется по объектам основных средств, находящихся в организации на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Амортизационные отчисления – это денежное выражение размера амортизации основных средств, включаемого в себестоимость продукции, работ и услуг.

Для учета амортизации используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». Кредитовое сальдо счета 02 отражает сумму начисленной амортизации по поступившим и действующим основным средствам, и сумму возмещенной (накопленной) стоимости основных средств с момента вступления их в эксплуатацию до отчетного периода или до полного выбытия. По дебету отражают сумму амортизации по выбывшим основным средствам.

Начисленную сумму амортизации относят на затраты производства и расходы на продажу записью: Дт сч.20,сч.44 и Кт сч.02.

По основным средствам, сданным в аренду на условиях возврата, арендодатель отражает сумму начисленной амортизации по Дт сч.91 и Кт сч.02.

При выбытии основных средств во всех случаях делаются проводки: Дт сч.02 и Кт сч.01 (на сумму накопленной амортизации); Дт сч.91 и Кт сч.01 (на остаточную стоимость основных средств).

Учет продажи и выбытия основных средств. Объекты основных средств выбывают из организации в результате: продажи (реализации) объекта другому юридическому или физическому лицу; списания в случае морального или физического износа; передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный капитал других организаций; ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; передачи по договорам мены, дарения объектов основных средств и др.

Выбытие основных средств – это списание стоимости объектов основных средств, которые выбывают или постоянно не используются в деятельности организации. Продажа основных средств является элементом их выбытия, но означает передачу права собственности одним лицом другому лицу на возмездной основе, которая проявляется в процессе сделки купли-продажи, обмена товарами, работами, услугами.

Учет ремонта основных средств. По объему и характеру производимых ремонтных работ различают капитальный, средний и текущий ремонты основных средств. При формировании учетной политики можно выбрать один из нижеследующих вариантов учета затрат на проведение ремонта основных средств: по фактическим затратам; с использованием счета расхода будущих периодов; путем создания резерва на проведение ремонта.

По фактическим затратам учитываются затраты, связанные с проведением ремонта, имеющего нерегулярный характер и не требующего значительных денежных вложений. Учет с использованием счета расхода будущих периодов97 «Расходы будущих периодов» ведется при неравномерном проведении ремонтных работ либо в случае единовременных расходов на ремонт объектов основных средств.

Создавать резерв на проведение ремонта рекомендуется предприятиям с большим количеством объектов основных средств, ремонт которых требует значительных финансовых вложений. При этом используется счет 96 «Резервы предстоящих платежей»: Дт сч.96 и Кт сч.99. В случае если на конец отчетного года выделенных средств оказалось недостаточно, делаются дополнительные проводки: Дт сч.20, 23, 25, 26, 44 и Кт сч.96.

При учете ремонта объекта основных средств при подрядном способе производства работ на сумму акцептованных счетов от подрядчика делаются следующие бухгалтерские записи: Дт сч.23, 26, 29 и Кт сч.60. На сумму НДС делается проводка: Дт сч.19 и Кт сч.60. Оплата счетов подрядчика оформляется следующим образом: Дт сч.60 и Кт сч.51.

Особенности бухгалтерского учета арендованных основных средств. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное владение. В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения и пользования или владения имуществом.

Начисление арендной платы за отчетный период отражается: Дт сч.76 и Кт сч.91. Арендная плата, начисленная авансом за будущие периоды, отражается записью: Дт сч.76 и Кт сч.98. Поступившие арендные платежи записываются: Дт сч.51, 52 и Кт сч.76. Начисление авансовых платежей на сумму арендной платы, начисленной в виде текущего платежа, отражается проводкой: Дт сч.98 и Кт сч.91.

Арендатор учитывает арендованные основные средства на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по первоначальной стоимости, обозначенной в договоре аренды. Аналитически учет ведется по объектам, принятым в аренду, и арендодателям. Суммы арендной платы, начисленной арендодателю, записывается арендатором следующим образом: Дт сч.25 и Кт сч.76.

Инвентаризация основных средств. Инвентаризация основных средств заключается в проверке их фактического наличия по местам эксплуатации. Проводит инвентаризацию основных средств комиссия, которая до начала инвентаризации проверяет наличие и состояние инвентарных карточек (книг), технических паспортов или другой технической документации, документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду.

Выявленные излишки основных средств приходуются записью: Дт сч.01 и Кт сч.99; при недостатке и порче объектов основных средств сумма износа списывается проводкой: Дт сч.02 и Кт сч.01; остаточная стоимость основных средств списывается: Дт сч.94 и Кт сч.01; при выявлении конкретных виновников недостающие или испорченные основные средства оцениваются по рыночной стоимости и списываются: Дт сч.73 и Кт сч.94, а разница между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств отражается Дт сч.94 и Кт сч.98.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте понятие основных средств.

2. Что входит в состав основных средств?

3. По каким признакам группируются основные средства?

4. Перечислите виды оценок основных средств.

5. Какие счета предназначены для синтетического учета основных средств?

 

Тесты по теме

1. В состав основных средств входят:

а) средства труда, предназначенные для производства продукции;

б) предметы стоимостью свыше стократного размера минимальной месячной оплаты труда;

в) предметы, служащие более года независимо от их стоимости, и предметы стоимостью свыше стократного размера минимальной месячной оплаты труда.

 

2. В учете для оценки основных средств используется стоимость:

а) первоначальная;

б) остаточная;

в) рыночная.

3. Основные средства группируются по:

а) отраслевому признаку и по назначению;

б) степени использования, наличию прав, назначению и, по отраслевому признаку;

в) наличию прав, отраслевому признаку и по назначению.

 

4. После полного погашения стоимости объектов основных средств амортизация:

а) не начисляется;

б) начисляется;

в) начисляется в пониженном размере.

 

5. Считается ли, что все выбывающие объекты реализованы:

а) да;

б) частично да;

в) нет.


УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

 

 

Понятие нематериальных активов. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000) от 16.10.2000 г. № 91н к нематериальным активам относятся активы, по которым выполняются следующие условия: отсутствие у них материально-вещественной (физической структуры); возможность их идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества; использование в производстве продукции, при выполнении или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; использование в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев); не предполагается последующая перепродажа данного имущества; способно приносить организации экономическую выгоду; наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы и др.).

Состав нематериальных активов. К нематериальным активам относятся следующие объекты интеллектуальной собственности: исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезная модель; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации (превышение текущей цены организации над стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств) и организационные расходы (связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада учредителей (участников) в уставный капитал организации).

Оценка нематериальных активов. Нематериальные активы оцениваются по первоначальной и остаточной стоимости.

К бухгалтерскому учету нематериальные активы принимаются по первоначальной стоимости, которая определяется следующим образом. Объекты, полученные от учредителей в качестве вклада в уставный капитал принимаются по договорной цене. Объекты, приобретенные за плату у других организаций и лиц, принимаются по фактически произведенным затратам на приобретение и приведение их в состояние, пригодное для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых затрат. Объекты, полученные по договору дарения (безвозмездно), принимаются по рыночной стоимости на дату оприходования. Объекты, полученные по договору мены, принимаются по стоимости обмениваемого имущества, которая была определена организацией, исходя из стоимости аналогичного имущества. Объекты, созданные самой организацией, принимаются по стоимости их изготовления.

Остаточная стоимость – это разница между первоначальной стоимостью и суммой амортизации нематериальных активов. Нематериальные активы по остаточной стоимости отражаются в балансе.

Учет наличия и движения нематериальных активов. Учет нематериальных активов ведется по их видам и отдельным объектам. Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки и др. На каждый объект в бухгалтерии открывается карточка учета нематериальных активов формы № НМА-1. Карточка заполняется на основании первичных документов на оприходование, перемещение нематериальных активов и др.

Учет наличия и движения нематериальных активов ведется на активном, инвентарном счете 04 «Нематериальные активы» по первоначальной и/или остаточной стоимости.

Учет поступления и выбытия нематериальных активов. Порядок отражения операций по приобретению нематериальных активов зависит от источников их поступления.

Внесение нематериальных активов учредителями в счет вкладов в уставный капитал записывается проводкой: Дт сч.08 и Кт сч.75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал; Дт сч.04 и Кт сч.08.

Безвозмездное получение нематериальных активов приходуется записью: Дт сч.08 и Кт сч.98-2 «Безвозмездные поступления». Впоследствии суммы, учтенные на Кт сч.98-2, списываются с этого счета: Дт сч.98-2 и Кт сч.91-1.

Приобретение нематериальных активов за плату приходуется: Дт сч.08-5 «Приобретение нематериальных активов» и Кт сч.60. Разработка своими силами нематериальных активов отражается проводкой: Дт сч.08-5 и Кт сч.10, 69, 70 и др.

При вводе в эксплуатацию приобретенного или созданного своими силами нематериального актива производственного назначения затраты, собранные на счете 08-5, списываются на счет 04 проводкой: Дт сч.04 и Кт сч.08-5.

Нематериальные активы могут выбывать в связи с продажей; вкладом в уставный капитал; безвозмездной передачей; списанием; ликвидацией при стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.

Инвентаризация нематериальных активов. В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств при инвентаризации нематериальных активов проверяется: наличие документов, подтверждающих права организации и их использование; правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте понятие и виды оценок нематериальных активов.

2. На каком счете ведется учет нематериальных активов?

3. Назовите основные проводки по учету поступления нематериальных активов.

4. Каковы причины выбытия нематериальных активов?

5. Что проверяется при инвентаризации нематериальных активов?

 

Тесты по теме

 

1. Нематериальные активы - это объекты:

а) имеющие денежную оценку и приносящие доход;

б) используемые длительное время и приносящие доход;

в) используемые более одного года, имеющие денежную оценку и приносящие доход.

 

2. Для оценки нематериальных активов в балансе используется стоимость:

а) первоначальная;

б) остаточная;

в) договорная.

 

3. В состав нематериальных активов входят:

а) права на объекты интеллектуальной собственности, организационные расходы;

б) деловая репутация и организационные расходы;

в) организационные расходы, деловая репутация организации, права на объекты интеллектуальной собственности.

 

4. Бухгалтерска



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.25 (0.018 с.)